Самый музыкальный концерт был дан силами, вернее музыкальными силами, ещё правильнее сказать, музыкальными исполнителями, музыкальными преподавателями Детской музыкальной школы нашего города. Кстати, о городе: сколько же у нас среди небольшой численности населения выдающихся людей! По концентрации талантов Юбилейный, наверное, достоин мирового рекорда. Теперь о концерте.
Представьте себе: вы включаете радио и слышите: «Передаём концерт по заявкам радиослушателей. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром. Вы, конечно, заметили, что слово «концерт» было произнесено два раза, но с разным значением. Каково же оно в каждом случае? Начнём с конца. Латинское «кончерто» переводится как «состязаюсь». В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Ну, а другое значение слова «концерт» - это публичное исполнение музыкальных произведений, что с успехом произошло в актовом зале Администрации, поскольку до сих пор у школы нет собственного концертного зала, к сожалению. А тут, как говорится, и рояль стоит....
Эпиграфом к нашему концерту стали слова Ромена Ролана: «Искусство неисчерпаемо, как жизнь. Ничего не позволяет нам почувствовать её лучше, чем неисчерпаемая музыка. Музыка, которая подобно дождю, капля за каплей поящему землю, просачивается в сердце и оживляет его».
Как вы думаете, можно ли извлечь из фортепиано «красный аккорд» щи наиграть на кларнете «зелёную мелодию»? Ответ не прост. Между тем английский композитор и дирижёр Артур Блисс сочинил «Цветную симфонию», назвав её части «Пурпурная», •Красная», «Голубая» и «Зелёная». Значит, он создал цветную музыку, и на неё можно было посмотреть? Насчёт «посмотреть» - это вряд ли, а вот ощутить... И красный темперамент испанского танца (Марина Герасименко, гитара и Лилия Толстая, цимбалы), и молодую зелень карелофинской польки (Дмитрий Кукушкин, баян), и глубокую синь «Лунной мелодии» (Юлия Тарасова, вокал) прекрасно чувствовали собравшиеся на концерте. Истинному ценителю музыки достаточно тех ощущений, которые рождаются у него в душе, стоит только заиграть волшебному кларнету (Никита Кузнецов) и зазвучать неповторимому голосу...
В нашей школе гитара стала одной из самых востребованных специальностей в обучении детей музыке. Форма сегодняшней классической гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который жил около ста. двадцати лет назад. Гитара начала набирать популярность в конце прошлого века. Если до этого она звучала только в частных домах и салонах, то к концу прошлого столетия гитара стала выходить на сцену.
Цимбалы - инструмент, покоривший сердца многих юбилейчан, посетивших концерты преподавателей и учащихся нашей Музыкальной школы. Слушая выступления ощущаешь необыкновенное звучание дуэта инструментов.
Баян - инструмент, являющийся душой многих не только празднеств на Руси, но и музыкальных ансамблей. Он концертмейстер и концертный исполнитель.
Представьте, что вы просто ударили рукой по деревянному столу. Возник звук. Если вы ударите в колокол, он также появится. Этот звук будет называться тоном. Тон - это единичный музыкальный звук. Музыка - это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Мы называем музыку языком звуков. Мелодия состоит из звуков, следующих один за другим. Вместе они звучат гармонично. В пении имеет значение громкость и мягкость звуков. Но мы не задумываемся над технической стороной, когда наслаждаемся музыкой. И не всегда можем выразить словами то состояние, которое музыка вызывает в нас. Мы просто чувствуем, что музыка радует, печалит, веселит, навевает нежность, любовь. Вводит в негодование - во все оттенки чувств.
Музыка нравится нам своей красотой и теми мыслями, которые она рождает. Мы можем получить удовольствие даже от единичного музыкального звука голоса (Елена Мороховская), фортепиано (Светлана Цырикова, Светлана Кузнецова), домры (Татьяна Попова), гитары (Дмитрий Евтехов), аккордеона (Роман Мыкалкин) или другого инструмента. Мелодия может нравиться очень долго, можно хорошо знать её, но восторгаться всякий раз так, как будто мы впервые слышим.
Помните «Тико-тико» - «Воробей»? Конечно, все помнят эту зажигательную мелодию. Интересна и забавна история её создания. Эта весёлая инструментальная песенка, написанная ещё в 1917 году выдающимся бразильским композитором Зекиньей Абреу известна по всему миру. Сначала автор назвал её «Воробей на отрубях», но затем в 1931 году переименовал в «Воробей на кукурузной крупе». В том же году была сделана запись мелодии, и она стала распространяться на виниловых пластинках не только в Бразилии, но и других странах. Постепенно дошла до Советского Союза. В1945 году, через десять лет после смерти автора, к мелодии сочинили текст, и эта песня исполнялась во многих фильмах 40-х и 50-х годов. Но всё же более известной она осталась в инструментальном варианте, каким её написал Абреу.
Слушая музыку, для глубокого восприятия важно, на что в это время смотреть. Лучше всего видеть самого исполнителя, тогда зритель невольно превращается в соучастника, тогда в его сознании и возникают именно те образы, которые были заложены композитором в произведение.
Концерт преподавателей Детской музыкальной школы - талантливых музыкантов и талантливых исполнителей. Один другого (возвращаясь к первому объяснению смысла понятия «концерт) лучше! был посвящен Международному дню музыки. Вела программу заместитель директора Детской музыкальной школы Валентина Майкова
Автор: Оксана Прудковская
Источник: газета "Спутник"