Пятница, 22.11.2024, 21:04
 Категории
Город Королёв [32]
история города
ФОТО/ВИДЕО официально [10]
снято для администрации города
Дополнительные статьи [1517]
об учреждениях города
Архив справочной [1487]
заведения, которые уже не существуют
 Реклама

Реклама на сайте
 Справочная
 Сохранить в соцсети



Справочная города Королёв
Главная » Справочная » Хронология и документация » Дополнительные статьи [ Добавить организацию ]

Программа развития системы образования г. Королева 2007- 2011 (часть 1)


Комитет образования г. Королев

Перейти ко 2-й части Программы развития системы образования г. Королева 2007- 2011

Перейти к 3-й части Программы развития системы образования г. Королева 2007- 2011



Комитет образования Администрации города Королева Московской области

Целевая Программа развития системы образования города Королева Московской области на 2007- 2011 годы 

ЧАСТЬ 1

г. Королев МО (2007 год)

Пояснительная записка

В связи с завершением срока действия городской целевой Программы «Основные направления развития системы образования в условиях наукограда (2004-2006 гг.), комитет образования администрации г.Королева Московской области разработал целевую Программу развития системы образования города Королев МО на период 2007-2011гг. (далее Программа).

Программа учитывает нормативные документы Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Московской области, существующую муниципальную нормативно-правовую базу и правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений.

Программа составлена в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного рода документам и включает:

  • Паспорт целевой Программы развития системы образования города Королев Московской области на 2007- 2011 годы,
  • Содержание основных направлений деятельности,
  • Пути реализации,
  • Ожидаемые результаты.
  • Финансовое обеспечение выполнения Программы на период до 2011 г.
Особенность данной Концепции Программы заключается в анализе существа образовательных проблем и определении направлений и путей их решения не столько через привычные нормативно-организационные механизмы различных уровней образования и функциональные методы управления, сколько на основе определения и создания оптимальных комплексных межведомственных системных взаимодействий, обеспечивающих интеграционный эффект инновационного развития.

Программа в полной мере соответствует реализации целей приоритетного национального проекта «Образование» и регионального комплексного проекта модернизации образования Московской области.



Целевая Программа развития образования

города Королева Московской области

на 2007- 2011 годы

Паспорт

городской целевой Программы развития образования города Королева Московской области на 2007- 2011 годы

Полное наименование Программы: Целевая Программа развития образования города Королева Московской области на период 2007-2011 годов (далее - Программа)

Основание для разработки Программы:
  • Федеральные Законы: «Об образовании», «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
  • Закон «О развитии образования Московской области на 2007-2011»
  • постановление Правительства Московской области от 31.12.2002 N 638/50 "О разработке проектов областных целевых программ и программ Правительства Московской области"
  • приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), региональный комплексный проект модернизации образования (РКПМО)
  • другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность системы образования
Период и этапы реализации Программы2007-2011 гг.
  1. первый этап: май – декабрь 2007г.- подготовка нормативных, организационно - педагогических и научно-методических условий для последующего развития системы образования города;
  2. второй этап: декабрь 2007г. - декабрь 2008г. - создание условий для апробации инновационных подходов, заявленных в Программе;
  3. третий этап: декабрь 2008г. - сентябрь 2011г.- переход к планомерному и устойчивому развитию образования на основе реализации целей и задач Программы;
  4. четвертый этап – сентябрь 2011г. - декабрь 2011г.- подведение итогов реализации Программы
Цель Программы: Комплексное развитие системы образования города наукограда Королев Московской области, обеспечивающее государственно-общественный характер управления, реализующее качество на уровне европейских стандартов, сохраняющее гуманистическую направленность, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности и любви к Родине; отражающее специфику социально-экономического и культурного развития региона и выступающее в качестве одного из факторов его экономического и социального развития

Основные задачи, мероприятия Программы (10 основных шагов)
  1. повышение эффективности управленческого и ресурсного обеспечения развития образования, в том числе через переход на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование
  2. развитие сети образовательных учреждений города, поиск новых форм сетевого взаимодействия в системе образования города
  3. формирование и реализация экономических механизмов, обеспечивающих систему образования финансовыми, материально-техническими, информационными ресурсами
  4. развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, обеспечение инновационного характера развития сферы образования, ее включенности в национальную инновационную систему
  5. развитие форм государственно-общественного участия в управлении образованием,
  6. создание условий для совершенствования содержания и технологий образования, обеспечение социальных эффектов образования как факторов роста конкурентоспособности личности, общества, региона
  7. развитие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в системе образования, направленной на повышение качества образования
  8. совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; развитие системы непрерывного педагогического образования
  9. усиление взаимодействия системы образования и рынка труда, сложившегося в городе и регионе
  10. разработка комплексных мер по социальной поддержке работников и обучающихся в городской системы образования, совершенствование региональной законодательной и нормативной базы
Перечень основных мероприятий Программы: Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, представленных в приложении N 1 к Паспорту Программы

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы Общий объём средств, направляемых на реализацию мероприятий настоящей Программы в 2007-2011 годах,составляет 346 096, 0 тыс. рублей, в том числе:
  • 2007 год – 56 024,0 тыс. рублей;
  • 2008 год – 44 143,0 тыс. рублей;
  • 2009 год – 50 024,0 тыс. рублей;
  • 2010 год – 52 523,0 тыс. рублей;
  • 2011 год – 56 379,0 тыс. рублей;
из них по источникам финансирования: средства бюджета Московской области составляют 21 871,0 тыс. рублей, в том числе:
  • 2007 год – 4 355,0 тыс. рублей;
  • 2008 год – 4 275,0 тыс. рублей;
  • 2009 год – 2 285,0 тыс. рублей;
  • 2010 год – 5 080,0 тыс. рублей;
  • 2011 год – 5 875,0 тыс. рублей;
средства бюджета ГК образования составляют 103 530,0 тыс. рублей, в том числе:
  • 2007 год – 24 180,0 тыс. рублей;
  • 2008 год – 18 700,0 тыс. рублей;
  • 2009 год – 20 150,0 тыс. рублей;
  • 2010 год – 19 250,0 тыс. рублей;
  • 2011 год – 21 250,0 тыс. рублей;
средства бюджета Российской Федерации составляют 92 524,0 тыс. рублей, в том числе:
  • 2007 год – 34 060,0 тыс. рублей;
  • 2008 год – 29 075,0 тыс. рублей;
  • 2009 год – 29 130,0 тыс. рублей;
  • 2010 год – 123,0 тыс. рублей;
  • 2011 год – 134,0 тыс. рублей;
средства других источников составляют128 171,0 тыс. рублей, в том числе:
  • 2007 год – 22 429,0 тыс. рублей;
  • 2008 год – 21 093,0 тыс. рублей;
  • 2009 год – 27 459,0 тыс. рублей;
  • 2010 год – 28 070,0 тыс. рублей;
  • 2011 год – 29 120,0 тыс. рублей;
Кроме того, общий объем финансовых средств, направляемых на разработку проектно-сметной документации по новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту, благоустройству и их освоение составляет 1 497 200,0 рублей
  • 2007 год - 374 500,0 рублей;
  • 2008 год - 200 650,0 рублей;
  • 2009 год - 315 750,0 рублей;
  • 2010 год - 443 600,0 рублей;
  • 2011 год – 168 700,0 рублей.
Важнейшие целевые показатели Программы
  1. Создание новой организационно-управленческой модели образования города (через апробацию эффективных моделей дошкольных, школьных и других организаций (сообществ), обеспечивающих высокое качество современных образовательных услуг)
  2. Апробация инновационной модели государственно-общественного управления образованием (через расширение роли общественности (родителей, союзов, общественных фондов, советов и т.д. в комплексном развитии учреждений образования)
  3. Создание городской системы оценки качества (через повышение качества и эффективности образования в условиях инновационных изменений муниципальной системы образования города Королёв)
  4. Реализация проекта по внедрению новых финансовых отношений в обазовательных учреждениях города (через введение новой системы оплаты труда и нормативного подушевого финансирования)
  5. Апробация новых здоровьесберегающих технологий в учебно-образовательном процессе.
  6. Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования через расширение связи с ведущими вузами, обеспечивающими приток специалистов в город.
  7. Развитие сети образовательных учреждений города, с целью повышения эффективности использования бюджетных средств и удовлетворения потребностей всех жителей города в качественном дошкольном и школьном образовании.
  8. Внедрение новых форм социального партнерства с предприятиями, организациями и образовательными учреждениями города и России
Разработчики Программы: Комитет образования администрации города Королева Московской области

Заказчик Программы: Администрация города Королева Московской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы: Комитет образования администрации города Королева Московской области, муниципальные учреждения образования

Ф.И.О. должность, телефон руководителя Программы: Гринько Наталья Петровна - Председатель комитета образования города Королева Московской области, тел. 516 -88-17

Постановление об утверждении Программы: Решение городского Совета депутатов

Система организации контроля за выполнением Программы: Контроль за исполнением разделов Программы осуществляется администрацией города Королева Московской области в соответствии с законодательством Московской области, РФ. Управление Программой осуществляет городской комитет образования администрации Королева Московской области. Результаты контроля представляются ежегодно в виде материалов для городской Ассамблеи.

Итоговое выполнение Программы заслушивается на заседании Совета депутатов.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В городе Королев Московской области сложилась многоуровневая система образования, которая включает в себя 79 муниципальных образовательных учреждений с контингентом воспитанников и обучающихся более 20 000 человек.

Значительным этапом развития образования в г.Королев Московской области, создавшим необходимые основы для качественных изменений в обучении и воспитании, развития материально-технической базы образовательных учреждений, внедрения новых образовательных технологий, увеличения объема предоставляемых услуг, явилась реализация областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы", и городской целевой Программы «Развитие системы образования в условиях наукограда 2004-2006 гг..».

В то же время в условиях динамичного социально-экономического развития города достигнутые результаты в образовании уже не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков, не полностью решают задачи по вкладу образования в социально-экономическое и социокультурное развитие города наукограда.

Остается нерешенной проблема дифференциации заработной платы педагогических работников, повышение эффективности использования бюджетных средств.

Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностью, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. Данные проблемы осложняются несовершенством механизмов формирования, формулирования и предъявления образованию социального заказа общества.

Недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивацию к здоровому образу жизни.

Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период.

В ходе выполнения городской целевой Программы "Развитие системы образования в условиях наукограда 2004-2006 гг.» реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования принципов и подходов к созданию системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.

Городская целевая Программа «Развитие системы образования в условиях наукограда 2004-2006 гг..» создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет).

Благодаря мерам, принятым в 2004-2006 годах, в рамках реализации Программы была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии города:
  • приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
  • разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования.
Сложный характер перечисленных выше проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят городскую систему образования перед необходимостью формирования и реализации городской целевой программы развития образования наукограда, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями.

Реализация Программы позволит объединить усилия субъектов образования и необходимые ресурсы вокруг достижения главных целей развития образования и получения конкретных результатов, что поможет обеспечить новый уровень качества самого образования, масштаб производимых им социальных и образовательных эффектов.

II. Цель и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение условий удовлетворения потребностей населения и рынка труда города Королев Московской области в качественном конкурентоспособном образовании, в полной мере отвечающем последним современным требованиям.

Задачи Программы:
  1. Изменение системы управления городской системой образования, переход на командные формы работы, повсеместное использование информационных технологий.
  2. Введение новой системы оплаты труда, стимулирующей педагогического работника, стремящегося к достижению высоких результатов своей деятельности.
  3. Улучшение кадрового обеспечения системы образования.
  4. Введение нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, с целью прямого доведения бюджетных средств до общеобразовательных учреждений по формуле, включающей величину подушевых нормативов и число обучающихся по соответствующим общеобразовательным программам.
  5. Создание городской системы оценки качества образования как элемента региональной и российской системы оценки качества образования.
  6. Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования.
  7. Развитие сети образовательных учреждений города, с целью повышения эффективности использования бюджетных средств и удовлетворения потребностей всех жителей города в качественном дошкольном и школьном образовании.
  8. Увеличение доли школьников обучаюшихся в школах, отвечающих современным требованиям, до 75%.
  9. Увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг.
  10. Обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием.
  11. Внедрение новых форм социального партнерства с предприятиями, организациями и образовательными учреждениями города и России.
III. Сроки и этапы реализации настоящей Программы

Реализация Программы планируется на 2007-2011 годы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап – подготовительный

01.05.07- 01.12.07 - Разработка процедур и нормативно-методического обеспечения.

2 этап – системообразующий

01.01.08-31.12.11 - Создание целостной системы менеджмента качества деятельности МОУ.

IV. Основные мероприятия, предусмотренные Программой

Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, представленных в приложении N 1 к Паспорту Программы.

V. Финансовое обеспечение Программы

Финансирование мероприятий настоящей Программы обеспечивается за счет средств муниципального бюджета, выделенного образованию, бюджета Московской области, участия в региональном комплексном проекте модернизации образования, средств бюджета Российской Федерации, участия в приоритетном национальном проекте «Образование» и других источников.

Объем финансирования указанных мероприятий за счет средств бюджета города и Московской области может ежегодно уточняться в соответствии с бюджетом города, утверждаемым на соответствующий финансовый год.

В целом на реализацию настоящей Программы в 2007-2011 годах требуются средства в размере 1 756 296, 0 тыс. рублей

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в установленном законодательством порядке.

Объемы финансирования мероприятий настоящей Программы из средств бюджетов города определяются в договорах, заключаемых на основании результатов соответствующих конкурсов.

VI. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы

В процессе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:
  • создание многоуровневой системы образования, обеспечивающей конкурентоспособность, функциональную грамотность и социальную ориентацию выпускников учреждений общего образования;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг;
  • обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования, позволяющей на принципиально новом уровне решать образовательные и воспитательные задачи;
  • улучшение кадрового обеспечения системы образования;
  • гарантированное обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием для выполнения приниципов кооперации, взаимного и открытого сотрудничества;
  • создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей.
В рамках реализации Программы впервые предпринята попытка определить удельные показатели эффективности каждого показателя, важного для развития городской системы образования.

За период реализации Программы планируется достижение следующих показателей:
  1. увеличение номинального значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 года (по образовательным учреждениям, перешедшим на НСОТ) на 60,0%;
  2. увеличение фактической доли фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в среднем по городу до 70,0%;
  3. увеличение доли общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений до 100,0%;
  4. увеличение доли общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно от общего числа общеобразовательных учреждений до 100,0%;
  5. увеличение доли учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений на зарплату учителей и учебные расходы в среднем до 100,0%;
  6. увеличение доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса до 75,0%;
  7. увеличение средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях до 25,0 человек;
  8. увеличение числа обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень до 105,0 человек;
  9. увеличение удельного веса количества общеобразовательных учреждений, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе, - с 15,0 % до 100,0% от общего количества муниципальных образовательных учреждений;
  10. увеличение удельного веса количества средних (полных) общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение, - с 25,0% до 100,0% от общего количества средних (полных) общеобразовательных учреждений;
  11. увеличение удельного веса численности обучающихся 10-11-х классов, охваченных профильным обучением, - с 25,0% до 80,0% от общей численности обучающихся 10-11-х классов;
  12. увеличение удельного веса численности обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, получающих предпрофильную подготовку, - с 10,0% до 80,0% от общей численности обучающихся в 9-х классах общеобразовательных учреждений;
  13. изменение соотношения численности обучающихся в расчете на один персональный компьютер - с 36 обучающихся до 15;
  14. увеличение удельного веса численности детей, охваченных системной внеучебной деятельностью в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования за счет реализации современных программ и форм воспитания и дополнительного образования, - с 60,0% до 83,0% от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
  15. увеличение удельного веса численности обучающихся общеобразовательных учреждений, охваченных услугами учреждений дополнительного образования детей, - с 45,0% до 50,0% от общего количества обучающихся в 1-11-х классах;
  16. увеличение удельного веса количества образовательных учреждений, участвующих в инновационных образовательных проектах на областном и федеральном уровнях, - с 25,0% до 40,0% от общего количества образовательных учреждений;
  17. увеличение удельного веса численности обучающихся, получивших услуги службы социальной и психолого-педагогической поддержки, с 12% до 35% от общей численности обучающихся;
  18. увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах:
    1. на школьном уровне, - с 50,0% до 60,0% от общей численности обучающихся;
    2. на муниципальном уровне, - с 15,0% до 22,0% от общей численности обучающихся;
    3. на областном уровне, - с 2,8% до 3,1% от общей численности обучающихся;
  19. увеличение объема платных образовательных услуг населению на 40,0 % за период реализации Программы по сравнению с объемом оказанных платных образовательных услуг в 2006 году;
  20. увеличение удельного веса количества общеобразовательных учреждениях, имеющих доступ к Интернету, - с 80,0% до 100,0% от общего количества общеобразовательных учреждений;
  21. создание дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
  22. расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями как воспитанникам, так и детям, их не посещающим;
  23. создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей среды, способствующей развитию способностей, интересов и творчества детей;
  24. повышение валеологической грамотности педагогов, которая способствует сохранению здоровья воспитанников;
  25. увеличение удельного веса количества муниципальных образований, вовлеченных в решение задач массового образования детей старшего дошкольного возраста, - с 10,0% до 100,0% от общего количества муниципальных образовательных учреждений города;
  26. увеличение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, проходящих предшкольное обучение, - с 15,0% до 48,0% от общей численности детей старшего дошкольного возраста;
  27. увеличение удельного веса численности детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования, - с 69,0% до 74,0 % от общей численности детей дошкольного возраста;
  28. уменьшение количества дней, пропущенных ребенком по болезни в детском дошкольном образовательном учреждении за год в среднем по городу на 1 день;
  29. увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган государственно-общественного управления (совет), обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, - с 3,0 % до 100,0 %;
  30. создание муниципального управляющего совета, ориентированного на развитие городской системы образования, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений;
  31. увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, - с 3,0 % до 100,0 %;
  32. увеличение доли образовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет с 30,0% до 100,0 %;
  33. увеличение доли пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели до 100,0 %;
  34. увеличение доли общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты (от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период) до 100,0 %;
  35. создание накопительной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
  36. создание эффективно действующей системы мониторинга;
  37. увеличение доли школ перешедших на электронный документооборот с 15,0 % до 100,0%.
VIII. Контроль за исполнением Программы

Заказчиком Программы является администрация образования города Королев, которая организует ее выполнение и координирует взаимодействие исполнителей настоящей Программы, несет ответственность за своевременную реализацию ее мероприятий и определяет исполнителей мероприятий настоящей Программы в соответствии с законодательством.

Порядок финансирования мероприятий Программы утверждается администрацией г. Королева Московской области.

Заказчиком осуществляются предусмотренные настоящей Программой полномочия по организации проведения конкурсов; утверждению положений о соответствующих конкурсах; утверждению конкурсной документации; установлению критериев оценки конкурсных проектов, принципов определения объемов финансовой поддержки победителей конкурсов; утверждению состава конкурсных комиссий и заключению договоров с победителями конкурсов на основании протоколов о результатах конкурсов.

Исполнители мероприятий по закупке оборудования и услуг определяются на основе проведения конкурса, проводимого в соответствии с установленным законодательством порядком.

Текущий контроль за ходом реализации настоящей Программы, а также целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение ее мероприятий, осуществляет Заказчик Программы, который в установленном законодательством порядке информирует городской комитет образования о результатах ее выполнения.

Особое внимание в рамках реализации Программы на ближайшие пять лет придается разработке 5 межведомственных проектов, затрагивающих основные направления развития городской системы образования:

ПРОЕКТ 1

Создание новой организационно-управленческой (системообразующей) модели образования города (через апробацию эффективных моделей дошкольных, школьных и других организаций (сообществ), обеспечивающих высокое качество образования )

В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики. Речь в данном контексте может идти о совершенствовании в рамках Программы системы непрерывного образования.

Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

В городе сформирована система, включающая
  • 32 детских дошкольных учреждения
  • 28 общеобразовательных школ,
  • 1 лицей,
  • 4 гимназии.
В настоящее время формально различные типы учреждений общего, начального и среднего профессионального образования (школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи, профессиональные лицеи, профессиональные училища) реализуют зачастую одинаковый набор образовательных программ. Таким образом, происходит размывание структуры образования. Вместе с тем, из-за утраты тесной связи с предприятиями и организациями, старения материально-технической базы самих учреждений, они зачастую не способны обеспечить реализацию образовательных программ для современной экономики и социальной сферы. Таким образом, необходимо совершенствование образовательной сети.

С целью повышения качества образования необходима реализация образовательной политики, предполагающей дифференциацию системы образования. Это позволит сконцентрировать ресурсы, обеспечивающие объективно более высокий уровень подготовки выпускников.

Таким образом, необходимо:
  1. во-первых, установить уровни образования;
  2. во-вторых, создать условия для инновационного развития системы общего образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.
При этом стоит вопрос о необходимости выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

В этой связи речь идет в первую очередь о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования:
  1. "Предшкольное образование" (1 год).
  2. Начальная школа (4 года).
  3. Основная школа (5 лет).
  4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).
В течение всего периода организации обучения в общеобразовательной школе учащимся должны предоставляться услуги дополнительного образования.

"Предшкольное образование" - как образование детей старшего дошкольного возраста не носит обязательного характера и может быть рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях - не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.

С целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки учащихся, имея в виду введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий, изменение содержания государственного образовательного стандарта, снижение аудиторной нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше чем, например, в европейских странах на 10-15%, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы), расширении спектра услуг дополнительного образования. При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников. Большее распространение должны получить лучшие образцы организации работы школ полного дня для нуждающихся в этом семей.

Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и "предшкольным образованием" позволит усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье. Это также позволит не навязывать обучающимся в процессе воспитания определенные ценности и нормы деятельности, а создать условия для свободного самоопределения граждан относительно разделяемых ими ценностных ориентиров. При этом следует поддерживать участие в воспитании обучающихся различных общественных организаций и объединений. Конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у молодого поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества.

Таким образом, для повышения доступности качественного общего образования необходимо:
  • максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста;
  • создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;
  • перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;
  • изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;
  • перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей.
Развитие сети образовательных учреждений одно из приоритетных направлений деятельности системы образования города Королева. Необходимо обеспечить социально востребованный уровень доступности и качества образования в сочетании с его экономической эффективностью, а также интенсивное развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Для достижения поставленной цели необходимо решение комплекса взаимосвязанных задач, среди которых:
  • характеристика состояния и тенденций развития городской системы образования, оценка эффективности реализовывавшейся стратегии развития образования в целом, выявление проблем развития сети в контексте общего развития системы образования;
  • определение и описание образа желаемого будущего состояния городской системы образования, ожидаемых результатов реализации основных направлений модернизации образования, описание критериев, показателей, индикаторов, их целевых значений;
  • описание перспективных моделей развития сети, стратегии и тактики действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение структурных проблем, стоящих городской системой образования и достижение желаемых результатов;
  • обеспечение комплексного характера мер, направленных на решение приоритетных проблем развития образования и системность ожидаемых изменений, их увязывание с итогами осуществления других направлений модернизации образования;
  • формирование информационной инфраструктуры образовательной среды сети образовательных учреждений;
  • создание условий для включения общественности, институтов гражданского общества в обсуждение и решение ключевых проблем развития сети образовательных учреждений в городе.
Основными направлениями деятельности по реализации поставленных задач должны стать:
  1. Реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.
  2. Новое строительство и капитальный ремонт.
  3. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений, улучшение условий осуществления образовательного процесса.
  4. Информатизация общеобразовательных учреждений.
  5. Развитие сети общеобразовательных учреждений для реализации задач профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  6. Социальное партнерство.
  7. Личное развитие и адресная защита подрастающего поколении.
  8. Развитие дошкольного образования города
  9. Поиск и внедрение инновационных подход к формам и методам ведения образовательного процесса в учреждениях всех видов и типов.
В результате должны быть обеспечено:
  • доступность образовательных ресурсов и образовательных услуг, в том числе профильного образования на старшей ступени, дополнительного и специального образования, дошкольного образования, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории и т.п.,
  • концентрация, целевое и эффективное распределения ресурсов,
  • психофизическая безопасность учащихся и комфортные условия образовательного процесса,
  • повышение качества образования,
  • ориентированность системы образования на местные рынки труда,
  • непрерывность и преемственность образования.
Для понимания тенденций развития сети образовательных учреждений необходимо указать на ряд характерных особенностей территориального устройства, демографической ситуации и социально-экономического развития горда Королева.

На территории г. Королева Московской области в настоящее время проживает 29596 детей, из них 15039 детей школьного возраста, в том числе 234 семьи находящихся в социально опасном положении, 222 ребенка – оставшихся без попечения родителей, 514 детей - инвалидов,

Социально-экономические перемены, произошедшие в последние годы в нашей стране, внесли серьезные изменения в структуру и особенности развития нашего общества.

В городе отмечается ежегодное уменьшение количества детей школьного возраста, от общей численности населения. Только за три последних года число детей и подростков сократилась на 2068 человек.

В городе Королёве сложилась система образовательных учреждений, способных организовать качественное обучение и воспитание детей на достаточно высоком уровне. В городе функционируют 79 образовательных учреждений муниципального подчинения с контингентом учащихся около 20000 человек, из них:
  • 35 ДОУ, в которых воспитывается более 5000 человек;
  • 30 ОУ общего образования различного уровня, с общим охватом около 15 тысяч учащихся;
  • 10 учреждений дополнительного образования, которые посещают 9097 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет;
  • 1 МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр»;
  • 1 Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение «Родник».
Следует отметить что начальные, основные школы самые малочисленные и имеют низкую наполняемость классов - до 10 человек. В городе сложилась неблагоприятная тенденция: в школах с проектной мощностью 1000-1200 человек обучает от 300 до 600 человек, что существенно увеличивает затраты на их содержание.

Одновременно в дошкольных учреждениях имеется выраженная нехватка мест и переполнение групп воспитанников. С учетом прогноза рождаемости при непринятии безотлагательных мер ситуация с каждым годом будет ухудшаться.

Со средним размером школы связан важный в плане реструктуризации сети МООУ показатель наполняемости класса.

В 2006 году средняя наполняемость общеобразовательных школ города составила 22,52 человека в классе это ниже чем средний показатель по Московской области, который составляет 23 человека

Последовательно уменьшается доля школ, ведущих занятия во вторую смену.

Благодаря целенаправленной политике информатизации образования, реализуемой как на федеральном (программа РЕОИС, проект МБРР и НФПК «Информатизация системы образования»), так и на областном (программы «Электронное Подмосковье», «Развитие образования в Московской области») и муниципальном уровне за последние годы произошло качественное изменение ситуации. В результате численность учащихся, приходящихся на 1 компьютер, снизилась с 42 до 20%.

В 2006 году осуществлен анализ и обобщение опыта создания и функционирования образовательных учреждений, интегрирующих различные виды, уровни и формы образовательной и социально - культурной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день определены приоритетные направления деятельности по развитию сети:

Реструктуризация сети образовательных учреждений

Предполагается создание образовательных комплексов, обеспечивающих пребывание детей в режиме полного дня с развитой качественной системой дополнительного образования на базе МОУ СОШ №5, МДОУ «Эврика», физкультурно-оздоровительного комплекса, Юношеской библиотеки, МОУ «Центра воспитания детей», а также на базе МОУ БСОШ №1, МОУ гимназии «Российская школа», спортивной школы, школы искусств, музыкальной школы. Эти комплексы должны стать центрами образования и культуры микрорайона проспекта Королева и микрорайонов Болшево и Первомайский.

Кроме того, экономический и социологический анализ показывает неэффективность функционирования таких образовательных учреждений как МОУ основная общеобразовательная школа №6 и МОУ Болшевская начальная общеобразовательная школа, наполняемость которых составляет соответственно около 40 человек и около 20 человек. Развитие материальной базы этих школ нерентабельно и, следовательно, обеспечить высокое качество образовательного процесса в этих школ в их сегодняшнем виде не представляется возможным. Создание школ-филиалов или присоединение их к большим по наполняемости школам позволит решить указанную проблему.

Капитальное строительство. реконструкция и капитальный ремонт

Для решения проблемы обеспечения качественными образовательными услугами детей дошкольного возраста необходимо увеличение, как количества детских дошкольных учреждений, так и количества мест в уже имеющихся.

Планируется строительство трех детских садов на 250 мест в микрорайоне Текстильщик и двух на 125 мест каждый в районе проспекта Космонавтов. В этих микрорайонах наиболее остро стоит проблема с предоставлением мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, необходимо завершить реконструкцию и сдать в эксплуатацию детский сад на проспекте Королева «Эврика» и детский сад при гимназии №9. Это позволит снизить остроту проблемы с дошкольными учреждениями в городе.

Кроме того, планируется сделать пристройки к детским садам №19 на 4 группы и №23 на 4 группы.

Многие школы города не могут качественно организовать учебный процесс из-за особенностей своих зданий, поэтому в 2007-2011 годах должны быть построены пристройки к зданиям МОУ Болшевской СОШ №6. МОУ ЛНИП, МОУ СОШ №7, 22.

Реконструкция затронет многие образовательные учреждения, с целью приведения в соответствие их зданий и требований к современной организации учебного процесса. (См. Приложение 3).

Развитие материально-технической базы образовательных учреждений и их ремонт.

Доля школьников обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса к 2009 году должна достигнуть 75%.

Для достижения этого показателя необходимо объединение финансовых ресурсов на всех уровнях: федеральном, областном, муниципальном.

Только для ремонта общеобразовательных учреждений города в ближайшие 3 года планируется привлечь 185 млн. рублей. Эти средства будут направлены на установку ограждения, ремонт кровли, мест общего пользования, ремонт цоколя, замену инженерных сетей, установку АПС и другое. Ремонтные работы будут производится практически во всех образовательных учреждениях города. (см. Приложение 4)

Развитие учебной базы общеобразовательных учреждений предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на оснащение школы современными учебными средствами, а именно
  • приобретение школьной мебели, комплексов «Дидактика-модуль», специализированной мебели;
  • приобретение оборудования и информационно-методического обеспечения для оснащения учебных кабинетов и лабораторий МОУ, реализующих государственный стандарт общего образования;
  • приобретение оборудования и информационно - методического обеспечения для муниципальных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы;
  • введение в учебный процесс системы дистанционного обучения;
  • оснащение МОУ современными электронными учебными материалами, обеспечивающих активное использование информационных технологий в образовательный процесс;
  • развитие единой информационно-образовательной среды на основе оптоволоконной сети муниципалитета, включая создание городского образовательного портала, для обеспечения доступа МОУ к информационно-образовательным ресурсам;
  • развитие системы электронных библиотек и медиотек для использования информационных и электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, для общего использования коллекции электронных версий книг, статей, рефератов, полнотекстовых версий научных статей, аннотаций учебных пособий и каталогов.
Все современные педагогические технологии преимущественно ориентированны на использование информационных технологий и доступа к информационным базам данных. Современные образовательные учреждения, даже по сегодняшним меркам неплохо оснащенные, имеют загруженность: 1 компьютер на 20 человек, при этом 90% времени используется не для индивидуальной работы учащихся, а для обучения основам информатики, вычислительной техники и информационным технологиям. В ближайшие годы планируется довести соотношение численности обучающихся в расчете на один персональный компьютер - с 20 обучающихся до 10-15.

В 2007 – 2010 гг. на базе МОУ гимназии №19, гимназии №11, лицея научно-инженерного профиля, МОУ СОШ №5 будет отработана и внедрена модель информационной инфраструктуры образовательной среды общеобразовательного учреждения. В 2010-2011 годах после доработки данная модель будет внедрена во все общеобразовательные учреждения города.

Всеобщая информатизация системы образования требует сосредоточить усилия на следующих направлениях:
  1. Обучение педагогического и руководящего состава системы образования основам информационной культуры
  2. Создание городского инновационно-аналитического компьютерного образовательного центра при ГК образования.
В городе Королеве получит дальнейшее развитие профильное и предпрофильное обучение. Будут разработаны рекомендации по организационным моделям профильного обучения, обеспечивающим предоставление возможностей для получения качественного образования, максимальное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, в том числе через возрастную специализацию, увеличение концентрации учащихся в одной параллели. Отдельным блоком предусматриваются рекомендации по организации сетевого взаимодействия, которые будут включать предложения по нормативно-правовому обеспечению этого процесса.

Завершится разработка образовательными учреждениями города Королева собственных программ развития как документа определяющего стратегию развития и являющегося основой проектного (целевого) финансирования. Все программы развития пройдут экспертизу городского научно-методического совета.

Развитие дошкольного образования города, обеспечивающего высокое качество образовательных услуг

Статистика свидетельствует о том, что 25% детей города Королева поступают в первый класс, не пройдя подготовку в детском саду. Семейное образование не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. В результате примерно одна пятая детей не готовы к школе, что создает для них серьезные проблемы в обучении.

Системный анализ позволяет утверждать, что практически все проблемы начальной школы произрастают из дошкольного периода детства. Наблюдается тенденция роста негативного отношения учащихся начальной школы к учению, учителю и к школе.

Во многом это объясняется тем, что ребенок не был подготовлен к школе. Вместе с тем, нередко подготовка ребенка к школе заменяется жестким, интенсивным обучением, вызывающим эмоциональное переутомление.

Возникает определенный парадокс: в результате такой подготовки школа получает ученика, потенциально имеющего низкий порог школьной зрелости, что выражается в недостаточном развитии любознательности, способностей, коммуникативности, творческого воображения, самостоятельности. Дошкольник, пройдя школу обучения в детском саду с такой направленностью, не готов к учебной деятельности в школе.

Налицо нарушение прав ребенка на полноценное развитие в дошкольном детстве, преувеличение интеллектуальной доминанты в ущерб гармонично-целостному развитию личности.

Перечисленные негативные тенденции появляются в результате отсутствия или нарушения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальными классами школы.

Решение указанных проблем затрудняется также по причине нехватки высококвалифицированных специалистов (количество воспитателей с высшим образованием в Королеве - 16%, а руководителей дошкольных образовательных учреждений - 67%), неподготовленностью к работе по программам нового поколения и реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку.



Перейти ко 2-й части Программы развития системы образования г. Королева 2007- 2011

Перейти к 3-й части Программы развития системы образования г. Королева 2007- 2011

Скачать программу (файл-архив 1.32 мб)
Показать Скрыть карту

Категория: Дополнительные статьи | Представитель организации: Vitayana
Добавлено: 20.01.2012 | Просмотров: 3038 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Уточните данные об организации или оставьте отзыв
omForm">
avatar

Похожие статьи:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Справочная
  Статистика
  ЮБиК рекомендует