Помню как в детстве мы катались на санках с "Куракинских горок". Так называлась искусственная насыпь железной дороги, когда строился тоннель для Фрязинской ветки между Подлипками Дачными и Болшево. Рядом с этими горками находилась деревня Куракино...
Теперь немного истории (Источник: http://skr.korolev-culture.ru/publikacii/arhiv/selcokurakinoiderevnakurakino
Автор:
Борис ЕЖОВ (1930-2009), научный сотрудник Историко-краеведческого музея города Королёва)
В «Указателе селений Московской губернии» Нистрема за 1852 год говорится: «Куракино, сельцо второго стана Аладьиной Варвары Павловны, штаб-ротмистрши, крестьян 65 душ мужского пола, 79 женского пола, 21 двор, господский дом и оранжерея, 20 верст от Троицкой заставы по Ярославскому тракту, вправо одна верста».
Через четырнадцать лет в «Современных известиях» (№ 5 за 1866 год) появилось объявление о продаже «дачи-фермы» помещицы Аладьиной на Троицкой дороге при реке Клязьме близ сельца Максимково с полным хозяйственным заведением и запасом разного хлеба и девятью разными постройками: «Местоположение очень красивое, может служить дачей, удовольствием и делом торговым, а также удобно для постройки дач, фабрики и завода. Об условиях можно узнать на самой даче».
В «Сборнике статических сведений по Московской губернии» за 1877 год сообщалось следующее: «Куракино, Мытищинской волости, 54 души м.п. (мужеского пола), 174 десятины. В 1869 году бывшая помещица госпожа Аладьина предложила крестьянам переселиться на другое место и отдать в ее пользу 72 десятины. За это она обязалась отказаться от получения выкупа за остальную землю. Крестьяне согласились».
Эти объявления имеют непосредственное отношение к судьбе двух поселений с одинаковым названии на территории нынешнего города Королёва — древнего сельца Куракино на Клязьме и деревни Куракино, на месте которой в начале 60-х годов ХХ века появился жилой район «Новые Подлипки». И связаны они оба с Крестьянской реформой 1861 года.
Не сумев приспособиться к новым экономическим условиям после отмены крепостного права, многие помещики, в том числе и Аладьина, стали продавать свои имения. Однако умная помещица сделала это с выгодой для себя: она предложила крестьянам передать ей 72 десятины плодородной земли в счет денежного выкупа за остальную землю, переселив их на непригодные для земледелия глинистые, заросшие лесом земли.
Крестьяне были вынуждены согласиться, так как, несмотря на дарованную Манифестом личную свободу, продолжали оставаться в экономической зависимости от прежней владелицы — землю надо было выкупать, а денег у крестьян на это не было. Помещица не прогадала — прогадали крестьяне.
Освоение нового места требовало немалых затрат и длительного времени. Из-за отсутствия пастбищ и сенокосов нельзя было разводить скот. Чтобы освободить землю под пашню и пастбища, пришлось рубить и продавать лес.
Куракинские крестьяне поселились примерно в трех верстах (в трех с небольшим километрах) от старого места, перевезли туда свои старые избы и назвали свое новое поселение… по-старому: деревней Куракино. Таким образом и появилось на карте два Куракина — старое и новое. Зимой крестьяне работали на болшевских и щелковских фабриках, летом сдавали свои дома дачникам. Этим кормились и жили.
Куракино, 1938 год
Художник Балашова Г.А. Город Королёв, вид из окна на деревню Куракино, 1967 год
Новая деревня «Куракино» просуществовала около девяноста лет. Она исчезла при застройке проспекта Королёва и улицы «50 лет ВЛКСМ»...