Среда, 06.11.2024, 04:16
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Рассказы о городе » 2010 » Февраль » 18

О коммунаре-болшевце Василии Маслове - художнике

10:32
 
О коммунаре-болшевце Василии Маслове - художнике
Источник: Калиниградская правда, №18 (17589 ) четверг, 18 февраля 2010



«Большой талант, настоящий самородок»

Так оценил Н.И. Бухарин творчество коммунара-болшевца Василия Маслова после посещения его персональной художественной выставки в клубе НКВД в 1935 году. Картины мало кому известного за пределами Болшевской трудкоммуны художника впервые были выставлены на обозрение общественности. За короткий отрезок времени, с 1935 по 1937 год, выставки Маслова открывались одна за другой в клубах и художественных салонах Москвы, в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). И каждый раз дополнялись новыми работами, выполненными по заказам Всероссийского кооператива союза художников, Комитета выставки «Индустрия социализма» на темы: «Жизнь, быт и соцстроительство Урала», «Горьковский автозавод», «Сормовская судоверфь». Ни одна из этих выставок не осталась незамеченной профессионалами и критиками. Восторженные рецензии появляются в центральных газетах и журналах, в зарубежной печати: в Париже, Лондоне. В них отмечалось, что в живописных полотнах Маслова поражает буйство красок, «эффект присутствия»: солнечный свет ослепляет, снег скрипит под ногами, ощущается даже свежесть морозного воздуха. В графике ему великолепно удаётся отобразить городскую жизнь, особенно образы одиноких людей в ночном городе. Замечательны его графические портреты, в основном родственников, друзей, коммунаров-болшевцев.

Мнение общественности было единодушным: художник вступил в пору творческого расцвета, его дарованию ещё предстоит развиваться…

Но как раз времени-то для этого у Маслова уже не оставалось. Июльской ночью 1937 года он был арестован в своей квартире в доме №8 по улице Коммунальной. Обвинён в контрреволюционной деятельности, 30 декабря того же года осуждён Тройкой УНКВД СССР по Московской области и 2 января 1938 года расстрелян на Бутовском полигоне.

О Василии Николаевиче Маслове мы уже не раз писали, и всё же повторюсь, чтобы напомнить читателям его короткую биографию.



Он родился 28 февраля 1905 года в Екатеринбургской губернии, был старшим из четверых детей. Юношей, после смерти матери, ушёл из дома и бродяжничал, зарабатывая себе на жизнь рисованием пейзажей и моментальных портретов.

Он вернулся в коммуну и продолжил своё обучение в изостудии коммуны под руководством художников-профессионалов. К этому времени относятся настенные росписи фабрики-кухни, клуба, жилого дома на улице Орджоникидзе, в которых он участвовал со студийцами.

Учился в разных художественных учебных заведениях, но недолго. В 1925 — 1926 годах на II курсе Высшей государственной художественной школы в Баку, в 1926 — 1927 — на II курсе Горьковского (Нижегородского) художественного техникума. В 1927 году оказался в Москве. Нарком просвещения А.В. Луначарский, возглавлявший Комиссию помощи молодым дарованиям, помог устроиться Маслову в общежитие, а затем командировать на рабфак искусств. Луначарский познакомил Маслова с А.М. Горьким и с его помощью Василий попал в Болшев-скую трудовую коммуну. По направлению коммуны в 1929 году художника зачислили на рабфак Высшего художественно-технического института. Проучившись там недолго, он вернулся в коммуну и продолжил своё обучение в изостудии коммуны под руководством художников-профессионалов. К этому времени относятся стенные росписи фабрики-кухни, клуба, жилого дома на улице Орджоникидзе, в которых он участвовал со студийцами.

Маслов обладал редким художественным даром, который признавали даже состоявшиеся профессионалы. Поэтому его не могли удовлетворить программы и методы обучения в художественных учебных заведениях, куда он поступал. Сам он считал (по воспоминаниям близких ему людей), что его главным учителем была классическая живопись. Часами он простаивал в Третьяковке у картин великих предшественников, тщательно изучал их творчество — особенность сюжетов, композиций, стиль, манеру письма, технику. Пробовал себя в различных жанрах и стилях. И к середине 1930-х годов, к моменту открытия первой персональной выставки, Василий Маслов уже во многом был сложившимся художником.

В 1937 году Маслова не стало, о судьбе его творений долго было ничего неизвестно.

Но художника не забыли. О нём как о личности яркой и одарённой вспоминали коммунары, старожилы Костина. Арсений Григорьевич Двейрин, художественный руководитель трудкоммуны, пианист и композитор рассказывал:

— Мы, поэт и художник Владимир Державин, Василий Маслов и я, дружили. Мы были ровесниками, во многом наши интересы совпадали. Владимир и Василий выделялись своей образованностью, интеллектом, интеллигентностью. Василий хорошо знал Есенина, любил читать вслух его стихи. Часто по их просьбе я играл им своего любимого Шопена, они были замечательными слушателями. Я убеждён, что картины Маслова не пропали. Ищите их в Горьком — ведь там проходила последняя выставка художника, и её закупил в полном объёме Горьковский художественный музей.

К этой теме мы не раз возвращались с Арсением Григорьевичем в конце

80-х — начале 90-х годов. И он не переставал настойчиво повторять: «Ищите в Горьком». Мы искали. Обращались в Горьковский музей, но нам отвечали, что такой художник им неизвестен. Сотрудники музея знали, что в их запасниках находятся картины запрещённого художника, и потому молчали.

Двейрин оказался прав. Возвращение наследия Василия Маслова затянулось на годы. Теперь известно, что живы 47 картин, написанных маслом (преимущественно пейзажей, большинство которых изображают окрестности Болшева), и 74 графических листа — в основном портреты. Погребённые в запасниках музея в течение нескольких десятилетий, сильно пострадали живописные работы, сейчас они ждут своей реставрации.

В Нижегородском музее побывала дочь Маслова Наталья Васильевна и увидела картины своего отца. Заместитель директора Королёвского исторического музея по науке Марина Черезова ведёт переговоры о совместном участии двух музеев — Нижегородского художественного и Королёвского исторического — в конкурсе «Первая публикация», организованном фондом В. Потанина совместно с издательством «Интеррос». Для участия Королёвского исторического музея в этом конкурсе Наталья Васильевна передала в дар более 90 графических работ отца — они будут выставлены в музее. Их можно будет не только увидеть, но, возможно, и узнать изображённых на портретах людей.



Сотрудники музея обращаются с просьбой к жителям города посетить выставку (она откроется в августе этого года, об этом будет сообщено) и постараться вспомнить, доводилось ли им или их родителям, родственникам, знакомым видеть настенные росписи в коммунарском клубе, на фабрике-кухне, доме на улице Орджоникидзе, учебном комбинате, одну из которых (установлено, что она написана Василием Масловым) мы представляем вашему вниманию. Среди жителей города наверняка есть люди, умеющие работать в архивах. Они помогли бы уточнить родословную Маслова. В ней имеются пробелы. Более подробные сведения об архиве художника можно получить у М.В. Черезовой, заместителя директора Королёвского исторического музея, т. 516-60-66.

Раиса ПОЗАМАНТИР
Калиниградская правда, №18 (17589 ) четверг, 18 февраля 2010
Категория: Рассказы о городе | Просмотров: 2889 | Добавил: Vitayana | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar




  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует