Вернуться к театру
"Эльф"
Статья о театре "Эльф" г. Королев: "В гостях у сказки"
31 мая 2009 г. в ЦКиД "Болшево"
состоялся последний в этом сезоне спектакль, поставленный любительским
театром "Эльф", — сказка "Пиноккио", для маленьких зрителей.
Театр
"Эльф" — неоднократный участник и победитель всевозможных конкурсов
среди актёрских коллективов. Однако сухими перечислениями достижений
Эльфов никак не обойтись — лучше познакомиться с их творчеством и
услышать, как увлечённо и тепло говорит о театре и актёрах режиссёр,
Анатолий Петрович Горлашкин.
Спектакль "Пиноккио" по одноимённому произведению Карло
Лоренцини, взявшему себе псевдоним "Коллоди" (в честь городка, откуда
была родом его мать) — полон оптимизма, холода людей и великодушия
кукол. Он рисует картину торжества человечности над тёмными сторонами
души и впечатляет едва ли не больше, чем книга!
Сказка "Пиноккио" переведена на множество языков, а неподалёку
от города Пистойи, в маленьком городке Коллоди, стоит изваяние —
памятник литературному герою, деревянному мальчику, с высеченной
надписью, которая звучит примерно так: "Бессмертному Пиноккио —
благодарные читатели в возрасте от четырёх до семидесяти лет".
О воскресном спектакле и игре актёров рассказал нам сам Анатолий
Петрович.
— Все главные роли играли или маленькие (группа подготовки), или
новые взрослые, — рассказывает Анатолий Горлашкин. — Например, Альгис
Рубис (Каррабас). Это его первый сезон в театре. Он студент первого
курса гнесинского музыкального училища. Его инструмент — контрабас.
Учится на пятёрки. Потрясающий парень, а как он любит театр! Готов
делать всё, что надо театру! В этом спектакле он отвечал за декорации.
Очень надёжный, бескорыстный и самоотверженный человек! Как артист он
растёт просто стремительно. По ходу сезона я уже подключал его во
взрослые спектакли.
Пиноккио играла Наташа Куликова. За спектакль я бы поставил ей
четвёрку. Она выполнила все актёрские задачи, которые я поставил перед
ней. Но не хватило озорства. Однако надо учесть, что на её маленькие
плечи лёг целый спектакль. У всех эпизоды, а у неё почти все сцены. Надо
столько помнить! Очень талантливая. Не буду говорить "самая", чтобы не
зазналась. Зрители её, что бы она ни играла, любят.
Роль Кота исполнила Таня Кисельникова. Таню я давно уже
подключаю ко взрослым. Свою роль Кота в этом спектакле она тоже сыграла
на четвёрку, на репетициях показывала ещё более сильную игру.
О Лисе (Лиза Медведева). Неплохо поёт. Продолжает заниматься
вокалом. Такая прелестная, улыбчивая девочка. Тоже постоянно подключаю
ко взрослым. Очень талантливая. Также поставил бы четвёрку или пять с
минусом. Со взрослыми играет сильнее, и это понятно. Чем сильнее
партнёры, тем тебе легче. Кто-то из эльфов сказал, что им не хватает
лидерских качеств. Может быть. Но они же всего лишь дети. В младшем
составе безусловным лидером является, пожалуй, Таня Кисельникова.
Я выделил бы и Олю Давыдову (Мальвина). В этом году она очень
захотела во взрослый состав. Я и так подключаю её, когда можно. Она
рослая, стройная, красивая. Я тут разговаривал с её папой, ведущим
артистом театра, Игорем Давыдовым. И с изумлением узнал, что ей всего 12
лет. Она выглядит старше своего возраста. Так вот, когда я узнал, что
старшие девочки из младшего состава хотят во взрослый, я попросил их не
спешить. Иначе младший состав останется без лидеров. Они, умнички,
поняли. Что касается роли Мальвины, я и Оле поставил бы четвёрку. Но
есть объективные причины. Я в её сцену подключил двух малышек лет
четырёх. Сделал их собачками. И Оля должна была следить за ними,
подсказывать им. Конечно, они знали, что делать. Но во время спектакля
иногда и взрослые теряются, так что Оле приходилось, помимо своей роли,
ещё и присматривать за малышками. А когда Оля сосредоточена на своей
роли, она играет прекрасно.
— Мне показалось, или спектакль прошёл очень уж
стремительно? Сцены сменяли одна другую очень быстро.
— Ведь это спектакль для маленьких детей. Для них 40 минут —
предел. Да ещё тут такая история. Сижу я в день спектакля в зале. Идёт
последний прогон. Вдруг заходят раньше времени маленькие зрители.
Заговорил с ними и выяснилось, что они тоже хотят в театре играть, и я
рискнул. Очень я эти шутки люблю. Спрашиваю: "Хотите в сегодняшнем
спектакле играть?" И они полезли на сцену, кто на четвереньках, кто как.
Вышли в массовых сценах. Повторяли за взрослыми. Да, ослабил я
спектакль, размыл чуть-чуть. А вы представляете, что творилось в душе
детей, которые неожиданно стали артистами! Да они никогда в жизни не
забудут эту сказку, которую мы им устроили!
—
Можно ли так же "вбросить" в спектакль взрослого человека?
— Конечно, такие вещи невозможны со взрослыми! Они бы сразу
взбунтовались, если бы я что-то такое предложил. У них высокое чувство
ответственности за спектакль. Театр у нас любительский, но относятся к
нему эльфы профессионально. Недаром на фестивалях профессиональные жюри
высоко оценивают их мастерство. И вот вопрос, который обсуждают в
некоторых передачах. Каково соотношение профессионального и
любительского театров? Можно ли их сравнивать? Конечно, нельзя! Это
разные виды деятельности. С кем работает профессиональный режиссёр? С
готовыми артистами. Режиссёру некогда заниматься педагогикой. Он ставит
свои спектакли, не думая о посторонних вещах. "Оставь надежду всяк сюда
входящий", — написано в одном профессиональном театре. А
режиссёр-любитель — это, в первую очередь, — педагог. Он, конечно,
должен научить детей грамотно играть. Иначе тяжело смотреть на любую
халтурную работу. Но главная функция режиссёра-любителя — воспитывать
детей и, извините, взрослых. И любительский театр, я уверен, — лучший
воспитатель. Думаете, в профессиональный театр отдают детей, чтобы они
стали смелее, добрее и т. д.? Нет! Они должны играть таких. А к нам
ведут детей, именно, чтобы они стали смелее, добрее, умнее, глубже,
тоньше и т.д. Привели однажды девочку. Учительница называла её тупой. И
та зажалась. А у нас я занимался её душой и увидел, что она просто
ангел. В атмосфере доброго, благожелательного любительского театра она
расправила плечи, и все увидели, что она — ангел. Кстати, и учиться
стала лучше. Другая девочка вообще боялась взрослых, всё учила, но
молчала на уроках. Через год в театре она не только прекрасно сыграла
Золушку, но навсегда освободилась от комплексов и могла разговаривать с
кем хочешь. Ещё одна девочка вообще ничего сначала не делала, жалась к
стенке, и слово из неё было не вытащить. Через пару лет, когда мы
выступали в её бывшем детском саду, я случайно слышал, как
воспитательница говорила её маме: "Это невероятно! Вы правильно сделали,
что отдали её в театр!" У одного мальчика руки дрожали, когда он
разговаривал со своим учителем. А через год в театре он такого Пиноккио
сыграл! Его брат, который посмотрел спектакль, сказал: "Кто это? Не
узнаю! Я его никогда таким не видел!" Так что — да здравствует
любительский театр! Не надо сравнивать любительские и профессиональные
театры. У них разные функции. Пусть будут все: и хорошие любительские
театры, и хорошие профессиональные театры.
— В чём ещё отличия профессиональных театров от любительских,
помимо подходов режиссёра к артистам?
— Любительские театры более светлые, оптимистические. Я не люблю
спектакли, после которых не хочется жить. Мой принцип — трагедии должны
быть оптимистическими, а комедии — уморительными. И я очень радуюсь,
когда после спектакля подходят зрители и говорят: "После ваших
спектаклей хочется жить". Вот ради этого и стоит жить. Я думаю, под этим
подпишется каждый любитель-режиссёр. Ну а режиссёр-профессионал,
понятно, хочет остаться в вечности. Может, это не всё, конечно. Даже
наверняка, не всё. Однажды в разговоре молодой, талантливый режиссёр из
Табакерки сказал мне: "Я посредством театра разговариваю с Богом, а вы с
кем?" Я ему ответил: "А я — с людьми".
…Мой разговор с театром, с режиссёром длится пятый год. И,
надеюсь, он будет продолжаться. А тем, кто ещё не был на спектаклях
"Эльфа", так и хочется сказать: "Вы многое теряете!"
Анатолий Петрович сказал однажды: "Я считаю, что сказки – это
лицо нашего театра". Приводите в театр своих детей, ведь добрая сказка —
это тоже воспитание. И приходите сами, ведь нет ничего постыдного в
том, чтобы прийти в театр на детский спектакль, полный добра и света. Не
надо говорить себе: "Я уже из этого вырос (выросла)". Побывать в
атмосфере добра и чистоты — чем полна каждая детская сказка — это лучше,
чем смотреть какой-нибудь боевик, основная проблема которого — месть
или деньги. Наконец, каждый взрослый когда-то был ребёнком. Поэтому
сказка всегда рада новым гостям, как маленьким, так и большим.
Автор: Ольга ГУДКОВА , gazetakoroleva.ru, 2009 г.