Вернуться к НПП "Регуста"
Передвижная лаборатория дорожной инспекции, НПП "Регуста"
Статья 30.11.2002
Мы уже рассказывали о том, что в середине октября в Королёве состоялась
конференция "Инновационные процессы в наукоградах. Вопросы, проблемы,
опыт". В статье "Королёв собирает наукограды", посвящённой этому
событию ("КП" от 22 октября), упоминался в числе других интересный
проект, разработанный в нашем городе: передвижная лаборатория дорожной
инспекции. Это обычный с виду автомобиль "Соболь", начинённый разной
умной электроникой, которая в автоматическом режиме фиксирует состояние
дорог, плотность потока автомобильного движения, уровень освещённости и
так далее.
Казалось бы, для характеристики российских дорог одного слова
хватит. И чтобы её сформулировать, вовсе не нужны ни компьютеры, ни
датчики. Но вот пример. Мы, жители города, знаем, что в таком-то месте
улицы Пионерской в сильные дожди всегда образуется море разливанное, а
по улице Толстого лучше ездить на вездеходе или тракторе. Знаем, где у
нас на дорогах опасные повороты, где уклоны и подъёмы. А если завернёт
в Королёв человек приезжий? Как добраться до нужного места, чтобы и
машину не угробить, и лишнего времени не потерять? Хорошо бы иметь
такую карту (и не по одному городу Королёву, а по всей Московской
области и по всей России), где указывались бы не только сами дороги, но
и их классность, особенности тех или иных участков. Пока таких карт в
нашей стране не было. Ведь для их составления необходима полная
аттестация дорог, а человеку без помощи специальных приборов с этой
работой не справиться. А вот передвижная лаборатория делает её чётко и
безошибочно.
Головным разработчиком передвижной измерительной лаборатории,
обеспечивающим её "начинку", является НПО ИТ. А измерительные приборы и
математическое обеспечение оценки состояния дорожного полотна
разработали специалисты научно-производственного предприятия "Регуста",
соучредителем которого является ЦНИИмаш. В настоящее время приборы в
составе 18 измерительных лабораторий ГИБДД находятся в опытной
эксплуатации на дорогах России. Подобные приборы на основе новейших
разработок предприятие готово поставлять и другим государственным
структурам.
Что же это за фирма такая - "Регуста"? Откуда она взялась, почему
так называется и что ещё умеет? Вот как ответил на эти вопросы её
директор Виктор РУБЛЁВ:
- В начале 1992 года группа сотрудников ЦНИИмаш решила создать
фирму для решения конверсионных задач с использованием
высокоинтеллектуальных технологий, накопленных в космической отрасли. 4
февраля 1992 года было зарегистрировано и начало работать
научно-производственное предприятие "Регуста", название которого
определило то, что его основу составили специалисты в области
регулирования, управления и стабилизации.
Первой нашей работой в области конверсионных технологий была
разработка конструкции и изготовление опытных образцов
высокоэффективной теплицы, в которой все параметры природной среды:
температура, освещённость, влажность и т.п. задаются автоматически с
помощью специальной системы на основе однокристальной ЭВМ. Это
позволяет полностью автоматизировать процесс выращивания различных
растений. Опытная эксплуатация теплицы успешно проводилась в НИИ
овощного хозяйства (г. Мытищи). Но спрос она могла бы найти не только у
овощеводов-профессионалов. Компактное, не требующее особых хлопот
устройство (опытный образец был площадью со стандартный обеденный стол,
а высотой - 80 сантиметров) в состоянии круглый год обеспечивать
пищеблок какого-нибудь учреждения свежей зеленью. Теплица пригодилась
бы на предприятиях, в больницах, школах, детских садах, не говоря уж о
кафе и ресторанах. Недаром образец пользовался успехом на Всероссийской
выставке в Нижнем Новгороде: по своей производительности наша теплица
превзошла голландские аналоги. К сожалению, экономический кризис в
стране в тот период не позволил наладить массовый выпуск этой
продукции.
С 1995 года основная работа предприятия была сосредоточена в
области инерциальных измерительных систем на основе микромеханики. В
подобных приборах нуждается как космическая отрасль (микроспутники),
так и различные отрасли народного хозяйства (робототехника, авиа- и
судомоделирование, медицинская техника и другие). В 1999 году мы
впервые в России получили образцы чувствительных элементов -
микромеханических вибрационных гироскопов-акселерометров, которые можно
рассмотреть только под микроскопом. В настоящее время ведётся отработка
промышленной технологии изготовления этих чувствительных элементов и
бесплатформенных инерциальных блоков на их основе, что имеет особую
актуальность для развития микро- и наноспутников.
Одновременно предприятие успешно работает и над созданием дешёвых
инерциально-измерительных систем на основе малогабаритных гироскопов и
акселерометров нового поколения. Помимо приборов для подвижных
лабораторий по аттестации автомобильных дорог, о которых уже
говорилось, нами разработаны и испытаны другие устройства,
обеспечивающие навигацию подвижных средств. Находятся на стадии
отработки серийного производства малогабаритные электронные цифровые
уровни, которые очень удобны в использовании, поскольку моментально
выдают в цифровом виде углы отклонения площадок и балок от
горизонтальной поверхности.
В 2000 году предприятие начало работы по созданию микролетательного
аппарата вертолётного типа массой до 400 граммов для мониторинга земной
поверхности. В настоящее время ведётся отработка его основных систем, а
также программно-алгоритмических средств управления и стабилизации. Вся
сложность создания этого аппарата состоит в том, что он должен летать в
автоматическом режиме по заранее заданной программе. Местоположение
аппарата фиксируется на наземном мониторе с использованием электронной
карты местности (с одновременным представлением в виде изображения
участка этой местности). Если на аппарате установить прибор для съёмки
в инфракрасном диапазоне, его можно использовать для мониторинга
теплотрасс, причём даже в самых труднодоступных местах. В общем, этот
крошечный аппарат может найти широкое применение как в народном
хозяйстве, так и при решении специальных задач.
Конечно, в нашей работе есть трудности, и немалые. Прежде всего -
финансовые. По существу, все наши разработки должны финансироваться
государственными организациями и фондами. К сожалению, сейчас эти
организации бедны. Тем не менее мы надеемся, что наши разработки всё же
найдут потребителя.
Источник: www.mosoblpress.ru