Воскресенье, 22.12.2024, 14:10
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Замечательные Люди » 2018 » Февраль » 11

Пушки Курчевского

18:12

«Техника-молодежи» 1993 г. №7, с.28-31
Из истории техники

Николай ЯКУБОВИЧ, инженер г. Калининград
Московской обл.
Рис. Андрея СИМАКОВА
 

ПУШКИ КУРЧЕВСКОГО


 

«Курчевский Леон. Вас. (1891 — 1937), сов. конструктор. 
Создал (1923) динамореактивную пушку (двигатель реактивного снаряда включается
после вылета его из ствола)» (Советский энциклопедический словарь).
 

 

Впервые об аэродроме «Подлипки» я узнал от отца, военного летчика, рассказавшего о том, как он садился там при перегоне для довооружения тяжелого бомбардировщика Пе-8. Позже я, как ни пытался, нигде не мог найти упоминания об этом аэродроме, который числился за Наркоматом тяжелой промышленности и просуществовал до 60-х годов. Впрочем, город Калининград, ранее называвшийся Подлипки, долго был «закрытым» центром отечественного ракетостроения. Что же касается этого центрального аэродрома, носившего имя Л.М. Кагановича, то своим появлением он был обязан Леониду Васильевичу Курчевскому. Все началось с того, что летом 1930 года авиаконструктору Д.П. Григоровичу поручили создать секретный истребитель «Зет» (отсюда и столь необычное обозначение). Собственно, секретным был не самолет, а его вооружение, динамореактивные пушки (ДРП) Курчевского.

 

Впервые имя этого человека появилось в списке изобретателей, представленном научно-техническим отделом ВСНХ 19 ноября 1920 года В.И. Ленину. В нем сообщалось, что Л.В. Курчевский и B.C. Стечкин (будущий академик) предложили «инжектировать воздух под корму судов», а это позволит построить «глиссер, развивающий скорость до 150 км/ч». Увы, изготовить его не удалось из-за отсутствия подходящего двигателя.

 

В 1923 году Курчевский и сотрудник Отдела военных изобретений ВСНХ С. А. Изембек подали заявку на ДРП, которую вскоре испытали на ржевском полигоне. Спустя год Леонида Васильевича вдруг обвинили во вредительстве (якобы истратил казенные деньги, но не построил обещанный вертолет) и сослали на Соловки. Попытки продолжить работу Комиссией артиллерийских опытов успеха не имели, а две ДРП, созданные при участии профессора С.А. Беркалова, оказались неудачными, и эксперименты с такими артсистемами прекратили.

 

В январе 1924 года Военная комиссия ЦК РКП(б) обследовала состояние Красной Армии и пришла к неутешительному выводу, что «организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас в стране нет». Виновным сочли наркомвоенмора Л. Д. Троцкого, заменили его М.В. Фрунзе, и тот принялся возрождать регулярную, боеспособную армию, оснащенную современной техникой. Быстрое развитие народного хозяйства в тот период создаю необходимые предпосылки.

 

Тут-то и вспомнили о Курчевском, сумевшем даже в условиях Соловецкого лагеря сделать новую ДРП. А вспомнили именно о нем потому, что такие пушки позволяли наладить серийное производство артиллерийского вооружения, уменьшив расход металла, а также массу и стоимость орудий.

 

В 1929 году Леонид Васильевич приехал в Подлипки, на артиллерийский завод № 8 имени М.И. Калинина, где организовали специальное конструкторское бюро № 1.

 

— Однажды моего отца, в сборочной бригаде которого я тогда работал, — вспоминает ветеран труда Е.М. Барабанов, — вызвал начальник цеха и сказал: «Выдели Курчевскому квалифицированного рабочего! Назначили Рощина, а я был его помощником. Познакомились с изобретателем — высокий, красивый, лет сорока, одет в куртку на медвежьем меху. Первая пушка, собранная нами, Представляла собой 1,2-метровый ствол с раструбом на конце, в качестве запального устройства применили пистолет «браунинг», впоследствии замененный электрозапалом.

 

Если обычную пушку заряжают снарядом и пороховым зарядом, нередко объединенными в гильзу, то в безоткатной ДРП порох находится в донной части снаряда, закрытой пыжом. При выстреле снаряд вылетает из ствола к цели, а пыж вместе со струей пороховых газов — через сопло (вместо казенника), уравновешивая отдачу.

 

— Перед первым выстрелом ДРП положили на табурет, а к курку браунинга на всякий случай привязали бечевку, — рассказывает бывший начальник полигона Г.И. Барабанов. — Опасались, как бы чего не вышло. А Курчевский решительно подошел к пушке, нажал на курок — при выстреле безоткатка лишь чуть шевельнулась. Рисковым человеком был Леонид Васильевич!

 

В конце 1933 года ликвидировали КБ-38, занимавшееся проектированием классических артсистем, здание и оборудование передали Курчевскому, а конструктору В.Г. Грабину пришлось перебраться в Нижний Новгород и начинать там заново. Курчевский умел настаивать на своем и подминать конкурентов... В 1934 году в Наркомтяжпроме с его подачи образовали Управление уполномоченного специальных работ (УУСР), которым, конечно, стал Леонид Васильевич, а на заводе № 8 приступили к изготовлению ДРП для установки их на автомобили, легкие танки, корабли и самолеты.

 

Кстати, англичане еще в 1913 году попытались вооружить аэроплан 20-мм пушкой. Год спустя оснастили гидроплан «Шорт» 37-миллиметровкой; позже подобные эксперименты проводили во Франции и России, но дальше дело не пошло — очень большими были масса орудий и отдача. ДРП не имела таких недостатков. По свидетельству авиаконструктора и историка авиации В.Б. Шаврова, в 1915 году подполковник Гельвиг и капитан Орановский ставили свою безоткатку на самолет. Отдачи почти не ощущалось, но ее размеры и вес оказались неприемлемыми.

 

— На заводском полигоне испытывали авиапушки Курчевского, установленные на биплане, — свидетельствует Г. И. Барабанов. Он и сам нередко поднимался в воздух. Кстати, это по его настоянию рядом с полигоном, на колхозном поле, устроили аэродром «Подлипки».

— Сам видел, как в 1934 — 1935 годах Леонид Васильевич летал на одноместной машине и опробовал ДРП, — дополняет артиллерийский инженер Н.С. Жеребцов. — Он выучился управлять самолетом.

 

Однако далеко не все шло гладко. Так, 19 мая 1932 года в первом же полете взорвалась 3-дюймовая ДРП на истребителе АНТ-23. Разрушило хвостовую балку, и лишь выдержка и мастерство летчика И.Ф. Козлова, сумевшего посадить искалеченную машину, позволили избежать катастрофы. 18 мая 1933 года летчик Т. Сузи вылетел на истребителе И-4 испытывать две АПК-36 бис (авиационная пушка Курчевского), размещенные под верхним крылом. Через 2 с после первого выстрела прогремел взрыв, правая плоскость прогнулась. Сузи осторожно, «блинчиком», развернулся и приземлился. Оказалось, снаряд сдетонировал в стволе, осколки перебили нервюры и лонжероны крыла, сорвали часть обшивки, разрушили руль поворота, повредили шасси, продырявили фюзеляж.

 

Хотя подобное случалось и с другими ДРП (в основном из-за снарядов), в 1934 году их запустили в массовое производство на ленинградском заводе № 7. Это были батальонная БПК, корабельная КПК, самоходная СПК, авиационная АПК-4 и противотанковое ружье 14-К. Следом серийный выпуск освоили заводы № 8 и ленинградский «Большевик»; к концу 1935 года изготовили 841 безоткатку.

 

Стрельбы из образцовых ДРП, которыми вооружили упоминавшийся «Зет», показали их высокую эффективность. И тогда близ Плещеева озера, у Переславля-Залесского (где Курчевский провел детские и юношеские годы), устроили государственные испытания этого истребителя. Место выбрали не случайно — рядом были полигон и аэродром, а удаленность от столицы гарантировала сохранение тайны. Летчики-испытатели эскадрильи особого назначения НИИ ВВС во главе с Сузи блестяще справились с программой, и на завершающем этапе, который проходил под Москвой, в Кузьминках, летала уже эскадрилья «зетов» Люберецкой авиабригады.

 

Вскоре Сузи демонстрировал «Зет» К.Е. Ворошилову, М.Н. Тухачевскому и Г.К.(Серго) Орджоникидзе — стрельба по наземным целям была снайперской. Присутствовал и А.Н. Туполев, под руководством которого для ДРП калибром 76, 100, 37 и 45 мм разрабатывались самолеты АНТ-23, АНТ-29, АНТ-31 и АНТ-46. Но ни один них на вооружение не был принят... . Это поставило Курчевского в двусмысленное положение — деньги-то, причем немалые, истрачены. Тогда Леонид Васильевич задумал сам сделать самолет под безоткатки, организовал в КБ авиационный отдел, пригласил инженеров С.А. Лавочкина, С.Н. Люшина, Б.И. Черановского, В.Б. Шаврова; они подготовили проекты, но...

 


До февраля 1936 года УУСР оснастило АПК-4 только один серийный истребитель конструкции Д. П. Григоровича ИП-1 — но не «Зет», а раньше, в январе, завод № 38 посетили главком ВВС Я.И. Алкснис. новый главный инженер Главного управления авиапромышленности A.Н.Туполев, после чего появилось постановление ЦК ВКП(б) о передаче этого предприятия артиллерийскому заводу № 8 и организации при нем мастерской для Курчевского. Его КБ было ликвидировано. Странно, ведь перед этим И.В. Сталин подарил ему роскошный легковой «линкольн». И вдруг все покатилось...

 

Процитируем документ, подписанный председателем комиссии партконтроля, комбригом Н.В. Куйбышевым. «Прежде всего, докладываю, что я ни в коей мере не являюсь защитником личных интересов Курчевского. Считаю, что своим особым положением он пользуется неправильно, злоупотребляет им. Разбрасываясь в работе, занимаясь ненужной отсебятиной, бесконтрольно расходуя значительные суммы, но не оправдывает вкладываемых государством в его учреждение средств. Наконец, я подозреваю, что Курчевский намеренно затягивает окончательную доводку своих артсистем, что он, видимо, хочет прожить всю жизнь за счет своих образцов, не давая их на вооружение армии. (А как же 841 ДРП? — Н.Я.)

 

И, тем не менее, я считаю необходимым пересмотреть решение ЦК о передаче завода № 38 в распоряжение завода № 8, так как имею основание полагать, что оно вынесено на основании неправильной или неполной информации о положении дел. Нужно отдать должное Курчевскому, что правдами и неправдами, но к заданному времени создана чрезвычайно богатая база для широкого развертывания научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по артиллерийскому вооружению авиации. В системе НКТП другой такой базы нет».

 

Динамореактивная пушка в башне легкого танка Т-26

Калибр — 76 мм, масса системы — 70 кг, начальная скорость снаряда — 300 м/с, масса снаряда — 4,0 кг, дальность стрельбы — 4000 м.

 


Легкая мортира ЛМК (1931 год). Калибр — 76 мм, масса системы — 36 кг, начальна  скорость снаряда — 170 м/с, дальность стрельбы — 2200 м.

 

Курчевского уже отстранили от дел, а на стол председателя Совнаркома и Совета труда и обороны В.М. Молотова легла «Записка о 76-мм пушке Курчевского АПК-4». Авторы, в том числе заместитель наркома тяжелой промышленности И.П. Павлуновский, отмечали: «Происходящие на протяжение ряда лет попытки Наркомата обороны найти способ применения авиационных систем Курчевского для воздушного боя приводят к выводу, что пушки АПК-4 для вооружения боевых самолетов не пригодны. Пушка АПК-4 не имеет скорострельности, ни большой начальной скорости, темп стрельбы АПК-4 — 25 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда — 340 м/с. В силу этого наши самолеты, вооруженные АПК, окажутся фактически безоружными в бою с тяжелыми бомбардировщиками противника».

 

Да, АПК-4 для наступательного боя не годились и... не предназначались. Во вторую мировую войну оборонительное вооружение бомбардировщиков состояло из крупнокалиберных пулеметов. А Курчевский еще в 1929 году предложил 3— или 4-дюймовую картечницу для стрельбы по неманевренным целям, к примеру, плотному строю бомбовозов. Изобретателя поддержал член научно-технического комитета артуправления от ВВС Надашкевич, техническое наблюдение за ее созданием возложили на члена НТК И.К. Глухарева, ставшего заместителем изобретателя. Всего два месяца Леонид Васильевич и десять его сотрудников потратили на разработку первой отечественной автоматической безоткатки АПК-1.

 

В 1936 году появились бронированные штурмовики, для которых 76-мм АПК-4 была просто находкой. Двумя годами раньше на истребителе И-14 провели государственные испытания 37-мм АПК-11, у которой начальная скорость снаряда достигла 450 м/с, а боезапас составлял 26 снарядов... Кстати, пора объяснить причину низкой скорострельности авиационных ДРП. Их снаряды располагались в цилиндрическом магазине, рядом со стволом, подавались пневматической системой на лотке к дульному срезу и отправлялись в ствол. В такой конструкции невозможно обеспечить высокий темп стрельбы, но Курчевский предлагал поражать неприятельские самолеты не прямым прицельным попаданием, а картечью или несколькими пулями — как в дробовом охотничьем ружье.

 

...А потом появился протокол комиссии Совета труда и обороны о развертывании производства 20-мм пушки ШВАК (начальная скорость снаряда — 800 м/с, темп стрельбы — 800 выстрелов в минуту) для самолетов ИП-1, И-16, И-14 и ТБ-3. Его подписали Орджоникидзе, Ворошилов, Тухачевский, Алкснис, Туполев и Григорович, которые еще вчера ратовали за безоткатки Курчевского. Последнего, как бы в насмешку, наградили орденом Красной Звезды. Заметим, его идея вооружать самолет крупнокалиберными пушками оказалась живучей: в 30-е годы П. Гроховский на бомбардировщик ТБ-3 ставил три 76,2-мм пушки, в 1943 году итальянцы оснастили самолет «Пьяджио-Р108» 102-мм морской пушкой, в 1944 году американцы монтировали под крылом истребителей П-51 «Мустанг» однозарядные безоткатки. Недавно историк авиации А. Бритиков установил, что в 1947 году в одной из «шараг» проектировали крупнокалиберную авиационную ДРП для борьбы со стратегическими бомбардировщиками.

 

Кроме того, артсистемы Курчевского испытывались на мотоциклах, танках Т-26 и Т-27, на которых установить 6-дюймовые орудия было бы невозможно; на торпедных катерах и подводных лодках ставили мощные КПК; с эсминца «Петровский» и сторожевика «Шторм» вели огонь из 152-мм ДРП; в 1934 году испытывали подобное орудие калибром 500 мм. И все это пошло «в корзину»!

 

В Советском энциклопедическом словаре Курчевскому отвели несколько строк. Указали годы жизни: 1891 — 1937. То, что его арестовали в 1937 году, сомнений не вызывает, а вот о дальнейшей судьбе можно только гадать.

 

— Я видел Леонида Васильевича в... 1939 году, на Ярославском вокзале Москвы, причем без охраны,— поведал рабочий завода № 8 П.М. Ашмарин — Сам я Курчевского не знал, но мне его показал и назвал брат, служивший комендантом завода.

 

Документально подтверждено, что Леонид Васильевич находился в тюрьме до 12 января 1939 года. В общем, все очень странно — арестованный «враг народа» и «вредитель» находится на свободе. Впрочем, есть сомнения и в правильности указанного года его рождения. Так что точку в биографии талантливого изобретателя ставить рановато...




 

Александр ШИРОКОРАД,
инженер

 

ФЕНОМЕН КУРЧЕВСКОГО
 

Взлет и падение Л.В. Курчевского невозможно понять без краткого экскурса в историю динамореактивных или безоткатных пушек. У них при выстреле отдача уравновешивается струей пороховых газов, вылетавших через казенную часть ствола. Самый простой вариант безоткатки — гладкостенная труба, переносимая одним бойцом. Он ведет огонь с плеча или с сошников, либо с простейшей треноги. При этом давление газов в стволе не превышает 10 — 20 кг/см2, начальная скорость снаряда — 25 — 100 м/с, а прицельная дальность стрельбы составляет 30 — 100 м. Последнюю увеличивают, применяя активнореактивные снаряды — так было в знаменитых немецких фаустпатронах, американских базуках и наших послевоенных РПГ-2.

 

Кроме того, дальнобойность ДРП наращивают, устанавливая в «казеннике» всевозможные насадки, например, сопло Лаваля. При соответствующем подборе параметров давление газов может стать таким, как в стволе обычного орудия, но тогда ДРП придется делать прочнее, а значит, тяжелее, что нежелательно. Поэтому применяют зарядные каморы большого диаметра и объема, что позволяет, при сравнительно небольшом давлении в канале ствола (600 — 800 кг/см), сообщить снаряду начальную скорость в 400 — 500 м/с и более. Примером таких систем могут служить советские Б-10, Б-11 и СПГ-9.

 

Несколько особняком стоят ДРП с инертной массой. В них из казенника вместе с пороховыми газами выбрасывается тяжелая гильза или пробка, как в чехословацком гранатомете Р-27.
 

...Самая первая ДРП появилась действительно в 1915 году, когда упомянутый Н. Якубовичем полковник русской армии Гельвиг изготовил 76,2-мм авиапушку в которой инертным телом служил ствол после выстрела его опускали на парашюте. Осенью 1916 года под Петроградом испытывали 70-мм ДРП типа «открытая труба», спроектированную М.Д. Рябушинским, а в 20-е годы в СССР экспериментировали с десятками подобных артсистем калибром от 37 до 107 мм. дульно— и казнозарядными, гладкоствольными и нарезными, с углубленной нарезкой для снарядов с готовыми выступами, унитарным и картузными заряжанием. Только в 1925 году опробовали семь разных ДРП, а в следующем еще пять.

 

Что же тогда изобрел Курчевский? Он вставлял в казенники обычных 76,2-мм полевых и горных пушек сопло и получал безоткатку. Ствол и боеприпасы оставались стандартными. Кстати, подобные системы конструкции профессора Беркалова уже выпускались серийно. Новым у Курчевского было сопло Лаваля с более узкой (10°) воронкой, нежели у Беркалова (60°).
 


 
Образцы 65-мм и 76-мм авиационных пушек АПК-3 и АПК-4. Данные АПК-4: калибр — 76 мм, масса системы— 75 кг, масса снаряда — 3,2 кг, начальная скорость снаряда— 350 м/с, длина ствола -19 калибров, емкость магазина — 6 снарядов.

 

 

Противотанковое ружье 14-К. Калибр — 37 мм, масса системы — 25 кг, масса бронебойного снаряда — 0,5 кг, длина ствола — 33 калибра, начальная скорость снаряда — 530 м/с, дальность стрельбы — 5500 м, скорострельность — 15 выстрелов в минуту.

 

Несмотря на то, что давление в каналах стволов пушек Курчевского достигало 1000— 1500 кг/см2, по начальной скорости снаряда, дальнобойности и точности стрельбы они заметно уступали обычным, зато превышали их в стоимости: 76-мм батальонная ДРП обходилась как обычная «дивизионка» того же калибра. Значит, Курчевский выбрал самую неудачную конструкцию? Похоже, ибо с наступлением эры безоткаток подобными системами никто не занимался.

Однако в 1932 — 1933 годы Курчевскому удалось заручиться поддержкой наркома тяжелой промышленности Т.К. Орджоникидзе, его заместителя И.П. Павлуновского, начальника Главного артиллерийского управления Г.И. Кулика и монополизировать все, что касалось безоткаток. И даже больше: помните слова популярного тогда марша «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»? Пожалуйста, получайте крохотный торпедный катер типа Г-5 с 152-мм ДРП (а это крейсерский калибр!); эсминец «Энгельс» ведет огонь из 305-мм ДРП (линкоровский калибр на корабле водоизмещением 1400 т!). На автомобиль ставят 305-мм гаубицу, на мотоциклет — 76-мм пушку. А Курчевский предлагает проект 500-мм безоткатки для легкого крейсера...
 

Мотоциклетная МПК на «Харлее-Давидсоне» в походном положении. Калибр — 76 мм, масса системы — 6,5 кг, начальная скорость снаряда — 280 м/с, дальность стрельбы — 5500 м, угол возвышения ствола — 37°, скорострельность — 6 выстрелов в минуту. Серийное производство начато с 1932 года.

 


152-мм пушка на автомобиле.


Увлекся новинкой и заместитель наркома обороны по вооружениям М.Н. Тухачевский. «Как я понял, ему до сих пор никто не возражал относительно его идеи перевода всей артиллерии на динамореактивный принцип, но даже поддакивали», — вспоминал конструктор В.Г. Грабин.
Прессинг был мощный, его испытывали и военные, и производственники. Последние, например, получали телеграммы от Орджоникидзе такого рода: «Если завод № 7 не освоит выпуск орудий Курчевского, то директор будет снят с работы!» А что за сим следовало, известно. И за 3 — 4 года пушек Курчевского выпустили около 5 тыс.!
И только после того, как они попали в РККА, выяснилось, что годятся лишь некоторые и то — для учебных целей. Дело даже не только в неудачном выборе ствола. Например, батальонную 76-мм ДРП красноармейцы могли перекатывать по полигону вручную, а при буксировке со скоростью 5 — 10 км/ч начинались поломки. Мотоциклы и автомобили, на которых Курчевский монтировал пушки калибром 76 — 305 мм, могли передвигаться только по асфальту. Авиационные, танковые и корабельные ДРП задумывались автоматическими. Однако картузы из нитроткани для пороха то и дело рвались, сгорали при выстреле неполностью и забивали канал ствола, постоянно ломался сложный механизм подачи, случалось двойное заряжание, приводившее к разрыву стволов. Это были неустранимые пороки конструкции. Кстати, идея автоматической безоткатки оказалась вообще нереальной.


Добавим, что 37-мм бронебойные снаряды противотанковых ДРП пробивали броню не толще 20 мм, а 76-мм — не свыше 30 мм, и то когда угол их встречи с целью составлял 90°. Таким образом, пушки Курчевского не могли противостоять даже современным им танкам!
Предложенные Курчевским 76-мм полевые шрапнели и осколочные снаряды не годились для стрельбы по самолетам — для этого требовался боезапас со специальными поражающими элементами и дистанционным взрывателем.


В 1915 году Курчевский предложил военным механический гранатомет, однако при испытаниях гранаты взрывались преждевременно, поражая расчет. В Главном артиллерийском управлении оплатили труды изобретателя и предложили ему доработать оружие, чего тот делать не любил. Так было и с ДРП.
В 30-е годы, когда экономика Советского Союза быстро развивалась, появились свободные средства и возможность тратить их на всевозможные проекты и эксперименты. Например, радиоуправляемые самолеты, торпедные катера и танки, подрываемые на расстоянии мины, необычную авиадесантную технику, ракетное оружие. Однако к началу 40-х годов время безудержного изобретательства закончилось, и конструкторы приступили к разработке новых и совершенствованию старых образцов вооружения, которые понадобились армии во вторую мировую войну.


Курчевского посмертно реабилитировали в 1956 году. Конечно, не был он ни шпионом, ни вредителем, но ни тот, ни другой не нанесли бы армии такого ущерба. Правда, и здесь не обошлось без «перегибов» — после ликвидации КБ Курчевского все ДРП сдали в металлолом и вообще перестали заниматься безоткатками. В 1942 году, когда стало известно о появлении безоткатных орудий за рубежом, Сталин по этому поводу изрек: «Вместе с грязной водой выплеснули и ребенка...»



Страницы журнала Техника-молодежи» 1993 г. №7, с.28-31



ГАЗ-ТК в первую очередь проектировался как самоходное шасси
ля динамо-реактивной 76-мм пушки Л. В. Курчевского



Эскадренный миноносец "Энгельс" с 305-мм динамо-реактивной пушкой конструкции Л.В.Курчевского



76-мм малая самоходная артиллерийская установка СУ-3
с 76-мм динамо-реактивной пушкой конструкции Л.В.Курчевского



Осмотр опытного образца истребителя  Григоровича И-Z
с 76-мм пушками АПК-4 (Курчевского) на заводе № 39, 6 июля 1931 г.
В кабине находится И.В.Сталин, стоят (слева направо): Г.Е.Чупилко, В.М.Молотое, К.Е.Ворошилов, А.Н.Рафаэлянц, И.Е.Пауфлер.

Категория: Замечательные Люди | Просмотров: 1797 | Добавил: aqwaaqwa | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar




  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует