Источник:
http://skr.korolev-culture.ru/staryj-gorod/arhiv-1/-moi-podlipocki
«Мои Подлипочки»... Так любовно называл Калининград Сергей Павлович Королёв. Официально «Подлипки», как название рабочего поселка, существовали недолго, с 1919 до 1928 года. Но для всех поколений калининградцев они навсегда остались вторым названием нашего города.
Как известно, первоначально в черту Калининграда не входили Костино и Болшево. Город был маленьким, чистым, уютным.
«От заводского забора и аэродрома на западе до канала на востоке, отделявшего от Подлипок Куракино и Костино… На севере, за Болшевским шоссе, частные домики-дачки, вытянувшиеся вдоль Ярославки, заселенные в основном семьями специалистов ЦАКБ Грабина… На юге же город заканчивался Финским поселком да закрытым объектом, обнесенным высоким деревянным, а позднее бетонным забором с охранными постами по периметру. На его территории стояли пушки, стрелявшие и днем, и ночью в мишени из толстых броневых стальных листов, установленных на одной из торфяных насыпей второй Торфянки» [1].
Деревянные одно- и двухэтажные домики и бараки, которые перед войной составляли 75% жилого фонда, летом утопали в зелени парков и скверов. В поселке и на территории завода высаживалось много кустарника и цветов. За этим строго следил сам Илларион Аветович Мирзаханов (директор завода с 1931 по 1938 гг.):
И.А.Мирзаханов, 1930-е годы
В организации жизни поселка завод и его директор играли, пожалуй, главную роль. Именно при Мирзаханове за четыре-пять лет поселок неузнаваемо изменился. На лесных просеках, ранее превращавшихся при любой непогоде в месиво грязи, появляются деревянные настилы-тротуары, а на главных магистралях — улицах Коминтерна, Калинина, Сталина (сегодня Циолковская) — дороги с твердым покрытием.
Первые двадцать шесть кирпичных четырехэтажных домов с водопроводом, канализацией, центральным отоплением, потеснив древние сосны и ели, вырастают вместе с появлением новых улиц, сразу увеличив жилой фонд в 6,5 раз [2].
Из воспоминаний Василия Шохина, заслуженного ветерана РКК «Энергия»: «В 1930 году в поселке школа была одна, деревянная двухэтажная. Она находилась между проходной теперешней РКК «Энергия» и Мосэнерго. Помещений для всех учеников не хватало, и наш класс был переведен в клуб завода, где была выделена комната на первом этаже в правом крыле. А на втором этаже учились дети немецких специалистов, работавших на нашем заводе. Они разительно отличались от нас и своей иностранной одеждой, и ухоженностью (в 1933 году немецких специалистов по решению правительства стремглав выдворили на их родину). Когда построили школу №1, наш (уже 4-й) класс был из клуба переведен в нее».
В 1932 году на улице Октябрьской открылась средняя школа № 1.
Лыжный кросс в школе №1, фотография И.А.Сафронова (публикуется впервые)
(лыжница под №18 — краевед и старожил Светлана Георгиевна Алексеева)
Ее первые учителя — Е.А.Кушнеренко, И.Я.Жуковский, А.В.Корваль, К.К.Вольцифер, Ф.П.Рывчина, К.Д.Киселева — сама история. Известными людьми в городе стали и ее первые ученики — В.М.Комаров, Л.Г.Курепина (Комарова), Н.И.Котенкова (Королёва), В.А.Боголюбов, В.Н.Корваль, А.Н.Вольцифер, П.В.Панов, В.А.Фролов.
Учитель пения А.Н.Чмырёв организовал детский хор, принесший славу городу в 40-50-е годы.
Мемориальная доска А.Н.Чмырёву на здании Детской хоровой школы «Подлипки».
Фотография А.Опалева, 2015
Учитель рисования П.И.Вотинов создал в школе небольшой кружок, который перерос затем в городскую художественную студию.
В начале 30-х годов при Поссовете организуется секция по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых, в которой проводят занятия комсомольцы и общественники-«культармейцы».
В 1934 году для взрослых открываются две школы: начальная — трехклассная и «повышенного типа» — 4-й–6-й классы. Размещались они в трех квартирах жилого дома на улице Коминтерна. Желающих учиться было так много, что приходилось даже отказывать в приеме, пока не передали под школу третий этаж новой поликлиники на улице Октябрьской [3].
Два четырехэтажных корпуса поликлиники и больницы, соединенных между собой переходами, на протяжении десятилетий обеспечивали жителей поселка всеми видами медицинской помощи, а его первого главного врача Юлиуса Освальдовича Ботнера (заслуженный врач РСФСР) старожилы с благодарностью вспоминают до сих пор.
Самая первая каменная постройка в поселке — двухэтажный клуб. По словам Александра Балакина: «Клуб завода №8 имени М.И.Калинина (клуб «ЗИК») строили по проекту начальника строительного отдела завода К.М.Лукашевского в 1927-28 годах. 10-летие клуба отмечали в 1939 году. Его директор с 1934 года — А.А.Коликов, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени».
Так был украшен клуб в 50-е(?) годы прошлого века к 7 ноября:
между рядами окон — портреты руководителей государства(?),
над главным входом (над козырьком) — праздничное панно.
Здание бывшего клуба в наши дни
Располагая большим зрительным залом на 450 мест и многочисленными помещениями для занятий художественной самодеятельностью, с первых дней своего существования он стал центром культурной жизни, творчества, местом встреч молодежи и проведения различных вечеров, в том числе с участием самых известных в стране артистов.
Зрительный зал, фотография А.Опалева, 2015
В рабочих коллективах процветало самодеятельное искусство, приобретая всенародный характер. Театральные студии и народные театры, которые существуют сейчас в городских Дворцах культуры, вышли из тех самых кружков художественной самодеятельности 20-х–30-х годов.
А спорт! Стадион в Подлипках никогда не пустовал.
Главный вход на стадион «Зенит», фотография И.А.Сафронова, 1940 год
В многочисленных секциях общества «Зенит» выросло много будущих чемпионов. Токарь завода № 8 Мария Початова в 1938 году, в год рождения Калининграда, завоевала первенство Советского Союза по лыжам, посвятив это достижение своему городу. А впереди ее ждали новые победы в лыжных гонках, многочисленные рекорды в легкой атлетике. Мария Кулакова стала рекордсменкой мира по конькам. Почетные места в соревнованиях на первенство СССР по лыжам занимала и команда завода, куда входили чемпионы СССР В.А.Шперов, А.А.Панкратов, Макеев.
А кто не помнит известного и любимого болельщиками футбола непробиваемого вратаря Владислава Жмелькова, ушедшего в большой спорт?!
Владислав Николаевич Жмельков, 1914–1968 (слева)
Именно он держал ворота «на замке» в самых ответственных встречах на футбольном поле, в том числе и в памятных старым болельщикам матчах с командой «Спартак», с которой впоследствии и связал свою спортивную судьбу [4].
Одним словом, город жил полнокровной жизнью.
На рубеже 30-х–40-х годов, как и во всех городах нашей страны, в Калининграде намечались новые планы: предполагалось строительство Дворца культуры, асфальтирование дорого, начался монтаж городской телефонной станции на 400 номеров, разрабатывались программы дальнейшего благоустройства.
По данным переписи населения 17 января 1939 года, в городе тогда проживало 28,1 тысяча человек [5].
Но разразившаяся война опрокинула все эти планы… А перед ней пронесся ураган репрессий, втянувший в свои смертоносные вихри многих людей, имена которых мы сегодня произносим с гордостью и горечью невосполнимой потери: главного конструктора завода № 8 В.М.Беринга — потомка великого Витуса Беринга, конструктора-изобретателя Л.В.Курчевского, авиаконструктора К.А.Калинина и многих из тех, кто работал рядом с ними.
Неизбежность войны с гитлеровской Германией была очевидна всем уже в конце 30-х годов. Нужны были ответные меры. В октябре 1940 года в городе была создана местная противовоздушная оборона. За год до начала войны на предприятиях города, как и по всей стране, были введены восьмичасовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя, запрещался переход рабочих и служащих с одного предприятия на другое. В напряженном труде создавалось, проходило испытание и поступало в серийное производство артиллерийское оружие.
Активизировалась работа добровольных оборонных и спортивных обществ: ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), ОСОВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР). Сдача норм: «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Ворошиловский стрелок», «Готов к ПВХО» (Противовоздушная химическая оборона), обучение военным специальностям — приняло массовый характер среди молодежи. В Калининграде начал работать Дом обороны…
(статья приводится с небольшими сокращениями и дополнениями)
Раиса Дмитриевна ПОЗАМАНТИР
Альманах «Болшево», Болшево, 1996, стр. 98-101.
[1] Сороколетов Ю.Д. «Мой друг Муравей. Воспоминания старожила».
[2] Позамантир Р. Калининграду — 40 лет. Калининград, 1978, стр.24-25.
[3] Киселева К.Д. Воспоминания ветерана. Рукопись, т.2. ИКМ.
[4] Початова М.А. Воспоминания. Рукопись. ИКМ.
[5] «Московская область за 50 лет. Статистический сборник», М., 1957, стр.21