У семи замов город без глазу
Прошло около двух месяцев со дня выборов. Результаты голосования
всем хорошо известны и уже прокомментированы. Нет смысла лить воду из
пустого в порожнее. Что случилось - то случилось. Почему именно так и
не иначе, прекрасно известно. Известно и какими методами ковалась так
называемая “победа”.
Первые недели после выборов обещали расставить все на свои места.
Так и произошло. Новая конфигурация городской власти проявилась с
полной ясностью и определенностью. Точно так же стала известна
подлинная цена предвыборных заявлений и обещаний действующего мэра.
Итак, стоит внимательно присмотреться к тому, как же именно стали
делить Юбилейный после прошедших выборов. Глядя на складывающуюся
ситуацию, невольно вспоминается старый политический анекдот: После
переизбрания на пост мэра в некоем городе идет заседание администрации.
Мэр спрашивает приближенных: “Ну что, квартиры уже у всех есть? Дома за
городом отстроили? Машины все приобрели?”. “Все!”, - отвечают
подчиненные. “Пора подумать и о людях”, - говорит мэр. Раздается голос
из зала: “Нам бы душ по двадцать для начала!” Анекдот анекдотом, но он
довольно точно отображает настроения “победителей”.
В составе администрации нашего города произошли весьма характерные
изменения. Заместителем главы города по жилищным и имущественным
вопросам был назначен Юрий Демочка, возглавлявший в период выборов
территориальную избирательную комиссию Юбилейного. Более прозрачного и
яркого свидетельства истинной подоплеки прошедших выборов и степени их
объективности придумать трудно. Так сказать молодец, Юрий Федорович, с
поставленной задачей справился - вот тебе и повышение. Да еще какое!
Заместитель по жилищным и имущественным вопросам - это именно тот, к
кому будут ходить на поклон очередники, это тот, от росчерка пера
которого будет зависеть выделение муниципального жилья и распоряжение
городской собственностью. Как говорил Глеб Жеглов: “Это ж Клондайк!
Эльдорадо!” И правда Клондайк…
Самое интересное, что такие вот награждения делаются совершенно
открыто. Никто ничего и не скрывает. Сам Валерий Кирпичев, выступая на
церемонии своего вступления в должность главы города, поблагодарил за
победу не кого-нибудь, а членов участковых избирательных комиссий (!).
Так и сказал - мы с вами победили! Ну а с другой стороны, стесняться-то
уже чего.
А никто и не стесняется. Еще одним новым заместителем главы города стал
Владимир Кошелев. Да-да тот самый кандидат, великолепно сыгравший
отведенную ему роль политической “прокладки”. В последнюю неделю перед
выборами он снял свою кандидатуру и открыто поддержал Валерия
Кирпичева. Образ честного и бескомпромиссного офицера, отведенный ему
режиссерами предвыборного спектакля, он пытался соблюдать до конца.
Точнее, до 2 марта. После чего честность и бескомпромиссность куда-то
испарились - пришла пора решать собственные проблемы и получать награду
за отработанную роль. Награда ждать себя не заставила. Буквально в
течение недели после выборов Владимир Кошелев стал обладателем
новенького автомобиля Ford. А 22 марта “Спутник” сообщил о назначении
Владимира Кошелева заместителем главы администрации по социально -
правовым вопросам. Довольно размытая должность, если вдуматься. А проще
это выразить по-другому - человеку дали стабильную и хорошо
оплачиваемую должность, не требующую особых усилий. Более того,
устроившись на новую работу, Владимир Кошелев озаботился сугубо личной
проблемой. Как поговаривают в администрации, он всецело увлекся
проблемой обмена своей ивантеевской квартиры на хорошее жилье в
Юбилейном. Порадуемся за человека - машина есть, работу дали и не абы
какую, теперь еще и жилье новое в скором времени образуется. Вот только
с образом бескомпромиссного и честного офицера все это вяжется с
большим трудом. Кстати перед выборами в агитационных материалах Валерия
Кирпичева на все лады склонялась тема неких мифических рейдеров, идущих
захватывать город. Ну что ж, вот они и пришли - например из Ивантеевки.
Как говорится, распишитесь в получении…
Итого количество заместителей у нынешнего мэра зашкаливает - то ли
семь, то ли восемь. Правда, толку от этого как-то не прибавилось.
Должность заместителя главы Юбилейного - это теперь что-то вроде
пряника, который выдается за особые заслуги.
Правда, не всем так повезло. Вот, например, директор лицея № 4 Лариса
Чистова, человек, занявший во время выборов принципиальную позицию и
отказавшийся потакать тому явному беззаконию, на которое толкала
городская власть директоров школ и членов участковых избирательных
комиссий. Последствия не заставили себя ждать - быть принципиальным в
нашем городе опасно. В скором времени Ларисе Александровне придется
покинуть свой пост - ее трудовой договор с администрацией не будет
продлен. Вместо нее называется кандидатура Олега Каширина, занимавшего
ранее должность заместителя директора лицея по безопасности. За какие
услуги администрация решила наградить постом директора господина
Каширина, я не знаю. Зато знаю другое - назначать директором школы
заместителя по безопасности и человека без всякого педагогического
опыта кощунственно. Похоже, в Юбилейном пост директора школы означает
просто доходное место и с образованием уже никак не связан. А с другой
стороны, чего удивляться - основную роль в так называемой “победе”
Валерия Кирпичева сыграли именно директора школ и отдельно взятые
учителя, которые еще до выборов подверглись мощнейшей “накачке” со
стороны администрации. А ведь вроде бы задача педагогов - сеять
разумное, доброе, вечное… Вот и посеяли… Думаю, на будущее надо сделать
выводы из всего случившегося и перестать втягивать педагогов в
сомнительные политические игры. А избирательные комиссии формировать не
из учителей.
Выборы - дело дорогое. И очевидно, что сейчас в городе идет процесс
раздачи слонов - кому посты, кому лакомые участки. Об одной такой
“политической” стройке читайте в этом номере “Болшевских вестей”. И
процесс этот затянется, пока мы видим только то, что на поверхности.
Руководство города явно пребывает в эйфории, которую можно выразить
очень коротко: “Уф, пронесло!” Еще бы - впереди четыре года спокойной
сытой и безмятежной жизни местных чиновников. Или, по крайней мере, им
так кажется. Хотя на самом деле результаты прошедшей избирательной
кампании довольно неубедительные. И судебные процессы по этому поводу
еще впереди.
Сергей Мазий
P.S. В марте и апреле “Спутник” озадачил читателей публикациями с
заголовками “О нарушениях в ходе предвыборной кампании”. Интересно, чем
вызваны эти статьи? Судя по всему, стопроцентной уверенности в
одержанной “победе” нынешний мэр не испытывает и уже подспудно готовит
общественное мнение к повторным выборам. И этот сценарий вполне
возможен, учитывая допущенное нынешним мэром количество нарушений в
ходе предвыборной кампании.
29.04.2008
Нужна ли власть Совету?
Другим важным следствием мартовских выборов стало почти полное
изменение состава городского совета депутатов. Другим стало и
количество депутатов - теперь их ровно 20. Итак, ближайшие четыре года
двум десяткам народных избранников предстоит определять судьбы
Юбилейного.
Прошлый созыв городского совета оставил, мягко говоря, бледное
впечатление после себя. Смело можно утверждать, что авторитет этого
важнейшего органа городской власти был сведен к нулю - никакого доверия
и никаких надежд жители города на депутатов не возлагали, а многие даже
просто и не знали, кто конкретно представляет их интересы.
На прошедших выборах в Юбилейном было 108 кандидатов, претендующих
на место в городском совете. Причина такого ажиотажа понятна - люди,
желающие что-то менять в городской жизни, осознали реальные
возможности, которые дает звание депутата. Более того, такое количество
кандидатов, по сути, объясняется протестными настроениями большинства
населения. И попробовать свои силы решили многие.
Однако какой совет мы в итоге получили? Неоднозначный - такое мнение
все больше и больше укрепляется сегодня в городе. Неожиданным стало
избрание председателем городского совета бизнесмена Алексея Абрамова.
Предприниматель в роли председателя совета депутатов - явление
нетипичное и вот почему. Настоящая, вдумчивая работа председателя
предполагает большую загрузку и никакого времени еще и на бизнес тут по
определению не может оставаться. Более того, законодательство гласит,
что председатель совета обязан работать на постоянной основе и получать
за свою работу заработную плату. При этом ему запрещено заниматься
коммерческой деятельностью. Насколько мы видим, Алексей Абрамов от
зарплаты председателя отказался (чтобы не покидать руководящие
должности в принадлежащих ему коммерческих структурах), правда как
увязать этот его шаг с законодательством, пока никто так и не придумал.
Также неясно, как именно он собирается совмещать работу в совете и свою
предпринимательскую деятельность.
Очевидно, что такая ситуация напоминает сидение на двух стульях и
ничего позитивного для города ожидать от нее не приходится. Как-то не
верится, что новоиспеченный председатель целиком погрузится в решение
городских проблем и оставит свой бизнес. По первому месяцу его работы
создается впечатление, что он и сам не очень представляет, чем же ему
заниматься в городской власти. Пост, что ни говори, очень важный, а что
с ним делать - непонятно.
Кстати, странности начались уже с самого первого заседания нового
состава совета депутатов. Анекдотом стало объявление заседания закрытым
для прессы и горожан. Вместо торжественного события, знаменующего
приход во власть новых людей, получилась разборка за закрытыми дверями.
Причины такого нервного поведения просты - в списке избранных депутатов
есть фамилия Голубов. Именно Борис Голубов, будучи старшим по возрасту
из всех депутатов, должен был открывать и вести первое заседание. Так
повелось издавна в парламентах и советах всех времен и народов. Однако
Юбилейный и тут отличился. Открывать собрание Борису Голубову не дали.
Не последнюю роль сыграл в этом мэр Юбилейного Валерий Кирпичев. Такое
впечатление, что сам факт присутствия Бориса Голубова в составе совета
до невозможного пугает мэра города и его приспешников. Довольно
странное поведение для людей, “уверенно” победивших на выборах.
Уверенности-то как раз и нету.
Самое первое заседание нового совета, ставшее по сути тайным, уже
отложило негативный отпечаток на репутацию этого органа власти. Простой
вопрос - а что опять скрываем-то? А обсуждались на первом заседании
вещи вполне конкретные - в их числе стоял вопрос и о зарплате
переизбранного главы. Более того, сам глава при этом и присутствовал,
что как минимум, неэтично. Я, конечно, понимаю, что вопрос заработной
платы его искренне волнует, но все же, зачем было делать тайну из этого
обсуждения. Как никак, а зарплата мэра выплачивается из бюджета, а
потому горожане имеют право знать, как проходило рассмотрение данного
вопроса. Так что пока первые недели работы нового совета оставили
довольно странное впечатление. Все свелось к внутренним кадровым
разборкам и делению портфелей.
Что ожидает нас в будущем? Для начала, наверное, нам всем стоит
вспомнить, а какими же именно полномочиями наделены наши депутаты.
Итак, позволим себе довольно пространную цитату из текста устава города
Юбилейного (опубликован на официальном сайте администрации города
www.yubyleyny.ru) .
Статья 28. Полномочия Совета депутатов городского округа
1. В исключительной компетенции Совета депутатов города находится:
1) принятие устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в
соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и
ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об
установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению
вопросов местного значения.
2. Совет депутатов города осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения:
1) осуществляет права законодательной инициативы в Московской областной Думе;
2) заслушивает отчеты должностных лиц администрации городского округа и
руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций о
текущей работе и вносит Главе города представления по их отчетам;
3) устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от
должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и
организаций;
4) утверждает структуру администрации городского округа Юбилейный по представлению Главы города;
5) формирует контрольный орган городского округа Юбилейный, избирательную комиссию городского округа;
6) принимает решения о предоставлении права юридического лица структурным подразделениям администрации города;
7) осуществляет депутатские проверки;
принимает решение о самороспуске;
9) принимает решение о назначении местного референдума;
10) утверждает порядок реализации правотворческой инициативы граждан;
11) устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
12) утверждает порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления;
13) утверждает порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления, условия и порядок выделения объектов и
необходимых средств из местного бюджета;
14) утверждает порядок организации и проведения публичных слушаний;
15) утверждает порядок назначения и проведения собраний и конференций граждан, а также полномочия собраний граждан;
16) утверждает порядок назначения и проведения опроса граждан;
17) утверждает порядок подготовки проектов муниципальных правовых актов;
18)утверждает документы территориального планирования городского округа и иную градостроительную документацию;
19) утверждает порядок ведения реестра расходных обязательств;
20) утверждает порядок привлечения заемных средств, выпуск муниципальных ценных бумаг;
21) утверждает положение об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в городе в соответствии с общими принципами бюджетного
устройства и бюджетного процесса, установленными федеральными законами
и законами Московской области;
22) устанавливает в соответствии с законодательством порядок передачи и
продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в
аренду;
23) пункт 23 исключен решением Совета депутатов города от 12.01.07г. № 38. П. 24 считается п. 23 и т.д.
23) устанавливает порядок пользования и распоряжения муниципальными жилыми помещениями;
24) утверждает порядок и условия приватизации муниципального имущества;
25) утверждает порядок сдачи в аренду, передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества;
26) определяет перечень объектов муниципальной собственности города, не
подлежащих отчуждению, подлежащих приватизации, определяет максимальный
размер стоимости сделок с имуществом, заключаемых администрацией города
и ее структурными подразделениями без согласия с Советом депутатов
города;
27) устанавливает общие правовые и экономические принципы осуществления закупки и поставки продукции для муниципальных нужд;
28) определяет в соответствии с законодательством налоговые льготы;
29) определяет в соответствии с законодательством порядок
предоставления земельных участков, а также распоряжения земельными
участками на территории городского округа (в ред. решения Совета
депутатов города от 12.01.07г. № 382);
30) утверждает генеральный план развития городского округа, утверждает правила землепользования и застройки городского округа;
31) принимает решения об организации и ликвидации особо охраняемой
природной территории местного значения (в ред. решения Совета депутатов
города от 06.09.06г. № 326);
32) определяет при наличии собственных материальных ресурсов и
финансовых средств дополнительные льготы и преимущества для граждан,
проживающих на территории города Юбилейный;
33) утверждает схемы образования избирательных округов по выборам Главы города, депутатов Совета депутатов города;
34) определяет порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.
3. Совет депутатов осуществляет иные полномочия в соответствии с
действующим законодательством. (в ред. решения Совета депутатов города
от 12.01.07г. № 382).
А еще в уставе сказано, что Совет депутатов подотчетен и подконтролен
только населению города. Совету депутатов города принадлежит право от
лица всего населения городского округа принимать решения по вопросам
своей компетенции.
Если вдуматься в строки устава, то вывод очевидный - выше совета
депутатов в городе ничего нет. И полномочия его обширны и решения
безусловны для исполнения всеми, начиная с мэра города. Глава города,
согласно уставу, подотчетен именно совету. В сущности, без согласования
с советом мэр и шага сделать не может. Более того, совет депутатов
имеет полное право сделать главой администрации человека не избранного,
а отобранного на работу специальной конкурсной комиссией и вручить ему
бразды правления в городе. Словом, совет может всё. Вопрос - захочет ли?
Как использовал свои полномочия предыдущий совет, мы хорошо видели -
никак. Ответственность и полнота власти, возложенные на него, никем не
осознавались. Что будет теперь? Непонятно. То ли совет по-прежнему
будет безмолвной машиной для утверждения инициатив мэра, то ли он и
правда возьмется, наконец, за дело. Сильным по составу стал бюджетный
комитет совета, куда вошли Евгений Пятикопов, бывший мэр Борис Голубов
и действующий сотрудник ФСБ Александр Варганов. Будем надеяться, что
бюджет теперь на замке.
Однако, весь вопрос в том, куда качнется большинство депутатов. Пока
они себя никак не проявляют - слишком мало времени прошло. А с другой
стороны, времени на раскачку не так уж и много - городские проблемы
наваливаются как снежный ком. Возьмем хотя бы ситуацию со
строительством гостиничного комплекса на Пионерской улице. Состоялись
два митинга протеста жителей прилегающих к стройке домов. Останется ли
новый совет безучастным к настроению граждан? Вот задача для нового
председателя совета Алексея Абрамова, кстати, строителя. И почему бы
ему не применить собственные знания и ресурсы для выхода из этой
конфликтной ситуации? Очевидно, что необходимо искать некое
компромиссное решение, а не просто игнорировать мнение почти шестисот
жителей прилегающих к стройке домов. Так что с почином вас, Алексей
Михайлович!
Работы у нового состава совета - море. Взять хотя бы исполнение
собственных предвыборных программ нынешних депутатов, а они весьма и
весьма объемные. Как будут жители относиться к новым депутатам -
зависит от них самих. Законом совету дана огромная власть. Ею можно
воспользоваться и на благо города, и во вред ему, или вообще не
воспользоваться. Думаю, в ближайшие месяцы тенденция работы нынешнего
совета обозначится четко и определенно.
29.04.2008
Юбилейный - Хилтон?
Сразу после выборов в городе начал разгораться очередной строительный
скандал. На пересечении Пушкинской и Пионерской улиц появилась
стройплощадка. Как гласит паспорт объекта, здесь планируется возвести
тринадцатиэтажный общественно-гостиничный комплекс. Стройка вплотную
примыкает к двум жилым домам и совершенно естественно, что жители
возмутились.
Политическая подоплека начавшегося строительства прозрачна как никогда.
Инвестором объекта является ООО "МИТ - Инвест", руководимое В.И.
Яцкиным. Кто это такой и какие именно отношения связывают его с мэром
Юбилейного Валерием Кирпичевым, уверен, известно всем. Достаточно
вспомнить выборы 2003 года. Неслучайно и время начала нынешнего
строительства - сразу после прошедших 2 марта выборов. Ждали инвесторы
результатов голосования - не ровен час, мэром стал бы кто-нибудь другой
и незаконное строительство пришлось бы сворачивать.
А в том, что
строительство общественно-гостиничного комплекса ведется с нарушениями
- никто уже и не сомневается. Чтобы это понять, достаточно просто
подойти к стройплощадке и внимательно осмотреться. Для начала строители
изменили конфигурацию дороги, ни с кем этот вопрос не согласовывая.
Напомним, что дороги являются землями общего пользования и вот так, за
здорово живешь, без изменения генплана города, двигать их нельзя.
Кстати, в генплане города строительство комплекса тоже никак не
предусмотрено. И хотелось бы спросить мэра города, так часто на словах
протестовавшего против практики точечной застройки: "ЧТО ЭТО?" А это та
самая точечная застройка и есть - точечнее уже и не придумать. Стройка
создает непосредственную угрозу стоящим вплотную домам. Например, дом №
10 по Пионерской улице был построен в начале 90-х годов и тоже с
многочисленными нарушениями. На фундамент, предназначенный для девяти
этажей воткнули все семнадцать. Дом итак уже весь пошел угрожающими
трещинами. А тут еще вплотную к нему идет рытье котлована. Фактически
дом № 10 "повисает" в пустоте. Опираться ему скоро будет не на что. Не
в лучше положении и жители дома № 11 по Пушкинской улице. Этот участок
и без того неустойчивый - здесь скапливаются талые и дождевые воды.
Очевидно, что еще одно здание может нарушить и без того зыбкий баланс.
И конечно, об инсоляции прилегающих домов придется забыть -
тринадцатиэтажный монстр перекроет всякий доступ солнечного света в
квартиры большинства жильцов.
Строящийся комплекс будет иметь
площадь более четырех тысяч квадратных метров. Только два этажа из
тринадцати отведут под гостиницу, остальные станут офисами. Это
предполагает резкое увеличение числа паркующихся автомобилей. Для
административного здания такой площади существующими нормами
предусмотрено обустройство стоянки минимум на 100 машиномест. Однако,
как заявили представители инвестора на встрече с жителями, проектом
запланирована парковка только на 18 машин, да и то через дорогу, где
начинается уже территория города Королева. Означает это одно - и без
того загруженная стоящими машинами Пушкинская улица станет совсем
непроходимой.
Стройка с самого начала обречена на скандал.
Поставить вплотную (стена к стене) к двум жилым домам административное
здание такого размера - это надо было додуматься. Состоялось уже два
митинга протеста жителей (а их в соседних домах более шестисот).
Правда, ничего позитивного ни от инвестора, ни от главы города они не
услышали. Мэр ограничился какими-то невразумительными словами, что все
согласовано давно, а главное поставил в упрек жильцам тот факт, что они
"за него не голосовали". Вот, дескать, и получайте теперь. Да уж,
феодальные наклонности Валерия Викторовича проявляются все отчетливее.
Как
быть теперь? Жители соседних домов втянулись в бумажную войну с
творящимся произволом. И это правильно. Они хотят добиться выдачи им
проектной и разрешительной документации для проведения независимой
экспертизы. Протестующие небезосновательно полагают, что выдача
разрешений и согласование проекта строительства проходили с
нарушениями.
И, конечно, многое зависит теперь от позиции нового
совета депутатов. Возьмется ли он за урегулирование конфликта? Ведь что
ни говори, а прямо в двух шагах от здания и администрации города и зала
заседаний совета депутатов нарастает очаг социальной напряженности. И
по идее, совет первым должен встать на защиту прав жителей.
29.04.2008