Вернуться к детсаду 33 "Тополек"Вернуться к детсаду 36 "Солнышко"
Все о звёздах мечтают.
Статья о детсаде № 36 "Солнышко" и № 33 "Тополек" г. Юбилейный, Газета "Спутник", №30 (1368) 23 апреля 2011, суббота
В эти апрельские дни звёзды как будто становятся
ближе к Земле и, особенно, к Юбилейному. Пятидесятилетие первого
пилотируемого полёта так неразрывно связано с нашим городом, что
чувствуется всеми, как самый важный и в то же время почти семейный
праздник. И гордость эта не только у взрослых. Сколько удивительно
важных слов говорят сегодня самые маленькие юбилейчата, те, кто через
десятки лет, продолжая космическую эстафету, может быть шагнёт впервые
на неизведанные планеты. И дороги эти начинаются на Земле.
Космос УДИВИТЕЛЬНЫЙ...
Удивиться и застыть, разглядывая уникальные бесценные экспонаты, — это
первая реакция всех, увидевших мини-музей в «Центре развития ребёнка
—детском саду № 36 «Солнышко». Газета 1961 года с сообщением о первом
полёте человека в космос, книги и фотографии с подписями Юрия
Алексеевича Гагарина и многих других космонавтов, настоящие
«космические» продукты. А рядом с этой великой историей звездолёты и
орбитальные станции из пластиковых бутылок и ещё чего-то очень
своеобразного, сложные групповые аппликации и картины Вселенной —
изумительное оригинальное творчество детей, воспитателей и родителей. И
сразу понимаешь, здесь нашли свою дорогу в космос.
Воспитатель Ольга Николаевна Костылёва уже несколько лет ведёт в своей
группе исследовательско-творческий проект «Удивительный космос». Занятия
по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром,
изобразительному творчеству и чтению соединялись едиными «космическими»
познавательными и творческими заданиями. Органично вошли в проект беседы
по темам: «Космос, Галактика», «Земля — как планета», «Звёзды и
созвездия», «Город Юбилейный и космос» и другим, поход в Музей
космонавтики.
Но, пожалуй, самая важная педагогическая находка — кружок «Юные
астронавты», где проводятся самые настоящие опыты и эксперименты. Не
только услышать о тайнах Вселенной, но и попытаться самим разгадать их.
Светят ли звёзды днём, почему все предметы падают на Землю, почему
планета вращается, как образуются кратеры на Луне... На эти и многие
другие вопросы, оказывается, можно не только ответить «теоретически», но
и показать «практически». Вот ровная поверхность муки в тарелке («так и
на Луне — там ведь нет атмосферы и воды»), и вдруг туда уронили
маленький шарик, как будто упал метеорит. Получился «лунный кратер». А
быстро вращающиеся закреплённые на палочке бумажные ленты легко
поясняют, почему Земля у полюсов приплюснутая. За несколько лет
проделано десятки опытов, проверены самые смелые теории, столько
познано, что подготовишки Ольги Николаевны сегодня с лёгкостью могут
соревноваться и со школьниками.
Свою работу воспитатель представила на городском методическом
объединении, которое, прежде всего, стало красочным радостным праздником
для всех присутствующих. Почётными гостями «Солнышка» в этот день стали
Глава города В.В. Кирпичёв и генерал-майор А.Н. Якушин, посвятивший
свою жизнь служению военному космосу.
Все о звёздах мечтают В таинственной полутьме зала (украшенного очень
красивыми звёздами, планетами и ракетами) на большом экране к детям
пришёл волшебник-звездочёт. Ах, какие сложные вопросы и задачи он
задавал, какие «мудрёные» термины использовал: «совокупность небесных
тел...», «Солнечная система», «фазы Луны»...
А ещё надо было подумать, для чего нужен в космосе скафандр («не
замёрзнуть и не сгореть, не потерять здоровье, дышать»), каким должен
быть космонавт («смелым, отважным, подготовленным, здоровым и ...
добрым»). Но как это было весело и интересно — например, найти предметы,
на которые похожа Луна. Апельсин, клубок, мяч, «потому что они
объёмные, шарообразные».
Научные изыскания окончены. И все словно шагнули в давние шестидесятые —
кадры Москвы той поры, «по переулкам бродит лето...» — весёлые
«стиляги» (совсем немного) в великолепных костюмах, музыкально и
пластично танцующие рок-н-ролл. И вдруг сообщение радио о полёте Юрия
Алексеевича Гагарина... и мир изменился. Дети — серьёзные и трогательные
— читали стихи, улетал в полёт юный «космонавт», «звёзды» кружились
вокруг него. На планете Земля, которую надо беречь, танцевали забавные
пчёлки, и дружно
собирались в космос весёлые «игрушки». Музыкально-литературная
композиция «Притяжение Земли» удалась на славу (вместе с воспитателями
её создавала музыкальный руководитель С.В. Боголепова).
Поздравив всех со знаменательным юбилеем и подарив главным его
участникам подарки-сюрпризы, Глава города В.В. Кирпичёв отметил
высочайший уровень знания детей, проведения занятий и праздника,
подчеркнув, что «детские сады всегда удивляют и радуют».
...И ЗАГАДОЧНЫЙ
В «Центре развития ребёнка — детском саду № 33 «Тополёк» старшую
группу в космический полёт позвала Ирина Геннадьевна Цымбалюк. Месяц
длилась общая подготовка, две недели каждый день дети с воспитателем
«посещали» одну из планет, обсуждали возникающие вопросы: «Чем метеор
отличается от кометы?», «Почему ночью темно?», «Когда погаснет
солнце?»... и многие другие (которые немногие взрослые сразу смогут
объяснить). Собранные материалы, прекрасно оформленные красочными
иллюстрациями, составили «Энциклопедию для детей старшего дошкольного
возраста «Космонавтика» издательства «Тополёк».
Одновременно дети не только узнавали новое, но и творили (с
воспитателями и родителями): рисовали, лепили, клеили, конструировали,
создавая настоящие шедевры, как гимн космосу и космическим
исследованиям.
Краткосрочный проект завершился итоговым занятием-досугом «В поисках
неизвестной планеты». Занятием — потому что объём информации, полученный
детьми и выданный ими, огромен, досугом — потому что это был радостный
увлекательный праздник с весёлыми песнями, зажигательными танцами и
необычными играми. Прекрасная совместная работа воспитателей И.Г.
Цымбалюк и Н.С. Шариковой, музыкального руководителя В. П. Брайчева и
старшего воспитателя Е.А. Чужмаковой.
Отдельно хочется отметить использование в мероприятии новейшей техники —
проектора, компьютера, звука и большого экрана. Всё это заменило старый
способ иллюстраций, фотографий и рисунков, дало возможность более
глубокого создания образов, ввело в занятия привычный для современных
детей мир компьютерной графики и видеоряда.
Дорога в космос начинается на Земле, и, прежде всего, с памяти. Ребята
легко называют имена первых космонавтов, космонавта, совершившего самый
длительный полёт, название космодрома, рассказывают о Звёздном городке и
РКК «Энергия». Это гордость за свою страну, заложенная с детства,
останется навсегда.
«Пристегнуть ремни», «Старт!» — команды воспитателя переносят всех в
звездолёт. А провожает экипаж в полёт сама Матушка-Земля. Дети пластично
и легко «парят» в невесомости. Вот и первая неизведанная планета. Как
же её назвать? Детская фантазия неисчерпаема, но все дружно остановились
всё-таки на Радужной Земле, чтобы «помнить о родном доме».
Каждая новая планета требовала определённых знаний и умений. Все дружно
вращались на «центрифугах» (очень подходящих для этого современных
креслах), преодолевали препятствия, называли сказки по предметам,
нашедшимся в сундучке на планете Сказок, тренировали внимание в весёлой
игре в животных. И даже спасли далёкую Альфацентавру от злобного
карлика, легко угадав все его рифмы-загадки.
Закончен полёт и занятие. «Великолепно!», «увлекательно и
познавательно», «современно» — отзывы коллег в превосходных степенях.
«Космическое путешествие» удалось, но оно не закончено. Воспитатели уже
продумывают план по этой теме на следующий учебный год. Звёзды зовут...
Автор : Елена МОТОРОВА, фото автора, Газета "Спутник", №30 (1368) 23 апреля 2011