Вернуться к КБХМ
Богомолов Владислав Николаевич (14.09.1919-09.02.1997)
Главный конструктор и директор КБ ХимМаш, специалист в области жидкостных ракетных двигателей. Герой
Социалистического Труда, награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями. Лауреат
Ленинской премии и премии Совета Министров СССР. Заслуженный деятель
науки и техники РФ. Почётный гражданин города Королёва.
Краткая биография14.09.1919. Родился в деревне Тараканово Южской волости Шуйского уезда Иваново-Вонесенской губернии (ныне Южский район Ивановской области).
1937. поступил в Московский авиационный институт (МАИ) имени Серго Орджоникидзе. Обучение было прервано войной.
1940. Начал работать конструктором на заводе № 301 в Химках.
Октябрь 1941-1944. Завод №301 и ОКБ М. Гудкова были эвакуированы на
Новосибирский авиазавод №153. Здесь Богомолов был назначен в ОКБ
начальником конструкторской бригады, работавшей над самолётом ГУ-1.
Молодой специалист, но уже вполне сформировавшейся, опытный специалист стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 предназначался для наших первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и был успешно сдан на вооружение в 1952 году.
Январь 1946. Окончил МАИ имени Серго Орджоникидзе и был распределён в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности (МАП).
1946. С этого момента карьера Богомолова связана с
А. М. Исаевым. Опытный молодой специалист стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 разрабатывался для первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14.
1947. В НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А. М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике.
1948. Вскоре выяснилось, что в авиационной промышленности перед ЖРД
самостоятельных перспектив не оказалось: их перекрыли гораздо более
экономичные ГТД (газотурбинные двигатели). В январе 1948 года В.Н.
Богомолов, как и весь коллектив, был переведен в НИИ-88 Министерства
вооружений (город Калининград Московской области)
Май 1948. ОКБ-2 передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро.
Июнь 1948. В. Н. Богомолов назначен начальником группы специального конструкторского бюро отдела
№9. В разгар работы по СУ-1500 А.М. Исаев постоянно привлекал В.Н.
Богомолова к новым разработкам.
Главной задачей исаевцев в это время стало создание двигателей для зенитных ракет - сначала для ОКБ С.А. Лавочкина, а затем для ОКБ П.Д. Грушина. Отвечал в ОКБ за разработку двигателей зенитных ракет В.Н. Богомолов.
1952. На базе отдела №9 образуется ОКБ-2 НИИ-88. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 реактивных бомбардировщиков принят на вооружение.
Несмотря на самый широкий фронт разнообразных задач, стоявших перед
ОКБ-2, С.П. Королёв сумел уговорить А.М. Исаева взяться за ещё одно
ответственное дело, совершенно новое, - за создание двигательных
установок для космических аппаратов. Вначале А.М. Исаев считал, что
нужно создавать только двигатель, а В.Н. Богомолов предложил создать
двигательную установку. Это предложение было принято. Главная задача -
обеспечить безотказный запуск двигателя в невесомости и в космическом
пространстве. Богомолов был назначен ответственным за космическое
направление. В самый короткий срок задача создания ТДУ-1 - тормозной
двигательной установки для космического корабля "Восток" - была решена,
при минимальных габаритах и весе.
Март 1952. Богомолов назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2.
1958. За разработку двигателей для второй ступени ракет ЗРК С-75 Богомолов награждён Ленинской премией.
ОКБ-2 разработало тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применялась и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2».
17.06.1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР за
большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире
полета человека в космос Богомолову В. Н. присвоено звание Героя
Социалистического Труда.
1967. ОКБ-2 переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБ ХимМаш)
1971. После смерти А.М. Исаева Богомолов становится главным конструктором КБ ХимМаш.
Под руководством В. Н. Богомолова или с его участием созданы ЖРД, жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ), ДУ и другие двигательные установки для космических кораблей «Салют», «Мир», автоматических аппаратов «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд», «Молния», «Космос», БРПЛ, корабельных и самолетных крылатых ракет, зенитных управляемых ракет и т.д.
1985. По состоянию здоровья Владислав Николаевич уходит на пенсию, но остаётся работать в КБ на должности старшего научного сотрудника и консультанта вплоть до 1992.
09.02.1997. Умер в Королеве, похоронен на Невзоровском кладбище в Пушкинском районе.
Именем Богомолова названа улица в Королёве.
2001. На доме в Королёве по адресу ул. Богомолова 2 установлена
мемориальная доска с текстом: «Улица названа в память Богомолова Владислава Николаевича, главного конструктора КБ Химмаш им. А.М. Исаева, Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии, почетного гражданина г. Королева».
2009. Выпущена книга "Сын земли русской: к 90-летию В.Н. Богомолова: очерки". Кол. авт. КБ Химмаш им. А.М. Исаева; Сост. Дудин Леонид Анфиногенович, Общ. ред. Петрик В. А.
См. также:
По материалам www.warheroes.ru, ru.wikipedia.org