Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.И. Исаева (
КБ ХимМаш им. Исаева, КБХМ им. Исаева) г. Королёв
Генеральный директор: заместитель генерального директора ФГУП "ГКНПЦ им.М.В. Хруничева" Петрик Владимир Андреевич.
Адрес: Королёв, ул. Богомолова, д.12
Тел.(495) 513-54-74, (495) 513-44-13, т/ф (495)516-80-01
Сайт: www.kbhmisaeva.ru
Гимн работников КБхиммаш им. А.М. Исаева
ВЕТЕРАНЫ, ВСПОМНИТЕ СЕГОДНЯ
Слова Леонида Дудина, Музыка Рашита Киямова
Во Вселенной звёздам ныне тесно,
На любую счастье загадай,
Но в мечтах о дальнем занебесье,
Свой родной Химмаш не забывай.
Сохраняй в берёзовых аллеях,
Где в ладах и солнце, и земля,
Это действо - до самозабвенья -
На рассвете песню соловья.
Припев:
КБхиммаш Исаева
Космическое самое,
Всемирно знаменитое
Высоким ремеслом.
Морское и зенитное,
В Отечестве - элитное.
В делах - не досягаемо,
Нам - Родина и дом.
Ветераны, вспомните сегодня,
Кто с орбит "Востоки" возвращал,
Как тепло Гагарин землю обнял,
Как Титов её поцеловал.
Мы верны своей дороге к звёздам,
И тому, кто нами дорожит,
Кто и щит, и меч России создал,
Кто её границы сторожит.
Припев.
На планетах солнечной системы
И других неведомых миров
Мы оставим славу новой смене
От рабочих и конструкторов.
Пусть любовь к труду не угасает,
Помни, что в судьбе твоей всегда
Алексей Михайлович Исаев
И его заветная звезда.
Припев.
История
21 июня 1943. В разгар Великой отечественной войны руководитель авиационного завода №293 Виктор Фёдорович Болховитинов для обеспечения разработок самолётов с ЖРД создал подразделение для разработки новых двигателей. Предприятие занималось выпуском жидкостных ракетных двигателей для ВВС (РД1, РД1-М, У-1250, СУ-1500, У-400-10 и т.д.). Директором этого подразделения стал Алексей Михайлович
Исаев.
1943-1946. Проходят совместные работы А.М. Исаева и А.Я. Березняка в КБ В.Ф. Болховитинова по созданию реактивного самолёта-перехватчика "БИ" (аббревиатура Березняк – Исаев) и лётные испытания самолёта капитаном Г.Я. Бахчиванджи.
1946. Предприятие начало выпуск первых ЖРД с насосной подачей
1946-1954. ЖРД для зенитных ракет, дополнительные двигатели для крылатой ракеты "Буря" главного конструктора С.А. Лавочкина. Проработка идеи замкнутого ЖРД с насосной подачей.
1947. Начало разработки ЖРД для баллистических ракет подлодок (БРПЛ) главного конструктора В.П. Макеева.
1948. Подразделение А.М. Исаева переведено в головной институт ракетной техники НИИ-88 (современный ЦНИИмаш). На основе этого подразделения создано Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-2). ЖРД для крылатых ракет, ВВС и ВМФ главного конструктора А.Я. Березняка.
16.01.1959. ОКБ-2 выведено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.
Начало строительства инженерной, производственной и экспериментальной базы. ЖРД и ЖРДУ для пилотируемых и беспилотных космических аппаратов "Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Салют" и др. главного конструктора С.П. Королёва.
1960. ЖРД и ЖРДУ для межпланетных космических аппаратов "Луна", "Марс", "Венера" и др. Разработка криогенных ракетных двигателей на жидком водороде и жидком кислороде.
12.04.1961. Участие в осуществлении первого полёта человека в космос на космическом корабле "Восток".
17.06.1961. Награждено орденом Трудового Красного Знамени за образцовое выполнение правительственных заданий.
1962. ЖРД ракетоносителей "Космос", начало разработок ЖРД и ЖРДУ для космических аппаратов связи серии "Молния".
1965. ЖРД для мягкой посадки на планеты солнечной системы.
1966. ЖРДУ для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли главного конструктора Д.И. Козлова.
1967. ОКБ-2 переименовано в КБ химического машиностроения. Награждение орденом Трудового Красного Знамени. Строительство и ввод в эксплуатацию огневой испытательной базы НИО-9.
1968. Начался выпуск ЖРД для посадки, взлёта с Луны и возвращения космических аппаратов на Землю и т.д.
1970. ЖРД и ЖРДУ для космических орбитальных станций "Салют", "Мир" и др.
1971. Директор
Богомолов Владислав Николаевич. Разработка жидкостных реактивных двигателей малой тяги (ЖРДМТ). Начало разработок комплексных двигательных установок с исполнительными органами стабилизации, ориентации и маневрирования.
17.02.1975. Предприятие награждено орденом Октябрьской Революции.
1975. Участие в международной программе "Союз – Аполлон".
1985 Директор Леонтьев Николай Иванович
1991. КБ химического машиностроения присвоено имя А. М. Исаева.
1995. Начался выпуск ЖРД для разгонных блоков "Бриз-М", "Бриз-КМ", "Фрегат", 12КРБ ракетоносителей и т.д.
2001. Исследовательская работа по ЖРД на метане и жидком кислороде.
2001-2006 Директор Селезнев Евгений Петрович
2004. Разработка малых ЖРДУ для космических аппаратов типа "Белка" и др.
18.04.2004 1-ый полёт индийской РН ЖСЛВ с криогенным двигателем КВД1 в составе разгонного блока 12КРБ.
16.01.2008 КБхиммаш им. Исаева стало филиалом ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" указом президента РФ В.В. Путина №127 от 03.02.2007
Функции и основная тематическая специализация ФГУП "КБХМ им. А.М. Исаева" после реорганизации: НИОКР, опытное и серийное производство и поставка жидкостных ракетных двигателей: маршевые ЖРД для РБ "Бриз-М", "Бриз-КМ" и "Фрегат", ЖРД КВД1 для индийского кислородно-водородного блока 12КРБ, маршевые ЖРД КВД1М для КВРБ, РН "Ангара".
2008-2011 Директор Петрик Владимир Андреевич
2012. Сегодня КБхиммаш - одно из ведущих КБ России в области разработки и испытаний жидкостных ракетных двигателей, двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей малой тяги. КБхиммаш входит в систему предприятий Российского авиационно-космического агентства.
За последние годы, несмотря на существенное сокращение Госзаказа и, в связи с этим, значительного уменьшения объёмов финансирования КБхиммаш выполнило ряд работ, обеспечивших выполнение ФКП и других программ.
Разработаны и изготавливаются двигатели для использования в составе современных разгонных блоков "Бриз-М", "Бриз-КМ" и "Фрегат".
Завершается контракт с Индией. В рамках этих работ успешно проведены два пуска индийского ракетоносителя GSLV с разгонным кислородно-водородным блоком, на котором был применён двигатель КВД1 разработки КБхиммаш. Начатые в КБхиммаш в 60-е годы прошлого столетия работы над кислородно-водородным двигателем нашли своё продолжение в разработке конструкторской документации на два модифицированных двигателя (на базе КВД1) с улучшенными энерго-массовыми характеристиками тягой 7,5 т.с. и 10,5 т.с.
Завершены работы по созданию двигателя ЖРДМТ тягой 2,5 кгс с ниобиевой камерой. Этот двигатель успешно используется в программах МКС, в КА разработки НПО им. С.А. Лавочкина и ЦСКБ "Прогресс".
Разработан целый ряд перспективных ЖРДМТ с конкурентоспособными на мировом рынке характеристиками, которые обеспечивают улучшение характеристик космических аппаратов. Это двигатели с тягой 0,6 кгс, 5 кгс, 10 кгс, 20 кгс, 40 … 50 кгс и 225 кгс.
В КБхиммаш серийно изготавливаются двигатели ЖРДМТ с использованием однокомпонентного топлива - гидразина, предназначенные для эксплуатации в ДУ объектов систем "Ураган", "ГЛОНАС", а также для ДУ в объектах "Фрегат" для исследования дальнего космоса.
Сегодня КБхиммаш проводит работы по увеличению сроков активного существования двигателей, ДУ и проводит работы по модернизации ДУ по темам: "Лиана", "Персона" и "Ресурс-ДК".
Испытательная база КБхиммаш обеспечивает сегодня проведение испытаний не только двигателей и ДУ, создаваемых КБхиммаш, но и обеспечивает проведение контрольно-выборочных испытаний серийно изготавливаемых двигателей на УКВЗ и ЗМЗ.
Несмотря на крайне незначительные объёмы финансирования, КБхиммаш продолжает работы по созданию перспективных двигателей для ракетной техники как в рамках ФКП, так и в рамках других программ.
Впервые в мире проведены успешно испытания полноразмерного двигателя с использованием кислорода и метана.
Проведены успешно испытания экспериментальной камеры и двигателя с использованием кислорода и керосина. Получены практические полезные результаты для создания газогенераторов на топливной паре кислород + керосин, работающих по "сладкой" схеме.
Разработан двигатель С5.89, используемый в изделии "Парус" в научных целях - по совместному российско-американскому соглашению.
По теме "Горизонт" для НИИ "Мортеплотехника" разрабатывается ТНА 0200С. На сегодняшний день работы находятся в стадии изготовления опытных образцов.
Решая задачи более полного использования производственных мощностей и персонала, КБхиммаш расширяет объём работ по производству изделий конверсионной тематики. Объём этих работ приближается к 10% от общего объёма работ КБхиммаш.
Подводя итоги работ КБхиммаш за 60-летнюю историю можно отметить, что для ракетно-космической техники в КБхиммаш было создано более 120 различных ЖРД, ДУ и ЖДРМТ, которые внесли весомый вклад практически во все направления использования ракетной и космической техники - в авиацию, в ракеты-носители сухопутного и морского базирования, в космические аппараты и прочее. Более 100 ЖРД, ЖРДУ и ЖРДМТ, созданных за это время, были сданы в серию и эксплуатировались, а более 40 из них эксплуатируются до настоящего времени.
Структура
Структурно предприятие состоит из комплекса КБ, отделений опытного производства, технологических отделов и лабораторно-испытательной базы.
Конструкторское отделение предприятия проектирует, выпускает рабочую документацию и ведёт отработку не только двигателей и двигательных установок, но и, практически, всех входящих в них агрегатов.
Отделения опытного производства, технологических отделов и лабораторно-испытательная база обеспечивают отработку новых технологических процессов, производство, огневые, холодные испытания и проведение лабораторных исследований при создании двигателей.
Основные направления деятельности:
Основные - проектирование, отработка и поставка
- двигателей для жидкотопливных ракет и разгонных блоков со значениями тяги до 100 тс;
- двигателей и двигательных установок для пилотируемых и автоматических космических аппаратов;
- импульсных двигателей одно- и двухкомпонентных со значениями тяги от 0,5 кгс до 250 кгс,
- узлов и агрегатов ЖРД: камер, турбонасосных агрегатов, газогенераторов, регуляторов, клапанов, баков компонентов и баллонов для газа из нержавеющей стали, алюминиевого и титанового сплавов;
- высокоэффективных насосов для различных жидкостей;
- агрегатов для различных целей, аналогичных агрегатам жидкотопливных ракетных двигателей и двигательных установок.
Экспериментальная база предприятия позволяет проводить:
- огневые испытания разрабатываемых двигателей, двигательных установок и их агрегатов с имитацией высотных условий на натурных компонентах;
- пневмовакуумные, гидравлические, газодинамические, вибродинамические испытания двигателей, двигательных установок и их агрегатов.
Конверсионное направление:
- Оборудование для тепловой обработки мяса и рыбы; мангалы
- Медоборудование; инвалидные коляски, реабилитационные тренажеры
- Детские теннисные столы
- Продукция технического назначения; гидромоторы, ротационные фильтры
- Жидкий азот и кислород
- Услуги: сварка, механообработке, испытание оборудования
Участие в космических программах и проектах:
- Национальные программы: "Восток", "Восход", "Луна", "Венера", "Космос", "Марс", "Салют", "Мир", "Союз", "Прогресс", "Зонд", "Молния", "Полет", "Экран", "Купон", "ГЛОНАСС"
- Международные программы: "Союз-Аполлон", "Вега", "Фобос"
- Перспективные программы: МКС, "Банкир" и др
Приоритетные научно-технические достижения предприятия
К важнейшим, приоритетным научно-техническим достижениям предприятия, оказавшим существенное влияние на развитие отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, относятся:
- создание плоских головок камер сгорания с шахматным расположением однокомпонентных форсунок;
- применение завесного охлаждения огневой стенки камеры сгорания с помощью специального периферийного ряда форсунок;
- создание камер сгорания со связанными оболочками;
- применение антипульсационных перегородок ("креста") для устранения высокочастотных колебаний;
- разработка принципов и реализация конструкции цельносварного, неразборного ЖРД;
- создание ЖРД с запуском под водой;
- разработка идеи заводской заправки баков ракеты топливом (ампулизация);
- разработка идей, принципов, конструкции и технологии ЖРД, "утопленных" в компонентах топлива;
- разработка химического жидкотопливного аккумулятора давления для вытеснения топлива из ракетных баков;
- внедрение в конструкцию камер сгорания двухкомпонентных центробежных форсунок;
- разработка и создание многократно включающихся жидкостных ракетных двигателей для космических аппаратов, космических кораблей и станций, работающих в условиях длительного пребывания в космическом пространстве, как на околоземной орбите, так и на полётных орбитах объектов дальнего космоса;
- разработка и создание небольших (тяга до 600 кг) камер сгорания с абляционным охлаждением - новое направление ЖРД;
- разработка и внедрение метода огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД без переборки;
- работы по созданию первого отечественного космического ракетного двигателя на жидком кислороде и жидком водороде;
- разработка и внедрение в ЖРД возможности останова при израсходовании одного из компонентов топлива;
- разработка и использование в составе ДУ космических аппаратов ЖРДМТ с камерами из тугоплавких металлов;
- разработка и практическое применение двигательных средств для минимизации времени неуправляемого полёта ракеты в период разделения ступеней ракеты;
- разработка и практическое применение средств управления вектором тяги ЖРД и ЖРДУ для верхних ступеней БРПЛ;
- разработка и практическое применение насосной подачи в двигатель при изменении расхода жидкости в 7-20 раз для обеспечения соответствующих режимов работы двигательной установки - верхних ступеней БРПЛ;
- разработка и практическое применение центробежных насосов со сверхвысокой всасывающей способностью.
Фактически, можно говорить о том, что в КБхиммаш, под руководством А.М. Исаева сложилась целая школа двигателестроения.
КБХМ создало более 120 ЖРД и двигательных установок для ракетной и космической техники, в том числе пилотируемого Ю.А.Гагариным космического корабля "Восток".
За время своего существования в течение более 60 лет предприятие прошло путь от создания двигателя РД-1 для первого в истории отечественной авиации реактивного истребителя-перехватчика "БИ-1" до современных двигателей 14Д30 и С5.92 для разгонных блоков "Бриз-М", "Бриз-КМ" и "Фрегат".
В последнее время предприятие занимается главным образом проектированием, отработкой и поставкой в эксплуатацию ЖРДМТ и ЖРД тягой от 0,5 кгс до 50 тс, двигательных установок, работающих на различных высококипящих и криогенных компонентах топлива, в том числе:
- ЖРД для зенитных боевых ракет;
- ЖРД для ракет-носителей с наземным стартом;
- ЖРД для крылатых ракет морского и воздушного базирования;
- ЖРД и ДУ для автоматических и пилотируемых космических кораблей и станций;
- ЖРД и ДУ для разгонных блоков космических аппаратов;
- проектирование и разработка агрегатов к ДУ.
С начала основания предприятия созданы и внедрены в серийное производство:
- более 130 видов ЖРД и ЖРД ДУ;
- более 25 видов ЖРДМТ;
- более 700 различных узлов и агрегатов – составных частей ЖРД, используемых в разработках смежных предприятий.