Вернуться к ДЮТ
"Мечтать? Надо мечтать!" - интервью о команде судомоделизма ДЮТ г. Королев, 2008
Какой мальчишка в детстве не мечтал о море и небе? Чувствовать дыхание ветра, бороздя океаны на огромном корабле или взмыть в небо, покоряя воздушное пространство… Конечно, в нашем городе нет аэродрома с самолётами или порта с кораблями, стоящими на рейде. И всё же возможность почувствовать себя капитаном или авиатором существует: в Доме юных техников (ДЮТ) уже не первый год проводятся занятия по авиа- и судомоделированию. Ребята конструируют планёры и самолёты, скоростные катера и копии настоящих кораблей, проводят испытания в воздухе и на акватории, отстаивают честь города на областных и всероссийских соревнованиях.
Для юных судомоделистов начало этого года стало довольно успешным. Ребята завоевали командное второе место на первенстве Московской области по судомоделированию, четыре медали в личном первенстве, а Виктор Тамбовцев принёс команде серебро и бронзу, участвуя во всероссийских соревнованиях. В этом году он был включён в состав сборной России.
Об этом направлении ДЮТа — судомоделизме — мы попросили рассказать одного из тренеров команды, мастера спорта международного класса Алексея ДЕСЯТОВА.
— Алексей Владиславович, откуда берёт своё начало судомодельный спорт в Королёве?— В нашем городе секция судомоделизма появилась на базе Морской школы, которая была переведена из Мытищ примерно в 60-х годах. На этой же территории находилась станция юных техников. Учебно-тренировочная база располагалась на Пироговском водохранилище. Одним из первых руководителей судомодельного кружка был Виктор Писецкий. Во многом благодаря ему в Королёве и Мытищах был создан коллектив грамотных, хорошо подготовленных моделистов, как говорится, с золотыми руками и светлой головой. Они сохранили любовь к своему юношескому увлечению до сих пор и теперь активно помогают нам, передавая накопленный опыт.
— А как вы пришли в этот вид спорта?— Я начал заниматься в республиканском спортивном техническом клубе по водным видам спорта в Ташкенте. В 1987 году меня включили в состав сборной СССР, и я стал выезжать на международные соревнования, а через некоторое время перешёл на тренерскую работу. Хорошо помню то чувство юношеского восторга от того, что мне удалось пробиться в основной состав сборной и принять участие в первых международных соревнованиях.
— Расскажите о том, как в ДЮТ проходят занятия по судомоделированию. Кто работает с ребятами?— По нашему направлению в Доме юных техников специализируются три педагога: Елена Жорник, пошедшая по стопам отца — известного копийного моделиста Владимира Жорника, — работает в копийных классах, мы с Вячеславом Шарковым специализируемся в скоростных и гоночных классах.
В сентябре у нас проходит набор в группу, начинаются занятия в мастерской. Новички создают простейшие модели подводных лодок или катеров, выпиливая детали по шаблону. Ребята постарше или те, кто занимается не первый год, работают над более серьёзными радиоуправляемыми моделями с электро- или топливными двигателями. Нужно сказать, что с современными детьми работать непросто — у них появилась «виртуальная реальность» — компьютерные игры, где достаточно только нажать на кнопку и вообразить себя, например, автогонщиком. Машину не надо готовить к заезду, а если ты её разбил, то стоит всего лишь перезагрузить игру, и можно снова отправляться в гонку. Наша работа требует терпения и усидчивости, причём увидеть конечный результат своего труда ребята смогут только через несколько месяцев. Поэтому пару лет назад мы попробовали внедрять новые технологии при создании детских моделей. Выбор сделали в пользу технологии формования корпуса модели из пенополиуретана. Это усложняет и увеличивает стоимость технологической оснастки, но зато во много раз снижает себестоимость и время изготовления корпуса модели. Эксперимент оказался удачным, хоть оснастка и была сделана в черновом варианте, на «коленке» — при дефиците станков, инструментов и расходных материалов. Но зато мы смогли «обкатать» эту новаторскую идею в бассейне.
Кстати, помощь в подборе материалов для новых технологий нам оказало КБ Химмаш, снабдив нас небольшим количеством специального компаунда для герметизации радиоаппаратуры. Теперь с помощью этой же технологии мы планируем разработать новую конструкцию уже более серьёзной модели — гоночной, которая не может утонуть в принципе, как это иногда бывает с традиционными моделями при сильных столкновениях на соревнованиях.
— А выдвигают ли сами ребята какие-либо новаторские идеи? — Нехватки идей нет, но в большинстве своём они — из области фантастики. Однажды один из учеников попытался создать модель подводной лодки полностью из железа. Я попытался его разубедить: «Понимаешь, лодке
необходима плавучесть, она не только должна погрузиться под воду, но и всплыть». Мы с Вячеславом стараемся никогда не говорить «нет» и на все предложения отвечаем: «Попробуй это сделать». Однако потом ребята убеждаются, что на деле их идея не работает — так бывает от недостатка теоретических знаний. Тем не менее, если они свяжут свою судьбу с техникой, этот пройдёт, но способность рождать идеи останется.
Вспомним Сергея Павловича Королёва. Ему шёл всего пятнадцатый год, когда он познакомился и сдружился с лётчиками гидроавиационного отряда. Уже тогда он загорелся мечтой научиться строить самолёты и летать на них. А первый свой опыт работы и конструирования в авиации он приобрёл в планёрном кружке Одесского морского порта. Таким образом, способности и благоприятная среда во многом определили его будущее.
У наших учеников формируется множество навыков, которые в дальнейшем могут пригодиться в самых различных сферах.
— Говорит ли это о том, что без профессии моделиста большой авиации, по судостроению и ракетостроению не обойтись? — Сейчас любая отрасль промышленности обкатывает новаторскую идею сначала на мастер–модели, ведь это куда экономнее по времени и затратам. И лишь потом идея запускается в производство.
— Каким бы вы хотели видеть развитие судомодельного спорта? — Я считаю, что развитием технического спорта в первую очередь должно заниматься государство.
После распада СССР развалилась и система государственной поддержки технических видов спорта. Первой на постсоветском пространстве данные виды спорта снова начала развивать Белоруссия. В прошлом году мы были на соревнованиях в Минске и своими глазами увидели, какой прогресс у них в техническом спорте.
В нашем городе хотелось бы создать городской клуб спортивного моделизма. В ДЮТе могут заниматься только подростки, а в нашем деле важно именно наставничество взрослых спортсменов, которые потянут за собой наиболее способных ребят. В идеале такой клуб надо организовывать в комплексе с учебно–тренировочной базой на одном из водоёмов города. Наиболее подходящее место — технический пруд у очистных сооружений. Кстати сказать, вреда экологии мы не наносим. Моторы работают не на нефтяной основе. К тому же происходит аэрация воды, и водным организмам становится легче дышать.
Уверен, что в Королёве наш спорт обязательно будет поддерживаться. Уже в этом году нам выделили средства для приобретения двигателей, аккумуляторов, аппаратуры радиоуправления, а также для частичного финансирования расходов для участия в чемпионате мира.
Елена КИСЕЛЁВА, Калининградская правда №79, (17355) четверг, 17 июля 2008 года