Трудовое воспитание беспризорников
Источник: Калининградская правда №85, (17510 ) суббота, 08.08.2009
Основные участники борьбы с беспризорностью и безнадзорностью
Как мы уже сказали, этими вопросами занимались Наркоматы просвещения, здравоохранения, соцобеспечения, внутренних дел. Каждое в меру своих сил и возможностей. Для координации их действий при ВЦИК по инициативе ЧК 21 января 1921 года была организована Комиссия по улучшению жизни детей. Она состояла из семи человек.
Председателем комиссии был Феликс Эдмундович Дзержинский, а заместителем Василий Степанович Корнев, учитель по образованию, но в то время — командующий войсками ВЧК, начальник милиции республики. Членами комиссии были представители наркоматов.
В ведении Наркомата образования были детские дома и детские городки
Отличие детского дома от детского городка, видимо, состояло в том, что территориально в одном месте объединялись несколько детских домов, здесь же находилась и школа, в которой обучались совместно и детдомовские дети, и дети близлежащих населённых пунктов. Таким был, например, Детский городок им. Третьего интернационала, образованный в Волоколамском районе при непосредственном участии Н.К. Крупской. Он находился на территории Иосифо-Волоцкого мужского монастыря. Сюда в 1918 году были переведены все детские дома округи и создана школа. До середины 30-х годов детские дома и школа являлись в административно-хозяйственном отношении единым целым. Сегодня в соседнем селе Теряеве построена новая школа, но благодарная память о тех годах жива, и новая школа названа Детгородковской.
Особенности педагогической науки этого времени
После революции, следуя страсти к сокращению слов и объединению этих сокращений, педагогическая система воспитания получила название соцвос — социальное воспитание. Наиболее популярными были две теории: педологии и свободного воспитания.
Педология основана на признании фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и неизменной среды. В ходу были всевозможные тесты и таблицы для характеристики детей.
Свободное воспитание идеализировало ребёнка как «первообраз правды, истины и красоты» и возможности его саморазвития. В крайнем своём выражении представляет собой отрицание права взрослых на руководство воспитанием детей, являющегося якобы насилием над личностью ребёнка.
Это был период эйфории от возможностей генетики и широкого распространения евгеники. Конечно, общество, провозгласившее лозунг «Кто был ничем, тот станет всем», не могло согласиться со всеми этими теориями. В 1936 году они были осуждены. И время показало, что истина лежит между двумя крайностями: наследственностью и воспитанием.
Опыт А.С.Макаренко и его влияние на становление коммун
Антон Семёнович Макаренко с отличием закончил Кременчугское город-ское училище, а затем одногодичные педагогические курсы. В дни первой русской революции начал свою педагогическую деятельность в железнодорожном начальном училище, которое когда-то сам заканчивал. Перед второй революцией он поступает в Полтавский педагогический институт, который закончил в 1917 году. В 1918—1919 годах он возглавляет Высшее начальное училище в Крюкове. В 1919-м он переезжает в Полтаву, где работает по специальности, а в 1920 году принимает колонию для несовершеннолетних правонарушителей. За спиной 15 лет работы с обыкновенными детьми, впереди 16 лет работы с трудными подростками.
Работа в колонии началась в голодный 20-й год, поэтому перед ним и детьми стоял вопрос выживания. Именно поэтому жизнь в колонии была организована по принципу коммуны: вместе работают на благо всех, вместе живут. Воспитание детей в труде и в коллективе является основой теории Макаренко. Это невозможно без чувства ответственности и внутренней дисциплины. Некоторая внешняя «военизация» жизни колонии этому способствовала. Учитывая всё вышесказанное, можно только удивляться, что его, получившего великолепный результат, обвинили в «несоветском воспитании». Чекисты же, видя результат, в 1928году пригласили его руководить создаваемой ими коммуной им. Дзержинского. Чекисты предполагали в колонии именно коммунистический уклад жизни воспитанников и сделали соответствующий вывод. Повсеместно стали при ОГПУ создавать коммуны. Началом стала коммуна в Костине.
Начальный этап становления Детской трудовой коммуны №1
Итак, 18 августа было решено создать коммуну. Полугодом раньше в Москве при Наркомате просвещения на Малой Калужской улице на месте расформированного детского дома была создана коммуна им. Розы Люксембург. Руководил ею Фёдор Григорьевич Мелихов. Педагог по образованию, именно он руководил расформированным детским домом, который в свою очередь был создан на месте приюта Св. Николая при духовном училище. Если почитать его дневниковые записи, то видим, что его работа мало чем отличалась от работы, проводимой Макаренко в колонии им. Горького. И результаты были поразительны.
От ОГПУ руководить колонией в Костине было поручено Матвею Соломоновичу Погребинскому, который к тому времени был помощником начальника Политической инспекции Главного санитарного управления РККА. А заведующим колонией был назначен Ф.Г. Мелихов. В Костино он был переведён вместе с частью своих питомцев. Они стали ядром колонии. Погребинский руководил колонией три года, затем был переведён на другую работу. Судьба Мелихова пока мне не известна.
Раиса СТЕПАНОВА
Источник:
Калининградская правда №85, (17510 ) суббота, 08.08.2009