Среда, 18.12.2024, 23:06
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Рассказы о городе » 2018 » Январь » 28

Калининград прифронтовой

21:54
Комитет по культуре администрации г. Королёва Московской области 
Муниципальное учреждение культуры Централизованная библиотечная система г. Королёва 

Источник: http://korolev.msk.ru/doc/kaliningrad-vov.htm
Составитель: Е.Л. Чурикова 
Редактор: Г.Г. Межуева 


Город Калининград сыграл особую роль в Победе в Великой Отечественной войне. Находясь всего в нескольких десятках километров от линии фронта, город жил напряжённой жизнью в условиях военного времени. 

 
    

Разрабатывая меры по защите Москвы, военное командование предусмотрело зону прикрытия столицы зенитной артиллерией радиусом 40 км. В эту зону полностью вошёл Мытищинский район со всеми расположенными на его территории объектами. Несколько артиллерийских установок пришлось на 
долю Калининграда. Всего в формированиях МПВО города было занято около 1000 человек. В первый же день войны был организован городской штаб обороны, начальником которого стал Председатель городского Совета депутатов трудящихся Василий Иванович Болдырев. Не случайно, что в наши 
дни одна из улиц носит его имя. 

В июле 1941 г. на территории города Калининграда, включая Болшево и посёлки, было открыто 14 госпиталей, которые располагались в домах отдыха, санаториях "Подлипки" и "Сосновый бор", калининградских школах No 1 и No 4, яслях No 2 по ул. Сталина (ныне ул. Циолковского). Были 
сформированы батальон народного ополчения и партизанский отряд. Командиром партизанского отряда стал председатель Мытищинского райисполкома Николай Мартынович Бородкин, удостоенный позднее звания "Почётный гражданин г. Калининграда". 

Город не подвергался прицельной бомбардировке. Несколько мелких фугасных и зажигательных бомб, сброшенных у станции Подлипки, на Первомайке вдоль Ярославского шоссе, на торфоболоте, никакого вреда не причинили. В Калининграде, Костине и посёлках на базе эвакуированных предприятий 
создавались производства по выпуску оборонной продукции. Уже в ноябре 1941 г. в Калининградском ремесленном училище No 3 и подвалах нескольких жилых домов начали работать оружейно-пулемётные мастерские по ремонту артиллерийского оружия, поступавшего с фронта. Начальником мастерских 
был назначен директор РУ-3 А.Т.Носов. Основная тяжесть легла на учащихся училища - подростков 14-15 лет. И, тем не менее, задания, какими бы трудными они ни были, выполнялись вовремя. В Калининградских оружейных мастерских в то время было отремонтировано 15 танков, 30 самоходных 
артустановок. 163 пушки, 175 пулемётов, изготовлено большое количество винтовок, гранат, мин, бомбодержателей для самолётов. 

В октябре 1941 г. в условиях участившихся воздушных налётов началась эвакуация заводов Калининграда и Костина, как и всех крупных предприятий Подмосковья. За сентябрь-октябрь 1941 г. на 26 эшелонах было 
эвакуировано из Калининграда две трети населения. 

Обстановка осенью 1941 г. была очень напряжённой. Люди были встревожены слухами о сдаче Москвы противнику. И днём, и ночью по Ярославскому шоссе двигались обозы с людьми и имуществом. 20 октября 1941 г в Москве и пригородах было введено осадное положение. 

Большое значение для обороны столицы имело строительство заградительных укреплений, на этих тяжёлых работах в основном использовался труд женщин и детей. Вместе с москвичами и жителями области деятельное участие в этой работе приняли калининградцы. Они выезжали в район Химок, Лобни, 
Крюкова и другие районы, копали окопы, устанавливали противотанковы ежи. В Калининграде, согласно плану защиты Москвы с севера, были оборудованы железобетонные огневые точки у железнодорожного переезда через Ярославское шоссе и около Дома отдыха No 6 (ныне санаторий  "Подлипки"). В эти же места были доставлены металлические противотанковые ежи. 

В конце ноября 1941 г. выяснилось, что хотя эвакуация основной промышленности из Калининграда завершена, определённая часть квалифицированных специалистов по разным причинам не выехала. В то же время эвакуированные предприятия на новых местах ощущали острую нехватку в кадрах. Благодаря проведённой разъяснительной работе представителями городского партийного актива удалось отправить на Восток 250 квалифицированных специалистов вместе с семьями. 

Опустевшие рабочие места заняли женщины, девушки и подростки, которые с помощью военных специалистов быстро освоили новые для себя профессии. Не считаясь со временем, они подолгу не уходили с производства. Это был настоящий подвиг во имя Победы. 

1941 и 1942 годы были самыми тяжёлыми для москвичей и жителей Подмосковья. Калининградские предприятия бесперебойно поставляли фронту оружие и боевую технику. 

Ещё до начала войны орудийный завод No 8 им. М.И. Калинина, в то время самый крупный из орудийных заводов страны, выпустил 56 тысяч орудий - танковых, морских, дивизионных, зенитных. Труд пушкарей был достойно оценён. В мае 1941 г. завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 

В начале войны орудийный завод No 8 был эвакуирован в Свердловск. Восстановленный в Калининграде завод No 88 с 1942 года дал фронту 5600 зенитных орудий. Подавляющее большинство отечественных танков, выпущенных до войны, а их около 20 тысяч, и почти столько же новых лёгких танков, отправленных на фронт в 1941-43 гг., были вооружены пушками завода. В 1943 г. за выпуск базовой пушки для серийного 
производства 72-К группе конструкторов-разработчиков была присуждена Сталинская премия. По почину тружеников завода No 8 им. М.И.Калинина в городе была создана валяльная мастерская. В суровую зиму 1941-42 годов она обеспечивала бойцов Подмосковья валенками и войлоком. 

Костинский авиационный завод No 472, успешно выполнявший военные заказы Наркомата обороны СССР, осенью 1941 г. был эвакуирован в город Кузнецк Пензенской области. После разгрома гитлеровцев под Москвой, на месте эвакуированного завода был создан филиал Куйбышевского завода No 145 по выпуску авиационных приборов для самолётов фронтовой авиации. 

3 июня 1942 г. Постановлением ГКО на базе филиала завода No 145 создаётся самостоятельный Союзный завод No 455. От этой даты отсчитывает свою историю ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". 

В 1942 г. из Нижнего Новгорода (г. Горький) в подмосковный Калининград было переведено Центральное артиллерийское конструкторское бюро главного конструктора артсистем Василия Гавриловича Грабина, разработавшее принятые на вооружение Красной Армии противотанковые пушки с высокой пробивной способностью. Эти пушки получили у солдат прозвище "зверобой". 

Важную роль в обеспечении фронта минами различного назначения для инженерно-сапёрных и миномётных воинских частей сыграл Болшевский машиностроительный завод (БМЗ). 

Болшевские фабрики имени "1 Мая" и "Передовая текстильщица" в самом начале войны перешли на производство продукции для фронта. Ткачи по 2-3 смены не выходили из цехов, они изготавливали высококачественное шинельное сукно, маскировочные халаты, парашютную ткань, марлю,  индивидуальные пакеты, пулемётный шнур. Учащиеся Костинского швейного техникума шили бельё и другое военное обмундирование для советских воинов. 
 
А вот ещё одна интересная страница из военного прошлого нашего города. В середине октября 1941 г. после эвакуации в Пермь завода No 289 под руководством Павла Осиповича Сухого на его промышленной площадке и аэродроме в Подлипках создаётся новый завод No 380. Директором был назначен  В.З.Шифрин, главным инженером - кандидат технических наук, инженер-полковник авиации Николай Никитович Каштанов. На плечи руководителей завода, специалистов и рабочих легла огромная ответственность - помочь нашим войскам выстоять в смертельной схватке с врагом под Москвой. Сроки для ремонта самолетов были самыми сжатыми, а качество работы должно быть высоким и надёжным. Отремонтированные самолёты испытывались на Софринском полигоне. Весь период Московской битвы на аэродроме в Подлипках базировался штурмовой авиаполк под командованием Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой. Здесь, на аэродроме, производился ремонт прибывших с фронта самолётов авиадивизии дальнего действия, которой командовал Герой Советского Союза Николай Каманин. На заводе No 380 проходили также испытания новые боевые самолёты, созданные в Перми. Завод просуществовал до победного завершения Курской битвы в 1943 г. Потом он был расформирован и вошёл в состав авиазавода No 289. 

Октябрь-ноябрь 1941 г. наиболее тяжёлый период для москвичей и жителей области. В ночь на 28 ноября части танковой дивизии противника захватили Яхрому, мост через канал Москва-Волга, овладели двумя населёнными пунктами на его восточном берегу и стали просачиваться в направлении Загорска и Пушкино. 

Этот прорыв представлял серьёзную опасность Москве. Поэтому ставка Верховного Главнокомандующего дала указание частям 1-й Ударной Армии разгромить врага и отбросить его за канал. 1 декабря было принято решение об устройстве лесных противотанковых завалов вокруг Москвы. Часть такого 30-ти километрового лесного завала от парка Сокольники до Валентиновки проходила по территории Калининграда. И делали его опять жители нашего города. Впоследствии этот завал был расчищен от сваленных деревьев, пни выкорчеваны, а очищенная площадь, получившая название "Козье поле", в 1947 г. застроена жилыми домами. 

В первые дни декабря 1941 г. враг овладел Крюковом и Красной Поляной. Его передовые подвижные отряды находились в 25 км от окраины Москвы. Пожалуй, это было наибольшее приближение фашистов к Москве. 

5 декабря калининградцы услышали гул артиллерийских залпов, от которых дрожали стёкла в окнах. Это били орудия Советской Армии, перешедшей в решительное контрнаступление. Враг стремительно покатился на Запад. Исход Московской битвы был предрешён... 

Зима 1941-42гг. выдалась холодная. Наиболее острой стала проблема топлива, возникшая в результате разрушения врагом Подмосковного угольного бассейна. 29 декабря 1941 г. СНК СССР принял Постановление о восстановлении угольных шахт Подмосковья. Одновременно активно изыскивались другие виды топлива - дрова, торф, газ. Мытищинскому району, куда входил Калининград, нужно было заготовить 30 тысяч кубометров дров для промышленных предприятий. Однако только с помощью 
дров нельзя было преодолеть топливный кризис. Выручили запасы торфа в районе торфоболота. А для его доставки Калининградский горсовет принял решение построить узкоколейную железную дорогу. Протяжённость дороги составляла семь километров от торфоразработок до котельной, к которой 
был подключён Орудийный завод No 8 им. М.И. Калинина и фабрика-кухня. Эту стройку, в которой принимали участие жители города, впоследствии назвали "дорогой жизни". 

Первая очередь дороги была сдана в эксплуатацию 18 сентября 1942 г., она обеспечила топливом завод, а с введением второй очереди к центральным котельным были подключены жилые дома. В первую военную зиму калининградцы отапливались "буржуйками". Под топор пошёл великолепный детский парк около клуба, зелёные насаждения в Завокзальном районе и на Первомайке. 

29 января 1942 г. горисполком принял решение о ремонте школ, детских садов, клуба. Вскоре все эти учреждения стали работать. В мае 1942 г. в здании школы No 4 вступил в строй эвакогоспиталь на 400 коек. 

Несмотря на то, что фашистские войска были отброшены за пределы Московской области, немецкое командование не покидали мысли о захвате столицы или хотя бы разрушении её с воздуха. Поэтому весной и летом 1942 г. трудящиеся Подмосковья совершенствовали оборонительные рубежи. Строились дополнительные противотанковые препятствия, различные огневые точки. В этот период активизировалась работа МПВО Мытищинского района и Калининграда. Снова по сигналу "Воздушная тревога" на сборные пункты собирались бойцы формирований МПВО. По мере наступления наших войск налёты становились всё реже и реже. Последний сигнал воздушной тревоги прозвучал в Калининграде летом 1943 г. Хорошая подготовка города к отражению вражеских налётов позволила трудящимся бесперебойно работать 
на оборону, тем самым всеми силами приближая Победу. 
 

 
Категория: Рассказы о городе | Просмотров: 2330 | Добавил: aqwaaqwa | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar




  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует