Вернуться к музею КБХМ
Экспонаты в Музее трудовой славы КБ ХимМаш им. Исаева
1. ЖРД и ДУ автоматических космических аппаратовНаряду с программами пилотируемого освоения околоземного космического пространства, предприятие внесло существенный вклад в осуществление программ по изучению и освоению ближнего космоса и планет солнечной системы при помощи автоматических космических аппаратов.
ЖРД С5.92
ЖРД и ДУ, разработанные в КБхиммаш, устанавливались на спутниках различного назначения типа «Космос», «Молния», «Зонд», «Полёт», «Прогноз», «Спектр», «Экран» и ряде других. С их помощью создаются современные спутниковые системы типа «Глонасс» и другие. При помощи этих двигателей и установок осуществлялись практически все полёты на Луну, Марс, Венеру, Фобос, к комете Галлея. Названный в честь А.М. Исаева, кратер на обратной стороне Луны увековечил его имя в памяти поколений.
Корректирующе-тормозная ДУ КТДУ-5А
При помощи корректирующе-тормозной двигательной установки КТДУ-5А осуществлялась коррекция траектории полёта космических аппаратов «Луна-4» … «Луна-14» от Земли к Луне, торможение в окололунном пространстве для обеспечения мягкой посадки спускаемых аппаратов, а также для вывода на орбиту искусственных спутников Луны.
Корректирующий двигатель КРД-425А
При помощи ракетных двигателей КРД-425 и КРД-425А осуществлялись коррекция траектории межпланетных КА «Марс-2» … «Марс-7», «Венера-9» … «Венера-16», «Вега-1», «Вега-2», торможение вблизи планеты для перевода на орбиту искусственного спутника.
Жидкостный ракетный двигатель С5.92 использовался для доразгона КА «Фобос-1» и «Фобос-2» во время старта с околоземной орбиты, коррекции траектории, торможения при подлёте к Марсу и вывода на околомарсианскую орбиту искусственного спутника, а также маневрирования на орбите и сближения с Фобосом. Этот двигатель входит в состав КА по программам исследования Марса. Двигатель развивает тягу 2 т и обладает импульсом тяги 327 с. Суммарное время работы двигателя 2000 с, число включений - 50.
Широкое применение ЖРД и ДУ разработки КБ А.М. Исаева нашли в автоматических космических аппаратах оборонного назначения.
При помощи корректирующего двигателя КРД-417 осуществлялись коррекция траектории КА «Луна-15» … «Луна-24», торможение для вывода КА на орбиту искусственного спутника Луны и маневрирование на ней, а также осуществление мягкой посадки на поверхность Луны. С его помощью на Луну были доставлены возвращаемые аппараты, доставлявшие на Землю лунный грунт, а также «Луноход-1» и «Луноход-2».
Ракетный двигатель КРД-61 обеспечил взлёт с Луны и возвращение на Землю КА «Луна-16», «Луна-20», «Луна-24» с лунным грунтом.
2. ЖРД и ДУ пилотируемых космических аппаратовС 1959 года в СССР начались разработки динамически активных космических аппаратов. Коллектив А.М. Исаева оказался наиболее подготовленным для разработки двигателей и двигательных установок на эти аппараты, что послужило в дальнейшем основным направлением в деятельности КБхиммаш.
Корректирующе-тормозная ДУ ТДУ-1
Первенцем этих разработок стала тормозная двигательная установка ТДУ-1, обеспечившая возвращение на Землю первого космонавта Ю.А. Гагарина и всех космонавтов на космических кораблях «Восток» и «Восход».
Прогресс в освоении космоса потребовал создания двигательных установок, выполняющих многоплановые задачи, которые могли бы неоднократно включаться при длительности работы от долей секунды до сотен секунд, осуществляя коррекцию орбиты и траектории полёта, стыковку и расстыковку, маневрирование в космосе, посадку космического аппарата на Землю и планеты солнечной системы.
Представителем этого поколения ДУ является КТДУ-35, которая использовалась на кораблях «Союз», «Прогресс», на станции «Салют-4», обеспечила успешное выполнение совместной советско-американской программы «Союз» - «Аполлон».
Корректирующе-тормозная ДУ КТДУ-80
ДУ нынешнего поколения КТДУ-80 используются на пилотируемых космических кораблях «Союз-ТМ» и автоматических транспортных грузовых кораблях «Прогресс-М». Высокие экономичность и надёжность достигнуты благодаря применённой камере с абляционным охлаждением.
Базовый блок долговременной орбитальной станции «Мир» и все её модули оснащены ЖРД, разработанными в КБхиммаш.
Корректирующие двигатели КРД-79 и КРД-442
Отличительной особенностью одного из них - КРД-442 является работа турбонасосного агрегата от генераторных газов в режиме перекачки топлива из баков с низким давлением в баки с высоким давлением при неработающей камере сгорания.
Ряд этих двигателей и ДУ используется на Международной Космической Станции (МКС).
3. ЖРД ракет различного назначенияБолее 40 лет продолжается плодотворное творческое содружество между КБхиммаш и Государственным ракетным центром (ГРЦ) по созданию БРПЛ. У истоков этого сотрудничества стояли крупные учёные и талантливые организаторы - А.М. Исаев и В.П. Макеев. Отличительной особенностью ракетных двигателей КБхиммаш является принцип цельносварного неразборного двигателя, позволивший добиться высокой надёжности ЖРД, функционирующих как в атмосферных условиях, так и в глубоком космическом вакууме. Руководствуясь этим принципом, Исаевым и Макеевым было принято оригинальное и необычайно смелое решение - разместить двигатели БРПЛ в компонентах топлива. Утопленный двигатель («утопленник») позволил значительно сократить габариты ракет, а следовательно - подводных лодок, и стал определяющим при создании практически всех поколений БРПЛ в КБ В.П. Макеева.
Творческое сотрудничество между коллективами КБхиммаш и ГРЦ позволило создать 15 ЖРД и ДУ для БРПЛ. При их помощи был освоен подводный старт ракет, достигнута межконтинентальная дальность, обеспечена доставка разделяющихся частей в заданные районы. Эти двигатели используются также на создающихся конверсионных ракетах-носителях «Волна», «Штиль», «Прибой» и др.
Созданные в КБхиммаш, по заказам главных конструкторов С.А. Лавочкина, П.Д. Грушина и других, двигатели используются в ряде зенитных, корабельных и самолётных крылатых ракет, которые эксплуатируются как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах.
ЖРД стартового ускорителя КР Буря
При помощи двух ускорителей с четырёхкамерными двигателями суммарной тягой 136 тонн обеспечивался старт и вывод на маршевую скорость первой в стране межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
ЖРД 2-ой ступени РН Космос
Разработанный в середине 60-х годов по заказу главного конструктора М.К. Янгеля для второй ступени баллистической ракеты Р-14, а затем «Космос», 16-тонный двигатель за весь период эксплуатации показал высокую надежность - 99,7%.
Кислородно-водородные двигатели разгонных блоков
По программе Н1-ЛЗ для полёта человека на Луну в КБхиммаш были разработаны двигательная установка для пилотируемого окололунного модуля и первый в стране кислородно-водородный двигатель, не имевший в то время по своим характеристикам аналогов в мировой практике. В 1997 году завершена отработка одной из модификаций криогенного двигателя - КВД-1, предназначенного для поставки в составе кислородно-водородного разгонного блока, по соглашению с Индийским комитетом по космическим исследованиям. Другие модификации этого двигателя предполагается использовать в перспективных разгонных блоках модернизированной ракеты-носителя «Протон-М» и создающейся ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара».
Другие экспонаты и фотоКислородно-водородные двигатели разгонных блоков. Разработка КБ ХИММАШ
Однокомпонентные жидкостные ракетные двигатели малой тяги. Разработка КБ ХИММАШ
Двухкомпонентные жидкостные ракетные двигатели малой тяги. Разработка КБ ХИММАШ
ЖРД с насосной системой подачи топлива КРД-442 - корректирующий двигатель, входящий в состав базового блока долговременной орбитальной станции "Мир”. Разработка КБ ХИММАШ
Корректирующие двигатели КРД-414 и КРД-61. Разработка КБ ХИММАШ
ЖРД 11Д58М (с дожиганием генераторного газа) разработки ЦКБЭМ РКТ"Энергия”. Двигатель тягой 0.85 КН работает на кислороде и углеводородном горючем. Это первый в мире двигатель с многократными запусками в полете
Старт ракеты-носителя с первым в мире искусственным спутником Земли
Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин делает последние шаги по земле перед стартом
Орбитальная станция "Салют-7” с кораблем "Союз Т-6”
Орбитальный комплекс "Мир” (1996)
Установка ракеты-носителя с АМС "Марс-1” на стартовый стол
Пуск космической ракеты-носителя "Старт-1” на космодроме "Свободный”
Полет твердотопливной космической ракеты-носителя "Старт-1”
Система "Энергия-Буран”
Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа РД170, Разработка НПО "Энергомаш”
Камеры ЖРД. Разработка КБ ХИММАШ
Газогенераторы ЖРД. Разработка КБ ХИММАШ
Агрегаты автоматики ЖРД. Разработка КБ ХИММАШ
ЖРДМТ на однокомпонентном топливе. Технические характеристики. Разработка КБ ХИММАШ
Жидкостные ракетные двигатели РД-1М и У-1250. Разработка КБ ХИММАШ
ЖРД МТ на двухкомпонентном топливе. Технические характеристики. Разработка КБ ХИММАШ
Сборка ракеты и проверка функционирования ее систем. На блоках ракеты видны четырехкамерные маршевые двигатели и рулевые двигатели (на центральном блоке четырехкамерный, на боковом двухкамерный)
Старт ракеты-носителя "Союз”
Источник фото www.engineer.bmstu.ru