Пятница, 22.11.2024, 19:58
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Рассказы о городе » 2012 » Март » 27

Как Макаренко приезжал в Болшево

11:21

Как Макаренко приезжал в Болшево
Источник: Калининградская правда, №34 (17903 ) вторник, 27 марта 2012 года



Известный советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко, организатор знаменитой детской коммуны им. М. Горького под Харьковом, автор таких книг, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», и других, несколько раз побывал в Болшеве.

Первый приезд в Болшево состоялся летом 1929 года, когда во время поездки в Москву вместе со своими воспитанниками он посетил Болшевскую коммуну ОГПУ им. Г.Г. Ягоды. В статье «Перевёрнутые страницы», включённой в юбилейный сборник Харьковской коммуны «Второе рождение», А.С. Макаренко писал: «Июль, 28-е. Посещение коммунарами детской коммуны в Болшеве. Перед этим где только коммунары не были! Излазили всю Москву… а в Болшеве их поразило настоящее производство, настоящее промышленное богатство. Болшево — это старший брат: ребята там старше и дело у них серьёзней. У них множество машин, строится новая пятиэтажная фабрика. При виде благодати притихли коммунары и... позавидовали. С того дня начали наши коммунары мечтать о заводе, но как до него было далеко!»

Во второй раз Макаренко оказался в Болшеве два месяца спустя, в сентябре того же года. На этот раз он приехал сюда, чтобы познакомиться с детской коммуной, расположенной в посёлке Новые Горки. 21 сентября 1929 года он сообщал жене об осмотре «небольшой коммуны для трудных, всего на 100 человек, возле ст. Болшево Северной ж. д. — это возле той самой станции, возле которой коммуна ГПУ, только с другой стороны». Вероятно, он подыскивал новое место для приложения сил, так как уже с 1928 года испытывал на Украине мощное давление со стороны своих противников-педологов, имевших тогда большую силу и влияние. (14 марта 1928 года на заседании секции социалистического воспитания Украинского НИИ педагогики совместно с представителями наркомпроса Украины был заслушан доклад Макаренко о его педагогических взглядах и об итогах работы в харьковской колонии. Принятая резолюция осудила воспитательные методы Макаренко).

В письме Антон Семёнович не поделился с женой тем, что он увидел, но безотрадную картину существования детской коммуны в Новых Горках можно восстановить по «Акту обследования трудкоммуны в посёлке Новые Горки при ст. Болшево от 2 апреля 1928 года», который сохранился в Центральном государственном архиве Московской области.

В акте говорится: «Коммуна рассчитана на 80 человек. Содержатся только мальчики в количестве 45 чел. Воспитанники — дети исключительно с улицы...

Имеется 3 десятины земли, 1 лошадь, 1 свинья 3 — 4 пудов весом и от неё 2 поросёнка.

С декабря 1927 г. организована лудильно-никелировочная мастерская и вдобавок слесарно-токарная мастерская (при лужении самоваров делаются недостающие к ним части)...

Столовой посуды не хватает, едят руками, а жидкую пищу пьют через край из мисок...

Отдельных воспитанников по внешности трудно отличить от детей с улицы. У некоторых отвалились подошвы сапог и удерживаются подвязкой из мочала или верёвки. Отдельные воспитанники имеют на ногах только голенища и кое-что оставшееся от головок сапог и ходят исключительно на обвёртках из тряпья, в которые закручены ноги. На отдельных воспитанниках имеются рваные штаны, блузы и пальто, штаны и блузы абсолютно грязны...

Спилен на дрова весь забор вокруг территории коммуны (300 погонных метров), построенный в 1926 году. Оборваны на топливо все наличники с окон и дверей, доски с углов дома коммуны. Голландские печки разрушены, вместо них используются железные времянки. Полы изрублены топором. В большинстве комнат выбиты оконные стекла.

В нескольких комнатах между битыми зимними рамами и целыми летними живут ручные белые и обыкновенные серые крысы, которые едят из рук воспитанников. В классах — только один стол и кусок фанеры, окрашенный в чёрный цвет и заменяющий классную доску. Скамеек нет, воспитанники занимаются, очевидно, стоя... Стены украшают лозунги нецензурного содержания...

Из 3 десятин в 1927 году было засеяно картофелем и капустой около половины. Весь урожай был застигнут осенними морозами в поле и пропал. По словам завхоза, удалось собрать только 60 пудов картофеля».

Конечно, не это остановило А.С. Макаренко, были какие-то другие причины, не позволившие ему возглавить эту развалившуюся деткоммуну. Здесь впечатляет другое: с левой стороны железной дороги безотрадная картина одного детского воспитательного учреждения, а с правой, всего-то в двух с лишним километрах, цветущий оазис другого — коммуны имени Г.Г. Ягоды. Как писали макаренковские коммунары: «Нашлись пацаны, бывавшие в Болшеве. Они говорили: не колония, а коммуна! Не так, как в наробразе, а сами хозяева, как у нас, честное слово!..»

Третье посещение Болшева Антоном Семёновичем Макаренко состоялось десять лет спустя, когда он уже жил в Москве. В Болшеве он искал не новое для себя детское учреждение, а... дачу! Жена Макаренко Галина Стахиевна писала сыну 9 марта 1939 года: «Мы ездили в Болшево снимать дачу и сняли. Решили с отцом, что надо её закрепить за собой, а то ещё неизвестно, что нам предложат в дачтресте. Если будет что-нибудь действительно хорошее, тогда подумаем, как быть. Завтра отнесу заявление в дачтрест. Дача в Болшеве очень уютная, с прекрасной верандой. Много зелени вокруг. Четыре очень уютные комнаты, не проходные. Дорога с вокзала будет очень хороша летом... Река совсем близко — в пяти минутах ходьбы. Места там очень красивые и живописные. Дача совсем культурная. На реке лодки и лодочная пристань. Говорят, прекрасное катание. Отцу там очень понравилось, и он уверен, что летом там будет прекрасно».

А через неделю А.С. Макаренко сам сообщал об этом событии: «Дачу в Болшеве наняли. Очень милое место, почти на самой Клязьме. От станции идти минут двадцать пять без особого напряжения. Четыре комнаты и веранда, маленький садик и очень живописные окрестности».

К сожалению, пожить на этой даче Антону Семёновичу не удалось. 1 апреля 1939 года А.С. Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно под Москвой.

Владимир ЩИПИН
Источник: Калининградская правда, №34 (17903 ) вторник, 27 марта 2012 года

Категория: Рассказы о городе | Просмотров: 1447 | Добавил: Vitayana | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar




  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует