Воскресенье, 22.12.2024, 19:44
 Категории
Город Королёв [32]
история города
ФОТО/ВИДЕО официально [10]
снято для администрации города
Дополнительные статьи [1517]
об учреждениях города
Архив справочной [1487]
заведения, которые уже не существуют
 Реклама

Реклама на сайте
 Справочная
 Сохранить в соцсети



Справочная города Королёв
Главная » Справочная » Хронология и документация » Дополнительные статьи [ Добавить организацию ]

ТЮЗ: В Королеве — "Белые ночи", 2009 г.


Вернуться к ТЮЗу



ТЮЗ: В Королеве — «Белые ночи», 2009

Придя на новую постановку Королёвского муниципального театра юного зрителя «Белые ночи» по одноимённой повести Ф.М. Достоевского, вы попадаете в мир искусства уже в фойе, на стенах которого размещены эскизы декораций к спектаклю и фотовыставка «Итальянские каникулы» художника Ульяны Базаровой, а в углу гостеприимно расположился столик с напитками и закусками, которые сотрудники театра любезно предлагают зрителям.

Пока вы с бокалом шампанского будете рассматривать чарующие пейзажи Венеции, Флоренции, Рима и других городов Италии и размышлять, как это связано с Ф.М. Достоевским, в фойе шумно и весело появятся герои оперы «Севильский цирюльник»: прекрасная Розина (Марина Никифорова), её опекун Бартоло (Константин Артельщиков), Граф Альмавива (Артём Соколов) и цирюльник Фигаро (Александр Дорощенков).

На лицах зрителей удивление и улыбка: «Пришли на инсценировку повести Фёдора Достоевского об одиночестве человека, а попали в оперу…» Но всё не так запутанно, как может показаться, и недаром Фёдор Михайлович упоминает эту оперу в своей повести — в них очень много схожего. Только концовки их как альтернативные варианты одной любовной истории, рассмотренной с разных сторон.

И всё-таки оставим ненадолго яркую итальянскую оперу и перенесёмся в Петербург. По сути, в повести «Белые ночи» два главных героя — Мечтатель и Настенька. Но молодой режиссёр Ярослав Ермаков, известный королёвскому зрителю по множеству ролей в детских и взрослых спектаклях ТЮЗа, расщепил Мечтателя на Рассказчика (Сергей Меньшов) и Участника (Михаил Юрченко). Пожалуй, на такое прочтение намекал и сам Ф.М. Достоевский, когда его герой рассказывал свою историю Настеньке от третьего лица. Этот режиссёрский приём позволил не только показать объёмный образ главного героя, его двойственность, но и свести на нет сцены «а-ля выход с подносом», так как Рассказчик в некоторых сценах говорил и за старуху Матрёну, служащую у Мечтателя, и за молодого жильца, в которого год назад влюбилась Настенька.

О роли Екатерины Филимоновой хочется сказать отдельно: её Настенька цельна и проста, как в самой повести. Пришпиленная к бабушкиной юбке, она, не ведавшая настоящей полноценной жизни, влюбляется в первого симпатичного молодого человека, которого увидела. Нет, не в Мечтателя, а в жильца, которого пустила её слепая бабушка, рассчитывавшая выдать так Настеньку замуж. Но время идёт, а суженый всё не приезжает, и девушка невольно пускается кокетничать со скромным Мечтателем, для которого четыре белые ночи становятся всей жизнью. Героиня Екатерины Филимоновой естественна, искренна и наивна. Кажется, таких девушек в нашем XXI веке и не сыщешь. Да и была ли она хоть тогда — в XIX-м? Или это одно только наваждение истосковавшегося Мечтателя…

А Мечтатели премьерного спектакля ТЮЗа — словно две разные стороны одной медали. Герой Михаила Юрченко робок и романтичен. Он — великий фантазёр, парящий на крыльях Пегаса, которые, кстати, на сцене изображают герои «Севильского цирюльника». В противовес трепетному Мечтателю-Участнику герой Сергея Меньшова достаточно самокритичен. Он — наблюдатель, цель которого всё запомнить в мелочах, оценить и сохранить. Он даже мог бы быть циничным, но свойства героя, которого играют эти два актёра, не позволяют ему перешагнуть эту грань. И в итоге чувства захватывают Рассказчика не менее сильно, чем Участника.

Когда Мечтатель остаётся «у разбитого корыта» (ведь Настенька дождалась своего возлюбленного и ушла к нему, хотя, казалось, ещё немного и герой Ф.М. Достоевского завоюет её сердце), Рассказчик и Участник оказываются перед главной минутой их жизни. Читая письмо Настеньки, в котором она взывает к прощению ради той любви, что вызрела в чутком сердце Мечтателя, и сообщает о скорой свадьбе, Участник сидит с блаженной улыбкой, а по лицу Рассказчика текут горючие слёзы. Перед Мечтателем выбор: либо простить, либо погибнуть от желчной злобы. Нет, он не позволит себе измять хоть один из этих нежных цветков, что вплела она в свои кудри, когда пошла с ним к алтарю… И он прощает обиду. «Многие говорят о религиозном аспекте Ф.М. Достоевского, — сказал после премьеры Ярослав Ермаков, — и здесь тема всепрощения очень понятна».

Но давайте вернёмся к «Севильскому цирюльнику», чтобы проследить цепочку параллельных событий. Эта опера описывает ту же историю, что в «Белых ночах», только от лица жильца. Смотрите сами: Розина — это Настенька, граф Альмавива — жилец, за которого она выйдет замуж, Фигаро — Мечтатель-Рассказчик, а Бартоло — Мечтатель-Участник. Вот только в повести Фёдора Михайловича мы видим трагедию несостоявшегося счастья одинокого молодого человека, а в опере Д. Россини по одноимённой комедии П. Бомарше — хэппиэнд. Правда, чувства Бартоло, любившего Розину не меньше Альмавивы, а может, и больше его, в опере никого не интересуют…

Каждый из зрителей выбрал ту концовку, что пришлась ему в этот вечер по сердцу, и только в одном все остались едины — премьера, без сомнения, удалась. Особенно если учесть, что это дебют Ярослава Ермакова как режиссёра. Кстати, раннюю повесть Ф.М. Достоевского для своей дипломной работы он выбрал не случайно (А.С. — Ярослав Ермаков окончил Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма; кафедра профессионального искусства, мастер — художественный руководитель Российского академического молодёжного театра А.В. Бородин). «Он удивительно провидел всё, что мы переживаем сейчас», — так отозвался молодой режиссёр об одном из своих любимых русских писателей. И с этим нельзя не согласиться, ведь постановка «Белые ночи» затронет зрителя любого возраста: молодёжь сама сейчас находится в поре влюблённостей и разочарований, а зрелому человеку всегда приятно вспомнить свои прошлые романтические приключения. Возможно, когда-то они вызвали слёзы, но сейчас — лишь улыбку, которую принесли жизненный опыт и переоценка ценностей.

Автор: Анна СТОРОЖЕВА, gazetakoroleva.ru, 2009 г.
Показать Скрыть карту

Категория: Дополнительные статьи | Представитель организации: Vitayana | Автор: ТЮЗ
Добавлено: 14.11.2009 | Обновлено: | Просмотров: 2834 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Уточните данные об организации или оставьте отзыв
omForm">
avatar

Похожие статьи:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Справочная
  Статистика
  ЮБиК рекомендует