Четверг, 25.04.2024, 04:56
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Рассказы о городе » 2018 » Февраль » 10

АГОН — авиационная группа особого назначения

11:37

Отрывок из книги Сергиенко Анатолия Михайловича
АГОН — авиационная группа особого назначения" 
http://militera.lib.ru/h/sergienko_am/index.html

...22 апреля 1942 года в составе 1-й авиатранспортной дивизии АДД (авиации дальнего действия) завершил свое формирование 102-й полк. Местом базирования его был определен подмосковный аэродром с красивым названием Подлипки (ныне г. Королев).
 
Вылеты были не очень-то частыми, но все с добавлением слова "специальное". А судя по тому, как эти полеты обставлялись, можно было сделать выводы о важности задания тех, кто вечером поднимался на борт самолета, а в полночь, доставленный экипажем к месту сброса, исчезал в темном проеме двери.
 
Десантники отряда победитель
 

Десантников подвозили на автобусе. Перед вылетом к самолету подкатывали легковые машины. Это приезжали провожать пассажиров генералы и офицеры НКВД, какие-то штатские, руководство соединения и полка. Один из очередных вылетов состоялся 26 мая. Вечерний закат раз-малинил полнеба. Прохладный ветерок гулял по молодой траве. Воздух прозрачный, словно хрусталь. Пахнет бензином. Это ПС-84 под номером 1842401 "заглатывал" горючее на дальнюю дорогу. Члены экипажа закончили подготовку к вылету. Автобус подвез 14 пассажиров. Все мужчины. Подъехали провожающие.

Запустили моторы. Стрелок Николай Качуркин задраил дверь, и машина в 20.55 покатила на взлет. Приземлились на своем аэродроме, выполнив задание, в 04.50.

Затем в вылетах экипажа на специальные задания наступило затишье. Оно продолжалось две недели. 8 июня 1942 года. С утра приказано готовиться к полету. В 70 км на восток от Овруча есть железнодорожная станция Толстый [258] Лес. Вот туда и надо доставить группу. А она всего из двух человек: мужчина лет пятидесяти и дивчина лет восемнадцати. Ни провожающих, ни сопровождающих на этот раз не было.

Было ровно 21.00, когда все сели на рабочие места и погнали машину на взлет. Она, не слишком перегруженная, вздымая за собой пыльные вихри, оторвалась на середине взлетной полосы и поплыла, набирая скорость, вначале низко-низко, над самой землей, а затем все круче и круче беря высоту. В 00.45 на сигнальные костры, расположенные на открытой поляне в 5 км от станции Толстый Лес, с высоты 400 м за борт ушел мужчина, за ним, через 5 секунд женщина, а во вторую дверь, в то же время, Буланов и Качуркин сбросили два грузовых мешка. Через 6 часов 48 минут сели на своем аэродроме.

На следующий день снова полет на ту же точку. На боковых сиденьях самолета разместились 12 человек. Через полтора часа полета обозначилась линия фронта. Миновали ее благополучно. В 00.50 были над целью, которая обозначилась двумя кострами и подсвечивалась фонарем зеленого цвета. С высоты 400 м начали сброс. Люди уходили друг за другом с интервалом в 7 — 10 секунд. Через полторы минуты Федор Ващенко закрыл дверь пассажирского салона, а командир корабля, наклонив машину на левое крыло, описал над местом сброса полукруг. Три парашютных купола белыми ромашками уже распластались на земле, остальные лесенкой парили в воздухе.

В ночь на 13 июня в район станции Толстый Лес было доставлено еще 12 человек. Полет в третий раз на одну и ту же точку привел экипаж к выводу: идет заброска какого-то важного отряда.

Это предположение закрепилось через двое суток, когда в ночь на 15 июня в район Овруча пошли уже два ПС-84. К выброске десантников был привлечен экипаж командира корабля В.В.Когутенко. Сброс произвели удачно. Все 24 человека приземлились в заданной точке.

20 июня экипаж готовился в очередной рейс. Собственно говоря, особой подготовки не было. Для штурмана маршрут был уже знаком и отработан за эти несколько полетов до автоматизма. Всю неприятность предстоящей работы утром на стол выложили синоптики: по маршруту и в районе цели погода будет сложной.


Военно-транспортный самолет ПС-84

 

Темнело, когда ракета позвала всех в самолет. В 21.13 Владимирцев оторвал машину от взлетной полосы и повел [259] с набором высоты на запад. Григорий Буланов установил связь с командно-диспетчерским пунктом полка. Через несколько минут самолет вошел в рваную облачность, исчезла земля. Теперь все внимание приборам, теперь главные труженики на борту — штурман и радист.

  В районе Калуги облачность стала десятибалльной, стекла кабины затуманились дождевыми каплями. В таких условиях летели до Речицы. Когда после нее свернули на юг, в кабине немножко посветлело. Земля же открылась только на высоте 600 м. Сбросив пассажиров, взяли курс на восток. Сели на своем аэродроме в 03.57.
 
Рассказывая о полетах экипажа с пассажирами на борту, я указывал только их количество, хотя мог бы перечислить всех пофамильно. Не делал я этого только по одной причине — в целях экономии отведенного мне печатного "поля". Среди 12 пассажиров, доставленных в район станции Толстый Лес 20 июня, был один, имя которого людям старшего поколения нашей страны хорошо известно.
 
Вот имена 12 парашютистов: Д.Н.Медведев, С.И.Кримкер, М.А.Фортус, А.А.Лукин, В.З.Белясников, Л.В.Шерстнева, Х.Гросс, П.Гонсалис, Ф.Артунио, Х.Флорежакс, Ф.Перес, М.Сесилио. Значит, экипаж 102-го авиаполка старшего лейтенанта Ивана Николаевича Владимирцева в мае-июне 1942 года, осуществляя полеты в район станции Толстый Лес, перебросил партизанский отряд "Победители" во главе с его командиром Д.Н.Медведевым. Вот теперь эти полеты приобрели совсем другую окраску.


Командир партизанского отряда "Победитель" Д. Н. Медведев
 

Работа экипажа по переброске в тыл врага медведевцев была продолжена. В ночь на 23 июня он вновь стартовал на ту же точку и вновь десантировал 12 человек. После этого в работе полка на отряд Медведева наступил более чем двухмесячный перерыв.
 


Бойцы партизанского отряда "Победитель"
 

За это время экипаж Владимирцева продолжал выполнять задания НКВД. В ночь на 6 июля он вылетел, имея на борту 6 человек и 750 кг груза, в район озера Моховое-Туровня (15 км юго-восточнее Полоцка). На маршруте к цели самолет был атакован двумя "мессерами" и подбит. Один снаряд разорвался прямо в ногах у штурмана. Дырища — голову можно просунуть. Орехов получил тяжелое ранение. Пришлось возвращаться, не выполнив задания.

Валерий Петрович надолго вышел из строя. В экипаже его заменил Н.С.Пономаренко. В двадцатых числах августа Иван Николаевич Владимирцев заболел. А тут заявка от НКВД: подготовить самый сильный экипаж в район [260] Коростеня. Самым опытным к этому времени, уже достаточно поднаторевшим в полетах на специальные задания, конечно же был экипаж Владимирцева. Решили предстоящий полет доверить ему, а заболевшего командира корабля заменить летчиком Б.И.Тацием.

Никогда до этого Наркомат внутренних дел так дотошно не вникал в детали подготовки к полету, как в этот раз. Телефонные звонки, рекомендации, советы, намеки на ответственность. По всем признакам чувствовалось, что предстоит забросить в тыл очень важную группу разведчиков.

Их было одиннадцать. Все мужчины. Они стояли под крылом самолета молодые и здоровые, перебрасываясь между собой короткими фразами. Никто из них ничем особым не выделялся. Провожать приехали двое в штатском. Одного называли генералом. Перед вылетом перекурили. В 19.40 надели парашюты. В 19.45 поднялись по лесенке в салон самолета. Расселись. Занял свои рабочие места и экипаж: командир корабля Борис Иванович Таций, штурман Андрей Сергеевич Пономаренко, радист Григорий Алексеевич Буланов, бортмеханик Федор Ефимович Ващенко и стрелок Николай Алексеевич Качуркин. Я мог бы описать подробности этого полета. Но считаю, что этого делать не стоит. Будет более правильным, если архивный источник воспроизведен полностью подробности этого полета, без купюр, ибо он — документ исторической значимости. 

"Командующему АДД генерал-лейтенанту авиации Голованову. Боевое донесение. Соединение Нестерцева. 26 августа 1942 года. 7.00. Карта 500 000. 

В ночь на 26 августа 1942 года произведен один самолето-вылет по специальному заданию НКВД. Боевой налет 8 часов 30 минут. Летчик Таций (штурман Пономаренко) в 20.00 25 августа вылетел на выброску 11 человек парашютистов и 100 кг груза в район Коростеня. 

В 00.22 26 августа курсом 120 градусов с высоты 200 м группой в обе двери через 20 секунд по сигналу с земли (семь костров прямоугольной формы) выбросили 11 человек парашютистов и 100 кг груза на пересечение дорог 5 км юго-западнее станции Борове, что 105 км западнее Коростеня. 

Раскрытие парашютов и спуск происходили нормально. В районе цели стрельбы и каких-либо движений не замечено. При полете к цели, в районе Алсуфьево — Сеща самолет подвергался обстрелу крупнокалиберной ЗА до [261] трех точек. В 21.45 на высоте 3500 м два раза атаковывался звеном истребителей Ме-110. Маневром по высоте экипаж ушел от атак. Экипаж невредим, за исключением — в воздухе в 22.00 заболел бортрадист Буланов (головные боли, рези в животе, рвота)"{173}. 

А теперь фамилии пассажиров: Н.В.Грачев, И.Я.Соколов, Н.Т.Приходько, Н.А.Гнидюк, Б.И.Сухенко, А.Д.Середенко, П.Х.Голубь, А.К.Яцук-Павлеев, Г.М.Волков, В.М.Скворцов, Сидоренко (инициалы не установлены).

Читатель вправе спросить: а что исторического в этом боевом донесении, которым представлен этот полет? Отвечу: составом пассажиров и их делами в тылу врага. Настал момент нанести последний мазок на ту картину, которую я рисовал: 26 августа 1942 года экипажем 102-го авиаполка АДД на самолете №1842401 с подмосковного аэродрома в отряд Д.Н.Медведева был переброшен Николай Иванович Кузнецов, который своими героическими делами прославил Родину, сделал неисчислимо много для достижения победы над врагом, который погиб и которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Н.И.Кузнецов стал одним из выдающихся разведчиков второй мировой войны. Летел он тогда в самолете и работал в отряде Медведева под именем Николая Васильевича Грачева.


Николай Кузнецов в форме офицера "Люфтваффе". Снимок сделан под Москвой.



Таким впервые появился в Ровно «лейтенант Пауль Вильгельм Зиберт».



Эту коротенькую записку H. Кузнецов послал брату Виктору за два дня до полета во вражеский тыл.



Одна из двух фотографий Н. Кузнецова во вражеском тылу. Ровно, весна 1943 года.

 

Таким образом, экипаж Владимирцева, за исключением некоторых изменений, связанных с ранениями и болезнями отдельных его членов, фактически один (не считая полета экипажа В.В.Когутенко) перебросил в тыл врага партизанский отряд "Победители" под командованием полковника Д.Н.Медведева. Для выполнения этой задачи он совершил восемь полетов и десантировал, совместно с экипажем Когутенко, 99 человек. Полетом в ночь на 26 августа эта переброска была завершена.



____________
В заметке использованы фотографии из книги Лукина А.А. "Николай Кузнецов"
http://detectivebooks.ru/book/910974/?page=45

 



 

Категория: Рассказы о городе | Просмотров: 1684 | Добавил: aqwaaqwa | Рейтинг: 5.0/2

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar




  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует