Пятница, 26.04.2024, 20:43
 Категории
Город Королёв [32]
история города
ФОТО/ВИДЕО официально [10]
снято для администрации города
Дополнительные статьи [1517]
об учреждениях города
Архив справочной [1487]
заведения, которые уже не существуют
 Реклама

Реклама на сайте
 Справочная
 Сохранить в соцсети



Справочная города Королёв
Главная » Справочная » Хронология и документация » Дополнительные статьи [ Добавить организацию ]

О КБ ХимМаш им. Исаева: история, направления


Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.И. Исаева (КБ ХимМаш им. Исаева, КБХМ им. Исаева) г. Королёв

Генеральный директор: заместитель генерального директора ФГУП "ГКНПЦ им.М.В. Хруничева" Петрик Владимир Андреевич.

Адрес: Королёв, ул. Богомолова, д.12
Тел.(495) 513-54-74, (495) 513-44-13, т/ф (495)516-80-01
Сайт: www.kbhmisaeva.ru

Гимн работников КБхиммаш им. А.М. Исаева
ВЕТЕРАНЫ, ВСПОМНИТЕ СЕГОДНЯ
Слова Леонида Дудина, Музыка Рашита Киямова

Во Вселенной звёздам ныне тесно,
На любую счастье загадай,
Но в мечтах о дальнем занебесье,
Свой родной Химмаш не забывай.
Сохраняй в берёзовых аллеях,
Где в ладах и солнце, и земля,
Это действо - до самозабвенья -
На рассвете песню соловья.

Припев:
КБхиммаш Исаева
Космическое самое,
Всемирно знаменитое
Высоким ремеслом.
Морское и зенитное,
В Отечестве - элитное.
В делах - не досягаемо,
Нам - Родина и дом.

Ветераны, вспомните сегодня,
Кто с орбит "Востоки" возвращал,
Как тепло Гагарин землю обнял,
Как Титов её поцеловал.
Мы верны своей дороге к звёздам,
И тому, кто нами дорожит,
Кто и щит, и меч России создал,
Кто её границы сторожит.

Припев.

На планетах солнечной системы
И других неведомых миров
Мы оставим славу новой смене
От рабочих и конструкторов.
Пусть любовь к труду не угасает,
Помни, что в судьбе твоей всегда
Алексей Михайлович Исаев
И его заветная звезда.

Припев.

История

21 июня 1943. В разгар Великой отечественной войны руководитель авиационного завода №293 Виктор Фёдорович Болховитинов для обеспечения разработок самолётов с ЖРД создал подразделение для разработки новых двигателей. Предприятие занималось выпуском жидкостных ракетных двигателей для ВВС (РД1, РД1-М, У-1250, СУ-1500, У-400-10 и т.д.). Директором этого подразделения стал Алексей Михайлович Исаев.

1943-1946. Проходят совместные работы А.М. Исаева и А.Я. Березняка в КБ В.Ф. Болховитинова по созданию реактивного самолёта-перехватчика "БИ" (аббревиатура Березняк – Исаев) и лётные испытания самолёта капитаном Г.Я. Бахчиванджи.

1946. Предприятие начало выпуск первых ЖРД с насосной подачей

1946-1954. ЖРД для зенитных ракет, дополнительные двигатели для крылатой ракеты "Буря" главного конструктора С.А. Лавочкина. Проработка идеи замкнутого ЖРД с насосной подачей.

1947. Начало разработки ЖРД для баллистических ракет подлодок (БРПЛ) главного конструктора В.П. Макеева.

1948. Подразделение А.М. Исаева переведено в головной институт ракетной техники НИИ-88 (современный ЦНИИмаш). На основе этого подразделения создано Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-2). ЖРД для крылатых ракет, ВВС и ВМФ главного конструктора А.Я. Березняка.

16.01.1959. ОКБ-2 выведено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.

Начало строительства инженерной, производственной и экспериментальной базы. ЖРД и ЖРДУ для пилотируемых и беспилотных космических аппаратов "Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Салют" и др. главного конструктора С.П. Королёва.

1960. ЖРД и ЖРДУ для межпланетных космических аппаратов "Луна", "Марс", "Венера" и др. Разработка криогенных ракетных двигателей на жидком водороде и жидком кислороде.

12.04.1961. Участие в осуществлении первого полёта человека в космос на космическом корабле "Восток".

17.06.1961. Награждено орденом Трудового Красного Знамени за образцовое выполнение правительственных заданий.

1962. ЖРД ракетоносителей "Космос", начало разработок ЖРД и ЖРДУ для космических аппаратов связи серии "Молния".

1965. ЖРД для мягкой посадки на планеты солнечной системы.

1966. ЖРДУ для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли главного конструктора Д.И. Козлова.

1967. ОКБ-2 переименовано в КБ химического машиностроения. Награждение орденом Трудового Красного Знамени. Строительство и ввод в эксплуатацию огневой испытательной базы НИО-9.

1968. Начался выпуск ЖРД для посадки, взлёта с Луны и возвращения космических аппаратов на Землю и т.д.

1970. ЖРД и ЖРДУ для космических орбитальных станций "Салют", "Мир" и др.

1971. Директор Богомолов Владислав Николаевич. Разработка жидкостных реактивных двигателей малой тяги (ЖРДМТ). Начало разработок комплексных двигательных установок с исполнительными органами стабилизации, ориентации и маневрирования.

17.02.1975. Предприятие награждено орденом Октябрьской Революции.

1975. Участие в международной программе "Союз – Аполлон".

1985 Директор Леонтьев Николай Иванович

1991. КБ химического машиностроения присвоено имя А. М. Исаева.

1995. Начался выпуск ЖРД для разгонных блоков "Бриз-М", "Бриз-КМ", "Фрегат", 12КРБ ракетоносителей и т.д.

2001. Исследовательская работа по ЖРД на метане и жидком кислороде.

2001-2006 Директор Селезнев Евгений Петрович

2004. Разработка малых ЖРДУ для космических аппаратов типа "Белка" и др.

18.04.2004 1-ый полёт индийской РН ЖСЛВ с криогенным двигателем КВД1 в составе разгонного блока 12КРБ.

16.01.2008 КБхиммаш им. Исаева стало филиалом ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" указом президента РФ В.В. Путина №127 от 03.02.2007

Функции и основная тематическая специализация ФГУП "КБХМ им. А.М. Исаева" после реорганизации: НИОКР, опытное и серийное производство и поставка жидкостных ракетных двигателей: маршевые ЖРД для РБ "Бриз-М", "Бриз-КМ" и "Фрегат", ЖРД КВД1 для индийского кислородно-водородного блока 12КРБ, маршевые ЖРД КВД1М для КВРБ, РН "Ангара".

2008-2011 Директор Петрик Владимир Андреевич

2012. Сегодня КБхиммаш - одно из ведущих КБ России в области разработки и испытаний жидкостных ракетных двигателей, двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей малой тяги. КБхиммаш входит в систему предприятий Российского авиационно-космического агентства.

За последние годы, несмотря на существенное сокращение Госзаказа и, в связи с этим, значительного уменьшения объёмов финансирования КБхиммаш выполнило ряд работ, обеспечивших выполнение ФКП и других программ.

Разработаны и изготавливаются двигатели для использования в составе современных разгонных блоков "Бриз-М", "Бриз-КМ" и "Фрегат".

Завершается контракт с Индией. В рамках этих работ успешно проведены два пуска индийского ракетоносителя GSLV с разгонным кислородно-водородным блоком, на котором был применён двигатель КВД1 разработки КБхиммаш. Начатые в КБхиммаш в 60-е годы прошлого столетия работы над кислородно-водородным двигателем нашли своё продолжение в разработке конструкторской документации на два модифицированных двигателя (на базе КВД1) с улучшенными энерго-массовыми характеристиками тягой 7,5 т.с. и 10,5 т.с.

Завершены работы по созданию двигателя ЖРДМТ тягой 2,5 кгс с ниобиевой камерой. Этот двигатель успешно используется в программах МКС, в КА разработки НПО им. С.А. Лавочкина и ЦСКБ "Прогресс".

Разработан целый ряд перспективных ЖРДМТ с конкурентоспособными на мировом рынке характеристиками, которые обеспечивают улучшение характеристик космических аппаратов. Это двигатели с тягой 0,6 кгс, 5 кгс, 10 кгс, 20 кгс, 40 … 50 кгс и 225 кгс.

В КБхиммаш серийно изготавливаются двигатели ЖРДМТ с использованием однокомпонентного топлива - гидразина, предназначенные для эксплуатации в ДУ объектов систем "Ураган", "ГЛОНАС", а также для ДУ в объектах "Фрегат" для исследования дальнего космоса.

Сегодня КБхиммаш проводит работы по увеличению сроков активного существования двигателей, ДУ и проводит работы по модернизации ДУ по темам: "Лиана", "Персона" и "Ресурс-ДК".

Испытательная база КБхиммаш обеспечивает сегодня проведение испытаний не только двигателей и ДУ, создаваемых КБхиммаш, но и обеспечивает проведение контрольно-выборочных испытаний серийно изготавливаемых двигателей на УКВЗ и ЗМЗ.

Несмотря на крайне незначительные объёмы финансирования, КБхиммаш продолжает работы по созданию перспективных двигателей для ракетной техники как в рамках ФКП, так и в рамках других программ.

Впервые в мире проведены успешно испытания полноразмерного двигателя с использованием кислорода и метана.

Проведены успешно испытания экспериментальной камеры и двигателя с использованием кислорода и керосина. Получены практические полезные результаты для создания газогенераторов на топливной паре кислород + керосин, работающих по "сладкой" схеме.

Разработан двигатель С5.89, используемый в изделии "Парус" в научных целях - по совместному российско-американскому соглашению.

По теме "Горизонт" для НИИ "Мортеплотехника" разрабатывается ТНА 0200С. На сегодняшний день работы находятся в стадии изготовления опытных образцов.

Решая задачи более полного использования производственных мощностей и персонала, КБхиммаш расширяет объём работ по производству изделий конверсионной тематики. Объём этих работ приближается к 10% от общего объёма работ КБхиммаш.

Подводя итоги работ КБхиммаш за 60-летнюю историю можно отметить, что для ракетно-космической техники в КБхиммаш было создано более 120 различных ЖРД, ДУ и ЖДРМТ, которые внесли весомый вклад практически во все направления использования ракетной и космической техники - в авиацию, в ракеты-носители сухопутного и морского базирования, в космические аппараты и прочее. Более 100 ЖРД, ЖРДУ и ЖРДМТ, созданных за это время, были сданы в серию и эксплуатировались, а более 40 из них эксплуатируются до настоящего времени.

Структура

Структурно предприятие состоит из комплекса КБ, отделений опытного производства, технологических отделов и лабораторно-испытательной базы.

Конструкторское отделение предприятия проектирует, выпускает рабочую документацию и ведёт отработку не только двигателей и двигательных установок, но и, практически, всех входящих в них агрегатов.

Отделения опытного производства, технологических отделов и лабораторно-испытательная база обеспечивают отработку новых технологических процессов, производство, огневые, холодные испытания и проведение лабораторных исследований при создании двигателей.

Основные направления деятельности:

Основные - проектирование, отработка и поставка
  • двигателей для жидкотопливных ракет и разгонных блоков со значениями тяги до 100 тс;
  • двигателей и двигательных установок для пилотируемых и автоматических космических аппаратов;
  • импульсных двигателей одно- и двухкомпонентных со значениями тяги от 0,5 кгс до 250 кгс,
  • узлов и агрегатов ЖРД: камер, турбонасосных агрегатов, газогенераторов, регуляторов, клапанов, баков компонентов и баллонов для газа из нержавеющей стали, алюминиевого и титанового сплавов;
  • высокоэффективных насосов для различных жидкостей;
  • агрегатов для различных целей, аналогичных агрегатам жидкотопливных ракетных двигателей и двигательных установок.
Экспериментальная база предприятия позволяет проводить:
  • огневые испытания разрабатываемых двигателей, двигательных установок и их агрегатов с имитацией высотных условий на натурных компонентах;
  • пневмовакуумные, гидравлические, газодинамические, вибродинамические испытания двигателей, двигательных установок и их агрегатов.
Конверсионное направление:
  • Оборудование для тепловой обработки мяса и рыбы; мангалы
  • Медоборудование;  инвалидные коляски, реабилитационные тренажеры
  • Детские теннисные столы
  • Продукция технического назначения; гидромоторы, ротационные фильтры
  • Жидкий азот и кислород
  • Услуги: сварка, механообработке, испытание оборудования
Участие в космических программах и проектах:
  • Национальные программы: "Восток", "Восход", "Луна", "Венера", "Космос", "Марс", "Салют", "Мир", "Союз", "Прогресс", "Зонд", "Молния", "Полет", "Экран", "Купон", "ГЛОНАСС"
  • Международные программы: "Союз-Аполлон", "Вега", "Фобос"
  • Перспективные программы: МКС, "Банкир" и др
Приоритетные научно-технические достижения предприятия

К важнейшим, приоритетным научно-техническим достижениям предприятия, оказавшим существенное влияние на развитие отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, относятся:
  • создание плоских головок камер сгорания с шахматным расположением однокомпонентных форсунок;
  • применение завесного охлаждения огневой стенки камеры сгорания с помощью специального периферийного ряда форсунок;
  • создание камер сгорания со связанными оболочками;
  • применение антипульсационных перегородок ("креста") для устранения высокочастотных колебаний;
  • разработка принципов и реализация конструкции цельносварного, неразборного ЖРД;
  • создание ЖРД с запуском под водой;
  • разработка идеи заводской заправки баков ракеты топливом (ампулизация);
  • разработка идей, принципов, конструкции и технологии ЖРД, "утопленных" в компонентах топлива;
  • разработка химического жидкотопливного аккумулятора давления для вытеснения топлива из ракетных баков;
  • внедрение в конструкцию камер сгорания двухкомпонентных центробежных форсунок;
  • разработка и создание многократно включающихся жидкостных ракетных двигателей для космических аппаратов, космических кораблей и станций, работающих в условиях длительного пребывания в космическом пространстве, как на околоземной орбите, так и на полётных орбитах объектов дальнего космоса;
  • разработка и создание небольших (тяга до 600 кг) камер сгорания с абляционным охлаждением - новое направление ЖРД;
  • разработка и внедрение метода огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД без переборки;
  • работы по созданию первого отечественного космического ракетного двигателя на жидком кислороде и жидком водороде;
  • разработка и внедрение в ЖРД возможности останова при израсходовании одного из компонентов топлива;
  • разработка и использование в составе ДУ космических аппаратов ЖРДМТ с камерами из тугоплавких металлов;
  • разработка и практическое применение двигательных средств для минимизации времени неуправляемого полёта ракеты в период разделения ступеней ракеты;
  • разработка и практическое применение средств управления вектором тяги ЖРД и ЖРДУ для верхних ступеней БРПЛ;
  • разработка и практическое применение насосной подачи в двигатель при изменении расхода жидкости в 7-20 раз для обеспечения соответствующих режимов работы двигательной установки - верхних ступеней БРПЛ;
  • разработка и практическое применение центробежных насосов со сверхвысокой всасывающей способностью.
Фактически, можно говорить о том, что в КБхиммаш, под руководством А.М. Исаева сложилась целая школа двигателестроения.

КБХМ создало более 120 ЖРД и двигательных установок для ракетной и космической техники, в том числе пилотируемого Ю.А.Гагариным космического корабля "Восток".

За время своего существования в течение более 60 лет предприятие прошло путь от создания двигателя РД-1 для первого в истории отечественной авиации реактивного истребителя-перехватчика "БИ-1" до современных двигателей 14Д30 и С5.92 для разгонных блоков "Бриз-М", "Бриз-КМ" и "Фрегат".

В последнее время предприятие занимается главным образом проектированием, отработкой и поставкой в эксплуатацию ЖРДМТ и ЖРД тягой от 0,5 кгс до 50 тс, двигательных установок, работающих на различных высококипящих и криогенных компонентах топлива, в том числе:
  • ЖРД для зенитных боевых ракет;
  • ЖРД для ракет-носителей с наземным стартом;
  • ЖРД для крылатых ракет морского и воздушного базирования;
  • ЖРД и ДУ для автоматических и пилотируемых космических кораблей и станций;
  • ЖРД и ДУ для разгонных блоков космических аппаратов;
  • проектирование и разработка агрегатов к ДУ.
С начала основания предприятия созданы и внедрены в серийное производство:
  • более 130 видов ЖРД и ЖРД ДУ;
  • более 25 видов ЖРДМТ;
  • более 700 различных узлов и агрегатов – составных частей ЖРД, используемых в разработках смежных предприятий.
Показать Скрыть карту

Категория: Дополнительные статьи | Представитель организации: Vitayana | Автор: КБХМ
Добавлено: 08.06.2012 | Обновлено: | Просмотров: 7798 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Уточните данные об организации или оставьте отзыв
omForm">
avatar

Похожие статьи:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Справочная
  Статистика
  ЮБиК рекомендует