Положение о порядке разработки рабочей программы Городского экспертного
совета УМОЦ г. Королев
«СОГЛАСОВАНО»
Директор МОУ ДО
«Учебно-методический
образовательный центр»
_________О.М. Черкашина
«__»__________2010 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Городского
комитета образования
__________Н.П. Гринько
«__»__________2010 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Общие положения
Настоящее положение составлено в соответствии с п. 6 ст. 9 и п. 2. ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», информационного письма Министерства образования Московской области от 04.06.2010 № 4648-06о/07 «О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2010-2011 учебном году» и регулирует порядок разработки рабочей программы учебного предмета, элективного курса, факультативного занятия, дополнительного образования для класса/группы на учебный год.
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Рабочая программа как основной компонент образовательной программы общеобразовательного учреждения является средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:
- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
- образовательных потребностей и запросов обучающихся;
- особенностей контингента обучающихся;
- авторского замысла педагога.
Таким образом, в рабочей программе отражены, прежде всего, целевые ориентиры конкретного образовательного учреждения.
1.5. Основной целью рабочей программы является максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет:
- а) расширения тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
- б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
- в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
- г) изменения логики изложения содержания материала.
- д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы дополнительного образования;
- программы элективных курсов;
- программы факультативных занятий.
1.7. Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
- а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
- б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
- в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
- г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличии внешней рецензии и опубликовании в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
1.8. Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.
Задачи рабочей программы
- Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году;
- Определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся.
3. Структура рабочей программы педагогического работника
3.1. Структура рабочей программы включает в себя следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план;
- содержание программы;
- требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета;
- календарно-тематическое планирование;
- список литературы для учителя и для учащихся.
3.2. На титульном листе указываются (Приложение 1):
- Наименование образовательного учреждения;
- Гриф утверждения программы (в правом верхнем углу с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- Название курса, для изучения которого написана программа (в середине страницы);
- Указание параллели, на которой изучается курс;
- Ф.И.О. учителя (справа);
- Год составления программы (внизу).
3.3. Пояснительная записка должна содержать следующее (Приложение 2):
- Сведения об образовательной программе, взятой за основу, внесенные изменения и обоснование необходимости изменений (целесообразность разработки рабочей программы);
- Используемый учебно-методический комплект;
- Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с утвержденным учебным планом ОУ.
3.4. В учебно-тематическом плане должны быть отражены основные разделы и темы учебной программы на учебный год, последовательность и количество учебных часов.
Планирование должно быть представлено в виде таблицы № 1.
Таблица 1.
Учебно-тематический план
по предмету ___________на ____часов в год
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
1.
2.
3.
И т.д.
|
|
|
Итого: |
|
|
3.5. Содержание программы раскрывает необходимый уровень функциональных (предметных) знаний-умений, который формируется у обучающихся и связан с реализацией требований к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета. В содержании программы должно быть представлено краткое содержание каждой темы в соответствии с учебно-тематическим планированием.
3.6. Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. Каждый отчетный период (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Календарно-тематическое планирование должно быть представлено в виде таблицы №№ 2, 3.
Образец № 1
Таблица 2.
Календарно-тематическое планирование
(русский язык и литература, химия, физика, математика, биология, география, ОБЖ, физкультура, технология)
Сроки проведения
по неделям |
Разделы и темы уроков |
Форма проведения |
Форма контроля |
Образец
1-2 неделя февраля |
1. Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь. |
Лекция. Семинар. Экскурсия, Р/р. Внеклассное чтение и т.п. |
Диктант. Изложение. Сочинение и т.п |
|
|
Всего часов:
р/р –
в/ч –(для химии, физики биологии и географии указывается количество практических, лабораторных работ) |
Всего часов:
Диктанты –
Изложения –
И т.д. |
Образец № 2.
Таблица 3.
Календарно-тематическое планирование
(английский язык, немецкий язык, французский язык)
№ урока |
Темы и подтемы учебного курса |
Кол-во часов |
Дата
по
плану |
Дата
по
факту |
|
|
|
|
|
Изменения, вносимые в рабочую программу желательно выделить в тексте либо шрифтом, либо заливкой.
3.7. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу:
Этот элемент является обязательным для любой программы. Требования к уровню подготовки учащихся включают в себя:
- Что должен знать и понимать учащийся в результате прохождения данной программы;
- Что должен воспроизводить;
- Что должен уметь. Помимо конкретных предметных умений также закладываются еще и требования к общеучебным умениям.
- Применение знаний в практической деятельности, а также связи (интеграции) с другими предметами.
В требованиях к уровню подготовки должны быть отражены те изменения, которые повлекли за собой создание рабочей программы, то есть какие знания, умения, навыки, компетенции должен приобрести ученик в результате реализации данной программы (например, ее расширения).
Для определения эффективности разработанной рабочей программы необходимо разработать итоговую диагностическую работу и представить ее в приложении к программе.
3.8. В списке литературы, являющимся компонентом рабочей программы, указываются источники, использованные педагогом при подготовке рабочей программы, а также та литература, которая рекомендуется обучающимся для самостоятельного изучения, дополняет содержание учебника. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.
3.9. Рабочая программа подлежит обязательной экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00. Руководитель ШМО (подпись). Расшифровка подписи. Дата. Если в школе менее трех учителей-предметников, то рабочая программа согласовывается на заседании городского методического объединения.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (далее УВР) на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата (приложение 3).
Если рабочая программа подвергается экспертизе впервые, то наряду с внутренней рецензий необходима и внешняя, осуществляемая по заявке общеобразовательного учреждения в городском экспертном совете МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр», на профильных предметных кафедрах региональных вузов, ссузов, Педагогической академии. При использовании данной программы без внесения каких-либо изменений в последующие годы достаточно проведения внутренней экспертизы.
В рецензии должно быть отражено соответствие рабочей программы задачам образовательной программы по учебному предмету в рамках указанного класса.
3.10. После согласования рабочая программа утверждается директором общеобразовательного учреждения, который ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): «УТВЕРЖДАЮ». Директор (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
3.11. При согласовании рабочей программы МОУ ДО «Учебно-методическим образовательный центр» на титульном листе (вверху слева) ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Директор (подпись). Расшифровка подписи. Дата. (Приложение 1).
3.12. При использовании авторской программы без изменения ее содержания структура рабочей программы учителя включает в себя следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- календарно-тематическое планирование;
- список литературы для учителя и для учащихся;
- неизмененная авторская программа (прикладывается).
3.11. Титульный лист (приложение 4).
3.12. Пояснительная записка содержит краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы и учебно-методического комплекта, отражает соответствие концепции выбранной авторской программы миссии и целям общеобразовательного учреждения, определяет особенности контингента обучающихся, их образовательные запросы, возможности и потребности (приложение 5).
3.13. Календарно-тематическое планирование (образец 1, 2).
3.14. Список литературы для учителя и для учащихся.
3.15. Данная рабочая программа утверждается только на уровне образовательного учреждения ежегодно и требует внутренней экспертизы (приложение 3).
4. Порядок введения в действие и контроль за реализацией рабочей программы
4.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (в соответствии с учебным планом образовательного учреждения) приказом руководителя образовательного учреждения.
4.2. Для утверждения программы необходимо пройти следующие процедуры:
- обсуждение и принятие рабочей программы на заседании предметного методического объединения (ШМО/ГМО)
- рецензирование;
- издание приказа по ОУ по результатам обсуждения и рецензирования;
4.3. При несоответствии рабочей программы требованиям, установленным данным Положением она направляется на доработку с указанием конкретного срока исправления замечаний.
4.4. После согласования рабочей программы в городском экспертном совете (МОУ ДО «УМОЦ») педагогический работник получает на руки рабочую программу с грифом «Согласовано» и рецензию. Срок согласования рабочей программы в городском экспертном совете один месяц.
4.4. Педагогический работник несет ответственность за качество составления рабочей программы и ее реализацию.
4.6. Рабочая программа после утверждения хранится у педагогического работника, заместителя директора по УВР и предъявляется при подготовке и проведении внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебного предмета.
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ титульного листа (вариант 1-й на основе измененной авторской программы или на основе примерной программы)
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № __
«СОГЛАСОВАНО»
Директор МОУ ДО
«Учебно-методический образовательный центр»
__________________
«____»______» 20___г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ гимназии № ___ __________________
Приказ №____от______2010 г._
Рабочая программа
Литература
11 А класс
Составитель:
Учитель ____________
Королев, 2010 г.
Приложение 2
ОБРАЗЕЦ пояснительной записки (вариант 1-й на основе измененной авторской программы или на основе примерной программы)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 А класса составлена на основе примерной программы, авторской программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского, рассчитанной на 170 часов в год (5 ч. в неделю), и материалам авторского учебно – методического комплекса.
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и предполагает увеличение часов на изучение предмета до 204 (6 ч. в неделю).
Программа является расширенной. Расширение программы происходит за счёт увеличения часов при изучении следующих тем раздела «Морфология»:
1.Правописание суффиксов прилагательных- (3ч. базовый уровень + 2ч. расширение).
2.________________________________
3._______________________________
______________________________________
Увеличено количество часов на развитие речи учащихся – (15ч. базовый уровень + 7ч. расширение).
Увеличение количества часов на указанные разделы и темы позволит сформировать у учащихся 6 А класса устойчивые знания, умения и навыки, обеспечит расширение языковой и коммуникативной компетенции и в совокупности сделает подготовку к новой форме итоговой аттестации более эффективной и результативной.
Расширение программы отражено в учебно – тематическом плане и календарно – тематическом планировании.
Цель рабочей программы: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Задачи:
- формирование у учащихся лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- воспитание эмоционального настроя, способствующего повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Календарно – тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу базового обучения.
Приложение 3
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО ЛИСТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол методического объединения учителей от 00.0000№00
Руководитель ШМО/ГМО (подпись) Расшифровка подписи.
Дата.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР (подпись)
Расшифровка подписи.
Дата.
Приложение 4
ОБРАЗЕЦ титульного листа (вариант 2-й на основе неизмененной авторской программы)
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № ___
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ гимназии № __ __________________
Приказ №____от_______2010 г._
Рабочая программа
Литература
11 А класс
Учитель __________________
Королев, 2010 г
Приложение 5
ОБРАЗЕЦ пояснительной записки (вариант 2-й на основе неизмененной авторской программы)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Русская литература 20 века» авторов Г.А.Обернихиной, И.А. Бикуловой, Т.В.Емельяновой, рассчитанная на 170 часов в год (5 ч. в неделю), составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и примерной программы.
Выбор программы Г.А.Обернихиной и др. обусловлен следующим:
- а) программа составлена для гимназий и классов гуманитарного профиля и содержит достаточно обширный материал, предназначенный для его полного и глубокого комплексного освоения, что соответствует статусу учебного заведения и высоким академическим способностям учащихся 11А класса;
- б) основным методологическим и дидактическим принципом концепции программы является принцип текстоцентризма, что предполагает особенное внимание в процессе рабо