О 85-летии изостудии «Пойманный ветер» г. Королев
«
Пойманный ветер» спустя 85 лет
Как передать через рисунок радость от осознания того, что «весна пришла»? Оказывается, достаточно изобразить веточку ивы с почками, начинающими покрываться жёлтым пушком. Так приход тепла в своей акварельной работе показала Т. Попова. Весна Г. Карканицы совсем другая. Она очаровала художницу мягким закатным солнцем, растворяющимся в парковых лужах. Д. Ельцева вообще решила перескочить слякотное межсезонье и увидела «лето зимой». И поманила посетителей выставочного зала усадьбы «Костино» Королёвского исторического музея вслед за своей фантазией в мир ярких чарующих красок, с помощью которых ученики и педагоги изостудии «Пойманный ветер» (при ЦДК им. М.И. Калинина) создали много талантливых интересных работ.
Проходящую сейчас в усадьбе «Костино» выставку изостудии приурочили к её 85-летнему юбилею. История её восходит к середине 1920-х годов, когда для детей рабочих и служащих завода им. М.И. Калинина был организован кружок рисования. К сожалению, никто не помнит имя первого его преподавателя. Но доподлинно известно, что в первые послевоенные годы в кружок пришёл художник и прекрасный педагог-организатор Павел Васильевич Вотинов. Именно к нему в 1950 году пришла учиться школьница Вера Малишевская. А в 1973 году она уже стала преподавать в студии, и за 18 лет воспитала более тысячи учеников, из которых около ста продолжили своё художественное образование в специализированных училищах и вузах. Например, Игорь Левашов, который после студии окончил художественное училище им. 1905 года, потом — Суриковский институт и аспирантуру, а сейчас работает за границей, или Павел Чистов, ставший кандидатом педагогических наук, заведующим кафедрой рисунка Московского государственного областного университета.
В своё время изостудия получила звание народной, что подразумевало высокий потенциал участников. «Мы должны были, чтобы поддерживать это звание, делать две выставки в год, — рассказывает Вера Михайловна. — Причём такие, на которые приезжало Всесоюзное и московское телевидение». Посещал выставки студии и С.П. Королёв. И хотя закрытость города не давала художникам развернуться (участие во многих выставках, особенно международных, было для них невозможно), у нас они были известными людьми. В 50 — 60-е годы ведущими учениками студии были И. Змеев, В. Ельцев, Н. Гвоздев, В. Дюмин, М. Радзивилович, Г. Коровин, Б. Нахалов, В. Кондратьев, Д. Ширинян и др. А в 60 — 70-х годах пришла новая волна талантливых художников и мастеров декоративно-прикладного искусства: И. Левашов, И. Ситников, Д. Ельцева, О. Русинович, О. Левин, А. Ивкин, О. Селиверстов, А. Ширяев, О. Зайкина, П. Редькин и др. Были среди новой волны и дочери Василия Кондратьева — Любовь, Елена и Ольга. И хотя они, в отличие от своего отца, не продолжили обучение живописи, рисовать не перестают до сих пор. А Ольга впоследствии привела в изостудию и своего сына — Васю. Отрадно, что на юбилейной выставке у посетителей есть возможность познакомиться с картинами целой династии студийцев-Кондратьевых: портретами В. Кондратьева, натюрмортами его дочери Любови Тупикиной и детской работой его внука Васи Утина «Сирень».
Была у организаторов выставки также идея показать работы студийцев в разные жизненные периоды, начиная от того времени, когда они стали посещать кружок, и до сегодняшнего дня. Но, к сожалению, задумка воплотилась частично: мало кто принёс свои ранние работы. Разве что Ульяна Маринина, представившая свою романтическую картину «Ветер» (гуашь), написанную в пятнадцать лет, и радужный, искрящийся радостью материнства портрет сына «Даня» (масло), созданный в 2009 году.
О работе нынешней студии нам рассказала её руководитель Галина Карканица, которая преподаёт в «Пойманном ветре» с 1975 года: «Студия предполагает не только занятие строго рисунком, живописью. Помимо этого требуются занятия и более простым творчеством. К нам приходят люди разного возраста и с разными способностями. Некоторые всю жизнь мечтали рисовать, но у них не получалось в силу каких-то обстоятельств. И вот они приходят, начинают заниматься, что-то получается, что-то — нет. А когда человек начинает заниматься какой-то примитивной, живой техникой, как керамика, например, или батик, результаты становятся видны достаточно быстро, и настроение сразу хорошее, и у человека интерес не пропадает. Я считаю, что любое творчество должно доставлять удовольствие».
То, что педагоги изостудии на протяжении всего её существования всегда старались привить ученикам любовь к искусству, заинтересовать их творчеством, видно по экспозиции. Даже работы самых маленьких художников вызывают у посетителей усадьбы «Костино» интерес своей оригинальностью и образностью. И хотя не все рисунки дошколят подписаны, в каждом видна индивидуальность, своё собственное мировоззрение. Работают в младшей группе изостудии и коллективно: создают керамические и бумажные поделки по мотивам рассказанных Галиной Николаевной сказок и историй. Так родились «Белый город», «Теремок» и ещё очень много керамических фигурок и кукол, представленных на выставке.
Галина Карканица считает, что каждый человек, который берёт в руки кисть, уже выдаётся из толпы своим стремлением участвовать в творческом процессе. И с этим не хочется спорить, когда посмотришь на насыщенные по цвету, красиво выстроенные по ритму, строению работы Аллы Семеновской, выполненные в технике горячего батика; или на акварели Веры Вишняковой, полные настроения, передающие ощущение воды, неба, пространства.
Юбилейная выставка старейшей в городе изостудии «Пойманный ветер» объединила под одной крышей и тех, кто сделал живопись своей профессией, и тех, кто посвящает искусству только свободное от основной специальности время. Но всех их роднит особый взгляд на мир, обострённое ощущение его красоты. И этим очарованием студийцы готовы поделиться с вами. Выставка открыта в усадьбе «Костино» до 14 мая ежедневно кроме понедельника и вторника с 10 до 17 часов.
Светлана НОСЕНКОВА. Калининградская правда №46 (17617 ) вторник, 27.04.2010