Муниципальное бюджетное многопрофильное образовательное учреждение дополнительного
образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" (
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ) г. Королёв
Учредитель центра - Городской Комитет образования Администрации Королёва.
Краткая историяФевраль 1961 года. В подмосковном г.Калининграде по адресу: ул.Терешковой, дом №1, открывается внешкольное учреждение - городской Дом пионеров и школьников. Первым директором Дома пионеров стала Жирова Валентина Семеновна, Отличник просвещения РСФСР. К этому времени Валентина Семёновна имела уже большой педагогический опыт. Много лет она работала старшей пионерской вожатой. Она была инициатором открытия в городе первого городского пионерского лагеря и несколько лет была начальником этого лагеря. С момента открытия Дома пионеров основными направлениями работы учреждения стали многопрофильная кружковая работа и организация свободного времени детей.
1979 год. Дом пионеров и школьников № 1 переезжает на ул. Октябрьскую, где в доме № 1 для внешкольных занятий ребят был выделен весь первый этаж.
В 1982 году в Доме пионеров открылся Музей 8-ой Дальневосточной Краснознаменной Дебреценской кавалерийской дивизии, где служил Николай Корсаков, Герой Советского Союза, наш земляк. Руководителем музея стала Нина Леонтьевна Конц, ныне заместитель директора ЦРТДиЮ по научно-методической работе, Почётный работник общего образования.
В 1985 году, в год 40-летия Великой Победы, Дому пионеров и школьников №1 было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Корсакова.
В этом же, 1985 году, директором Дома пионеров стала Куренкова Татьяна Сергеевна, Отличник просвещения РФ. На тот момент Татьяна Сергеевна имела огромный опыт работы и старшей пионерской вожатой, и инструктора ГК ВЛКСМ, и вожатой Всесоюзного пионерского лагеря «Орлёнок», поэтому работу учреждения она возглавила с большим энтузиазмом и любовью.
В Доме пионеров активно работает городской Пионерский штаб, Школа пионерского актива, а также коллективы детского художественного и технического творчества. Дом пионеров проводит учёбу старших пионерских вожатых и вожатых пионерских лагерей, организует проведение в городе общероссийских игр - «Зарница», «Кожаный мяч», «Плетёный мяч»- туристских слётов, ежегодных Парадов юнармейских войск.
В 1991 г. постановлением председателя исполкома города Калининграда московской области Дом пионеров и школьников №1 был переименован в Центр творчества детей и юношества, а позднее учреждение стало называться Центром развития творчества детей и юношества.
В 1994 г. Центр развития творчества детей и юношества получил своё здание, свой адрес: г. Королёв, ул. Пионерская, дом 43 «А». Под торжественные звуки оркестра ребята получили из рук строителей, закончивших ремонт здания, «волшебный ключ», открывший дверь в страну творчества.
Ныне ЦРТДиЮ - многопрофильное
учреждение дополнительного образования, занимающееся образовательной,
воспитательной и досуговой деятельностью на основе принципов педагогики
искусства и личностно-ориентированной методологии.
За
время своего существования ЦРТДиЮ стал одним из самых популярных
детских учреждений в городе. На сегодняшний день учреждение насчитывает
около двух тысяч постоянных воспитанников в возрасте от 2-х до 23 лет,
что составляет около 10% детского и юношеского населения города. При
проведении праздников, слетов, концертов Центр привлекает к своей
деятельности около 10 тысяч детей и подростков (около 50% детского
населения города), являющихся сменным контингентом Центра.
Работа
ЦРТДиЮ осуществляется без выходных дней, с 9:00 до 21:00, в том числе
и время каникул. Центр предлагает юным жителям города и их родителям
свыше 170 кружков, 50 наименований творческих объединений и клубов
естественнонаучного, эколого-биологического,
художественно-эстетического, социально-педагогического,
культурологического и физкультурно-спортивного направлений, цель
которых не только развитие мотивации личности к творчеству, но и
профессиональное самоопределение. В стенах Центра происходит воплощение
идеи свободного образования, образования по выбору, в гармонии с
интересами, потребностями и способностями детей.
ЦРТДиЮ
имеет свою территорию, отдельное здание и филиала. Реализуемая
программа Центра позволяет использовать продуктивное обучение, а также
воспитывать в детях творческую активность в выбранных сферах
деятельности.
В ЦРТДиЮ сложилась уникальная педагогическая система,
отличающаяся своеобразной структурой, позволяющей реализовать процесс
подготовки творчески одаренных личностей. Соединение трех ведущих
профилей образовательного пространства: интеллектуального,
эстетического и экологического, дает реальную возможность каждому
ребенку соединить интеллект с чувством, знание с верой, умение
логически мыслить - со способностью понимать прекрасное и ему
сопереживать.
Достижения ЦРТДиЮ
по достоинству оценены. Творческие коллективы Центра - неоднократные
призеры и лауреаты международных, общероссийских и областных конкурсов.
Педагогический коллектив Центра неоднократно награждался почетными
грамотами и премиями Министерства образования РФ, Московской областной
Думы, Губернатора Московской области.
Материально-техническая базаЦРТДиЮ находится в здании 1964 года постройки площадью 1710 кв. м.
- 18 кабинетов, в том числе 1 компьютерный (7 компьютеров Pentium-III и выше с интернетом и локальной сетью)
- концертный зал на 130 мест
- 2 хореографических зала
- кабинет логопеда
- кабинет психолога
- библиотека
- Музей-кабинет Русская изба
Оргтехника: принтеры, сканеры, ноутбуки, ксероксы, видеопроекторы, аудио-видео-, ТВ и DVD техника
Обновление материально-технической базы и ремонт осуществляется в пределах выделенных средств – субсидий Муниципалитета и добровольных пожертвований родителей.
СтруктураВ центре обучаются дети 2-18 лет.
В
настоящее время в центре создано специальным образом организованное
пространство для развития и саморазвития личности и ребенка, существует
разнообразие направлений и видов деятельности детей, осуществляется
взаимодействие в различных формах деятельности и общения педагогов,
детей и родителей, созданы органы детского самоуправления – «Детский
совет», «Детское досуговое агентство».
В
Центре существует многоуровневая система непрерывного дополнительного
образования: приходя в дошкольном возрасте, ребенок продолжает занятия
в творческих объединениях, учась в школе и даже заканчивая ее.
Разноуровневость проявляется и в возрасте обучаемых, и в содержании
образования, и в уровне освоения программ. Срок реализации
образовательных программ от 1 года до 8 лет.
Педагогический
процесс в ЦРТДиЮ протиекает в форме совместного решения педагогом и
ребенком творческих задач, заявленных в образовательных программах
педагогов по следующим направлениям:
Стратегическая
цель образования в России ориентирована на ребенка, развитие его
творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к
самопознанию, самосовершенствованию и самореализации.
Идеи гуманизации лежат в основе программы развития Центра творчества детей и юношества.
При реализации программных задач педагогический коллектив центра учитывает следующие системообразующие принципы:
- Гуманистическую направленность воспитания – отношение к воспитанникам, как к субъектам собственного развития;
- Культуросообразность воспитания на общечеловеческих ценностях мировой и национальной культур, лучших народных традициях;
- Природосообразность воспитания – учет природных и социокультурных процессов, возрастных тенденций развития детей;
- Вариативность и разнообразие педагогических технологий;
В 43 объединениях разной направленности обучается 1200 учащихся. Занятия проходят с воспитанниками от 2-х до 20 лет, с 8-30 до 20-30. продолжительность занятий от 30 минут с дошкольниками до 4-х часов со старшими воспитанниками.
Центр работает без выходных дней, включая каникулярное время.В Центре созданы комфортные условия для работы и учебы, для развития и саморазвития личности. Процесс обучения проходит в доброжелательной, спокойной обстановке, используются как традиционная, так и нетрадиционная формы работы:
- Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- Занятия-конкурсы;
- Занятия-викторины;
- Занятия-творческие мастерские;
- Занятия-фантазии (сказка, сюрприз);
- Занятия-экскурсии;
- «филисовский стол» - занятие на которое приглашается педагог-психолог.
И дети и родители могут получить квалифицированную помощь педагога-психолога и логопеда.
Решению задач воспитания способствует хорошо развитая материально-техническая база учреждения. Материально-техническое обеспечение в полной мере соответствует требованиям продуктивного функционирования учреждения, используется рационально.
Профессионализм педагогов, основанный на самообразовании, регулярной учебе на курсах повышения квалификации, участие в учебно-методической работе, постоянное совершенствование форм и методов работы, развитая материально-техническая база дают устойчивые положительные результаты: в течении учебного года сохраняется контингент воспитанников, ежегодно воспитанники Центра становятся лауреатами, дипломантами, призерами и победителями различных смотров, конкурсов, фестивалей различного уровня: от городских до международных.
В ЦРТДиЮ дети имеют возможность получить допрофессиональное образование, нередко связывая свою будущую профессию с тем делом, которым занимались в объединениях Центра.
Среди выпускников ЦРТДиЮ: профессиональные художники, дизайнеры, конструкторы-модельеры, профессиональные компьютерщики, артисты, режиссеры, преподаватели прикладных дисциплин.
См. также:
Публичные доклады ЦРТДиЮПо материалам crtdu.3dn.ru