Василий Павлович Мишин (5 [18].01.1917—10.10.2001)
- Конструктор ракетно-космической техники.
- Один из основоположников советской практической космонавтики. Соратник С. П. Королёва, продолживший его работы в области космонавтики.
- Герой Социалистического Труда;
- Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР;
- Заслуженный изобретатель РСФСР;
- Академик Академии наук СССР;
- Член Международной академии астронавтики;
- Заместитель, а затем Главный конструктор Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения (2-й Главный конструктор ОКБ-1 - ЦКБЭМ, позже - НПО Энергия)
- Преподаватель кафедры проектирования и конструкции космических аппаратов Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
Родился 17 января 1917 года в деревне Бывалино, Павловско-Посадского уезда Московской губернии в обычной крестьянской семье.
Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, но учебу не бросил, хотя в школу приходилось ходить за десять верст.
После школы-семилетки поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ.
Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, и стал инструктором-планеристом.
Работа в КБПосле окончания факультета вооружения МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова, где в военные годы принимал участие в создании систем вооружения самолётов, в том числе и первого ракетного истребителя БИ-1. За удачные технические решения Мишин удостоен в 1945 году первой награды — ордена Красной Звезды.
Дипломный проект Василий Павлович разрабатывал в ОКБ-293 авиаконструктора-новатора В.Ф. Болховитинова, где и остался работать.
Хотя
оригинальные истребители ОКБ-293 на вооружение ВВС не пошли,
разработанные для них В.П. Мишиным дистанционно управляемые
двухпулеметные установки были использованы на ряде серийных боевых
самолетов других ОКБ, за что молодой специалист В.П.Мишин получил первую
государственную награду – орден Красной Звезды.
В годы войны главной задачей ОКБ-293 стало создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. При этом основные трудности возникли при разработке его двигательной установки.
Василий Павлович включился в сложную работу по ее доведению, ответственность за которую была возложена на А.М. Исаева.
Освоение на практике нетривиальных исаевских методов работы с ЖРД
вызвало у Мишина широкий интерес ко всем проблемам ракетной техники.
Необходимо
вспомнить, что в то время работы по созданию ракетных перехватчиков не
пользовались вниманием Наркомата авиапромышленности.
Отношение к ним изменилось только после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей.
По
приказу И.В. Сталина на базе НИИ-3 и ОКБ-293 был создан НИИ ракетной
авиации (НИИ-1). Первоначально НИИ-1 планировалось превратить в головной
центр развития всей ракетной техники, и одним из первых его
оригинальных проектов стал проект высотной исследовательской ракеты,
разработанный В.П. Мишиным на основе двигателя самолета БИ.
К концу войны стало известно, что немцы в развитии жидкостных ракет ушли
далеко вперед, и В.П. Мишин, наряду с другими ведущими сотрудниками
НИИ-1, в 1945 году был командирован в Германию на поиски немецких "ракетных тайн", где в составе спецгруппы он занимался изучением немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2 (А-4).
Именно Василий Павлович с детективными приключениями нашел значительную
часть технической документации ракеты Фау-2 (А-4), а затем в
организованном под его руководством расчетно-теоретическом бюро был
восстановлен почти полный комплект этой документации.
Такие успехи не могли пройти мимо внимания С.П. Королёва, назначенного в
начале 1946 года Главным инженером института «Нордхаузен».
Там они стали ближайшими соратниками в создании первых советских баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. В 1946 С. П. Королёва назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Первым заместителем главного в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королёва) стал В. П. Мишин, и в этом качестве он работал до января 1966 года, когда ушёл из жизни С. П. Королёв. Как его преемник на посту главного конструктора и начальника ЦКБЭМ (ОКБ-1), В. П. Мишин руководил этим предприятием с 1966 по 1974.
С 1946 года в течение 20 лет он был бессменным Первым заместителем С.П. Королёва и его ближайшим соратником-единомышленником.
Сергей Павлович ценил В.П. Мишина за его талант конструктора, несмотря на резкость и сложность характера своего заместителя.
Первой полностью собственной разработкой конструкторского бюро, которое
возглавил Королев, стал проект ракеты Р-3 с дальностью 3000 км.
За
разработку расчетно-теоретического обоснования проекта ответственность
была возложена на руководителя проектного бюро 3-го отдела НИИ-88 В.П.
Мишина.
Однако двигателисты не смогли вовремя создать для Р-3 нужный двигатель.Над НИИ-88 (ЦНИИмаш) нависла серьезная угроза срыва задания государственной важности. В
этой непростой ситуации именно В.П. Мишин первым решился довести до
С.П. Королёва созревшее у проектантов предложение отказаться от Р-3 и
сразу перейти к разработке межконтинентальной ракеты Р-7, временно
удовлетворив запросы военных созданием стратегической ракеты Р-5. Это и
было сделано.
Следует также отметить значительный личный вклад Василия Павловича в
создание принципиально новой во всех отношениях межконтинентальной
баллистической ракеты Р-9А, предопределившей в процессе разработки
революцию в криогенной технике.
Принятые в этом проекте решения в дальнейшем нашли
осуществление и в проекте Н-1, и в проекте ракеты-носителя «Энергия», не
говоря о верхних ступенях ракет-носителей «Союз» и «Молния».
Неожиданная
смерть С.П. Королёва 14 января 1966 года оставила его преемника В.П.
Мишина один на один со всеми, с кем работал и умел справляться Королев,
имевший огромнейший авторитет.
Василий Павлович понимал, что он не
сможет полностью заменить Королева и не может пользоваться его методами
работы, поэтому начал существенную перестройку организации всех работ в
ОКБ-1, получившем новое название – Центральное конструкторское бюро
экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ).
На этой перестройке он
существенно потерял темпы работ и поддержку многих королевских
соратников, но все же сохранил основной состав и тематику ЦКБЭМ и его
филиалов.
Дело постепенно пошло. В ЦКБЭМ наконец-то был создан
корабль «Союз» и первая орбитальная станция «Салют», доведена до летных
испытаний лунная ракета-носитель Н-1.
Но не обошлось без трагедий.
При
испытаниях «Союза-1» погиб космонавт В.М. Комаров, при возвращении с
«Салюта» погиб первый экипаж станции (Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков,
В.И. Пацаев).
После четырех неудачных пусков Н-1 В.П. Мишин
предполагал модернизировать как ракету, так и всю лунную программу в
целом, но государственное руководство к этому времени потеряло всякий
интерес к этой программе...
В 1974 году В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ.
В
дальнейшей своей деятельности он сосредоточился на преподавании в МАИ
(еще в 1959 году он организовал кафедру проектирования и конструкции
космических аппаратов), где проработал до последних дней своей жизни.
В. П. Мишин скончался 10.10.2001, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
В 11.04.2003 в Королеве
на доме, где в 1951-1955 жил В. П. Мишин открыта мемориальная
доска.
РазработкиДеятельность Мишина в 1945—1974 насыщена успехами в научной
деятельности. Его вклад в создание ракетно-космической техники во многом
способствовал успешному запуску первой межконтинентальной ракеты Р-7 в
августе 1957, выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4
октября 1957, первому полёту человека в космос 12 апреля 1961.
Мишин возглавлял большой комплекс исследований и проектных разработок по созданию баллистических ракет, начиная с первой ракеты — Р-1, которая имела дальность полёта 270 км. Её первый запуск состоялся в 1948 году. В апреле 1949 приступили к созданию серии геофизических ракет: Р-1 А, −1Б, −1В, −1Е , поднимавших научную аппаратуру на высоту до 110 км; Р-2А с дальностью полёта 590 км, в октябре 1950 года было проведено зондирование атмосферы до высоты 210 км: −5Б, −5В, −5Р (с марта 1953 года выполнялись исследования космического пространства). В 1953 году была разработана оперативно-тактическая ракета Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полёта 270 км (принята на вооружение в 1955 году). Она работала на высококипящих компонентах топлива, что позволяло хранить и транспортировать ракету в заправленном состоянии. Первая советская стратегическая ракета Р-5 с дальностью полёта до 1200 км и отделяющейся головной частью была создана в 1953 году, а в 1955 появилась ракета Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке, несущая ядерный заряд. Эта ракета положила начало морской ветви развития советской ракетной техники. Ракета Р-5М с ядерным зарядом испытана 2 февраля 1956 года. За создание ракеты Р-5 в 1956 году В. П. Мишин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1957 году была разработана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, построенная по двухступенчатой схеме (стартовая масса — 280 т). Появление этого оружия имело большое значение для обороны СССР. С помощью ракеты Р-7 был запущен первый искусственный спутник Земли. Она послужила базовой конструкцией для создания трёхступенчатой ракеты-носителя «Восток», которая сделала возможными запуск тяжёлых спутников, первые полёты автоматических аппаратов к Луне и пилотируемые космические полёты.
Следующей модификацией Р-7 стала четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния». Она позволила осуществить межпланетные полёты автоматов к Марсу и Венере, увеличить массу аппаратов для полётов к Луне (в том числе с мягкой посадкой на лунную поверхность) и вывести на орбиту спутники серии «Молния» (радио- и телевизионная связь с районами Дальнего Востока и Сибири).
На основе носителя «Восток» была разработана ракета-носитель «Восход». С её помощью были совершены пилотируемые космические полёты с двумя и тремя космонавтами и выход космонавта в открытый космос.
Усовершенствованный ракетно-космический комплекс «Союз» использовался в программах «Салют», «Союз», «Союз» — «Аполлон», «Салют-6» — «Союз» — «Прогресс», «Мир» и МКС. Многие из этих проектов были задуманы ещё при жизни академика Королёва.
Вместе с ним работала плеяда учёных и инженеров, среди которых В. С. Авдуевский, В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, А. Ю. Ишлинский, В. П. Макеев, Г. И. Петров, Н. А. Пилюгин, Б. В. Раушенбах, М. Ф. Решетнёв, Б. Е. Черток и многие другие специалисты. В этом творческом союзе важную роль играл академик Мишин. Его технические решения отличались не только оригинальностью, но и рациональностью, многие из них и в настоящее время составляют основной фонд проектно-конструкторских разработок. Под руководством и при участии Василия Павловича были реализованы такие проекты, как орбитальная станция «Салют», КК «Союз», «Прогресс», «Зонд», унифицированный разгонный блок «Д» с нетоксичными компонентами топлива (использовался для запуска АМС серий «Венера», «Вега», геостационарных спутников «Радуга», «Горизонт», «Экран»). Много сил и творческой энергии В. П. Мишин вложил в создание тяжёлого носителя «Н-1» (стартовая масса 2820 т) и лунного пилотируемого комплекса ЛЗ (масса 95 т), который планировалось запустить к Луне с помощью ракеты «Н-1». Работы над ней в ОКБ-1 начались ещё в 1959 году.
В мае 1974 года на основании письма в ЦК КПСС, подписанного руководящими работниками ОКБ-1, в том числе и Дмитрием Ильичем Козловым, Василий Павлович Мишин за существенные просчёты в руководстве ЦКБЭМ и допущенные провалы в космической программе был снят с поста главного конструктора. После этого экспериментальная отработка ракеты-носителя «Н-1» была прекращена, несмотря на готовность двух ракет к испытаниям. По мнению ведущих специалистов-разработчиков,[источник не указан 1614 дней] шансы на успешные испытания этих ракет были весьма высокие. Решение о закрытии работ они считают ошибочным, поскольку оно отбросило советскую ракетно-космическую технику на много лет назад. В. П. Мишин, освобождённый от должности главного конструктора, очень тяжело переживал решение о прекращении работ по данному проекту.
Участие Мишина в других разработках:
- 1959 — запуски межпланетных станций «Луна-1-3»;
- 1961 — запуск АМС «Венера-1»;
- 1961 — первый пуск чрезвычайно важной для обороны страны МБР Р-9;
- 1962 — создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит»;
- 1965 — выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1»;
- 1966 — первый пуск МБР РТ-2;
- 1968 — облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме.
В 1958 году Мишина избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1966 году — академиком.
Работа королёвского конструкторского бюро в 1946—1974 годах в области создания новейших ракетных средств вооружения и выполнения военных и гражданских ракетно-космических проектов была очень результативной. Это был период становления и интенсивного развития ракетной техники и космонавтики в СССР.
Научная работаС 1974 года Мишин работал в Московском авиационном институте заведующим кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов. Василий Павлович был одним из создателей этой кафедры в 1959 году (с этого года профессор) и возглавлял её более 30 лет, до 1974 года — по совместительству. На кафедре сложился сильный научно-педагогический коллектив, она всегда отличалась тесными связями с промышленностью. В. П. Мишин привлёк к работе в МАИ крупных специалистов из РКК «Энергия»: С. О. Охапкина, А. П. Абрамова, В. Ф. Рощина, И. М. Рапопорта, Р. Ф. Аппазова, В. К. Безвербого. На кафедре были подготовлены тысячи молодых специалистов, защищены десятки докторских и более сотни кандидатских диссертаций. Среди воспитанников Василия Павловича — многие известные учёные и специалисты, ряд членов Российской академии наук.
На кафедре были созданы крупные научно-педагогические школы, уникальные научные и учебные лаборатории, изданы многочисленные учебники и монографии. Мишин — автор монографий, учебников и учебных пособий. Наиболее известные из них — «Баллистика управляемых ракет дальнего действия» (1966 г.) и «Основы проектирования летательных аппаратов» (1985) — настольные книги не одного поколения специалистов ракетно-космической техники.
В 1968 году в МАИ был создан факультет летательных аппаратов, впоследствии — аэрокосмический факультет. Его основой стала кафедра Мишина. Мишин был одним из организаторов и признанных руководителей советских научной и научно-педагогических школ проектирования баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. Он всегда был генератором новых, нестандартных идей и решений. Он получил выдающиеся результаты по разработке современных концепций проектирования ракет-носителей многоразового использования и новые принципы построения самолётов с реактивными органами управления, осуществляющими вертикальные взлёт и посадку.
Мишин вёл общественно-научную работу, в частности возглавлял комиссию по научному наследию Ф. А. Цандера, готовил к изданию книгу о творческом пути С. П. Королёва, возглавлял учёный совет в Политехническом музее, постоянно участвовал в работе Академии наук, экспертного совета по авиационной и ракетно-космической технике ВАК РФ, программных научно-технических конференций, состоял в редколлегиях ряда журналов общества «Знание».
Неоднозначность восприятияНесмотря на значительные научные достижения, деятельность Василия Мишина воспринимается многими ветеранами ракетно-космической отрасли негативно. Наталия Королёва в книге «C. П. Королёв. Отец» свидетельствует о многочисленных случаях малодушия, проявленных Мишиным ещё на посту заместителя Генерального конструктора. 8 лет пребывания его на посту Генерального конструктора (1966—1974) были самыми провальными с технологической точки зрения и привели к глубокому организационному кризису структуры, созданной Королёвым, — практической дезинтеграцией ЦКБЭМ и Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ).
Начав воплощать в жизнь проект Сергея Королёва по космическим кораблям «Союз», Мишин, стремясь угодить правительству, принимал решения о запуске аппаратов с многочисленными недоработками. Это привело к 2 трагедиям, в которых погибли 4 советских космонавта (чего не случалось ни до, ни после Мишина), и последовательным неудачам на орбите (в основном связанным со стыковкой). Аварийные запуски ракеты Н1 также явно показали неспособность Генерального конструктора эффективно контролировать работу подчинённых. Именно провал советской лунной программы послужил причиной смещения Мишина с этой должности и назначению на неё Валентина Глушко. Резкой критике подверг Мишина в своих личных дневниках Н. П. Каманин.
Награды и звания:
- Герой Социалистического Труда
- лауреат Ленинской и Государственной премий
- Заслуженный изобретатель РСФСР
- золотые медали им.
академика С.П.Королева АН СССР и имени В.Г. Шухова Российского союза научных и инженерных организаций, и другие медали и ордена
- действительный член
Международной академии астронавтики
Скачать книгу: В. П. Мишин. Почему мы не слетали на Луну?
По материалам: space-memorial.narod.ru, ru.wikipedia.org