К 85-летию Болшевской коммуны. «Этот марш не смолкал на перронах…». О В. И. АгапкинеИсточник: Калиниградская правда, №16, (17441 ) вторник, 04.08.2009
Легендарный марш «Прощание славянки» знаком всем нашим согражданам, но мало кто знает, что у него непростая судьба, равно как и у автора марша. Написал его знаменитый и одновременно — как это ни парадоксально — неизвестный военный музыкант и композитор Василий Иванович АГАПКИН (1884—1964), одна из страниц жизни которого была связана с Болшевской трудовой коммуной (в августе ей исполняется 85 лет) и долгое время находилась за семью печатями для биографов и краеведов.
Василий Иванович Агапкин родился 15 февраля (по новому стилю) 1884 года в бедной крестьянской семье в Рязанской губернии. Вскоре после его рождения семья Агапкиных в поисках лучшей жизни переехала в Астрахань, где отец семейства устроился на работу грузчиком в порту. Но и там они не обрели счастья. Отец, единственный кормилец, надорвался от непосильного труда и умер. Оставшись с малолетними сёстрами на попечении мачехи, Василий, чтобы прокормиться, просил подаяние.
В 1894 году Вася Агапкин окончил три класса приходской школы. Во время каникул он увидел колонну солдат, маршировавших под музыку военного духового оркестра. Музыка понравилась мальчику, и он ещё долго сопровождал колонну… Эта встреча была знаковой. Вскоре случай привёл Агапкина в 308-й резервный батальон Астраханского пехотного полка. Он становится воспитанником оркестра и учится играть на корнете — едва ли не основном инструменте духового оркестра. Воспитанник с безупречным музыкальным слухом отличается завидным усердием и добивается больших успехов: в 15 лет становится солистом оркестра. Воодушевлённый признанием, Василий Агапкин принимает решение остаться в армии и продолжить занятия музыкой.
В 1899 году молодой музыкант уезжает на Кавказ и поступает солистом оркестра в Аварский резервный батальон. Часть своего жалования (10 рублей в месяц) он регулярно высылает сёстрам. Через год Василий Агапкин перебирается в Грозный, в оркестр 82-го пехотного Дагестанского полка, где получает вдвое больший оклад. Но необходимость оказывать сёстрам материальную помощь вынуждает его в поисках большего заработка поменять место службы: в Александрополе он поступает в оркестр 45-го драгунского полка, а затем играет в оркестрах 43-го и 16-го драгунских полков.
В 1906 году Василия Агапкина призывают в армию для прохождения срочной службы. В течение трёх лет он служит в оркестре Тверского драгунского полка под Тифлисом. Агапкин мечтал получить высшее музыкальное образование, но материальные трудности вынуждают его поступить на сверхсрочную службу. Он едет в Тамбов, становится штаб-трубачом в 7-м запасном кавалерийском полку и упорно готовится к поступлению в Тамбовское музыкальное училище. Осенью 1911 года Агапкин был принят на отделение медных духовых инструментов, в класс известного в городе педагога, композитора и исполнителя Фёдора Михайловича Кадичева.
За короткий срок способный и трудолюбивый ученик постиг основы гармонии, приобрёл навыки сочинительства и управления оркестром, составил сборник русских народных песен, переложив многие из них на ноты.
У Агапкина проявляется тяга к сочинительству, побудительным мотивом к которому явилась общественно-политическая обстановка в стране и мире. Военные действия на Балканах, которые вели за своё освобождение дружественные славянские народы, вызвали в российских городах и сёлах волну сочувствия и поддержки. Их ход подробно освещался на страницах газет и журналов. Нотные издательства печатали слова и ноты воюющих славянских государств. Василий Агапкин решается написать марш, «мелодия которого была бы понятна и брала за душу всех, кому близка судьба славянских народов». Основу марша, по его задумке, должна была составить мелодия нравившейся ему песни, которую пели солдаты в русско-японскую войну. Начиналась песня словами: «Ах, зачем нас забрали в солдаты, отправляют на Дальний Восток…» В отличие от бодрых и бравурных маршей «Славянка» с первых тактов звучала певуче, грустно и трогательно. Изначальный вариант марша был написан для исполнения на фортепиано.
По совету друзей Василий Агапкин отправился в Симферополь, чтобы показать сочинение Богораду, дирижёру, композитору и издателю нот. Тому марш в целом понравился. Он помог начинающему композитору доработать его: исправил ошибки и оркестровал марш для исполнения духовым оркестром. Вместе придумали и название — «Прощание славянки». Ноты марша были изданы в Симферополе. На обложке издания был помещён рисунок: молодая женщина прощается с воином, вдали видны горы, отряд солдат. И надпись: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Автору было 29 лет.
Впервые марш был исполнен осенью 1912 года на строевом смотре 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове, где служил Василий Агапкин. Корреспондент местной газеты писал: «Щемящее начало музыки марша, от которого подкатывает комок к горлу, постепенно крепнущий голос меди и твёрдый решительный финал, отбрасывающий прочь сомнения: нас не сломить, будут не только проводы, но обязательно и счастливые встречи».
Партитура марша была отпечатана в издательствах Москвы и Петрограда. Марш стали исполнять многие военные оркестры. Летом 1915 года в Киеве фирма «Экстрафон» выпустила первую пластинку с маршем. Затем последовали тиражи грамзаписей в Петрограде, Москве и других городах России. Марш Агапкина пользовался огромной популярностью. В августе 1914 года военные оркестры исполняли его на призывных пунктах и вокзалах российских городов. Под звуки марша «Прощание славянки» на фронты Первой мировой войны отправлялись эшелоны с солдатами и боевой техникой.
В 1915 году Василий Агапкин окончил обучение в училище и получил право занимать долж-ность капельмейстера оркестра, но вакантной должности не оказалось. Только после Февральской революции 1917 года он получил эту должность.
В июле 1918 года Агапкин добровольно вступил в Красную Армию. В качестве капельмейстера гусарского Варшавского полка он больше года участвовал в боях на Южном фронте. Заболев сыпным тифом, Агапкин вернулся к своей семье в Тамбов. В 1922 году он получил назначение в Москву, где в течение многих лет руководил духовыми оркестрами различных подразделений ВЧК-ОГПУ-НКВД. В 1924 году Агапкин со своим оркестром провожал в последний путь В.И. Ленина. Позднее участвовал в наладке боя курантов на Спасской башне Кремля.
Интерес вызывает строка в биографии Агапкина: «В 1928 году организовал духовой оркестр из беспризорников в подмосковном Болшеве». Увы, упоминания об этом факте нет ни в двух изданиях книги «Калининград — Королёв: К космическим высотам — из глубины веков», ни в книге «Калининград — Королёв: Полвека, ставшие эпохой». В этих основательных краеведческих трудах имя В.И. Агапкина отсутствует даже в именном указателе. Не оправдались надежды найти какие-либо подробности об Агапкине и в выпуске литературного историко-художественного альманаха «Болшево» (№3, 1994 г.), полностью посвящённом Болшевской трудовой коммуне. В опубликованном в альманахе очерке «Искусство в коммуне» музыкант и композитор А.Г. Двейрин называет руководителей духового оркестра и оркестра народных инструментов Л.И. Розенблюма и А.С. Чагадаева. Опубликована и заметка последнего «Под звуки оркестра». Но ни Двейрин, ни Чагадаев ни слова не написали об Агапкине.
В книге «Подземелье Лубянки» (глава «Марш «Прощание Лубянки») бывший обозреватель газеты «Московский комсомолец», а ныне депутат Госдумы Александр Хинштейн пишет, что «начиная с 1928 года Агапкин в свободное от службы время нянчится (пусть так. — Л.Г.) с воспитанниками Болшевской коммуны для беспризорных, вместе с ними создаёт самодеятельный оркестр. (…) Вряд ли Василий Иванович выполнял общественную нагрузку из-под палки. Человек ответственный, всё, за что бы ни брался, он неизменно делал искренне, погружаясь в работу целиком, без остатка. Тем более работа эта была связана с детьми, а детей Агапкин любил».
Агапкин работал в коммуне с 1928 года. Но как долго? Достоверно можно утверждать, что как минимум до середины 1935 года. Доказательство можно найти в упоминавшемся выпуске альманаха «Болшево», в котором приводится (в извлечениях) приказ народного комиссара внутренних дел СССР Г. Ягоды о десятилетии Болшевской коммуны, опубликованный в газете 1-й и 2-й трудовых коммун «Коммунар» 12 июня 1935 года. В этот день состоялись торжества по случаю юбилея Болшевской трудовой коммуны, которой 10 лет исполнилось… в августе 1934 года. В соответствии с приказом наркома часами с надписью «Стойкому организатору и строителю трудкоммуны от НКВД» в числе других был награждён и Василий Иванович Агапкин — руководитель воспитательной части (так его должность указана в приказе. — Л.Г.).
Находившийся в коммуне с 1925 года А.С. Чагадаев вспоминал, что в 1928 году на 2-м межсоюзном конкурсе оркестр коммуны занял 2-е место. А в конце 1929 года, по его словам, «в Болшевскую коммуну пришла новая партия ребят, и с января 1930 года организовался совершенно новый оркестр. «Старички» увидели, что дела налаживаются, и стали стекаться обратно.
В 1931 году оркестр играл замечательно. На 1-е Мая мы ездили в Ленинград по приглашению ГПУ и оркестра им. Андреева. Коммунары играли вещи из репертуара Андреевского оркестра.
А в 1932 году нас наградили поездкой в Крым, на месяц в Кореиз. Ездили с инструментами. Был большой успех. В том же году был организован 2-й оркестр, при лыжной фабрике, затем он слился с центральным. Сейчас возник оркестр из 20 человек при коньковом заводе. Центральный оркестр насчитывает 40 человек.
В 1932 году на Всесоюзной олимпиаде нам пришлось на сцену выйти, можно сказать, прямо из вагона. Программа была серьёзная. На олимпиаде не разрешается аплодировать, а тут получился казус — все зааплодировали нам. Мы взяли 2-е место и получили 4 тысячи рублей на инструменты».
Да простит читатель нам столь пространную цитату, но она приведена для того, чтобы подчеркнуть: успехи коммунаров-музыкантов не пришли сами по себе. Вне всяких сомнений большой вклад в их достижение внёс Василий Иванович Агапкин. Но о нём в своих воспоминаниях не упомянули, повторюсь, ни А.Г. Двейрин (находился в коммуне с 1932 года), ни А.С. Чагадаев, хотя, как мы теперь знаем, они работали в коммуне в одно время с Агапкиным.
Василий Иванович продолжал работу как композитор и особенно преуспел в жанре вальса. Ему принадлежат вальсы «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Голубая ночь», «На берегу Чёрного моря», «Ночь над Москвой», «Раннее утро» и другие. Их играли духовые оркестры в парках и с эстрады сада «Эрмитаж», заканчивая выступления исполнением марша «Прощание славянки». Но так длилось недолго.
В годы Гражданской войны марш «Прощание славянки» исполнялся в походах и на привале как «белыми», так и «красными». Парадокс заключался в словах песен на мелодию марша — они были прямо противоположны. Белогвардейцы отражали в текстах боль и скорбь за разрушенную и утраченную Россию. Красноармейцы в песнях звали на смертный бой с Белой армией, прославляли Троцкого. Это, по-видимому, и послужило основной причиной запрета марша для исполнения, и он на долгое время был исключён из репертуара военных оркестров.
В 1941 году В.И. Агапкину было присвоено воинское звание военный интендант 1-го ранга. Когда враг стоял под Москвой, Василию Ивановичу доверили дирижировать сводным оркестром на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Высокое доверие он оправдал, за что ему была объявлена благодарность И.В. Сталиным. Покажется странным, но музыкальный символ ХХ века — марш «Прощание славянки» на параде не исполнялся. Комендант города Москвы генерал-майор К.Р. Синилов вспоминал: «Я прослушал сыгранность оркестров. Часть маршей выбросил. Затем приехал Будённый, прослушал марши и те, которые были мной забракованы. Он согласился выбросить эти марши…» В их числе оказалась и «Славянка». В послевоенные годы фонограмму марша наложили на документальные съёмки парада 1941 года на Красной площади. Не звучала «Славянка» и на Параде Победы в 1945 году. Но до сих пор некоторые авторы продолжают утверждать, что марш «Прощание славянки» исполнялся на парадах в 1941-м и 1945 годах.
И всё же Агапкину довелось стать свидетелем возвращения к жизни своего легендарного марша: в 1946 году он снова появился в сборниках маршей для военных оркестров. Но окончательная «реабилитация» марша «Прощание славянки» произошла после того, как он прозвучал в замечательном кинофильме «Летят журавли» режиссёра М. Калатозова. Впоследствии марш звучал в фильме «Белорусский вокзал», в других картинах на военную тему, в хронике Великой Отечественной войны. Как уже отмечалось, на мелодию этого марша писали стихи многие поэты (В. Максимов, А. Константинова, В. Лазарев и др.). Ансамбль песни и пляски имени Александрова исполнял марш «Прощание славянки» на стихи А. Федотова, начинавшиеся словами «Этот марш не смолкал на перронах…». Сегодня в последнем варианте марш звучит на слова А. Мингалёва.
Музыкант, композитор и дирижёр Василий Иванович Агапкин скончался 29 октября 1964 года. Похоронен он на Ваганьковском кладбище. На его могиле установлен скромный памятник, на котором высечены ноты — первые такты марша «Прощание славянки».
В феврале нынешнего года исполнилось 125 лет со дня рождения В.И. Агапкина, буквально на днях будет отмечаться 85-летие Болшевской трудовой коммуны. Эти две юбилейные даты — хороший повод вспомнить автора знаменитого и неувядаемого марша «Прощание славянки», его вклад в развитие искусства в коммуне и в нашу культуру в целом.
Леонид ГОРОВОЙ
Источник:
Калиниградская правда, №16, (17441 ) вторник, 04.08.2009