Воскресенье, 17.11.2024, 23:14
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Рассказы о городе » 2018 » Январь » 29

Шла война, а музы не молчали

00:10
Комитет по культуре администрации г. Королёва Московской области 
Муниципальное учреждение культуры Централизованная библиотечная система г. Королёва 

Источник: http://korolev.msk.ru/doc/kaliningrad-vov.htm
Составитель: Е.Л. Чурикова 
Редактор: Г.Г. Межуева 


Все силы для фронта и Победы над врагом отдали люди творческих профессий: писатели, художники, скульпторы. В Болшеве на ул. Свободной с 1936 по 1954 год проживал литературовед, писатель, доктор филологических наук Сергей Николаевич Дурылин. В начале войны ему предложили эвакуироваться. Вернувшись из Союза писателей, он сказал жене, Ирине Алексеевне: "Война будет долгая. Мы победим, но не за один месяц или год. А ехать нам некуда и незачем!" И они остались в Болшеве, в двадцати  километрах от Москвы. 


Уже в первые дни войны красивый двухэтажный дом Дурылиных гудел как улей. Сюда приезжали многочисленные друзья Сергея Николаевича: семьи композиторов Бирюкова и Васильева, художника Нестерова, писателя Безруких, критика и публициста Перцова. 
 

В августе 1941 г., после напряжённой работы над портретом архитектора А.Н.Щусева, в Болшево к С.Н.Дурылину приезжает 79-летний художник М.В.Нестеров вместе с больным туберкулёзом сыном Алексеем. В 1941 и 1942 гг. до ухода художника из жизни он ведёт с хозяином болшевского дома активную переписку. Но и после смерти художника связь с близкими Михаила Васильевича у Дурылина не прервётся. В 1945 г. к нему в дом приедет младшая дочь живописца Наталья Михайловна Нестерова со своим женихом художником Фёдором Булгаковым, вернувшимся с фронта. Сергей Николаевич, как бывший священник, не снявший с себя сан, благословит молодых людей на брак и обвенчает их. 

По воспоминаниям писателя, фронтовика А.П. Галкина, часто бывавшего в доме С.Н.Дурылина, ни М.В.Нестеров, ни С.Н.Дурылин не поехали в эвакуацию. Они были уверены, что Гитлеру Москву не взять. Оба упорно продолжали работать и помогали, чем могли советской армии. В октябре 1941 г., уходя на фронт, Алексей Галкин пришёл проститься с домом своего учителя на литературном поприще С.Н.Дурылина. Его встретили Сергей Николаевич, Михаил Васильевич Нестеров, поэт и переводчик Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, в военные годы проживавшая на даче в Болшеве, и Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина. Они подарили своему молодому другу маленькую записную книжечку с адресами незнакомых людей на случай, если фронтовые дороги приведут его в какой-либо город и он будет 
нуждаться в помощи. 

Во время войны к С.Н. Дурылину в Болшево приезжали также: перед своим третьим арестом священник Сергей Фудель, молодой начинающий писатель Сергей Голицын, Вера Бобринская, дочь погибшего в заключении в 1937 г. священника Сергея Сидорова. В эти тяжёлые годы продолжается  переписка  С.Н.Дурылина с поэтом Б.Л.Пастернаком и писателем - мемуаристом Н.Д. Телешовым. 

Болшевский дом профессора С.Н. Дурылина был тёплым и гостеприимным, а чуткая и добрая душа хозяина всегда откликалась на горе и боль окружающих. Даже в минуты, когда самому писателю было тяжело, он никогда не отворачивался от нуждающихся в дружеском взгляде и слове, помогал пережить душевную боль. 

Жена С.Н. Дурылина Ирина Алексеевна, её сёстры Александра и Полина шили дома маскировочные халаты, вязали варежки, которые отправляли на фронт с записками Сергея Николаевича: "Пусть эти варежки согреют не только руки, но и души ваши заботами и любовью оставшихся под Москвой жён, сестёр, матерей". 

Рядом с Болшевом, в посёлке "Лесные поляны" располагался большой военный госпиталь. По инициативе Сергея Николаевича перед ранеными солдатами и офицерами здесь часто выступали актрисы Полянская, Обухова, Турчанинова. Эти маленькие концерты так нравились людям, что многие восторженно о них 
вспоминали. 

В Болшеве в военные годы С.Н. Дурылиным написано около 50 работ критико-публицистической направленности: "Идея и образ Родины в русской литературе", "Героическая поэзия М.Лермонтова", "Московский Художественный театр во время войны", "Лирой и мечом. Из истории 1812 г. ", "Гоголь и Родина", "Нашествие" (о пьесе Л. Леонова) и др. Сергей Николаевич возвращается к своим мемуарам, деля время между ними и новым исследованием "Русские писатели в Отечественной войне 1812 года". Он возвращается к своему истоку, к отчему дому и пишет две части задуманных и начатых в Киржаче, в ссылке, воспоминаний "Родное пепелище" и "Родные тени". Тогда же перечитывает свои записки "В своём углу". Эта книга выйдет в свет много лет спустя и выдержит два издания в 1991 и 2006 гг. "В своём углу", несомненно, можно назвать одной из главных его книг. 

В 1944 г. С.Н. Дурылину была присвоена учёная степень доктора филологических наук. В 1945г. он был утверждён заведующим кафедрой истории русского театра Государственного института Театрального 
искусства им. Луначарского. В годы войны Сергей Николаевич не только плодотворно работал, как писатель-публицист, но и много делал докладов, выступал с лекциями перед ранеными в госпиталях. Он делился своими знаниями и со слушателями литературного кружка одного из заводов в Подлипках. Его труд писателя, лектора, просветителя был оценен по достоинству - накануне дня Победы, в начале мая 1945г. Указом Президиума Верховного Совета СССР С.Н. Дурылин был награждён медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. " и "За оборону Москвы". 

Многие солдаты знали Сергея Николаевича, а встречи с ним иногда происходили при необычных обстоятельствах. Так, однажды над Болшевом появился советский самолёт. Неожиданно потеряв управление, он врезался в деревья сада у дома С.Н. Дурылина, совсем близко от веранды, на которой 
в этот момент сидели гости - отмечали скромным чаепитием день рождения хозяйки дома Ирины Алексеевны. Тогда никто не пострадал, да и пилоты благополучно выбрались из кабины самолёта. И первыми словами одного из них были: "А мы знаем вас, Сергей Николаевич. Вы читали в нашей части 
лекцию несколько месяцев назад". Это необыкновенное, памятное событие в истории Дурылинского дома произошло 18 мая 1942г. Тогда же был сделан уникальный снимок, который сохранился в архиве Мемориального дома-музея С.Н. Дурылина в Болшеве. 



Сам Сергей Николаевич вносил свою лепту в борьбу с врагом, он в первые месяцы войны дежурил на улицах Болшева, ночью гасил падавшие зажигалки. 

Ирина Алексеевна, выезжавшая по издательским делам мужа в осаждённую Москву в октябре-ноябре 1941г., возвращалась домой затемно, идя пешком от станции Мытищи до Болшева под постоянным зенитным обстрелом, укрывалась в лесу, а в воздухе ревели самолёты. 

Отголоски приближающейся канонады при подступах немцев к Москве постоянно слышали жители Калининграда. В первые дни войны в Доме творчества работников кино "Болшево" писатель Аркадий Петрович Гайдар и кинематографисты Лев Владимирович Кулешов и его жена Александра Сергеевна Хохлова писали срочный сценарий фильма "Клятва Тимура", второй серии "Тимура и его команды" на тему войны. Приехали они в Болшево по заданию Комитета по делам кинематографии 24 июня 1941 года. В тихом и живописном дачном посёлке Болшево было тревожно, а Дом творчества, всегда такой переполненный, оказался опустевшим. По ночам раздавались звуки сирен. Во время воздушных налётов в просмотровый зал Дома творчества приводили детей из соседнего детского сада. А.П. Гайдар, Л.В. Кулешов и А.С. Хохлова целыми днями работали, стараясь передать в сценарии всё то, что чувствовали и переживали сами. Сценарий фильма "Клятва Тимура" был написан за 10 дней - срок просто невероятный.  Аркадий Петрович очень спешил уехать на фронт. Он хорошо понимал, какая наступила война, он предсказывал несколько лет напряжённой и тяжёлой борьбы. Через несколько месяцев после отъезда из Болшево, Гайдар погибнет от фашистской пули. 

Особая страница в жизни известного детского писателя Леонида Пантелеева (настоящее имя и фамилия - Алексей Еремеев) - это война. После того как писателя доставили из блокадного Ленинграда в Москву, он прошёл лечение и был направлен в Московское военно-инженерное училище. Это учебное заведение в годы войны было дислоцировано в подмосковное Болшево. Леонид Пантелеев - соавтор полюбившейся читателям нескольких поколений "Республики Шкид". Эта книга была написана ещё в 1927г. совместно с  Г.Г. Белых и сделала Л.Пантелеева знаменитым. Сначала в 1943 г. писатель после выздоровления находился в Москве в запасном полку, жил в казарме, но очень хотел попасть в военное училище. Тогда писатель С.Я.Маршак, хорошо знавший Л.Пантелеева и раньше, принял в его судьбе деятельное участие. Оказавшись в Болшеве, Леонид Пантелеев помимо обязанностей курсанта должен был ежедневно выпускать стенгазету "Правда" о жизни будущих офицеров, так что на сон и отдых времени почти не оставалось. 

Однажды батальону, в котором служил писатель, поручили строительство укреплённых районов и аэродромов в московской зоне обороны. Но служба в армии оказалась недолгой, вскоре писателя отозвали из военно-инженерного училища в Москву в отдел кадров Наркомата обороны и поручили серьёзное 
задание: написать очерк для "Комсомольской правды" о Герое Советского Союза Александре Матросове, бывшем, как и Пантелеев, беспризорным. 

Война сыграла очень большую роль в становлении другого писателя - Александра Петровича Казанцева, который прошёл её от солдата до полковника, были и ранения, и контузия, и ужасы Керченского отступления. А.П.Казанцев был не только писателем-фантастом, автором приключенческих романов, но и талантливым инженером-изобретателем, одним из организаторов и руководителей Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики, где наладил выпуск танкеток-торпед для обороны Москвы, успешно применил и другие оригинальные и действенные технические придумки против врага. С начала войны он служил в сапёрном батальоне под Москвой, в Подлипках, где были сформированы мотосапёрные 
бригады, которые чинили технику. А.П.Казанцев предложил соорудить из обычного грузовика-полуторки танкетку, снабдить её огромным взрывчатым запасом и управлять ею по проводам. О фантастической машине прослышали в Москве и прислали комиссию из министров и генералов, чтобы ознакомиться с изобретением. Она сразу же была принята на вооружение. Впоследствии А.П.Казанцев с однополчанами использует эту танкетку на Керченском полуострове для уничтожения дзотов и танков противника. Теперь она красуется в музее Боевой Славы на Поклонной горе в Москве. Писатель-фантаст, автор "Пылающего острова" и "Арениды", неутомимый труженик, интересующийся всем на свете, Александр Петрович Казанцев прожил долгую жизнь, и одна из интересных страниц его военной биографии была связана с прифронтовым Калининградом. 

На дорогах Великой Отечественной войны стал живописцем болшевский художник Василий Константинович Цветков. Выпускником Ленинградского художественного училища он ушёл на фронт. В 1941 году художник-воин познал всю горечь отступления и тяжесть вражеского окружения, после контузии был в госпитале на лечении и везде не расставался с карандашом и бумагой. На привалах делал наброски своих фронтовых товарищей. Кстати, в наши дни эти рисунки находятся в фондах историко-краеведческого и исторического музеев в г. Королёва. 

После войны судьба забросила В.К. Цветкова в подмосковный Калининград, он поселился в Новых Горках в доме, который построил сам. Василию Константиновичу одинаково удавались и пейзажи, и портреты. Хорошо известны портреты выдающихся людей, написанные художником. Это портрет партизана П.Е. Кривоносова,  Героев Советского Союза И.М.Никитина и К.И.Новикова, героя Сталинградской битвы сержанта Е.Ф. Павлова, живописца П.Д. Корина, который очень ценил творчество самобытного болшевского  художника. 

Как и В.К.Цветков, большую часть жизни прожил в г. Калининграде скульптор, член Союза художников СССР Данел Вартанович Ширинян. Он приехал в наш город в 1953 г., был принят на работу художником-оформителем в ОКБ-1, где познакомился с главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым, который сразу оценил творческого и трудолюбивого художника. А за плечами этого скромного человека была война. В 1943 г. в боях на Северном Донбассе Данел Ширинян был тяжело ранен. Осколок снаряда раздробил кисть правой руки и перебил нервы. Врачам с трудом удалось спасти руку, но нужно было ещё много времени и мужества, чтобы заново научить спасённую руку уверенно держать зубило и молоток. В результате он добился того, что, будучи инвалидом войны, был принят в Союз художников СССР. 

В нашем городе Данел Вартанович известен как автор памятника погибшим воинам в посёлке "Торфопредприятие" и как автор скульптурного портрета М.И.Цветаевой в Мемориальном доме - музее поэта в Болшеве. Неоднократно проходили выставки работ скульптора Д.В.Шириняна в городе и области. 

Писатели и художники по-своему приближали Победу, творя и создавая прекрасное. Когда говорили пушки и музы не молчали... 

 
Категория: Рассказы о городе | Просмотров: 1385 | Добавил: aqwaaqwa | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar




  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует