Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебно-методический образовательный центр»
Отдел повышения квалификации, Воробьева А.О.
1. Модернизация системы повышения квалификации
Система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров функционирует и развивается в едином процессе обновления национальной системы образования. Работа региональной и муниципальной системы повышения квалификации учитывает комплекс изменений в образовании: новые стратегии в управлении и финансировании образовательных учреждений.
В 2009 – 2010 учебном году деятельность Отдела повышения квалификации МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр» (далее – ОПК УМОЦ) вышла на уровень системы, способной гибко и оперативно реагировать на вводимые в процесс повышения квалификации инновации, обеспечивая кадровый ресурс модернизации.
В соответствии с приказом Министерства образования Московской области №2804 от 28.12.2009, обновленная региональная система повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области предполагает реализацию следующих основных положений в срок до 01.09.2010:
- В Московской области устанавливается накопительный объем повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений: педагогическим работникам на соответствие занимаемой должности – 180 часов за пять лет; педагогическим работникам на получение в ходе аттестации первой и высшей квалификационных категорий – 216 часов за пять лет; руководящим работникам и резерву на руководящие должности – 216 часов за пять лет;
- Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области «Педагогическая академия последипломного образования» определена координатором сетевого объединения образовательных учреждений Московской области и региональным оператором базы данных;
- «Педагогическая академия последипломного образования» издает реестр образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации в рамках сетевого взаимодействия, а также реестр сертифицированных программ повышения квалификации;
- определен муниципальный оператор региональной базы данных – Заведующий отделом повышения квалификации МОУ ДО «УМОЦ».
В условиях модернизации системы непрерывного педагогического образования сформировались отличительные черты деятельности ОПК УМОЦ:
- Разработан пакет муниципальных нормативных документов: приказ «О модернизации муниципальной системы повышения квалификации в рамках региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области;
- Сформирована муниципальная база данных на основании MS Excel и MS Access – с целью консолидации кадровой сверки, мониторинга процесса повышения квалификации; ¾ Кадровое, документальное, техническое сопровождение получили 30 курсов повышения квалификации, реализованных на базе МОУ ДО «УМОЦ».
2. Реализация плана повышения квалификации педагогических работников в 2009 – 2010 учебном году на базе МОУ ДО «Учебно- методический образовательный центр»
Всего за отчетный период было реализовано 20 программ курсов повышения квалификации различных категорий педагогических работников, из них 13 -новых с соответствующим учебно- методическим комплексом (Таблица №1 «Реализация плана повышения квалификации педагогических работников в МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр» г. Королева. Сравнительный анализ 2008 – 2009 / 2009-2010 гг.»).
За отчетный период подавляющее количество сотрудников «УМОЦ» и руководителей ГМО стали авторами программ курсов ПК, среди них:
- Штанько И.В. - заведующая Отделом теории и практики воспитательной работы, автор программ и руководитель курсов ПК:
- «Методика и организация изобразительной деятельности в ДОУ»;
- Карпунина Е.А. – методист МОУ ДО «УМОЦ», руководитель ГМО учителей информатики; автор программы и руководитель курсов ПК:
- «Изучение компьютерных технологий (повышенный уровень)». Подготовка иллюстрированного материала с помощью графического редактора GIMP»;
- Лизогуб О.В. – учитель географии МОУ гимназии №19, автор программы и руководитель курсов ПК:
- «Теоретические и методические основы формирования компьютерной грамотности учителей географии»;
- Жура Л.А. – учитель биологии МОУ гимназии №17, автор программы и руководитель курсов ПК:
- «Применение информационно-компьютерных технологий на уроках биологии»;
- Семенова И.И. – заместитель директора МОУ ДО «УМОЦ», автор программ и руководитель курсов ПК:
- «Научно-методическая составляющая деятельности заместителя директора по УВР в обобщении и представлении ППО педагога в условиях;
- «Организационно-методические основы обобщения и представления ППО педагога в условиях реализации ПНПО»;
- Колчина С.И. – руководитель ГМО учителей предметов «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры», автор программы и руководитель курсов ПК:
- «Духовно-нравственная культура. (История и культура религий. Православие)»;
- Закаблук О.В. – учитель химии МОУ гимназии №19, руководитель ГМО учителей химии, автор программы и руководитель курсов ПК:
- «Теоретические и методические основы преподавания химии в общеобразовательной школе в современных условиях»;
- Зыкова О.Н. – методист МОУ ДО «УМОЦ», автор программ и руководитель курсов ПК: - «Из детства – в отрочество» (по программе Т.Н. Дороновой);
- Кабанова Н.А – заместитель директора МОУ ДО «УМОЦ», автор программы и руководитель курсов ПК:
- «Управление ОУ на основе психологической компетентности»
- Часниченко Я.В. – педагог-психолог МОУ ДО «УМОЦ», автор программы и руководитель курсов ПК:
- «Психолого-педагогические составляющие позитивной социализации личности дошкольников»
3. Взаимодействие с организациями и учреждениями, осуществляющими повышение квалификации
Педагогические и руководящие работники системы образования г. Королёв процесс повышения квалификации и переподготовки осуществляют, в основном, в МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр».
Кроме того, МОУ ДО «УМОЦ» постоянно поддерживает сотрудничество с основным учреждением Московской области по повышению квалификации педагогических работников — ГОУ ДПО МО «Педагогическая академия последипломного образования» (далее «ПАПО») Анализ суммарного показателя количества посещенных курсов (количество выданных удостоверений) за 2009-2010 учебный год наглядно демонстрирует долю каждого учреждения в повышении квалификации педагогических работников ОУ (муниципальной образовательной системы г. Королёва). Данный показатель представлен графически на Рисунке 1 «Количество выданных удостоверений различными учреждениями и организациями»:
Рисунок 1 «Количество выданных удостоверений различными учреждениями и организациями»
Рисунок 2. «Рейтинг ОУ по показателю «Процент повышения квалификации»»
Рисунок 4 «Процент повышения квалификации в аспекте предметной деятельности»
Рисунок 9. «Анализ результатов повышения квалификации педагогических работников образовательных чреждений, учреждений дополнительного и дошкольного образования в МОУ ДО «Учебно-методический бразовательный центр». Сравнительный анализ 2007 – 2008 / 2008 – 2009 / 2009 - 2010 гг.»
Рисунок 10. Итоговые количественные результаты процесса повышения квалификации на базе МОУ ДО «УМОЦ» в 2009 - 2010 уч. г.»
Следует отметить стабильное количество слушателей курсов ПК среди сотрудников дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования, что связано с наличием в 2009 – 2010 учебном году на базе МОУ ДО «УМОЦ» специализированных курсов для данной категории педагогических работников (педагогов ДОУ, музыкальной, художественной школ, центров эстетического воспитания и др.).
Направление «Повышение квалификации» значительно усилено, в результате чего за 2009 – 2010 учебный год повысило квалификацию 597 человек, что составило 56,59% от числа всех педагогических работников города, повысивших квалификацию в отчетном периоде (Рисунок 10).
Сводный анализ охватывает весь комплекс вопросов повышения квалификации в тесной увязке с динамикой показателей данного процесса в разрезе 2007 – 2008, 2008 – 2009 и 2009 – 2010 уч. г. В целом, следует отметить позитивную динамику результатов повышения квалификации педагогических работников всех категорий в 2009 – 2010 уч. году.
См. также:
Структура повышения квалификации педагогических работников образовательной системы города Королева 2009:
Традиционная и альтернативная системы повышения квалификации педагогов 2009: