Понедельник, 23.12.2024, 10:42
 Категории
Город Королёв [32]
история города
ФОТО/ВИДЕО официально [10]
снято для администрации города
Дополнительные статьи [1517]
об учреждениях города
Архив справочной [1487]
заведения, которые уже не существуют
 Реклама

Реклама на сайте
 Справочная
 Сохранить в соцсети



Справочная города Королёв
Главная » Справочная » Хронология и документация » Дополнительные статьи [ Добавить организацию ]

Статья о В. Н. Богомолове, 2009


Вернуться к КБХМ



Статья о В. Н. Богомолове, 2009

Богомолов Владислав Николаевич

Деревенька Тараканово находилась в центре Алексинской волости Ковровского уезда. Волость издавна славилась различными ремеслами. Таракановцы специализировались на изготовлении экипажей — бричек, тарантасов, линеек, колясок и прочего гужевого транспорта. Пахнущие свежим деревом и лаком, эти прообразы нынешних авто расходились по всей Владимирской губернии, принося неплохой доход мастерам из крестьян. Секреты тарантасного промысла передавались в Тараканово из поколения в поколение. Среди тех, кто мечтал посвятить своего сына в добытые путем многолетней практики приемы выделки надежных, но легких кузовов, был и Николай Богомолов из старинного местного рода.

Богомоловых в Тараканово насчитывалось едва ли не полдеревни. Однако в августе 1919-го, когда мастер ожидал рождения наследника, в России вовсю бушевала гражданская война. Правда, Тараканово оказалось в стороне от братоубийственных сражений. Несмотря на то, что Советская власть к тому времени была установлена на территории всей Владимирской губернии, сына Богомоловых по старинке окрестили в приходском храме в честь святых Иоакима и Анны села Алексино и нарекли в честь святого сербского короля Владислава. Слава Богомолов, еще обучаясь в местной деревенской школе, освоил-таки мастерство выделки тарантасов, но на смену конным повозкам уже шли первые грузовики и трактора. Когда в окрестностях Тараканово появился первый «Фордзон» — трактор американской компании «Форд», который по лицензии выпускал питерский «Красный путиловец», мальчик зачарованно смотрел на такое чудо техники, а потом, когда «железные кони» стали уже более привычной реальностью, пропадал часами у колхозных механиков и в итоге изучил двигатель в совершенстве. Тогда этот движок казался Славе верхом совершенства.

После окончания деревенской школы смекалистый паренек отправился продолжать учебу в сельскую десятилетку. Однажды над алексинскими полями пролетел самолет. Мальчишки следили за крылатой птицей. С тех пор, как и почти вся молодежь той поры, Владислав «заболел" авиацией. В 18-летнем возрасте, в печально памятном 1937-м, крестьянский сын Богомолов стал студентом Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Учеба в одном из ведущих столичных вузов давалась ему легко. Близился заветный день, когда студент Богомолов должен был получить диплом инженера. Но началась война.

Как специалиста с незаконченным высшим образованием Владислава Богомолова назначили на авиазавод в Химки, а потом направили в Новосибирск, где было налажено массовое производство военных самолетов. Так в суровые военные годы потенциальный инженер Богомолов состоялся в качестве конструктора-"двигателиста». Во многом именно наличие мощного и надежного двигателя определяло боевые качества военного самолета. Диплом инженера Владислав получил только в 1946-м — после Победы. По распределению Богомолов был назначен в конструкторское бюро Алексея Исаева, где в качестве ведущего конструктора создал жидкостный ракетный ускоритель для первых советских реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14. Эти самолеты, принятые на вооружение в 1950-е годы, стали основой стратегической авиации СССР.

С. 1952-го В. Богомолов стал заместителем главного конструктора ОКБ-2 в подмосковном Калининграде, которому было поручено создание двигателей для новых советских зенитных ракет. Именно Владислав Николаевич отвечал за разработку двигателей для ракет КБ Грушина. В результате на свет появились ЗРК «Нева» и «Десна», которые не раз неприятно удивляли американцев и других потенциальных противников. Именно С-75 «Десна» 1 мая 1960 года сбила американский самолет-шпион U-2 «Локхид» на высоте 21 километр в районе Свердловска. Летчик капитан Френсис Пауэрс попал в плен. А 27 октября 1962 года ракетчики уже при помощи «Десны» уничтожили второй после Пауэрса американский разведывательный самолет U-2, который фотографировал позиции советских войск в районе кубинского города Банес. Пилот майор Рудольф Андерсен погиб. Позже в июле 1965-го дивизион советских ракетчиков во Вьетнаме, используя ту же «Десну», за один день сбил сразу 3 новейших американских истребителя «Фантом» — это стало настоящим шоком для командования ВВС США.

Однако один из «отцов» грозных советских ракет к тому времени занимался совсем иным, куда более сложным делом. Еще в 1950-е генеральный конструктор Сергей Королев — легендарный основоположник практической космонавтики, уговорил Исаева и Богомолова заняться созданием двигательных установок для космических аппаратов. Владислав Николаевич возглавил «космическое» направление ОКБ-2. В частности, под его руководством в кратчайший срок была создана тормозная двигательная установка для космического корабля «Восток», причем при минимальных габаритах и весе. Говорят, что С.Королев, зная о «тарантасном» прошлом предков своего соратника, в шутку говаривал: «С двигателем Богомолова и тарантас полетит!»

Вскоре после полета Юрия Гагарина в июне 1961 года В.Богомолову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда — «за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос». Впрочем, этот указ Президиума Верховного Совета СССР на долгие годы остался секретным.

В 1971 году доктор технических наук профессор Владислав Богомолов возглавил КБ Химического машиностроения (так в целях секретности с. 1967-го стало называться ОКБ-2). Собирательный образ Богомолова и Исаева был выведен в известном фильме «Укрощение огня» в роли Огнева, которую отменно сыграл будущий народный артист Игорь Горбачев.

Под руководством и при непосредственном участии В.Богомолова были созданы десятки двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей малой тяги для всех направлений советской ракетной и космической техники. Изделия «фирмы Богомолова» с успехом использовались в авиации, в ракетах-носителях наземного и морского базирования, в зенитных, авиационных и метеорологических ракетах, в космических аппаратах для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемых космических кораблях и станциях. Это космические аппараты серий «Восток», «Восход», «Марс», «Венера», «Луна», «Зонд», «Союз», «Молния», «Космос», а также целые семейства отечественных баллистических и крылатых ракет.

Помимо звания Героя, главный конструктор Богомолов был отмечен множеством других высоких наград — тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя десятками медалей. Владиславу Николаевичу было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РФ, он стал лауреатом Ленинской премии и премии Совета Министров СССР. «Талантливый инженер и конструктор с замечательными человеческими качествами, снискавшими ему глубокое уважение и любовь сотрудников предприятия и многих, кому посчастливилось общаться с ним», — так говорили современники и сослуживцы про нашего земляка.

В.Богомолов скончался в 1997-м в возрасте 77 лет в городе Королеве (так был переименован бывший Калининград). Вплоть до 1992 года он оставался в строю и продолжал работать. В Королеве в честь Героя названа одна из улиц, еще при жизни Владислав Николаевич стал почетным гражданином этого города.

Автор: Николай Фролов, публикация в газете «Призыв» от 06.08.2009
Показать Скрыть карту

Категория: Дополнительные статьи | Представитель организации: Vitayana
Добавлено: 10.09.2009 | Обновлено: | Просмотров: 1654 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Уточните данные об организации или оставьте отзыв
omForm">
avatar

Похожие статьи:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Справочная
  Статистика
  ЮБиК рекомендует