Среда, 24.04.2024, 21:19
 Категории
Город Королёв [32]
история города
ФОТО/ВИДЕО официально [10]
снято для администрации города
Дополнительные статьи [1517]
об учреждениях города
Архив справочной [1487]
заведения, которые уже не существуют
 Реклама

Реклама на сайте
 Справочная
 Сохранить в соцсети



Справочная города Королёв
Главная » Справочная » Хронология и документация » Дополнительные статьи [ Добавить организацию ]

Мемориальный дом-музей М.И. Цветаевой: история


Мемориальный дом-музей М.И. Цветаевой, история
Источник: www.geokorolev.ru

Единственный в Московской области музей великого русского поэта

"Там — сосны, это единственное, что я знаю ..."
М. Цветаева

См. также: устав музея

Скачать:
  • Устав
  • Свидетельства о регистрации
  • Выписка из приказа Атрохина
  • Муниципальное задание
Историческая справка:

В июне 1939 года, после 17 лет эмиграции, Марина Ивановна с сыном Георгием уезжала из Франции. Она ехала к мужу — Сергею Яковлевичу Эфрону, вернувшемуся в Союз осенью 1937 года.

Их дочь Ариадна Сергеевна приехала на родину ещё раньше — весной 1937 года, полная надежд и иллюзий.

Возвращению Марины Ивановны в Россию предшествовали почти два года тяжёлых сомнений и раздумий, итогом которых было — "нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась".

Ко времени приезда Цветаевой, 19 июня 1939 года, Сергей Яковлевич с дочерью жили в подмосковном Болшеве, в доме №4/33, в поселке "Новый быт" (сегодня ул. Марины Цветаевой, д. 15).

 Дом был построен в 1933 году и именовался дачей "Экспортлеса", хотя фактически был дачей НКВД. Одноэтажный, вытянутый в длину бревенчатый сруб был спланирован строго симметрично: слева — застеклённая веранда, справа — застеклённая веранда, слева — две комнаты, справа — две комнаты... Общими были лишь гостиная с камином и кухня. Мебель была казённая, тёмных тонов, в стиле 30-х годов — массивная, прямоугольная. Неудивительно, что первым впечатлением Марины Ивановны было — "неуют".

Фасад дома смотрел на железнодорожную колею. Цветаевы-Эфрон занимали две комнаты, в других размещалась семья Клепининых. Соседство двух семей не было случайной "коммуналкой". Супруги Клепинины и С. Эфрон были знакомы еще во Франции по совместной работе. Еще одна причина совместного поселения — ожидавшая их общая судьба.

Марина Цветаева прожила в Болшеве около пяти месяцев. Радостное событие в этом доме — Маринины именины. Подарок мужа — издание И. Эккермана "Разговоры с Гёте в последние годы его жизни" (1934 год) с надписью "30 июля 1939 года Болшево" и рисунком головы Льва (в семье С. Эфрона звали Львом).

Потом, 27 августа — арест дочери Али, 10 октября — арест мужа. Она остаётся с сыном одна в большом, пустом, холодном доме. 10 ноября 1939 года Марина Цветаева покидает этот дом.

Бревенчатый, такой не монументальный на вид, дом пережил всех, страдавших в нём. Пережил и войну, и последующую городскую застройку вокруг. Был поделен на несколько отдельных квартир, оброс новыми входами и пристройками вокруг. Но в двух цветаевских комнатах цел паркет, по которому она ходила, на дверях, сохранившихся с того времени, не заменены ручки, помнящие тепло её сухой ладони. И даже на форточке в Сережиной комнате защёлка того времени — наверняка поплотнее прикрыла её Марина Ивановна последний раз, уходя из дома ...

Сегодня здесь — мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве. У входа установлена мемориальная доска, под окнами цветаевской квартиры — скульптура: гнущийся на ветру полуоблетевший терновый куст, корни которого обвиты массивной цепью. В этой скульптуре, столь же выразительной, сколь лаконичной, всё: и судьба Марины, и её характер, и яркий образ доставшегося ей времени.

8 октября 1989 года, в день рождения Поэта общество "Мемориал" организовало у цветаевского дома митинг, который затем перешёл в Цветаевский праздник.

С тех пор эти праздники в Болшеве стали традиционными. Во время их проведения в сентябре проходят ежегодные Цветаевские международные научные конференции. Сегодня Дом-музей Марины Цветаевой — не просто хранитель бесценного прошлого, он — место творческого общения, встреч и надежд на возрождение культуры.

О музее:



Директор— Атрохина Зоя Николаевна

Город Королёв расположился в одном из самых живописных уголков Подмосковья. Привлечённые красотой местной природы здесь в своё время жили и работали многие известные люди.

В поселке Болшево находится единственный в своем роде Дом-музей Марины Цветаевой. Здесь поэт жила в 1939 году после возвращения из Парижа. Музей пользуется широкой известностью как в России, так и за её пределами. Здесь, в блаженной тишине болшевских садов и рощ провела Цветаева тревожные и трагические первые месяцы после эмиграции.

Бывшая дача НКВД, в которую поселили ее с мужем и детьми, подвижническим трудом местных краеведов превращена в литературно-мемориальный музей.

Это единственный в Московской области мемориальный музей, посвящённый жизни и творчеству поэта.

Со времени создания музея произошло немало изменений:
  • небольшое городское учреждение культуры выросло в известный в России и за рубежом литературно-мемориальный музей, памятник истории и культуры;
  • установлена памятная доска;
  • улица, где находится музей, стала носить имя поэта.
Установлены научные и культурные связи с цветаевскими музеями Москвы, Александрова, Тарусы, Иванова, Елабуги, с цветаевскими центрами Чехии, Франции, США. Благодаря развитию и углублению этих связей музей стал участником международных цветаевских конференций, проходивших в Чехии и Франции в 2000 году.

За 17 лет музей выпустил в свет около 30-ти изданий, рассказывающих о творчестве Марины Цветаевой и жизни её семьи, представителей Русского Зарубежья. Благодаря этим публикациям он стал широко известен как научно-исследовательский и издательский центр.

Сотрудники музея проводят научные цветаевские чтения, которые стали уже традиционными и за последние годы вышли на международный уровень. Будучи открытыми и общедоступными, они привлекают внимание учёных, писателей, любителей поэзии, журналистов.

Музей Цветаевой в Болшеве — участник многих выставок, в том числе крупнейших:
  • "И.В. Цветаев: деятельность, семья, сотрудники, современники" в ГМИИ им. Пушкина,
  • "Сокровища Подмосковья" в Московском Кремле и других.
Он был единственным муниципальным музеем — участником Всероссийского фестиваля "Интермузей-2001". Основа любого музея — его фонды. На сегодняшний день они насчитывают более четырёх тысяч единиц хранения.

С 2000 года здание дома находится на реконструкции (временная экспозиция расположена по адресу — ул. Богомолова, д. 1/24). В небольшом деревянном доме будет восстановлена обстановка 30-х годов, по крупицам собраны документы, фотографии, письма, свидетельства современников. Самая редкая и драгоценная часть музея — коллекция мемориальных предметов, принадлежавших семье Цветаевой-Эфрон — выросла в десятки раз.

В её доме в поселке "Новый Быт №4/33 у станции Болшево Северной железной дороги" часто бывали многие знаменитые деятели русской культуры.

В экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой можно увидеть:
  • картины Ю. Жудро, Г. Зайцева, В. Клеруа;
  • вещи, принадлежавшие М.А. Волошину, Б.Л. Пастернаку, А.С. Эфрон, С.Я. Эфрон;
  • автографы известнейших современников Цветаевой — Б.Л. Пастернака, А.И. Цветаевой, Н. Мандельштам, М.И. Белкиной, Л. Либединской и многих других;
  • большое количество документов и фотографий, иллюстрирующих этапы создания и развития, как цветаеведения, так и истории города.
Экскурсии, лекции, семинары, творческие встречи, консультации — повседневная практика работы сотрудников Музея М. Цветаевой.

Сегодня Музей Марины Цветаевой — не просто хранитель бесценного прошлого, он — место творческого общения, встреч и надежд на возрождение российской культуры.

В тот огромный и прекрасный мир, куда удалилась Марина и который она заслужила жизнью Поэта и страдалицы, она унесла маленький уголок под названием "дача в Болшеве", где в саду алеют гроздья рябины, а по утрам над крутым берегом Клязьмы поднимается солнце …

Издания:
  1. Болшево. Литературный историко-краеведческий альманах. Выпуск 2. Составитель, погот. текста О. Жданова, М. Файнберг; М. Товарищество "Писатель". 1992. – 320 с.: ил. В альманахе впервые были собраны воедино материалы, связанные с трагической судьбой обитателей дачи в поселке "Новый Быт" на станции Болшево. Трагедия двух семей: Клепининых-Сеземан и Цветаевой-Эфрон раскрывается в письмах, воспоминаниях, исторических реалиях конца тридцатых годов. В альманахе так же публикуются литературные произведения М. Цветаевой, С. Эфрон, Н. Клепинина.
  2. Музей-квартира Марины Цветаевой в Болшево. Путеводитель. Составит. С.Н. Клепинина. Калининград, М.о. 1993.: ил. Путеводитель составлен Софьей Николаевной, дочерью Клепининых, (Софочкой), живших на даче в поселке "Новый Быт" в Болшеве летом 1939 года.
  3. Марина Цветаева. Письма Анатолию Штейгеру. Сост. и подгот. текста С.Н. Клепининой, примеч. Р.Б. Вальбе. Консульт. Е. Коркина. – Музей М. Цветаевой в Болшеве. Изд. "Луч-1". Калининград М.о. 1994. -156 с.: ил. Настоящая книга практически впервые знакомит широкий круг читателей с письмами Марины Цветаевой Анатолию Штейгеру с 1936 по 1937 год. А. Штейгер в 1936 году был уже известным поэтом, к этому времени вышло несколько его книг, он печатался в русской зарубежной периодике. Переживая кризис, он обратился с отчаянным письмом к Цветаевой, и та всем сердцем отозвалась на крик о помощи. Письма переданы в музей жительницей Брюсселя Анной Кветковской, подругой сестры Штейгера Аллы Головиной.
  4. Марина Цветаева. Письма к дочери. Дневниковые записи. Сост., подгот.текста, примеч. и послесл. Е. Коркина. Предисл. С.Н. Клепинина. – Музей Цветаевой в Болшеве. Изд. "Луч-1" Калининград М.о. 1995. - 80 с.: ил. В этой книге собраны несовместимые, казалось бы, вещи. Однако представляется, что они суть всего лишь крайние точки одного, всю жизнь длящегося диалога матери с дочерью: его начало и конец. Но если "Записи…" читаются залпом, то письма, шедшие по адресу: Коми АССР, Княж-Погост, требуют серьезной душевной работы. Сквозь, казалось бы, бытовые подробности постепенно проявляется удивительный образ почти не знакомой нам Цветаевой — мужественной, сильной и самоотверженной в своей неизменной любви к ближним.
  5. Инна Лиснянская. Шкатулка с тройным дном. Музей Цветаевой в Болшеве. Изд. "Луч-1". Калининград М.о. 1995. - 185 с.: ил. Размышляя над загадкой "Поэмы без героя" Анны Ахматовой поэтесса и литературовед И. Лиснянская приходит к парадоксальному выводу: мелодика цветаевского стиха "Кавалер де Грие" "надиктовала" Ахматовой очень многое в Поэме.
  6. Георгий Эфрон. Письма. Музей М. Цветаевой в Болшеве. Состав., подготов. текста, предисл. и примеч. Е. Коркиной. Изд. "Луч-1". Калининград М.о. 1995. - 240 с. (2-е издание – М.: Дом-музей Марины Цветаевой; Болшево. Музей М.И. Цветаевой. 2002. - 240 с.) Автора писем, составивших эту книгу, уже более полувека нет на свете. Он прожил всего лишь 19 лет, оставив после себя письма и дневники. Георгий Эфрон был сыном Марины Цветаевой. Он пережил трагедию своей семьи с редким достоинством, осмыслил и описал ее с беспримерной проницательностью, тем более удивительной, что сам он находился не в стороне, а был увлекаем той же самой силой семейного рока.
  7. Марина Цветаева. Здравствуй, порода моя – гранит! Неизвестные. Автографы Цветаевой. Подгот.текста и коммент. Софьи Клепининой. М.: Изд. "Возвращение". 1997. ил. Книга издается к пятой годовщине музея. Пять автографов Цветаевой, хранящихся в фонде музея, представлены в этой книге. Это черновик стихотворения 1922 года, Алины стихи, записанные рукой Цветаевой; рисунок-записка Марины Цветаевой к мужу, Сергею Эфрону; фотография с Алей 1916 года с дарственной надписью А. Штейгеру в 1936 году; подписанный конверт с волосами Мура.: фотография 1939 года для паспорта с подписью А.И. Цветаевой.
  8. Ариадна Эфрон. "А душа не тонет…". Письма 1942–1975. Воспоминания. Состав., подгот. текста, примеч. и подбор иллюстр. Р.Б. Вальбе. М. Изд. "Культура". Издание осуществлено при поддержке Музея Цветаевой в Болшеве. 1996. – 448 с.: ил. Письма и записи Ариадны Сергеевны Эфрон, дочери Марины Цветаевой, собранные в этой книге, раскрывают многогранность личности их автора. "Человек, который так видит, так думает и так говорит, может совершенно положиться на себя во всех обстоятельствах жизни. Как бы она ни складывалась, как бы ни томила и даже ни пугала временами, он вправе с легким сердцем вести свою, с детства начатую, понятую и полюбившуюся линию, прислушиваясь только к себе и себе доверяя. Радуйся, Аля, что ты такая". (Б. Пастернак — А. Эфрон).
  9. Сергей Эфрон. Записки добровольца. Состав. и предисл. Е. Коркиной. Подготов. текстов и примеч. Н. Морс. М. Изд. "Возвращение". 1998. – 240 с.: ил. Издание осуществлено при поддержке Мемориального музея М. Цветаевой в Болшеве. В книге собрана основная часть литературного наследия Сергея Яковлевича Эфрона (1893-1941). От документального очерка "Октябрь (1917 г.)" до статьи 1925 г. "Эмиграция". Все они посвящены идее добровольчества и его последствиям в сознании и судьбах людей, отдавших этой идее годы жизни.
  10. Вероника Лосская. Песни женщин: Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии ХХ века. М. ГУП "Редакция Журнала "Московский журнал. История государства российского", Музей-квартира Марины Цветаевой Болшеве. 1999. - 320 с.: ил. Автор книги Вероника Лосская, доктор наук, профессор литературы Парижского университета (Сорбонны), много лет посвятила изучению творчества Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Настоящая публикация — итог этих исследований, попытка найти и сравнить истоки поэтической духовности двух таких разных, но одинаково равновеликих поэтов нашего века. Доверительный стиль изложения, нетрадиционный подход к раскрытию темы, убедительная аргументация и оригинальный язык перевода — все это придает русскому изданию особый колорит и привлечет внимание не только исследователей современной поэзии, но и широкого круга читателей. (Издание осуществлено Управлением культуры администрации г. Королева при участии музея-квартиры Марины Цветаевой в Болшево).
  11. Ариадна Эфрон. Переводы из европейской поэзии. Составл. и подгот. текста Р.Б. Вальбе. М. Изд."Возвращение". При поддержке Комитета по культуре администрации г. Королева и музея Марины Цветаевой в Болшеве. 2000. - 240 с.: ил. Поэтические переводы Ариадны Эфрон, дочери Марины Цветаевой, рассеяны по многим книгам и журналам. Их отличает высочайшее качество. Отдельной книгой они выходят впервые. Издание включает переводы произведений французских поэтов XVI-ХХ веков и классика итальянской лирики Франческо Петрарки.
  12. Марина Цветаева. Письма к Константину Родзевичу. Издание подготовила Е.Б. Коркина. Изд. "Ульяновский Дом печати", Музей-квартира Марины Цветаевой в Болшеве. 2001. – 200 с.: ил, суперобл. Это уникальное издание. Она не только впервые представляет Письма Марины Цветаевой к герою Поэмы Горы и Поэмы Конца Константину Родзевичу, но и дает читателю возможность вместе с поэтом пройти по улицам старинной Праги, побродить по Карловому мосту, окунуться в непередаваемую атмосферу сновиденной Праги. В качестве путеводителя по цветаевской Праге выбран альбом выдающегося чешского фотохудожника Карела Плицки "Прага".
  13. Пропавшая тетрадь. Тетрадь А.К. Тарасенкова. Стихи, пометы на полях М.И. Цветаевой. Публикация М.И. Белкиной. М.: Музей Марины Цветаевой в Болшево. Издательский центр "Экспринт". 2002. - 96 с.: ил. История рукописной тетради библиофила А. Тарасенкова со стихами Марины Цветаевой, где она оставила собственноручные пометы на полях, поистине детективна. Исчезнувшая в сумрачные годы репрессий, рукопись вдруг возникла в США. Только в 1990 году ксерокопия этой тетради вернулась в Россию. Оригинал так и остался за океаном. В книге факсимильно воспроизведен текст этой тетради.
  14. Ариадна Эфрон. Рисунок. Акварель. Гравюра. Сост. Р.Б. Вальбе; Вступ. статья Ю. Герчука; Съемка и оформл. альбома Р. Сайфулин. М. Изд. "Возвращение". Музей Марины Цветаевой в Болшеве. 2003. - 72 с.: ил. Ариадне Сергеевне Эфрон (1912-1975) не дано было при жизни раскрыться, полностью реализовать свои незаурядные способности ни в искусствах словесных, ни в изобразительных. Виновата в том судьба, доставшееся ей на долю безжалостно жестокое и несправедливое время, трагедия всей семьи, не миновавшая и ее. Ариадна Эфрон училась изобразительному искусству в Париже, лет с 15. Занятия были успешными, Ариадна занимала первые места, получала призы. Можно пожалеть о том, что изобразительное искусство не стало профессией Ариадны Сергеевны Эфрон. Ее одаренность и культура обещали здесь многое, гораздо больше, чем ей удалось осуществить. Вмешались драматические события, перевернувшие не только судьбу художницы, но разрушившие жизнь ее близких. После возвращения в СССР, А. Эфрон была арестована и с 1939 по 1956 год провела в лагерях и поселении.
  15. Марина Цветаева в ХХI веке: ХIII и XIV Цветаевские чтения в Болшеве. Сборник докладов. Подгот. текста И.М. Невзоровой. М. Изд. "Возвращение", Музей М.И. Цветаевой в Болшеве. 2003. - 320 с.
  16. Марина Цветаева в XXI веке. XV и XVI Цветаевские чтения в Болшеве. Сборник докладов. Ред. коллег.: З. Атрохина, В. Лосская, Л. Мнухин, О. Ростова, С. Хромушина. М. Издат. дом "Стратегия", Музей М. Цветаевой в Болшеве. 2005. - 276 с.
  17. Марина Цветаева в XXI веке. XVII и XVIII Цветаевские чтения в Болшеве. Сборник материалов. К 15-летию Музея М.И. Цветаевой в Болшеве. - Сост. Л.А. Мнухин, г. Королев: Музей М.И. Цветаевой в Болшеве. М. 2007. – 198 с.
  18. Лев Мнухин. "Мы все пройдем…" Памяти А.А. Саакянц. М.: Музей Марины Цветаевой в Болшеве. 2006. - 16 с. Доклад посвящен Анне Александровне Саакянц (1932-2002), литературоведу, крупнейшему исследователю творчества М. Цветаевой, человеку яркого таланта, большой культуры. Она ушла, но оставила значительное литературное наследие, полностью посвященное изучению жизни и творчества Марины Цветаевой, наследие, без которого сегодня немыслима ни одна серьезная работа в этой области.
  19. Лев Мнухин. Итоги и истоки: Избранные статьи. Болшево. М.о.: МУК "Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве", 2008. - 512 с. ил. В книгу вошли статьи, рецензии, обзоры, заметки Л.А. Мнухина, известного историка культуры, исследователя жизни и творчества М. Цветаевой, судеб русской эмиграции ХХ века, составителя и комментатора многих изданий, представляющих творческое наследие деятелей русской литературы и культуры, в том числе и тех, чьи имена впервые были введены в широкий научный оборот. Издание сборника трудов Л. Мнухина приурочено к 70-летию со дня его рождения и адресовано не только специалистам, но и тем, кто хочет открыть для себя новые яркие страницы отечественной культуры.
  20. Российское зарубежье во Франции. 1919–2000. Биографический словарь в 3-х томах. Под общей редакцией Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. М. Изд. "Наука". Дом-музей Марины Цветаевой. При участии Мемориального музея-квартиры М. Цветаевой в Болшево. 2008. - 798 с. Издание впервые в широких хронологических рамках наиболее полно и всесторонне представляет панораму участия русских эмигрантов в общественной, научной и культурной жизни Франции. Словарь насчитывает более 16000 справок и вводит в информационный оборот не только имена первого ряда, но и множество имен забытых и неизвестных. В книге использованы материалы отечественных и зарубежных архивов, многие из которых ранее не публиковались. Первый том включает в себя более 6000 имен. Для специалистов и всех интересующихся историей русской эмиграции.
  21. Нина Осипова. Слово и культура в диалогах Серебряного века. Избранные работы. М. Издат. группа "Стагирит". Дом-музей М. Цветаевой в Болшеве. 2008. – 280 с. Содержание книги доктора филологических наук, профессора Н.О. Осиповой составили статьи, написанные в разное время. Их объединяет взгляд на литературу Серебряного века (прежде всего поэзию) в ее сложном единстве и взаимосвязях с русской культурой. Творчество М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева и других поэтов, "прочитанное" в контексте культурного синтеза эпохи, раскрывает новые грани в интерпретации образов и мотивов их произведений. Издание адресовано филологам, культурологам, всем читателям, интересующимся русской культурой Серебряного века.
  22. Марина Цветаева. Письма к Анне Тесковой. Состав., подгот. текста, коммент. Л. Мнухина. Вступ. статья А. Главачека. Худож. Р. Сайфулин. МУК "Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве". Типограф. "Новости". 2008. – 512 с.: ил. Издание впервые представляет полный текст писем М.И. Цветаевой, адресованных чешскому писателю, переводчику и педагогу А.А. Тесковой. Восстановленные в тексте купюры, выделенные специальным шрифтом, воссоздают условия и малоизвестные обстоятельства творческой и личной драмы поэта в годы эмиграции. В текстах сохранены особенности орфографии и пунктуации М.И. Цветаевой.
Цветаевские чтения – 2005

От редколлегии
  • Мельник К.Ф. — "Писала я на аспидной доске…"
  • Невзорова И.М. — Ариадна: о "присутствии" М. Цветаевой в поэзии А. Скрябиной
Цветаевские чтения – 2006
  • Левидова М.М. — Встреча с прошлым
  • Мельник К.Ф. — "Июльский ветер мне метет – путь…"
Критика и библиография
См. также:


фото www.geokorolev.ru, mloo, korolevfoto.narod.ru , photokopilka.narod.ru , www.shprints.com.jpg

Показать Скрыть карту

Категория: Дополнительные статьи | Представитель организации: Vitayana | Автор: Музей Цветаевой
Добавлено: 17.05.2010 | Обновлено: | Просмотров: 8603 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Уточните данные об организации или оставьте отзыв
omForm">
avatar

Похожие статьи:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Справочная
  Статистика
  ЮБиК рекомендует