Владимир Сергеевич Сыромятников (7 января 1933, Архангельск — 19 сентября 2006, Москва) — советский и российский учёный в области инженерных наук, основоположник космической стыковочной техники, конструктор, доктор технических наук, профессор.
По мнению академика Бориса Чертока: «…без преувеличения можно говорить о „школе Сыромятникова“ — школе, которая своими стыковочными агрегатами соединяет космические сооружения России, Америки и Европы».
- Лауреат Ленинской премии;
- Заслуженный деятель науки Российской Федерации;
- Член-корреспондент Российской Академии Наук;
- Действительный член Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского;
- Действительный член Международной Академии астронавтики;
- Действительный член Американского института аэронавтики и астронавтики;
- Доктор технических наук;
- Старший инженер, Начальник сектора ОКБ-1 (Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения);
- Начальник отдела, заместитель Начальника отделения Научно-производственного объединения "Энергия";
- Начальник отделения, Главный научный сотрудник Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва;
- Профессор Факультета электроники и системотехники Московского Лесотехнического института (ныне - МГУЛ - Московский Государственный университет леса);
- Заведующий филиалом Кафедры технической кибернетики МГУЛ;
- Профессор Международного космического университета;
- Основоположник создания космической стыковочной техники
Биография
Владимир Сергеевич Сыромятников родился 7 января 1933 года в Архангельске в семье Сыромятникова Сергея Аркадьевича - на тот момент проректора Архангельского лесотехнического института.
Отец Владимира из-за связи с "врагами народа" едва не попал под арест и был уволен с работы, после чего вместе с супругой переехал в Ленинград.
Владимир же со старшей сестрой и бабушкой на некоторое время поселились в Москве, затем переехали к родителям в Ленинградскую область, в район станции "Володарская" недалеко от Красного села.
Здесь Владимир и пошёл в первый класс.
Но... Началась Великая Отечественная война.
Сергей Аркадьевич - отец Владимира, приписанный к железнодорожным войскам как военный инженер остался в Ленинграде, мать - выпускница Архангельского лесотехнического института, была отправлена с детьми и их бабушкой в один из леспромхозов Горьковской области.
С 1943 года семья Сыромятниковых была снова вместе в полном составе и до Победы проживала в Горьковской области, а с августа 1945 года Сыромятниковы проживали в поселке Строитель Мытищинского района Московской области.
Владимир Сыромятников получил среднее образование, в то время в мужской, общеобразовательной школе № 1 города Калининграда (ныне - города Королёва) Московской области.
По окончании школы, в 1950 году Владимир Сергеевич Сыромятников пытался поступить на Механико математический факультет Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, но не был зачислен туда из-за "недобора" баллов.
Тут же, не теряя времени он осуществил удачную попытку поступить на Факультет "Приборостроение" Московского Высшего технического училища (ныне - Государственного технического университета) имени Н.Э. Баумана, который он окончил с отличием в 1956 году по специальности "Счётно-решающие машины".
По окончании МВТУ, 10 апреля 1956 года В.С. Сыромятников был принят на работу в ОКБ-1 при НИИ-88 Министерства оборонной промышленности (с июля 1956 года Особое конструкторское бюро Государственного комитета по оборонной технике).
Главным конструктором ОКБ-1 являлся "отец" практической космонавтики, Выдающийся руководитель создания ракетной и космической техники Сергей Павлович Королёв.
Тогда и определилась дальнейшая судьба В.С. Сыромятникова как специалиста и учёного в области ракетной, а вскоре и космической электромеханики.
Владимир Сергеевич Сыромятников начинал свой трудовой путь инженером в секторе Виктора Александровича Калашникова, в конструкторской группе Льва Борисовича Вильницкого, которая занималась отработкой рулевых машин будущей межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и её модификации - ракеты-носителя для вывода на околоземную орбиту будущих космических аппаратов.
С этого момента и до 1989 года он занимал следующие должности: Старший инженер, Начальник сектора ОКБ-1 (Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения), а после реформирования ЦКБЭМ в Научно-производственное объединение "Энергия" являлся Начальником отдела и заместителем Начальника отделения.
В 1962 году В.С. Сыромятников все же окончил заочный Факультет Мехмата МГУ и его практически без экзаменов приняли в заочную аспирантуру Института машиноведения: лаборатория нуждалась в аспиранте, который без отрыва от работы разрабатывал бы космические механизмы с узлами трения, предназначенными для работы в глубоком вакууме длительное время.
Созданный им в это время прибор (измеритель износа шестерен - ИИШ-1) был запущен к космос два раза.
Его первый вариант отработал всего 70 часов вместо 500 часов по его предварительным расчётам.
После определения причин остановки электродвигателя и нахождения решения для их устранения, второй аппарат, на запущенном на высокоэллиптическую орбиту спутнике связи "Молния" отработал более 700 часов, то есть в 10 раз больше!
По этой теме в 1968 году Владимир Сергеевич Сыромятников защитил диссертацию на соискание учёной степени Кандидата технических наук.
В 1979 году он стал Доктором технических наук, а в 1989 году В.С. Сыромятникову было присвоено учёное звание Профессора.
С 1989-го по 2004 год он являлся Начальником отделения № 074 (разработчики стыковочных агрегатов) и Руководителем рабочей группы в рамках осуществления российско-американских программ "Мир"-"Шаттл" и "Мир"-"NASA" (участвовал в переговорах по решению технических вопросов).
С 2004 года и до последнего дня жизни В.С. Сыромятников продолжал трудиться в РКК "Энергия" имени С.П. Королёва в должности Главного научного сотрудника.
В.С. Сыромятников участвовал в проектировании первых искусственных спутников Земли, первых пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", в разработке, изготовлении, и лётно-конструкторских испытаниях спутника связи "Молния-1", работы над которым в 1967 году были переданы Конструкторскому бюро под руководством Михаила Фёдоровича Решетнёва.
Он также участвовал в подготовке и осуществлении полётов автоматических межпланетных станций "Венера" и "Марс", Многоразовой ракетно-космической системы "Энергия" - "Буран".
Огромен вклад В.С. Сыромятникова в создание многоместных космических кораблей "Союз" (7К-ОК) и его модификаций.
Владимир Сергеевич также руководил разработкой системы стыковки и внутреннего перехода трёхместного космического корабля "Союз Т" (7К-СТ).
Владимир Сергеевич вместе с коллегами по отделу осуществил поиск и реализацию своих прогрессивных технических решений, занимаясь разработкой стыковочных агрегатов, а также бортовых и наземных систем, подготовкой и проведением пусков этих кораблей.
Владимир Сергеевич Сыромятников стоял у истоков международного сотрудничества в космосе.
В июле 1972 года он принимал участие в подготовке "Технических предложений по проекту", ставших основой реализации программы совместного полёта советского космического корабля "Союз" и американского космического корабля "Apollo" успешно осуществлённого в июле 1975 года, перед этим работая в составе комиссии, состоящей из Ведущих специалистов Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (такое название получило ОКБ-1 после смерти своего основателя и Главного конструктора С.П. Королёва - прим.).
Ещё в 1970 году Решением Академии наук СССР и NASA были организованы рабочие группы для проработки проблем совместимости кораблей и анализов вариантов плана совместного полёта.
В 1972 году с соблюдением преемственности были окончательно сформированы пять рабочих групп, руководители которых назначались от двух сторон и в паре должны были вести совместные работы.
Рабочая группа № 3 (РГ-3, руководитель с советской стороны - Начальник отдела № 043 (отдела разработчиков системы) B.C. Сыромятников) отвечала за совместимость и экспериментальную отработку АПАС - андрогинных периферийных агрегатов стыковки разработки двух стран, а также за готовность агрегатов к полёту.
Под руководством В.С. Сыромятникова были осуществлены работы по созданию электромеханических систем и стыковочных агрегатов долговременных орбитальных станций "Салют", Долговременной орбитальной станции "Мир" и средства передвижения космонавта в открытом космосе, Международной космической станции и Европейского грузового космического корабля ATV.
Владимир Сергеевич участвовал во многих работах, таких как эксперимент "Модель", в рамках программ полёта орбитальных станций "Салют-6", "Салют-7" и "Мир" (в 1980-1987 годах было проведено четыре эксперимента с крупногабаритными рамочными антеннами на грузовых кораблях "Прогресс"), амбициозные проекты "Солнечный парус", эксперименты "Знамя" и российско-американский эксперимент "Электродинамическая тросовая система".
Из истории эксперимента:
В 1990 году по инициативе и под руководством НПО "Энергия" с участием Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (директор - Дементьев П.П.) и других предприятий был организован консорциум "Космическая регата", проектам которого значительную финансовую поддержку оказало Государственное предприятие "Ямбурггаздобыча".
В НПО "Энергия" было решено провести эксперимент под названием "Знамя-2" с целью испытаний конструкции солнечного паруса-отражателя в уменьшенном масштабе на грузовом корабле "Прогресс М-15".
Общая подготовка эксперимента, разработка его идеологии, а также разработка конструкции агрегата раскрытия отражателя проводилась комплексной бригадой (отделением № 74) в рамках консорциума "Космическая регата", начальником отделения и (по совместительству) техническим руководителем консорциума (с 1995 года - Генеральным директором) которой являлся В.С. Сыромятников.
Эксперимент проводился во время 12-й основной экспедиции на Долговременную орбитальную станцию "Мир" (экипаж, космонавты - А.Я. Соловьёв и С.В. Авдеев). В соответствии с решением генерального конструктора НПО "Энергия" Юрия Павловича Семёнова от 5 октября 1990 года агрегат раскрытия солнечного отражателя был установлен на грузовом корабле "Прогресс М-15", стартовавшем 27 октября 1992 года.
Перед расстыковкой корабля и станции "Мир" стыковочный механизм был демонтирован и на его место был установлен агрегат.
24 февраля 1993 года в 3 часа 42 минуты по московскому времени, после расстыковки грузового корабля со станцией, начался сам эксперимент.
Время его начала было выбрано с учётом возможности теле– и фоторегистрации процесса раскрытия и дальнейшего полета солнечного отражателя при оптимальном температурном режиме пленочного материала.
Эксперимент с отражением солнечного света из космоса проводился сразу после пересечения терминатора.
Грузовой корабль ориентировался с учётом направления отраженного солнечного луча в подспутниковую точку при пролете над неосвещенной поверхностью Земли, при этом пятно отраженного солнечного света должно наблюдаться космонавтами со станции "Мир".
Траектория движения пятна отраженного солнечного света на поверхности Земли перед восходом Солнца должна была проходить через города Лион, Берн, Мюнхен, Прагу, Лодзь, Брест и Гомель.
К сожалению, густой облачный покров над юго-западной Европой затруднил наблюдение.
При проведении эксперимента велась прямая передача изображения корабля с солнечным отражателем с помощью телекамер корабля, а видеорегистрация на видеомагнитофон с борта станции "Мир" проводилась космонавтами с последующим "сбросом" записи на Землю через спутник-ретранслятор.
Анализ переданной на Землю телевизионной и телеметрической информации подтвердил правильность принятых технических решений, а также основных принципов и расчётных методик, служащих базой для разработки нового направления по созданию крупногабаритных бескаркасных пленочных конструкций.
Такие конструкции могли бы применяться для ретрансляции энергии, теле– и радиосвязи, освещения Земли отраженным солнечным светом, очистки космоса от осколков и для межпланетных перелетов под солнечным парусом.
В дальнейшем консорциум "Космическая регата" принял решение о разработке проектов по созданию 70-метрового солнечного отражателя "Третье светило" и по системе космического освещения районов Заполярья.
Всего было два эксперимента - вышеописанный, успешный "Знамя-2" и "Знамя - 2.5" потерпевший неудачу в самом начале раскрытия оболочки солнечного зеркала, которая зацепилась за антенну раскрывшейся по ошибке системы "Курс" грузового космического корабля "Прогресс М-40".
Из-за чего, 4 февраля 1998 года космический "грузовик" был спущен с орбиты прекратил своё существование над водами Тихого океана.
Запланированный эксперимент "Знамя - 3" не был осуществлён распоряжением Главы Роскосмоса после неудачи эксперимента "Знамя - 2.5". |
Владимир Сергеевич Сыромятников успешно сочетал работу инженера-конструктора с педагогической деятельностью.
Он являлся Профессором Факультета электроники и системотехники Московского Лесотехнического института (ныне - МГУЛ - Московского Государственного университета леса), Заведующим филиалом Кафедры технической кибернетики МГУЛ Он читал лекции по темам "Системы стыковки", "Основы робототехники" и "Введение в моделирование".
Владимир Сергеевич также работал в качестве приглашённого Профессора Международного космического университета.
В 1995 году он стал Первым Гражданином России избранным Действительным членом Американского института астронавтики и аэронавтики (AIAA).
25 мая 2006 года Владимир Сергеевич Сыромятников был избран Членом-корреспондентом Российской Академии наук по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления (секция "Проблемы машиностроения и процессы управления).
Он был также избран Действительным членом Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Его деятельность была признана Мировым научным сообществом.
В.С. Сыромятников являлся Действительным членом Международной Академии астронавтики.
Владимир Сергеевич Сыромятников был разносторонне увлечённым и активным человеком. Он любил и прекрасно знал классическую литературу, в совершенстве владел английским и французскими языками. Обожал и любил цитировать Владимира Семёновича Высоцкого, а также афоризмы классиков литературы и науки.
В молодости он был прекрасным спортсменом, достигнувшим немалых успехов. Он - Чемпион МВТУ имени Н.Э. Баумана по шахматам и по хоккею с шайбой. Как болельщик любил футбол и сам был прекрасным футболистом.
В.С. Сыромятникова отличали доброта, душевная красота, доступность, необычайное остроумие, скромность во всём. Несмотря на высокое положение и регалии, передвигался он на автомобиле чаще всего по рабочим делам.
Его часто можно было видеть в электричке за чтением книги. Этими и другими качествами он снискал к себе всестороннюю любовь и уважение.
Выдающийся учёный и конструктор, Основатель Отечественной научной школы стыковки космических аппаратов получившей мировое признание Владимир Сергеевич Сыромятников
скончался 19 сентября 2006 года после тяжёлой и продолжительной болезни.
Похоронен он в Москве, на Останкинском кладбище.
г. Москва, Останкинское кладбище. Могила В.С. и С.И. Сыромятниковых до установки надгробия (общий вид захоронения, апрель 2008 года)
г. Москва, Останкинское кладбище. Могила В.С. и С.И. Сыромятниковых до установки надгробия (апрель 2008 года)
г. Москва, Останкинское кладбище. Могила В.С. и С.И. Сыромятниковых после установки надгробия (апрель 2012 года)
Личная жизнь:
В 1959 году Владимир Сергеевич Сыромятников женился на Сыромятниковой Светлане Ильиничне, в девичестве - Чумаковой (1934 - 2007).
Она как и супруг - Выпускница МВТУ имени Н.Э. Баумана, В 1961-1962 годах Светлана Ильинична работала Инженером НИИ-885 Министерства промышленности средств связи СССР под руководством Николая Алексевича Пилюгина. С 1963-го по 1993 год С.И. Сыромятникова являлась ассистентом и преподавателем Кафедры теоретической механики Московского Лесотехнического института (ныне - МГУЛ, Московский Государственный университет леса) и участвовала в подготовке молодых специалистов для ракетно-космической отрасли.
Владимир Сергеевич и Светлана Ильинична воспитали двух детей: Сын - Сыромятников Антон Владимирович (1960 года рождения), инженер-конструктор РКК "Энергия" имени С.П. Королёва";
Дочь - Сыромяникова Екатерина Владимировна (1971 года рождения), Выпускница Исторического и Юридического факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, историк, юрист, издатель книги В.С. Сыромятникова "100 рассказов о стыковке и других приключениях в космосе и на Земле" (часть 2. 20 лет спустя).
Скачать книги В. С. Сыромятникова
- Книга "100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле" бывшего Генерального директора Консорциума Космическая регата (ККР) г. Королёв, члена-корреспондента АН, профессора В.С. Сыромятникова (1933-2006) , вышедшей в издательстве "Логос". - 568 с., 300 ил.
- "Космические корабли" Авторская книга конструктора стыковочных узлов г. Москва, издательство "Знание", 1984 г., 64 стр., тираж 28 700 экз.
- "Стыковочные устройства космических аппаратов" Авторская книга конструктора стыковочных узлов г. Москва, издательство "Машиностроение", 1984 г., 216 стр., тираж 900 экз.
Награды:
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 апреля 1976 года За вклад в осуществление совместного полёта советского и американского космических кораблей по программе "ЭПАС" ("Союз"-"Аполлон") Ведущие специалисты Научно-производственного объединения "Энергия" Сыромятников Владимир Сергеевич, Симакин Виктор Васильевич и Карпов Юрий Степанович были удостоены Ленинской премии.
Указом Президента Российской Федерации № 500 от 9 апреля 1996 года "За заслуги перед государством, большой вклад в подготовку и успешное осуществление первого этапа российско-американского сотрудничества в области пилотируемых космических полетов по программе "Мир - Шаттл"" Доктор технических наук, Профессор, Начальник отделения Ракетно- космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва Сыромятников Владимир Сергеевич был удостоен Почётного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".
Указом Президента Российской Федерации № 648 от 5 июня 2001 года "За большой вклад в создание и запуск Служебного модуля "Звезда" по программе Международной космической станции и многолетний добросовестный труд" Доктор технических наук, Профессор, Начальник отделения Ракетно- космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва Сыромятников Владимир Сергеевич был награждён орденом Дружбы.
В 2008 году В.С. Сыромятников был посмертно награждён Высшей наградой NASA "Distinguished Public Service Medal" - за выдающийся вклад в осуществление задач космонавтики.
В Память о В.С. Сыромятникове в 2009 году Международная ассоциация космической безопасности учредила ежегодную награду "За безопасность созданных и эксплуатируемых в космосе механизмов". Награда вручается выдающимся инженерам и конструкторам, сделавшим максимальный технический вклад в разработку систем безопасности в космосе.
Этой награды был посмертно удостоен и Владимир Сергеевич Сыромятников.
Увековечивание памяти:
25 декабря 2008 года в городе Королёве Московской области состоялось торжественное открытие мемориальной
доски в Память о Владимире Сергеевиче Сыромятникове.
Мемориальная доска расположена на здании Средней Общеобразовательной школы № 1 города Королёва. Это новое здание построенное практически на месте снесённого здания школы в которой с 1945 по 1950 год учился будущий создатель космической техники.
Московская область, г. Королёв. Мемориальная доска 25 декабря 2008 года в Память о В.С. Сыромятникове
открытая на здании Средней Общеобразовательной школы № 1 (автор фотографий - Bilbao, форум журнала "Новости космонавтики")
Московская область, г. Королёв. 25 декабря 2008 года. После торжественного открытия Мемориальной доски на здании Средней Общеобразовательной школы № 1 в Память о В.С. Сыромятникове. Автор фотографий - Bilbao
4 апреля 2011 года в здании этой школы был открыт
Музей космонавтики имени В.С. Сыромятникова с экспозицией, посвящённой этому Выдающемуся конструктору.
Московская область, г. Королёв. В Музее космонавтики имени В.С. Сыромятникова в здании Средней общеобразовательной школы № 1. Фотография с сайта МБОУ СОШ № 1
14 октября 2011 года на французском острове Реюньон - в городе Сен-Дени, была открыта площадь, которой присвоено имя Выдающегося Советского и Российского космического конструктора Владимира Сергеевича Сыромятникова, и на этом месте 8 марта 2012 года был установлен памятник в виде стыковочного узла, изобретателем которого был Владимир Сергеевич.
Этим французский народ выразил своё благодарное отношение за вклад, который В.С. Сыромятников внёс в российско-французское космическое сотрудничество и популяризацию космонавтики на острове, где он побывал несколько раз.
Источник: sm.evg-rumjantsev.ru, тексты биографии, опубликованные: в биографической энциклопедии "Космонавтика и ракетостроение" (составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011)