Вернуться к театру "Эльф"
Статья о театре Эльф г. Королев: "Там в театре живут, а по жизни играют..."
Причудливо сплетаются события в нить жизни. Так
складываются обстоятельства, что уже с 2004 года я иду рука об руку с
волшебным миром эльфов. Многие мои материалы прямо или косвенно
затрагивают удивительный, чарующий мир, созданный Толкиеном. Признаться,
я и сама к этому стремилась. Однажды я уже писала о любительском театре
"Эльф", которым руководит режиссёр Анатолий Петрович Горлашкин. Побывав
на нескольких спектаклях театра, я, прежде относившаяся к этому виду
искусства без восторга, решила для себя, что буду приходить на
постановки "Эльфа" снова и снова.
По
левую руку от меня сидит с задумчиво-грустным взглядом режиссёр, по
правую — артисты: открытый,добродушный Паша Свистков, сёстры Ветринские
— Аня, с весёлой искоркой в глазах, и изящная, хрупкая Лина,
жизнерадостная Лена Гаврилова и грациозная Ира Пугачёва. Если бы вы
увидели их чистые, светлые, вдохновлённые лица, то непременно захотели
бы прийти на спектакль, и не на один, в котором они играют. Режиссёр для
них — как отец. О своём детище, о театре, он рассказывает с необычайной
теплотой и волнением:
— Мы много репетировали, занимались несколько месяцев и в апреле-мае
дали пять спектаклей. Выплеснулись. Три спектакля дали в нашем городе.
"Робин Гуд" показали в школе №1, младший состав показал свой спектакль в
двух детских садах. Везде нас приняли хорошо и пригласили ещё. Дали два
спектакля в Пушкинском районе: один в детском саду, потом нас
пригласили в воскресную школу. Я ещё раз убедился, что дети — самые
благодарные зрители. Во время спектаклей я всё время смотрел не на своих
артистов, а на зрителей. Какие глаза!
— Без чего, как вы считаете, нельзя обойтись актёру? Достаточно ли
одного желания играть, пусть сильного?
— Нужен талант… У разных людей по-разному бывает. Например,
сидит напротив тебя человек, и сразу видно, что из него брызжет талант. А
у некоторых он раскрывается через два года. Со временем артисты играют
всё грамотнее.
— Я не видела ваших спектаклей почти четыре года. Что
изменилось в театре за это время? Что появилось нового?
— Появились новые спектакли — "Обыкновенное чудо", "Последняя
женщина Дон Жуана", десяток спектаклей по Чехову, "Робин Гуд", весёлая
комедия... Кстати, сценарий по этому спектаклю я нашёл в библиотеке. В
принципе, неважно, какой сценарий. Даже текст можно усилить новыми
идеями во время репетиций, не говоря уже об искусстве создавать образы.
Главное — подойти к делу творчески. Сами ребята много интересного
придумывают, когда ставится спектакль. И я свою лепту вношу... Когда
актёры начинают импровизировать во время репетиции — это смешнее, чем
спектакль! Во время спектакля они организованны, ведут себя в
соответствии со сценарием, а во время репетиций очень много
импровизаций.
"Последняя женщина Дон Жуана" — спектакль на три часа. Мне
многие говорят, что нужно сделать антракт. Но я понимал, что, если
сделать антракт — а напряжение-то ведь возрастает и возрастает, —
потеряется нить спектакля, потом заново надо создавать это напряжение,
вызывая зрительский интерес. Я рискнул, и спектакль прошёл без антракта.
Всё было очень здорово, зрители говорили, что даже не заметили, как
пролетели эти три часа. Для нас это был самый большой спектакль. А до
этого была двухчасовая "Молодая гвардия".
На сегодняшний день самый сильный спектакль — "Забыть
Герострата" по Григорию Горину.
Мы давали его каждый месяц. Многие не верили в то, что мы
готовим не меньше четырёх хороших новых спектаклей за сезон, работая
только по воскресеньям. Мы научились работать быстро. Валера Пак быстро
пишет музыку, я — стихи, а ребята уже опытные артисты...
С тех пор, как был основан театр, "эльфы" очень выросли как
артисты, и это отмечают даже профессионалы.
— Кстати, а чем отличается работа с ребёнком от работы со
взрослым? Какие здесь нюансы?
— Нюансы, конечно, есть. Со взрослыми иногда работать тяжелей.
Потому что это уже сложившиеся личности, со своими особенностями,
характером. А маленькие — привыкли слушаться, и они слушаются. Мне с
ними проще: я говорю — они делают. Возможно, именно поэтому с ними я
быстрее достигаю результата. С другой стороны, работая со взрослыми,
можно ставить более сложные спектакли. У каждого из них есть талант. Они
могут выполнять любые задачи.
— Анатолий Петрович, вы, наверное, читали роман Оскара
Уайльда "Портрет Дориана Грэя". Одна из героинь произведения — актриса
Сибила Вэйн, которая, познав чувство любви, утратила способность хорошо
играть на сцене. Как вы считаете, является ли любовь преградой для
раскрытия таланта?
— Я бы не сказал, что здесь есть какой-то закон... Если человек
любит, то это помогает. От многих режиссёров можно услышать: "Не надо
играть, надо жить!" Посмотрите, они сидят, каждый в удобной им позе
(указывает рукой на устроившихся на диване актёров), они естественны.
Ведут себя на сцене, как в жизни. И если артист любит, он может
перенести на сцену своё чувство.
Кстати, у нас бывали забавные случаи. В спектакле "Медведь"
герои, поначалу злящиеся друг на друга, влюбляются. Конфликт
развивается, но заканчивается всё любовью. Это такой магический
спектакль, ведь актёры, игравшие главных героев, как в самой пьесе,
влюблялись друг в друга, а одна пара даже поженилась.
— Вернёмся к "Портрету Дориана Грэя". В предисловии
автор говорит: "Всё искусство бесполезно". Как бы вы — и ребята тоже —
прокомментировали это утверждение? Чем для вас является искусство?
— Когда люди приходят на спектакль, такое ощущение, что после
они оживают, наше искусство будит в них какое-то чувство, — замечает
Паша.
— …заставляет переживать и сопереживать... — добавляет Аня
Ветринская.
В обыденной жизни всё намного проще, чем на сцене, есть свои
правила... — продолжает Паша. — А спектакль окунает человека в особую
атмосферу... До того, как стать актёром, я был просто зрителем, а потом
оказалось, что сцена — как наркотик. Окунаешься в спектакль, и после
него жизнь кажется намного лучше, чем была до этого. Поэтому я считаю,
что творчество нужно, оно развивает, даёт новые возможности...
— Искусство — это часть жизни, я не могу по-другому. Это
увлечение, которое затягивает. Что мы видим? Работа — семья, семья —
работа... И без театра нелегко, — говорит Аня. Ей вторит Лина:
— Искусство вносит разнообразие в обыденную жизнь. Это
действительно интересно!
— Благодаря театру наш коллектив сплотился, стал дружнее. Мы
ведём себя, как в семье, — подытоживает Лена.
Анатолий Петрович добавляет:
— Театр высвечивает в людях качества, о наличии которых они и
не подозревают. Существует такая проблема, и мы с ней тоже столкнулись:
жёны уводят из театра мужей. Естественно, ведь репетиции идут только по
воскресеньям, это их единственный выходной день... Этих женщин я
понимаю. Но есть другая сторона. Дело в том, что при актёрской игре
человек проявляет все свои лучшие стороны, самые глубинные черты. Если
бы жена увидела мужа на сцене — она же в жизни не увидит его таким,
какой он в театре! Тут он и король, и подпольщик... И какие только роли
он ни играет, с разных сторон показывая свой талант.
— Представим такую ситуацию. Пусть у вас есть возможность
обратиться ко всем людям на Земле. Что бы вы им сказали?
Снова в разговор вступают актёры "Эльфа".
— Задумываться над тем, зачем они живут! И театр, кстати, в
этом помогает. Быт заедает, а театр ставит вечные вопросы... Заставляет
задуматься, стать лучше... — задумчиво произносит Ира. — Как бы пафосно
это ни звучало...
— Я бы посоветовал всем людям стать добрее, терпимее друг к
другу. Все люди настолько разные... А живут на одной планете, где им
очень тесно... Надо мириться с какими-либо особенностями любого
человека, быть внимательными друг к другу, — говорит Паша с миролюбивой
интонацией.
— Любите и уважайте друг друга! — восклицает Лена.
Театр активно представляет на суд благодарной публики новые
спектакли и даже мюзиклы, умело перенося жизнь на сцену, а также ездит
на фестивали и выигрывает в конкурсах. Например, 15 и 16 ноября на
фестивале "Летящая по волнам", проходившем в Дубне, театр "Эльф" выиграл
Гран-при и семь номинаций, в числе которых "За неожиданность и
остроумие" (постановка по Г. Горину, "Забыть Герострата"), "За
артистичность и ансамбль" (мюзикл "Гуси-Лебеди"), "Лучшая мужская роль"
(спектакль по Н. Гоголю, "Ревизор").
Вот как характеризует выступления своих подопечных на фестивале
сам Анатолий Петрович:
— Выиграли мы ещё до спектакля. У нас был спектакль на
древнегреческие мотивы "Забыть Герострата" Г. Горина. Оригинальная
двухчасовая пьеса. Нам выделили большой зеркальный зал на двоих с одним
московским театром, чтобы переодеться и оставить вещи. Соперники пришли
позже. Что-то жевали. А мои уже переоделись в великолепные
древнегреческие одежды. Когда соперники вошли, то жевать они перестали.
Такая это была сказка. А за богиней Артемидой просто ходили артисты
других театров и заглядывали ей в лицо! Она сама красавица и платье
изумительное. Наша победа — во многом заслуга Ларисы Анатольевны
Ветринской, мамы сестёр Ани и Лины. Ну и играли ребята вдохновенно,
здорово. Потом в номинации "Малая форма" (до 30 минут) по "Ревизору"
Гоголя —здорово сыграл наш квартет. А Артём Рождественский был и
Добчинским, и Хлестаковым. Ну и на следующий день мы показали мюзикл
"Гуси-Лебеди". На награждении меня попросили не уходить далеко, стали
вызывать призёров, и через раз были мои. В общем, неплохо выступили.
Остаётся пожелать "Эльфу" осуществления светлых мечтаний и
признания публики!
Автор: Ольга ГУДКОВА, gazetakoroleva.ru, 2008 г.