Вернуться к родительскому клубу
Родительский клуб Центра психолого-педагогической поддержки и реабилитации при УМОЦ г. КоролевЦель:
- Профилактика проблем, связанных с воспитанием ребенка, оказание просветительской и практической помощи родителям по созданию благоприятного психологического климата в семье.
Задачи:
- Ознакомление родителей с основными подходами в воспитании, психологическими особенностями развития ребенка.
- Поддержка семей в кризисные периоды и реабилитация длительно существующих непродуктивных отношений.
- Обучение практическим навыкам конструктивного общения в семье.
Об исследовании "Роль семьи в формировании у детей представления о взрослой жизни" в рамках работы гороского родительского клуба г. Королев Московской области.
Автор: Кабанова Наталья Александровна, педагог-психолог, заместитель директора Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Учебно-методический образовательный центр», Московская область, г. Королёв, ул. Пионерская, д.22
телефон 511 07 34
Каждый из нас, являясь человеком, нуждается в том, чтобы любить и быть любимым. Первое место, где у нас есть возможность узнать о любви, - наш дом, наша семья. Наши навыки общения с родными, приобретаемые в семье, ложатся в основу наших будущих отношений с другими людьми. Поэтому мы можем назвать семью школой любви. Большим испытанием является родительская любовь. Это самый бескорыстный уровень любви. Физическое и духовное единство мужа и жены приносит плод - рождение детей - новое родословие. Каждый из родителей вносит в это новое родословие свой вклад. Любовь, которую некогда дарили человеку его родители, побуждает питать и поддерживать новую жизнь. Любовь матери и отца отражает два различных аспекта одной родительской любви.
Организация городского «Родительского Клуба» была полезна в силу ряда причин. Родители нуждаются в том, чтобы существовали условия для свободного обмена опытом, обсуждения проблемных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с детьми и учителями. Таким образом, у нас появилась традиция – системные встречи с родителями и психологами, проходящими в непринужденной и теплой атмосфере со своими ритуалами. Именно в такой обстановке возникают партнерские взаимодействия родителей, учителей и специалистов центра (психологов, логопедов, дефектологов), доверительные отношения между ними. В таких условиях у нас появилась возможность делиться психологическими знаниями, способствующая дальнейшему личностному и профессиональному развитию.
Целью нашей работы в городском «Родительском Клубе» является изменение отношений между родителем и ребенком в сторону большей адекватности, соответствия реальным потребностям партнеров, увеличения удовлетворенности от процесса взаимодействия.
В клубе существуют различные формы и методы психДеловые профориентационные игрыологической работы: индивидуальные и групповые тематические консультации, практикумы-семинары, тренинги, выездные мероприятия, проведение социально-психологических исследований по результатам которых проводятся круглые столы и разрабатываются темы встреч.
Так в 2008-2009 учебном году было проведено социально-психологическое исследование по теме: «Роль семьи в формировании у детей представления о взрослой жизни». Актуальность исследования обусловлена изучением проблем, существующих на настоящий момент, связанных с освоением социальных ролей. Существует мнение, что женщина эмансипируется, а мужчина – инфантилизируется.
В исследовании приняли участие учащиеся образовательных учреждений города Королёва: общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения повышенного статуса, специальные коррекционные учреждения. Всего 312 человек.: учащиеся с 1-го по 11-й класс.
Цель: изучение представлений детей об образе взрослой жизни на разных возрастных этапах ( младший школьный возраст, младший и старший подростковый возраст, период ранней юности).
Задачи исследования:
- изучить представления детей об образе взрослой жизни на разных возрастных этапах
- отметить основные изменения в освоении и принятии социальных ролей.
- выявить потребности в оказании психологической помощи семье и другим социальным институтам.
Гипотеза исследования: освоение ребенком социальных ролей: «мамы», «папы», «мужчины», «женщины», «мальчика», «девочки» происходит под влиянием семьи. Детские представления о взрослой жизни могут быть устойчивыми и оказывать влияние на процесс социализации.
Используемый инструментарий:
- Таблица, объединяющая предметы, символически отражающие функционирование семьи - для начальной школы.
- Проективный метод, в форме незаконченных предложений - для младших подростков.
- Проективный метод, в форме матрицы качеств, (аналог стандартизированной методики «матрица качеств») - для старших подростков.
- Проективный метод, в форме незаконченных предложений - для старшеклассников.
При анализе рассматривались следующие функции семьи:
- Воспитание детей
- Материальная обеспеченность
- Хозяин – хозяйка
- Эмоциональный климат
- Досуг
- Семейная субкультура
По представлению детей у мамы доминантными является функции: воспитательная и эмоциональный климат (рекреационная). Функциональный ряд у мамы представлен достаточно наполненным. У папы доминирует функция материальной обеспеченности. В такой же степени как у мамы проявляется, так у папы не проявляется функция воспитания детей.
При открытии будущей взрослой жизни, по мнению детей, все функции присутствуют, но в определенной иерархии. На первое место учащиеся выдвигают функцию материальная обеспеченность жизни на последнее - воспитание детей (минимальное количество выборов).
Приступить ребенок к учебе может после того, как компетентно научится разбираться в ролях. Вертикальное взаимодействие – «ребенок – взрослый», горизонтальное взаимодействие – «сверстник – сверстник». Для освоения учебной деятельности необходима социальная готовность. Полученные данные показывают: мальчикам и девочкам роль мамы в воспитании детей хорошо понятна, а роль папы почти отсутствует. Если функция воспитание детей у мамы много, то у папы ее нет. В учебной деятельности ребенок учится контролировать и оценивать свою деятельность. Сначала это делает взрослый, а затем, постепенно ребенок усваивает эти уроки. В этот период происходит социализация, ребенок учится выстраивать отношения и «пользоваться» социальными ролями (ребенок – родитель, учитель – ученик, ученик – ученик, мальчик – девочка и т.п.). Если не научиться сейчас, то потом большая вероятность поведенческих отклонений и личностных трудностей.
Таким образом, если мы хотим что-то изменить, то маме необходимо делегировать часть полномочий папе, связанных с воспитанием ребенка.
Для ребенка младшего школьного возраста представление о себе взрослом – это далекое представление. Это почти как за линией горизонта. Поэтому, представление о себе взрослом можно рассматривать, как идеальное. В представлениях своей будущей жизни дети хотят больше гармонизировать функционирование в семье. Распределить функции в семье более равнозначно.
Для того чтобы мужчина проявил инициативу, женщине достаточно проявить пассивность. Однако современная женщина на такое решение не согласиться. Инициативность женщины надо принять как современный момент, и рассматривать данный момент как феномен сегодняшнего дня. Другой вариант, женщине дать возможность мужчине проявить свою активную позицию, ослабляя свою.
При анализе работ младших подростков следует отметить, что представление о роли женщины и представление о роли мужчины – в 86% опрошенных учащиеся отражают традиционное распределение, а именно: мужчина должен - работать, зарабатывать деньги, кормить семью, должен быть сильным, крепким, иметь работу, папа должен меня любить, учить сына быть сильным, смелым и мужественным, работать и чинить. Мама должна - быть хозяйкой, готовить и убираться, быть доброй и любящей, воспитывать и любить меня, учить, воспитывать, помогать ребенку и следить за порядком, стирать, убираться, готовить, ухаживать за сыном.
13% опрошенных учеников представляют роли по - другому, а именно: мама должна быть главной, папа должен меня контролировать, мама должна быть у всех, папа должен быть таким же как и мама, папа должен вести себя нормально, папа должен сидеть в кресле, работать и смотреть футбол, мама должна быть заботливой и радостной.
При анализе полученных данных старших подростков учитывались критерии: частота встречаемости качеств, ранжирование качеств по определению почетного места.
Мнение о качествах, которые подростки адресуют маме почти однозначное. И мальчикам, и девочкам роль женщины (мамы) понята в одинаковой степени. Почетное первое место занимает качество – любовь к детям. С качествами, приписываемых папе, мнения подростков расходятся в незначительной степени. В представлении себя взрослым, мальчики отождествляют себя с папой. Представления о мужчине (папе) и о себе взрослом практически совпадает. В представлении девочек себя взрослой и о женщине (маме) статистически значимой связи не наблюдается.
Таким образом, если в начальной школе мальчик еще хочет изменений и гармонизировать функционирование в семье, то в подростковом возрасте такого явления не намечается. Сложившаяся тенденция смещает ценностные ориентиры, хотя потребность в комфорте и любви остается актуальной.
По мнению детей, папа должен быть уверенным в себе – потребность в твердости, стабильности, надежности, уверенности в завтрашнем дне. Представления о роли папы «правильные», однако основания для полученного представления, кроме описательных (эмпирических) характеристик, нет. Нет и конкретных причинно-следтвенных совместных мероприятий, где есть основания для действий.
Яркость в расхождении позиций у мальчиков и у девочек в представлении о роли папы дает возможность понимать, что именно роль отца в воспитании подростка и трансляции мужской модели поведения необходима.
Функция воспитания принадлежит маме, однако девочки показывают потребность участия отца. Идентификация, женственность происходит, если есть внимание от папы, необходимо отражение противоположного пола в подкреплении формирующейся женственности.
Для мальчиков, папа не транслирует ответственность. Мальчик слышит чаще в семье маму. Именно мама чаще говорит: « ты должен, тебе важно, это тебе нужно …..». Именно мама: ходит платить за квартиру, ходит на родительские собрания, убирает, готовит и т.д., что и видит подросток. Папа в семье обособлен: занят на работе, приходит домой и отдыхает. Поэтому у мальчиков нет взаимосвязи между финансовой функцией и ответственностью. Ребенок видит конкретные результаты - папа ходит на работу, а денег все равно не хватает. Так и мальчик, ходит в школу, как все, что-то делает и все равно не успешен, т.к. получает оценки удовлетворительные, но все равно не те и не столько, сколько нужно, а сколько нужно не понятно. Поэтому, что такое ответственность тоже не понятно.
Таким образом, «мама проявляет инициативу, принимает решение, а папа, по маминой инициативе выполняет мамино решение». – Так видит ребенок.
На сегодняшний день существует мода на сильную личность, на конкурентно - способную личность. Сильнее тот, кто знает, чего хочет. Поэтому ребята выбирают качества в духе времени. Подростковый возраст характеризуется неустойчивым проявлением «Я», мир подростка многолик и разнообразен, поэтому насыщен противоречиями и точное знание свое «хочу» для него проблематично. «Апробирование» своего «могу» или себя взрослого, учитывая выбираемые качества, начинается с того, что предлагает подростку окружающий мир (фильмы про супер - героев, компьютерные игры и т.д.). Подросток находится в поиске ответов на возникающие у него вопросы. А на какой платформе он будет находить ответы на свои вопросы, где и какие находить ресурсы для разрешения противоречий, какие поведенческие модели будет видеть стоит задуматься взрослым.
Если раньше женщина видела свое первостепенное значение в семье, как «хранительница очага», ей достаточно было реализовать свои потребности в семье: быт, уют, шитье, вязание и т.д., то сейчас женщина больше похожа на «разрушительницу». Сейчас женщине не достаточно быть в семье. Женщина наравне с мужчиной зарабатывает, реализовывает себя на работе, тем самым расширяет свои границы, забирая у мужчины его пространство. «Не за мужчиной, а наравне или впереди него». Это противоречит природе отношений между мужчиной и женщиной, отсюда возникает много проблем, что не способствует выстраиванию гармоничных отношений, развитию супружества и сохранению традиций. Фундаментальная потребность мужчины в первенстве не удовлетворяется, и тогда он находит другие сферы удовлетворения (алкоголь, любовницу, работу, «истерики»). Потребность в нежности, женственности и любви к детям остается актуальной, только в современном мире она не удовлетворена или может быть замещена на материальные ценности. Сложившаяся тенденция продолжает смещать ценностные ориентиры. Воспитание детей в семье не является главной ведущей функцией, а перекладывается на другие социальные институты (центры творчества, спортивные школы, образовательное учреждение, отдел по делам несовершеннолетних и т.д. и т.п.).
По мнению старшеклассников, советы родителей, связанные с жизненными перспективами ориентированы для мальчиков в реализации себя в трудовой деятельности, а для девочек - на выборе партнера и создании семьи. Советы родителей относительно учебы у мальчиков отражают перспективы для чего надо хорошо учиться, а у девочек ограничиваются образовательным маршрутом (учеба как обязательная программа, а дальше не поясняется). Среди бытовых советов родители девочкам транслируют доверие, свободу выбора, возможность ошибаться и обращаться за помощью, у мальчиков бытовые советы несут больше директивный характер и связаны с послушанием. Родители советуют мальчикам быть самостоятельными и трудолюбивыми, девочкам - ответственными, предусмотрительными и общительными.
Половая идентификация – один из важнейших аспектов формирования личности. Человек должен осознать и принять свою половую принадлежность и усвоить соответствующую, мужскую или женскую роль. Сам по себе биологический пол, физиология человека не превращают индивида в мужчину или женщину и не гарантируют адекватного поведения. Половая идентификация у мальчиков происходит через исследование и освоение широкого социального пространства, тогда как у девочек – через понимание, сохранение и поддержания мира вокруг себя. Для освоения и принятия ролей необходимы примеры, в качестве носителя поведенческих моделей.
Содержание примеров из семьи у девочек и мальчиков схожи, а содержание примеров не из семьи – отличаются направленностью. Мальчики ориентированы на внешний мир, девочки – на внутренний. Мальчики предпочитают равняться на сильных волевых людей. Девочки предпочитают примеры из близкого окружения, имеющие теплые эмоциональные связи. Восприятие своего пола является своеобразной осью, вокруг которой оформляется «Я – концепция». От «Я – концепции» зависит собственный облик и образ, самооценка, самоуважение молодого человека или девушки.
Таким образом, полученные данные дают возможность сделать следующие выводы.
- Положительные жизненные перспективы, по мнению детей, у мальчиков и у девочек достаточно высокие. Количественные показатели практически одинаковые. В то время как содержание значительно отличается.
- Основное предназначение мужчины – это работать, зарабатывать и обеспечивать семью, что соответствует стереотипу представления об успешности мужчины. Большую часть времени мужчина занят работой. Таким образом, содержание жизни достаточно однообразно, мужчина много должен, и мало радости в жизни для себя лично. Сложившееся представление может вызывать у мальчиков эмоциональное напряжение, повышенную тревожность, страх не справится со своим предназначением.
- Жизненные перспективы у девочек включают в себя окончание школы, получение образования, создание семьи и рождение детей. Полученное представление о содержательной стороне жизни у женщины, по мнению детей, более эмоционально насыщено и разнообразно.
- Мужское начало в мальчике и женское в девочке воспитывается с раннего детства. Если этого не происходит, то при формировании их личности возможны деформации, что может болезненно сказываться на всей последующей взрослой жизни: мужчина не ведет себя, как мужчина, а женщина не ведет себя, как женщина.
- В современном мире женщина в поисках достойного партнера, стабильности и предъявляет мужчине высокие требования. Современный мир характеризуется социальным расслоением и нестабильностью.
- Мужчине со своим предназначением на сегодняшний день трудно найти работу, обеспечивающую в полном объеме предъявляемые требования. Женщина начинает проявлять активность и брать на себя мужские функции по обеспечению стабильности, при этом демонстрируя недовольство мужчиной. Сегодня женщина становится самостоятельной и независимой, вступая в конкуренцию с мужчиной.
- Таким образом, учитывая полученные результаты и принимая их как современный момент, в социальных институтах (не только в семье) взрослым необходимо транслировать, кажущиеся на первый взгляд элементарные ценности, и тем не менее такие как: жизнь, здоровье, дружба, уважение, сотрудничество, традиции, семья, сила духа, День победы, нравственность.
Одной из актуальнейших и психологических задач, стоящих перед человечеством на современном этапе его развития, является задача возрождения семьи как ценности и соответственно подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни. Успех в решении этой задачи зависит от совместных усилий семьи, школы, средств массовой информации.
См. также:Источник: ymoc.my1.ru