Программа развития г. Королева как наукограда на период 2007-2011 г. Источник: www.korolev.ru
С 2001 года город Королёв живет в новом статусе «Наукоград Российской
Федерации». В 2006 году завершена реализация первой с момента присвоения
городу статуса наукограда пятилетней «Программы (основных направлений)
развития города Королёва как наукограда Российской Федерации
на 2002-2006 годы», которая была утверждена Указом Президента Российской
Федерации от 16.09.2002 № 987.
С 2007 года финансирование мероприятий по развитию города как наукограда
осуществляется в рамках «Программы комплексного социально —
экономического развития муниципального образования „Город Королёв
Московской области" как наукограда Российской Федерации на период 2007 —
2011 годы».
Средства, которые город получает по наукоградской программе, уже
несколько лет эффективно вкладываются в развитие города и его
научно-промышленного комплекса: поддержка инновационных проектов,
укрепление базы образовательных учреждений, приобретение современного
медицинского оборудования для больниц и поликлиник, модернизация
предприятий жилищно-коммунального хозяйства, развитие дорожной
и транспортной систем и многое другое.
Программа комплексного социально-экономического
развития муниципального образования "Городской округ Королев Московской
области" как наукограда Российской Федерации на период 2007-2011 г.
Заказчик Программы
Администрация города Королёва Московской области
Разработчики Программы
Управление по реализации Программы наукограда
Отдел анализа, прогнозирования и планирования администрации города Королёва Московской области
А.А. Солдатов – заместитель главы администрации, кандидат экономических наук
Основная цель Программы Создание условий для формирования эффективной экономики муниципального образования инновационного типа, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, эффективное воспроизводство и модернизацию научно - производственного, образовательного и инновационного потенциала наукограда, обеспечивающего темпы роста
экономики города на уровне 6-8% в год.
Основные задачи Программы
Эффективное использование и дальнейшее развитие научно-технического и инновационного потенциала научно-производственного комплекса ракетно-космической отрасли, создание системы воспроизводства её высококвалифицированного кадрового потенциала.
Развитие кадрового потенциала и создание условий для закрепления специалистов на предприятиях градообразующего комплекса.
Достижение уровня доходов городского бюджета, обеспечивающего динамичное развитие города, повышение благосостояния его жителей без привлечения средств государственной поддержки.
Эффективные преобразования в сфере местного самоуправления.
Создание «инновационного климата» для предпринимателей —
формирование благоприятных экономических, правовых, организационных
и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием,
освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Создание благоприятного климата для привлечения инвестиций на реализацию долгосрочных экономически эффективных и социально значимых проектов, формирование инфраструктуры государственной (областной) и муниципальной поддержки инновационной деятельности и предпринимательства.
Повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе внедрения современных методов учёта и контроля, включая ГИС-технологии.
Проведение реконструкции инженерных сетей и объектов жилищно-коммунального хозяйства на основе внедрения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий и новых материалов.
Создание экономических и экологических условий для интенсивного развития социальной сферы города, формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения (развития образования, здравоохранения, культуры и спорта).
Проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Развитие транспортной, инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры города на основе инновационных технологий.
Создание условий для развития сферы услуг (транспортных, жилищно-коммунальных, связи, строительства, торговли, здравоохранения, образования, физкультуры и туризма) на основе инновационных технологий.
Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2007 года по 2011 год включительно и будет реализована в один этап
Перечень подпрограмм и основных мероприятий
В социальной и экологической сферах:
реконструкция и строительство зданий и помещений для учреждений, обеспечивающих население услугами в сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, физкультуры и спорта, укрепление и модернизация их материально-технической базы;
развитие инженерной инфраструктуры – строительство и реконструкция систем водо- и теплоснабжения, водоочистки и канализования;
продолжение работ по реконструкции жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и новых материалов;
формирование единой городской информационной среды на основе современных телекоммуникационных технологий;
развитие сферы услуг – транспортных, услуг связи, строительства, торговли, здравоохранения, культуры, образования, отдыха.
развитие транспортной инфраструктуры – строительство, ремонт и реконструкция внутригородских дорог, тротуаров и пешеходных переходов;
создание городской системы обеспечение экологической безопасности населения и профилактики чрезвычайных ситуаций;
создание системы формирования мировоззрения человека XXI века, основанной на нравственно-патриотическом и экологическом воспитании и образовании.
В экономической сфере:
реконструкция и реформирование научно - производственного комплекса, завершение формирования инфраструктуры инновационной деятельности для организации производства новых видов наукоемкой продукции;
создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности и привлечения инвестиций;
реформирование жилищно-коммунального комплекса – изменение системы отношений в сфере управления жилищным фондом (создание ТСЖ и иных организаций) и потребления коммунальных услуг (установка приборов учета), реформирование производственных отраслей коммунального комплекса (техническое перевооружение и модернизация объектов ЖКХ), переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
формирование и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства – создание кредитных потребительских кооперативов, центров и фондов поддержки предпринимательства, сбытовых центров.
Исполнители подпрограмми основных мероприятий
Администрация города Королёва Московской области.
Научно-производственные и промышленные предприятия города, учреждения непроизводственной сферы города.
Исполнители программных мероприятий (поставщики товаров, исполнители работ, услуг) будут отбираться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Объемы и источники финансирования Программы Финансирование затрат на реализацию мероприятий программы производится за счет средств:
федерального бюджета,
бюджета Московской области,
бюджета города Королёва,
внебюджетных источников.
Объемы финансирования из бюджетов вышестоящего уровня определяются при формировании бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год в соответствии с пропорциями, устанавливаемыми исходя из концепции межбюджетных отношений и из налоговых доходов, собранных на территории города Королёва и поступивших в соответствующий бюджет в предыдущем году
Система организацииконтроля за исполнением Программы Совет депутатов города Королёва и Администрация города контролируют своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального, областного и местного бюджетов. Администрация города Королёва ежегодно в соответствии с установленными сроками и формой представляет:
отчет о результатах реализации Программы - в Правительство Московской области и Совет депутатов города Королёва;
отчеты об использовании средств, выделяемых из областного бюджета - в Министерство финансов Московской области;
отчеты об использовании средств, выделяемых из федерального бюджета, - в Министерство финансов Российской Федерации
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы В результате реализации Программы ожидается:
устойчивое динамичное социально - экономическое развитие города;
устойчивый рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, создание достаточной и устойчивой налогооблагаемой базы для формирования эффективного местного бюджета и динамичного развития города;
создание достойной и экологически безопасной среды обитания и повышение уровня жизни его жителей без привлечения средств государственной поддержки;
создание эффективной инновационной инфраструктуры в городе, обеспечивающей коммерциализацию научных идей и разработок;
сохранение лидирующих позиций по приоритетным направлениям научной, научно - технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, являющихся приоритетными для города Королёва как наукограда Российской Федерации.
Программа комплексного социально-экономического развития
муниципального образования «Городской округ Королёв Московской области»
как наукограда Российской Федерации на период 2007 - 2011 годы (далее –
Программа) разработана в развитие «Программы (основных направлений)
развития города Королёва как наукограда Российской Федерации на 2002 –
2006 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
16.09.2002 №987, и «Концепции социально-экономического развития
наукограда Королёва на период до 2007 года», утвержденной Постановлением
Главы города от 24.09.2004 № 2235.
С 2002 года в городе существовали две системы планирования: в рамках «Программы (основных направлений) развития города Королёва как наукограда Российской Федерации на 2002 – 2006 годы» (на пять лет), и плана социально-экономического развития города, принимаемого Советом депутатов на год.
Однако изменения, произошедшие в российском законодательстве в последние два года, исключили само понятие программ развития наукоградов и предусматривают по окончании действующих программ разработку и принятие последующих 5-летних программ в том случае, если статус наукограда присвоен городу на более длительный срок. Но разрабатываться они должны уже как программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования в рамках Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и утверждаться городским Советом депутатов.
Таким образом, начиная с 2007 года в Королёве должны быть разработаны 4 последовательные пятилетние программы комплексного социально - экономического развития города, которые одновременно являются и программами развития города Королёва как наукограда Российской Федерации. Этот документ становится единым c пятилетним периодом планирования.
Структура Программы и содержание её разделов и подразделов определены
«Методическими рекомендациями по подготовке документов о присвоении
муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации»,
утвержденными Министром образования и науки Российской Федерации 31 июля
2006г.
Основной целью Программы является последовательное
решение задач, направленных на комплексное социально-экономическое
развитие города как целостной социально-экономической системы и
улучшение качества жизни населения за счет развития научно-технического,
образовательного, производственного и инновационного потенциала
наукограда.
При этом под комплексным социально-экономическим
развитием муниципального образования понимается управляемый процесс
реализации комплекса согласованных мероприятий по развитию всех основных
сфер деятельности наукограда, увязанных по целям, ресурсам, срокам и в
соответствии с приоритетами.
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»
Постановление
Правительства РФ от 25.11.2004 №681 «Об утверждении порядка
рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса
наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»
Закон
Московской области от 5.04.1996г. № 11/96-ОЗ «О концепции, прогнозах и
государственных программах социально - экономического развития
Московской области»
Закон Московской области от 21.10.2005 №220/2005-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Московской области»
«Методические
рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному
образованию статуса наукограда Российской Федерации», утвержденные
Министром образования и науки Российской Федерации 31.07.2006
Программа разработана в соответствии с нормативной правовой базой, регулирующей вопросы деятельности наукоградов Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 2001 года № 416 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г.Королёву Московской области»;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»; - Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 года № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 года № 682 «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации»;
Закон Московской области от 21 октября 2005 года №220/2005-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Московской области»;
Закон Московской области от 5 апреля 1996 года № 11/96-ОЗ «О концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области»;
Постановление Правительства Московской области от 6 февраля 2006 года № 63/4 «О системе показателей социально-экономического развития Московской области».