Усадьба
Любимовка — архитектурно-художественный ансамбль середины XIX в.
на берегу Клязьмы в Королёве, в нескольких сотнях метров от села
Тарасовка, в 30 верстах от Москвы по Ярославской железной дороге. Находится под юрисдикцией администрации Пушкинского района.
Согласно Постановлению Губернатора МО от 24.05.2003 № 120-ПГ в состав
Сельского поселения Тарасовское Пушкинского района МО включён посёлок
Любимовка.
Именно в этой усадьбе провёл юные годы Константин
Станиславский (настоящая фамилия -
Алексеев) — театральный режиссёр и реформатор,
актёр, педагог, создатель знаменитой актёрской системы, Народный артист
СССР, один из основателей Московского общества искусства и литературы,
Московского Художественного театра, и здесь и зарождались современные традиции театра.
Любимовка - господский дом, современный вид. Фото с Википедии 29.07.09
ИсторияПервоначально место называлось "сельцо Любилки, Любимовка тож" и входило в имение княгини А. Л. Трубецкой и князя А. К. Белосельского. Затем усадьба была выделена в самостоятельное владение, и сменило несколько хозяев.
В 1869 сестра Вера Владимировна
Сапожникова (Алексеева) и брат Сергей Владимирович (Алексеев) совместно покупают усадьбу Любимовку, которую через несколько лет делят на 2 части: одна - к семье сестры, другая – к семье брата. Из семьи Алексеевых происходит Константин Сергеевич Станиславский.
Из воспоминаний Станиславского: "Мой отец, Сергей Владимирович
Алексеев, чистокровный русский и москвич, был фабрикантом и
промышленником. Моя мать, Елизавета Васильевна Алексеева, по отцу
русская, а по матери француженка, была дочерью известной в свое время
парижской артистки Варлей, приехавшей в Петербург на гастроли. Варлей
вышла замуж за богатого владельца каменоломен в Финляндии, Василия
Абрамовича Яковлева, которым поставлена Александровская колонна на
бывшей Дворцовой площади. Артистка Варлей скоро разошлась с ним, оставив
двух дочерей: мою мать и тетку."
Когда была приобретена усадьба, Савва Иванович Мамонтов построил платформу-станцию Тарасовка (ныне Тарасовская) на проходящей в 3 верстах от Любимовки железнодорожной линии.
26 декабря 1905 в усадьбе Алексеевых Любимовке был открыт Коттедж
(Cottage), маленький дом в 3 комнаты, предназначенный для зимнего отдыха
родственников и друзей. Каждый приезжающий должен был оставить в
специальном журнале Коттеджа запись о своем посещении, желательно в
стихотворной форме.
Усадьбу посещали многие знаменитости: Чехов, Книппер, Шаляпин, Собинов, актеры. Именно в Любимовке и возник МХАТ. Здесь ставились спектали и обсуждались постановки, а Станиславский проводил сценические опыты.
Любимовка принадлежала Алексеевым до национализации в 1918. С тех пор здесь
поменялось много владельцев.
Сначала здесь были корпуса большого дома
отдыха имени Калинина, потом детский приют для испанских детей.
В годы Великой
Отечественной войны был военный госпиталь.
В послевоенные годы здесь было общежитие рабочих
кондитерской фабрики имени Бабаева.
В храме располагалось общежитие, магазин.
Позже
усадьба была признана памятником культуры регионального значения и
в 1987 перешла в распоряжение Союза театральных деятелей СССР.
После распада СССР перешла к Международной конфедерации
театральных союзов.
Сегодня находится в
федеральной собственности, в 1997 передана в безвозмездное пользование
Международному общественному благотворительному фонду К. С.
Станиславского.
В конце 90-х - начале 2000-х в сентябре ежегодно съезжались артисты и драматурги на некоммерческий Фестиваль молодой драматургии Любимовка.
С 2004 в усадьбе медленно идут реврастрационные работы, заново выращивают легендарный вишнёвый сад.
Архитектурный ансамбль усадьбы (на данный момент почти не сохранился):
1. Главный господский домГлавный господский дом был построен на рубеже XVIII-XIX веков по канонам классицизма. К дому прилегали 50 десятин
земли. Дом пережил наполеоновское нашествие, так как берег реки обороняли казаки.
Сергей Владимирович Сапожников провел в доме капитальный ремонт и переустроил его в загородную дачу.
Из
воспоминаний Зинаиды Сергеевны Сапожниковой об усадьбе: "Её большой двор
с четырьмя порядочными лужайками пересекали крест-накрест дорожки.
Лужайки окаймлялись подстриженными тополями. Жилой дом был с круглым
зелёным куполом. На флагштоке развевался русский трёхцветный флаг".
От дома к
реке вела каменная лестница, где были купальни и небольшой
причал для лодок.
2. Господский дом начала XIX в.3. Павильон Эрмитажпавильон Эрмитаж - флигель. Фото с Википедии 29.07.09
4. Театральный павильонТеатральный павильон - флигель середины XIX века, времен Алексеевского кружка.
Фото с Википедии 29.07.09
"Алексеевской драматические кружок (1877-1887) – домашний любительский театр в семье потомственного почетного гражданина, Коммерции советника Сергея Владимировича Алексеева (1836—1893). Первый спектакль состоялся в подмосковной усадьбе Алексеевых Любимовке, 5 сентября 1877 года в день Именин Елизаветы Васильевны Алексеевой (1841—1904). Постановщиком этого спектакля был Иван Николаевич Львов, студент Московского университета, любимый репетитор сыновей Владимира и Константина Алексеевых. Спектакль состоял из четырех коротеньких водевилей, в двух из которых играл (впервые в жизни) четырнадцатилетний гимназист Костя, а именно в водевилях «Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе» и «Чашка чаю»; в «Старом математике» выступал также отец семейства С. В. Алексеев, поскольку спектакль был подарком его жене и матери их детей ко дню Именин.
Участниками спектаклей Алексеевского кружка были дети и родственики, домочадцы, друзья и знакомые семьи С. В. и Е. Б. Алексеевых. «Душой» – руководителем и режиссером кружка вскоре единодушно стал Костя Алексеев, будущий К. С. Станиславский (1853—1938). Переводчиком на русский язык с иностранных языков (с французского, немецкого, английского, итальянского, испанского) незаменяемым концертмейстром и художником Алексеевского кружка был старший брат Володя, будущий заслуженный артист РСФСР В. С Алексеев (1861—1939).
В репертуаре Алексеевского кружка были комедии, шутки-водевили, по большей части переводные или переделанные с французского и немецкого, а также русских авторов: П. И. Григорьева, В. Александрова (В. А. Крылова), В. А. Дьяченко.
Первые годы спектакли Алексеевского кружка проходили в июле-августе в Любимовке, на сцене двухэтажного небольшого деревянного театра, выстроенного в 1877 году отцом семейства, по общей просьбе, на месте развалившегося старого флигеля. Это был первый театр, на сцену которого вышел будущий К. С. Станиславский, когда ему было 14 лет (ныне это административный корпус современной Любимовки). Здесь он вел сценические опыты.
Набрав на исполнении водевилей, в том числе и на водевилях с пением некоторый постановочный и актерский опыт, Костя Алексеев решился на постановку оперетты, что было модно и заманчиво в то время в Москве;
Из Вены он привез доселе никому в России не известную новую оперетту «Жавотта», бесхитросный сюжет и текст которой он немного сам переделал. Это был вариант известной сказки Ш. Перро «Золушка». Автором «Жавотты» был мало известный парижанин Эмиль Жонас. Оперетта увидела свет 28 апреля 1883 года в Москве на сцене театрального флигеля, пристроенного к Красноворотскому дому С. В. и Е. В. Алексеевых – это был второй театр будущего К. С. Станиславского.
Примечание. В начале тридцатых годов XX века Красноворотский дом Алексеевых был уничтожен, а пристроенный к нему театральный Флигель до сих пор существует по адресу: Садово-Черногрязская ул. дом 8. Одно время в нем был кинотеатр на 300 мест. Последующие спектакли Алексеевкого кружка проходили в любое время года, чередуясь домашними сценами в Москве или в Любимовке.
В дальнейшем репертуар Алексеевского кружка усложняется и в нем чаще появляются новые, совсем недавно поставленные в Европе оперетты, например, «Мадэмуазезгь Нитуш» и «Лили» Флоримона Эрве в переводе с французского B. C. Алексеева, с декорациями А. А. Малевича-Щукина. Постановки Алексеевского кружка всегда отличались великолепной срепетованостью и высоким исполнительским и художественным вкусом, что резко положительно отличало Алексеевский кружок от существовавших в то время других любительских театральных коллективов.
На спектакли в красноворотский дом приглашались обычно лишь родственники и близкие знакомые семьи Алексеевых, присутствие репортеров газет считалось в те времена непристойным. Но, несмотря на это, газета «Русский курьер» сумела поместить подробную хвалебную рецензию на спектакль оперетты «Лили»:
...
«… нам пришлось присутствовать на спектакле в доме одного из наших известных ценителей и любителей искусства, С. В. Алексеева. Давалась интересная по содержанию и музыке оперетта „Лили". Пьеса была поставлена с большим вкусом и уменьем, и превосходно срепетирована на небольшой, но очень красивой и уютной домашней сценке. Исполнение не оставляет желать ничего лучшего».
Вершиной деятельности и последней постановкой Алексеевского кружка была оперетта на японский сюжет «Микадо или Город Титипу» английского композитора Артура Сюлливана (1842—1900), которую перевел с английского на русский язык и руководил всей сложнейшей постановкой спектакля Володя Алексеев. Успеху спектакля способствовав великолепные декорации Константина Александровича Коровина (1861—1939). Премьера 18 апреле 1887 года на сцене красноворотского дома в Москве, после прошло еще несколько повторных спектаклей.
Примечательно, что жизни наиболее активных и любовно относящихся к Театральному искусству участников драматического Алексеевского кружка оказались связаны с театром. Так, родные сестры упомянутых выше К. С. Алексеева-Станиславского и В. С. Алексеева, Зинаида Сергеевна Соколова в 1935 году получила звание Заслуженной артистки РФ, Анна Сергеевна Штекер (выступавшая под псевдонимом А. С. Алеева) была актрисой (Московского Общества Искусства и Литературы, а также актрисой МХТ в первые годы его существования, а самая маленькая участница женского хора в оперетте «Микадо», младшая сестра Маня Алексеева стала оперной певицей, выступавшей под псевдонимом Аллина.
Их брат Георгий Сергеевич Алексеев, проживая в Харькове, создал любительский кружок «Товарищество исполнителе драматических произведений», снял театр Народного дома Общества грамотности и ставил в нем спектакли своего кружка.
Участники Алексеевского драматического кружка супруги Константин Константинович и Зинаида Сергеевна Соколовы в 1834 году уехали в сельцо Никольское под Воронежем, где занимались культурно-просветительской и благотворительной деятельностью среди крестьян, и организовали в 1896 году самодеятельный театр для крестьян, который при Советской власти получил на свое 75-ти летие звание Народного театра, отголоски которого существуют Воронежской области до сих пор."
С. С. Балашов, из книги "Алексеевы"
В 1882 отец Станиславского, С. В. Алексеев, перевез с Всероссийской промышленно–художественной выставки деревянный павильон архитектора Д. Н. Чичагова, и он тоже стал использоваться как летний театр.
5. Галерея (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы) Фото с Википедии 30.07.09
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь; Богородицкая церковь), 1870-е XIX в.
Оригинальное сооружение - 1870-х, по другим данным - 1843 или 1851. Облик значительно изменен в ходе восстановления, начатого в 1996.
Усадебный Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1843 предположительно местной помещицей Ю. А. Крекшиной.
До конца ХХ небольшая деревянная одноглавая церковь с трапезной и колокольней, декорированная в стиле позднего классицизма. Церковь являлась домовой при усадьбе, до 1930-х была приписана к
храму святых бессребреников Космы и Дамиана в Болшево.
В 1889 в церкви венчались К. С. Станиславский и М. П. Лилина.
В 1930-х закрыта, венчания сломаны. После закрытия в ней располагались общежитие и магазин.
С запада на восток примыкают друг к другу кирпичная колокольня (верх - деревянный), трапезная (обшита вагонкой) и нижняя часть стен. Композиция - трехчастная осевая.
От
оригинальной церкви сохранился 1-й ярус простой колокольни, увенчанной
приземистым шатром на столбах и главкой и 2 стены. Стены трапезной прорезаны
окнами — полукруглыми в западной части и прямоугольными — в восточной.
Внешний декор отсутствует. Внутреннее убранство не сохранилось. В алтаре сохранилась часть первоначальной
росписи — лик Спасителя.
В 1996-1999 богослужения в Любимовке шли в усадебном флигеле.
В 1996 сложилась церковная община, которая начала восстановление храма, однако при этом старое деревянное
здание было сломано и на его месте начата стройка каменного. По этой
причине строительство было остановлено музеем (т. к. постройки усадьбы - деревянный модерн) и не возобновлено до сих
пор, здание недостроено.
Ведется переписка с Фондом Станиславского и Министерством культуры о возвращении Покровского храма Русской Православной Церкви, однако законы не позволяют передать храм РПЦ. Здание пустует, службы не совершаются.
Этим было вызвано решение построить на приобретенном в 1995 православной общиной земельном участке новый каменный храм во имя новопрославленной святой – блаженной Матроны Московской. Храм был возведен в 2000 рядом с усадьбой К.С. Станиславского попечением строителя и мецената Виктора Ивановича Тырышкина. В 2003 архиепископом Можайским Григорием было совершено освящение храма. Настоятель протоиерей Димитрий Александрович Почепа, 1970. При храме Матроны действует воскресная школа.
В настоящее время приписные храмы к церкви:
- часовня иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша
- храм блж. Матроны Московской, matrona-lyubimovka.ru, (495) 515-81-64, pochepa08@rambler.ru
6. Вишневый садВишневый сад. Фото с Википедии 30.07.09
Дом, где жил А. П. Чехов. Из путеводителя 1956
С 5 июля по 14 августа 1902 на даче в Любимовке жил А. П. Чехов с женой. К этому времени относится его работа над пьесой "Вишнёвый сад". Константин Станиславский со своей семьёй в это время находился за границей, и предложил Чехову отдохнуть в Любимовке. В своих письмах к Станиславскому Чехов отмечал, что ему очень нравится пребывание в Любимовке, её природа и река с её чистой водой, с обилием рыбы. Многое из увиденного здесь можно узнать в пьесе "Вишнёвый сад". Даже гудок поезда, доносившийся с железной дороги, впоследствии был использован в спектакле.
7. Вилла Белая дача, конец XIX века
Племянник Сергея Сапожникова Владимир Григорьевич построил неподалёку
себе роскошную дачу на итальянский манер, которую иной раз называли
"Вилла", в округе закрепилось название "Белая дача". Она имела несколько
несимметричный вид по бокам, правое крыло было трёхэтажным, и на
третьем этаже имелся небольшой балкончик. На реке была устроена
пристань, к которой вела широкая каменная лестница. По праздникам сюда
собирались все многочисленные родственники и соседи хозяев дачи. Она
располагалась чуть ниже по течению реки. Сейчас на месте этой дачи почти
ничего не сохранилось.
8. Кухня
9. Флигель
10. Хозяйственные постройки
11. Беседки
12. Веранда
13. Погреб
14. Служебное помещение
Также к Любимовке примыкала деревня Комаровка, связанная с усадьбой хорошо утрамбованной пешеходной дорожкой, существующей и сейчас, и служившей местом ежедневной утренней прогулки матери К. С. Станиславского, Елизаветы Васильевны Алексеевой. Между Комаровкой и Любимовкой был лесок, примыкавший со стороны Любимовки к небольшому парку на берегу Клязьмы, в котором и находился огромный барский дом Алексеевых.
В Комаровке Алексеевыми был построен дом, в котором была основана Елизаветинская бесплатная
лечебница.
Скачать:
- Книга С. С. Балашов: Алексеевы
- Постановление
правительства Московской области от 09.07.2001 г. n 210/23 об
утверждении границ территории и зон охраны памятника истории - усадьбы
К. С. Станиславского "Любимовка"
- Распоряжение Министерства
культурыМосковской области от 28.02.2012 г. n 52-р об утверждении
предметов охраны объектов культурного наследия регионального значения
Источник: ru.wikipedia.org, книга "Алексеевы" Балашов С.С.