Компания
Рапид специализируется на проектировании и производстве титановых велосипедных рам и компонентов, а также изделий различного назначения из титановых сплавов. Опыт и технологические возможности компании позволяют не только выпускать качественную серийную продукцию из титана, но и реализовать ваш индивидуальный проект практически любой сложности. Компания Rapid основана в 1991 году группой специалистов аэрокосмической промышленности, владеющих технологиями изготовления изделий из титановых сплавов. Идея использования опыта оборонки для производства гражданской продукции воплотилась в создании титановых велосипедных рам. Первые образцы изготавливались на авиационном предприятии. За время создания, испытаний и отработки технологии сформировался коллектив единомышленников, организовавших впоследствии собственное производство.
Интервью с директором компании Рапид – Зиновьевым Михаилом Николаевичем:
Михаил Николаевич с сыном Денисом
Go-ride: Компания Rapid, как указано на вашем сайте, появилась в 1991 году. Где вы работали до создания компании, чем занимались?
Михаил Николаевич: Я работал в авиационной промышленности. Направление: технология производства. Занимались разными летающими объектами в Королеве.
Go-ride: Как пришла идея создания компании?
Михаил Николаевич: В силу основной деятельности, мы с титаном работали. Поэтому, когда в оборонке проблемы определенные начались, накопленные знания и опыт решили применить в мирных целях. Появились у нас заказчики - шведы, по-моему, первые. Которые предложили заняться титановыми рамами. Ну, сделали образцы и дальше в результате, вот… 19 лет уже мы подошли к тому, что надеюсь, что-то в велосипедах понимаем.
За этим столом привариваются мелкие детали для рамы производства Rapid-Titan
Go-ride: Почему вы решили заняться именно производством велосипедных рам и компонентов?
Михаил Николаевич: Дело в том, что тогда были востребованы титановые рамы велосипедные. Это был пик такой своеобразный. Первыми, по большому счету, начали американцы производство титановых рам, ну а потом в России на базе различных военных предприятий несколько компаний образовались, которые стали заниматься титаном. Но это было такое наиболее близкое направление. Были еще направления: клюшки для гольфа титановые, но это несколько иные технологии. Нам были близки технологии именно с трубами, такие легкие конструкции, поэтому выбор остановили на титановых компонентах.
Rapid-Titan, камера для пескоструйной обработки
Go-ride: Так же, информация с сайта: коллектив единомышленников организовал собственное производство. Расскажите поподробнее, кто вам помогал, как все начиналось, откуда взяли средства для старта?
Михаил Николаевич: Коллектив единомышленников действительно был. Потому что, все учредители фирмы работали на одном предприятии и занимались одним делом. Поэтому был энтузиазм, было желание что-то сделать, получить результат. Деньги элементарно зарабатывали, последовательно выполняя заказы с ростом количества, с появлением, новых заказчиков. Сначала на базе предприятия, где мы работали, а потом, со временем, приобрели оборудование, ушли уже на свои площади. Т.е. таких первичных вливаний большого капитала не было. Все за счет заработанных денег. Время такое было интересное…(смеется)
Готовая продукция
Go-ride: А кто придумал название «Rapid»?
Михаил Николаевич: Это как-то не знаю. Долго мучились над названием, потом как-то собрались всем коллективом и кто-то выдвинул как бы такой смысл стремительный. Понравилось и мы решили. Какой-то экспромт.
Go-ride: Какие изменения в оборудовании и оснащении вашего производства произошли по мере развития вашего бизнеса?
Михаил Николаевич: В оборудовании, пожалуй, изменений особо не произошло. Некоторые, может быть, сварочный более современный аппарат приобрели. В основном это, конечно, я бы сказал, что значительную роль в этом деле играет коллектив. Т.е. здесь не требуется какого-то особенного оборудования сверхсовременного, уникального. В основном это ручная работа. Нужны хорошие специалисты токари, сварщики. Поэтому оборудование сильно не претерпело изменений. Пожалуй, процентов 10 мы обновили. А в основном это люди. Это определенная квалификация, ответственность, ну и желание получить нормальный конечный результат. Вот по этому принципу создавался коллектив.
рама
Go-ride: Ваш бизнес начинал развиваться в 90е. Были ли у вас проблемы с преступностью в те времена?
Михаил Николаевич: Да нет, как таковой, пожалуй, не было. Сейчас это более остро, по-моему, просто на другом уровне, государственном (смеется). Нет, это нас не напрягало.
Go-ride: Какие трудности вы испытывали по мере развития вашего производства?
Михаил Николаевич: Нехватка денег (смеется). Оборотных средств. На самом деле трудности были, конечно, в силу того, что специфический материал. Сейчас, в принципе, производство титановой трубы оказалось за рубежом в той или иной степени. Либо в СНГ, либо на востоке. Поэтому определенные проблемы были. Это и таможня и другие вопросы. Ну, сейчас в принципе у нас поставщики уже наработаны. Длительное время с ними работаем, как-то вопросы уже решены. Конечно, напрягает экономическая нестабильность, которую, в первую очередь западные партнеры не понимают. Когда каждый год меняется цена на изделие, в силу того, что меняются условия: налоговое бремя и инфляция. Все это накладывает отпечаток на цену. А на западе это воспринимают с трудом, потому что, у них изменения цены если и происходят, то это какие-то проценты и в течение нескольких лет. Ну, это, конечно напрягает, и некоторых партнеров мы и потеряли по этой причине. Внутренние резервы не бесконечны, а любое производство направлено, в конечном итоге, на извлечение прибыли. А когда доля прибыли снижается до недопустимых размеров, теряется смысл дальнейших действий. И вот лавирование в цене с партнерами иногда заходит в тупик, потому, что мы уже доходим до уровня себестоимости. Ниже опускаться некуда. Поэтому, вот пожалуй, основной момент, который сильно мешает развитию дальнейшему, в том числе. Внутренние заказчики, они как-то понимают, в какой они живут стране, воспринимают это более спокойно, а вот запад да, постоянно проблемы возникают. Ну, и в последнее время, конечно это все-таки нехватка квалифицированных кадров. В силу того, что система подготовки была разрушена в 90-е годы. И то поколение, которым в те годы было 40, сейчас они уже подошли к пенсионному возрасту, а молодежь, она видимо, выросла на других ценностях. Не привлекает реальное производство, как правило. Видимо, здесь роль государства. Нет пропаганды престижности любого труда, его значимости для общества. Поэтому, с кадрами тоже проблема. Как можете увидеть, у нас люди работают за 50, и, порой даже, за 65. Т.е. коллектив достаточно старый. Вот, так в вкратце.
Rapid-Titan, фреза для нарезки резьбы в кареточном узле
Rapid-Titan, нарезка резьбы в кареточном узле
Go-ride: В 1996г. началось производство инвалидных колясок активного типа и для занятий спортом? Сейчас производство сохранилось?
Михаил Николаевич: Нет, мы закрыли эту тему. Единственное кому мы в последнее время делали, это спортсмены: баскетболисты, теннисисты. Получается очень дорогое изделие, в конечном итоге. И те средства, которые мин.соц.защита выделяет инвалидам…они, ну, просто не в состоянии приобретать такую технику. Они вынуждены брать старого образца коляски, которые еще лицензию купили в Германии, наверное, в 80-х годах, т.е. те изделия, которые не входят не в лифт, не в ванную, никуда. Но люди их вынуждены брать, в силу того, что других денег у них нет. Сейчас есть новое направление, мы делаем для ребят пара олимпийцев, они называются «бабули», это для биатлона, лыжных гонок. В принципе, те же коляски, только на лыжах. Вот такое направление. Тут больше такой интерес: ребятам помочь, потому, что это, конечно, заказы единичные. Но, ребята очень настырные, очень волевые и просто реально хочется помочь обрести хорошую технику для выступлений.
завод Rapid-Titan
Go-ride: По информации с сайта у вас были контракты с Америкой, Францией, Германией, Англией, Японией, а в данный момент вы сотрудничаете с заграничными компаниями?
Михаил Николаевич: Сейчас у нас основной заказчик – Англия. Долгосрочный контракт, уже лет 6, наверное. Пока мы друг друга устраиваем, продолжаем работать. Это велосипедная компания, которая имеет собственное производство, они делают стальные рамы, ну а титан, часть, делают у нас.
Go-ride: Имеются ли у вас конкуренты в России или за границей? Что вы скажете по поводу их продукции?
Михаил Николаевич: В России я бы сказал, реально есть партнер хороший, ну, как партнер… Нижегородская фирма, мы просто вместе давно работаем. Раньше было много, порядка шести фирм в России, по разным причинам они прекратили свою деятельность. Вот, мы с Нижним Новгородом долгожители. А за рубежом весь Китай, можно сказать. Немножко Америка, там единичные остались производства, остальные в Китае. Но это, собственно, не конкуренты, потому что это другая ценовая ниша совершенно. Поэтому называть их конкурентами... Но, Китай, реально где-то близко. Пока к Китаю отношение осторожное, запад уже немножко привык. А в России как-то так пока…
Rapid-Titan, панорама
Go-ride: Почему вы не изготавливаете из титана такие детали как оси для втулок или педалей, шатуны, звезды, болты и т.д? Изготовление таких деталей по индивидуальному заказу должно пользоваться большим спросом.
Михаил Николаевич: Болты сразу отпадают, там немножко другие технологии нужны для изготовления, чтобы это было нормальное изделие, а не кустарное, а такое полноценное. А остальные детали немножко у нас профиль производства, т.е. у нас как я говорил, больше для работы с трубами, основное это слесарная и сварка, а для производства таких деталей это уже нужно несколько иное оборудование. Можно его, конечно, приобретать, оно, во-первых стоит приличных денег. Но и основной вопрос загрузки и сбыта этой продукции. На уровне единичных экземпляров, ну, может быть, десятков, до сотни, хотя сотня - это уже проблема. Реализация, в принципе, наверное, возможна, хотя, и с трудом. Ну и потом все в одном месте делать не целесообразно, это расширение территории, расширение станочного парка, инструментального и т.д. Поэтому мы это направление с такими деталями закрыли, в свое время. Были пробы, и оси делали и потом масса проблем параллельно возникает. Решили прекратить, оставить направленность: рамы, компоненты, вилки и прочее. Вот это направление.
Rapid-Titan
Go-ride: Какие необычные заказы вам больше всего запомнились?
Михаил Николаевич: Да их много было. Велосипед, например, который колесо имел около двух метров в диаметре. (смеется) Так много было индивидуальных проектов, ну, таких, выдающихся, неповторимых… Очень интересно было, одно время, промышленное оборудование, это была линия для хромирования, современная технология, разработчики – питерская компания. Очень интересная, с точки зрения и функциональности и с точки зрения конструкции. Запоминающийся проект был, необычный, достаточно сложный. А так, в принципе, что касается рамостроения, наверное из десяти рам одна-две по индивидуальному проекту, так что достаточно много новизны каждый день.
Rapid-Titan, нарезка резьбы в кареточном узле
Go-ride: Какие рамы чаще всего заказывают?
Михаил Николаевич: Пожалуй, это направление MTB рам. Это основное. Наиболее востребовано в России. Шоссейных мало заказывают, немножко культуры у нас такой шоссейной особо нет, это «харьковско-европейское» направление скорей такое. (смеется) Франция, Италия, наверно, Германия. В основном для горных велосипедов рамы, в том или ином виде, пожалуй.
Go-ride: Есть ли у вас велосипед, если есть, то какой?
Михаил Николаевич: Даже два. Им в музей уже нужно (смеется). Титановые, конечно. Там оборудование стоит еще… Первый собран на том оборудовании, которое мы из Германии привезли с выставки в Кёльне. Второй, так еще, в свое время, был уровень ничего, а сейчас уже выглядит монстром. (смеется)
Go-ride: Что по-вашему привлекает людей в вашей продукции?
Rapid-Titan, варианты обработки рам
Михаил Николаевич: Видимо, все-таки надежность, потому, что основные заказчики – это люди, которые уже попробовали другие материалы, особенно туристы. Они в велосипеде ценят, прежде всего, надежность. Потому что, уезжают достаточно далеко, и получить там сломавшуюся раму за сотни километров от цивилизации, это, конечно, катастрофа для них. Ну, и, пожалуй, второй момент: это возможность получить ту раму, которую они хотят по геометрии, по каким-то другим особенностям. По большому счету, получить раму по индивидуальному проекту. То, что не купишь в готовом виде.
Go-ride: На вашем сайте есть новость о новом типе отделки рамы «САТИН». Что она из себя представляет, какова ее технология?
Михаил Николаевич: Она новая, скажем так, у нас, наверное. Это известно давно. Это тонкая шлифовка. Получается поверхность с такой тонкой направленной риской. Достаточно эффектная отделка, практичная. Я не скажу, что она новая, но мы ее освоили сейчас. Пользуется спросом сейчас.
Rapid-Titan, варианты обработки рам
Go-ride: Какие изменения и тенденции в области велосипедостроения вы ожидаете увидеть в ближайшие 10 лет?
Михаил Николаевич: Узнать бы, что будет на следующий год (смеется). Мировые тенденции, понятно, диктуются где-то необходимостью, а где-то просто маркетологами. Это трудно предсказать. Стандарты пока существуют. По крайней мере инициатива от России вряд ли будет, потому, что у нас ничего не делается из оборудования.
Go-ride: В какие наиболее экзотические страны отправлялась ваша продукция?
Михаил Николаевич: Трудно сказать так с ходу. Чуть ли не в Папуа, нет, не Новая Гвинея, а... Что такое было. Мы еще долго искали где это находится. Нет, в последнее время точно такого не было. Ну, у нас Россия – вот география наша.
Go-ride: Чем бы вы хотели заниматься, если бы вы не были руководителем компании Rapid?
Михаил Николаевич: Я уже даже не знаю, чем бы занимался. Сидел бы на ракетном заводе, наверно (смеется). На самом деле это на столько затянуло, что ,не смотря на трудности, определенные. Пока, на ближайшее обозримое будущее, это все-таки Rapid.
Go-ride: Какие у вас увлечения помимо работы, как любите отдыхать?
Михаил Николаевич: Отдыхать исключительно в России. Отдыхать активно: охота, рыбалка. Природа. Так бы сказал. Подальше от людей, немало важно.
Go-ride: Какие перспективы развития вашего бизнеса вы видите? Какие планы на будущее?
Михаил Николаевич: Ближайшие перспективы: переместиться на новые площади, а дальше восстановить производство в полном объеме, а там двигаться вперед!
Go-ride: Спасибо вам большое! Было интересно с вами пообщаться.
Источник: www.go-ride.ru