Мне посчастливилось, хоть, к сожалению, и недолго, быть знакомой с Лидией Григорьевной Исаевой. Свел нас случай в Гарнизонном доме офицеров города Юбилейного на ее творческом вечере. Лидия Григорьевна читала свои стихи, много пела, демонстрируя профессиональное мастерство и всё новые нюансы удивительного голоса.
Я смотрела, слушала, а в памяти всплывали строчки Некрасова: «Есть женщины в русских селеньях. С спокойною важностью лиц. С красивою силой в движеньях. С походкой, со взглядом цариц»... И еще «Такого сердечного смеха / И песни, и пляски такой / За деньги не купишь...» Да, это сказано имено о ней! И это было очевидно, несмотря на возраст (Лидия Григорьевна родилась в роковом 1937-м). Да и не замечался возраст, когда она выводила своим грудным, бархатным, удивительно женственным голосом: «А сердцу снова любится, и сердцу снова верится»... Стихи она тоже читала замечательно (лишь позже я узнала, что этому искусству она училась в Ленинграде у Виктора Ильченко). Ее стихи — плоть от плоти народной — были поразительно похожи на песни: и формой, и содержанием. Потому что писала она о том, о чём поют издревле на Руси: о сказочной родной природе да женской непростой судьбе (не зря ее первая маленькая книжечка так и называлась «Бабий век»). Кстати, познакомившись со мной на том вечере и узнав, что я художник- иллюстратор. Лидия Григорьевна заказала мне рисунок на обложку своей первой книжки. Рисунок понравился, и следующую книгу, «Закат малиновый», я иллюстрировала уже полностью, сделав для нее не один десяток рисунков. Работать над ними мне было легко: стихи Исаевой, что называется, «ложились на сердце», они, мне кажется, близки большинству наших соотечественниц.
Книга получилась, обе мы остались ею довольны. А вот третий, самый объемный, сборник Лидии Исаевой, включивший не только стихи и песни, но и прозу, я иллюстрировала уже после смерти автора, по заказу ее дочери, Алены Арефьевой. Алёна — тоже многосторонне одаренный творческий человек: певица, поэт, композитор, а кроме того — создатель известной в Королёве сети цветочных салонов «Алира».
В марте этого года Лидии Григорьевне. ушедшей от нас в 2008-м, исполнилось бы 75 лет. Этот юбилей — повод вспомнить нашу талантливую землячку, поговорить о ее творчестве, а заодно — и о творчестве ее дочери — Алёны, продолжающей лучшие традиции семьи. Встретившись с Алёной Олеговной, я попросила её рассказать о жизненном пути матери.
- Мама родилась в чудесном месте с пышной природой, считавшемся когда-то всесоюзным курортом, — в городе Кисловодске. Щедрая ли природа родины так подействовала на её натуру? Как бы то ни было, Лидочка оказалась искрометно талантлива. И это несмотря на то, что жизнь ее сначала не слишком-то баловала. Кто были ее настоящие родители, неизвестно: приемная мать, Фаина Николаевна, потеряв собственною ребенка, взяла полугодовалую девочку из Дома младенца в Армавире, где жили осиротевшие детишки. Мать и дочь души не чаяли друг в друге, однако времена им достались бедовые. Муж и отец, красный офицер, сгинул в довоенной волне политических репрессий. А дальше была война, оставившая отрывочные воспоминания об эвакуации, бомбежках. Потом — голодное послевоенное детство. О нём можно прочесть в пронзительных рассказах Лидии Григорьевны: «Горький хлеб», «Лазорики» и других, - рассказывает Алена Олеговна.
Но, несмотря на все трудности, выросла Лида бойкой, звонкоголосой, а уж какой красивой! И куда бы ни забрасывала судьба её, вышедшую, как и мама, замуж за офицера, — она пела. Пела с малого детства в церковном хоре и для раненых в госпитале, дома с мамой, в 15 лет стала солисткой хора «Тёрские казаки», а затем окончила музучилище, выучившись на профессионального хормейстера. Потом пела в Тюмени, на Дальнем Востоке, в Прибалтике, Ленинграде, в подмосковном Калининграде, ставшем ей второй родиной. И когда-то, еще в молодости, сами собой начали складываться в уме первые собственные строчки, похожие на слова любимых песен. У Лидии, несомненно, был прирожденный поэтический талант, но она всю жизнь, как могла, старалась работать над его огранкой: посещала литобъединения, не упускала случая проконсультироваться с профессиональными литераторами. Еще в 1966 году руководитель ленинградской литературной студии Вячеслав Кузнецов отмечал присущие её стихам метафоричность языка, напевность строки, экспрессию и тонкое чувство цвета. В последние же годы Лидия Григорьевна могла по праву считаться сложившимся мастером слова. В её творческом наследии сотни стихотворений, на которые написаны несколько десятков песен, три поэмы, повесть, рассказы...
В Королёве и Юбилейном многие помнят Лидию Исаеву не только как певицу Божьей милостью, в чьём репертуаре было всё: от классики до песен собственного сочинения; не только как поэта, но и как человека, много лет преданно служившего культуре: в ГДО, где не только работала, но и была солисткой вокального коллектива Н.Е. Антоновой, в санатории «Подлипки», где вела Музыкальную гостиную. А ещё её помнят как удивительно душевного, отзывчивого, тёплого человека. Да, Лидия Григорьевна ушла, но она живет и в своих произведениях, и в творчестве дочери, продолжающей писать песни на ее стихи, и во внуках-правнуках.
Кстати, песня на стихи Лидии Исаевой пишет не только дочь: многие композиторы, знакомясь с её творчеством, загораются идеей создать свои произведения на её слова. Появились песни на тексты Л.Г. Исаевой, написанные Надеждой Швец, Павлом Быковым, и, надо думать, это — лишь начало.
В предисловии к книге Лидии Григорьевны «Писать бы надо так» дочь Алёна не стесняется признаться в любви и благодарности к матери, рассказывая, как та с трёх лет учила её петь, раскрывала перед ней красоты поэзии, как умудрилась втиснуть пианино в девятиметровую комнату барака, в котором семья офицера Олега Исаева жила в Болшево... Подобное воспитание принесло плоды: Алёна с семнадцати лет пишет стихи, в которых немало строк, посвящённых матери - редкостному российскому самородку, чья жизнь была подобна песне. А ещё дочь пишет песни — на стихи матери, на собственные и на тексты близких по духу поэтов. Выпустила два сборника своих стихов и песен и диск «Песни о любви». Сейчас работает над вторым, в который войдут её песни на слова Лидии Исаевой. В честь юбилея Лидии Григорьевны организовала несколько больших концертов её памяти в Королёве и Юбилейном.
Лидия и Алёна любили петь дуэтом, и хотя это памятное время ушло, Алёна трепетно хранит в душе материнский завет — любовь к музыке, поэзии, к людям, и часто вспоминает поэтические строки - материнский наказ о том, как именно нужно писать и... жить.
Автор: Елена Александровна
Источник: газета "Неделя в Подлипках"