Вернуться к 4 ЦНИИ
Вклад НИИ-4 в обеспечение полета "Востока-1"
Они участвовали в обеспечении первого полёта человека в космос.
12 апреля 2011 года в нашей стране и во всём мире отмечается 50-я годовщина первого полёта человека в космос. Городу Юбилейному и его градообразующему предприятию 4 ЦНИИ Минобороны России по-особому дорога эта дата. Многие ветераны — жители нашего города и сотрудники Института принимали самое непосредственное участие в реализации планов освоения космоса. Начало космической эры было положено 4 октября 1957 года запуском в СССР первого искусственного спутника Земли. Меньше чем через четыре года 12 апреля 1961 г. в Советском Союзе был совершён первый в мире орбитальный пилотируемый полёт, открывший эпоху практического освоения человеком космического пространства. Весь мир был поражён этим эпохальным событием. Первым человеком, преодолевшим земное тяготение и побывавшим в космосе, был наш соотечественник Юрий Алексеевич ГАГАРИН. Он впервые в мире на космическом корабле «Восток-1» совершил свой знаменитый одновитковый, 108-минутный полёт вокруг планеты Земля.
Первый полёт человека в космос дал мощный импульс освоению космического пространства, созданию ракетно-космической техники, новых технологий, дальнейшему развитию фундаментальной и прикладной науки и в целом развитию технического прогресса не только в нашей стране, но и за рубежом. Корабль «Восток-1» и ракета-носитель 8К72 были созданы творческим коллективом ОКБ-1 под руководством гениального творца ракетно-космической техники Главного конструктора Сергея Павловича КОРОЛЁВА. Масштабность работ по созданию ракетно-космической техники, способной обеспечить первый полёт человека в космос, потребовала объединения и координации усилий представителей многих областей науки и техники. По инициативе С.П. КОРОЛЁВА была осуществлена широкая кооперация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов страны. Среди этих организаций достойное место занимал коллектив военных учёных НИИ-4 МО СССР, возглавляемый генерал-лейтенантом А.И. СОКОЛОВЫМ. Ядром всех этих коллективов было особое конструкторское бюро (ОКБ-1) под руководством С.П. КОРОЛЁВА.
Весомый вклад в освоение космического пространства и первого полёта человека в космос внесли военные учёные и специалисты НИИ-4 МО. Следует отметить, что к моменту осуществления первого пилотируемого полёта в Институте были уже разработаны теоретические основы информационного и баллистического обеспечения полётов ИСЗ и космических аппаратов, измерения и определения параметров их орбит, оценки состояния, контроля и управления бортовой аппаратурой, а также принципы и методы их практической реализации.
В преддверии первых запусков ракеты Р-7 и первых ИСЗ при головной роли НИИ-4 МО в короткие сроки были созданы полигонный измерительный комплекс (ПИК) и наземный командно-измерительный комплекс (КИК), система специальной связи и система единого времени для обеспечения измерения координат и расчёта параметров орбит ИСЗ и других космических аппаратов. Проведено строительство и оснащение необходимым оборудованием 13 научно-измерительных пунктов на всей территории страны от Ленинграда до Камчатки. По заданиям НИИ-4 МО разработаны многочисленные средства систем измерений, единого времени, связи, командные радиолинии.
В то время учёные Института руководили и непосредственно участвовали во всех этапах работ по созданию ПИКа и КИКа, начиная с разработки требований к измерительным средствам и их размещению, проведения рекогносцировки, монтажа и ввода в строй аппаратуры наземных комплексов с проверкой её работоспособности, в том числе в ходе самолётных облётов. Общее руководство этими работами осуществлялось начальником Института А.И. СОКОЛОВЫМ и его заместителями Г.А. ТЮЛИНЫМ и Ю.А. МОЗЖОРИНЫМ.
При головной роли Института и приданной ему кооперации исполнителей на территории НИИ-4 был создан Центр, предназначенный для организации измерений и управления ИСЗ. Это был первый в нашей стране Координационно-вычислительный центр (Научно-координационная вычислительная часть — НКВЧ), прообраз будущего Центра управления полётом (ЦУПа) в г. Королёве.
Весь научно-технический задел, созданный учёными Института до полёта Ю.А. Гагарина, позволил в последующем в сравнительно короткие сроки решить сложные задачи по обеспечению первых семи полётов беспилотных модификаций кораблей-спутников «Восток». 10 декабря 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О задачах по развитию и исследованию космического пространства», в котором была поставлена задача по осуществлению первого полёта человека в космос. Этим Постановлением на НИИ-4 МО были возложены очень сложные задачи.
Необходимо было обеспечить управление полётом кораблей «Восток», координацию работы многочисленных служб, а также баллистическое и информационное обеспечение орбитального полёта с использованием наземных и плавучих измерительных пунктов. На учёных Института была также возложена головная роль по решению непростой задачи разработки проекта поиско-спасательного комплекса, отработки методов и средств поиска и спасения космонавтов, и непосредственное участие в обеспечении заключительной фазы полётов кораблей «Восток».
Во исполнение этого Постановления учёными и сотрудниками Института было проведено дооснащение Координационно-вычислительного центра (КВЦ) необходимыми вычислительными средствами, а также средствами связи и управления. Это позволило в полной мере обеспечить управление полётом первых беспилотных модификаций кораблей-спутников «Восток», а также корабля «Восток-1», пилотируемого Ю.А. Гагариным.
В процессе полёта Ю.А. Гагарина КВЦ вёл обработку и отображение всей информации. Он по существу одновременно выполнял функции центра управления полётом и вычислительного центра, обеспечивающего определение параметров орбиты корабля, выработку решений (необходимых команд) по его управлению и расчёт целеуказаний средствам измерения и контроля, а также Командно-измерительному и Поисково-спасательному комплексу. В обеспечении управления из ЦУПа НИИ-4 МО семью беспилотными модификациями кораблей-спутников «Восток» и первого пилотируемого полёта корабля «Восток-1» непосредственное участие принимали: П.Е. ЭЛЬЯСБЕРГ, И.М. ЯЦУНСКИЙ, А.В. БРЫКОВ., П.Я. АНИЧКОВ, И.Ф. АНИСИМОВ, П.А. БУЦКО, В.А. БАКЛАНОВ, Р.П. БОРОДИН, Ю.М. ПРУДНИКОВ, В.В. ПШЕНИЧНИКОВ, А.И. САФОНОВ, В.С. ЧАПЛИНСКИЙ., И.А. ЧЕПИКОВ, И.Д. ЩЁЛОКОВ, С.Д. КОНДРАТЬЕВ и многие другие. Важную работу выполняла большая группа женщин-вычислителей НИИ-4.
Создание и функционирование КВЦ явилось важным этапом работы Института по управлению первыми пилотируемыми КА. Его деятельность способствовала укреплению авторитета НИИ-4 как крупной научно-исследовательской организации ракетно-космической отрасли.
Необходимо отметить большой вклад выдающегося учёного Института доктора технических наук Павла Ефимовича ЭЛЬЯСБЕРГА в исследования по баллистическому обеспечению проводимых работ. Под его руководством в Институте было создано новое научное направление, впоследствии получившее название «космическая баллистика». Результаты баллистических исследований были использованы при разработке полётного задания ракеты-носителя 8К72 и определения параметров орбиты первого корабля «Восток-1», пилотируемого Ю.А. Гагариным.
На основании выполненных Институтом исследований совместно с большой кооперацией организаций исполнителей ещё в преддверии запуска первого ИСЗ сотрудниками НИИ-4 МО был спроектирован, оборудован и введён в эксплуатацию первый в стране наземный КИК. Однако для обеспечения пилотируемого полёта требовалось существенное дооснащение его аппаратурного состава и повышение надёжности работы входящих в него средств измерения, контроля и управления. Прежде всего, необходимо было обеспечить испытания и ввод в эксплуатацию новой аппаратуры на всех наземных научно-измерительных пунктах (НИПах).
В связи с этим учёными и сотрудниками Института было обосновано и проведено дооснащение КИК средствами управления и связи с экипажем. По техническим заданиям НИИ-4 МО дополнительно были разработаны, изготовлены, поставлены на НИПы и введены в эксплуатацию средства дуплексной радиосвязи с космонавтом системы «Заря» и радиотелевизионной системы «Трал-Т»— «Селигер», новые средства телеметрического контроля систем жизнеобеспечения и других важнейших параметров корабля, а также параметров медицинского контроля самого космонавта.
Особенность обеспечения работ с пилотируемым кораблём «Восток-1» заключалась в том, что телеметрический контроль должен осуществляться в течение всего времени его полёта, в том числе за пределами зон видимости наземных НИПов. А это потребовало от Института разработки, оснащения и создания специальных корабельных измерительных средств, размещаемых вдоль трассы полёта корабля «Восток» в акватории Тихого и Атлантического океанов.
Для получения непрерывной телеметрической информации с корабля «Восток-1» был также использован и дооснащён системой «Трал» ранее разработанный под руководством учёных и сотрудников НИИ-4 МО корабельный комплекс Тихоокеанской гидрографической экспедиции (ТОГЭ-4) в составе четырёх кораблей, дислоцированных в Тихом океане. Кроме того, для контроля важнейших операций по включению и выключению тормозной двигательной установки при спуске корабля с орбиты, в акватории Атлантического океана на трёх сухогрузных кораблях: «Краснодар», «Ильичёвск» и «Долинск» были установлены и смонтированы радиотелеметрические системы «Трал».
Руководство морскими экспедициями, а также обслуживание и эксплуатация всех корабельных измерительных средств осуществлялась сотрудниками НИИ-4 МО: ЯКОВЛЕВЫМ В.В., БЫСТРУШКИНЫМ В.В., БЕЛОГЛАЗОВЫМ В.И., БОЛДЫРЕВЫМ Р.Е., БУРМИСТЕНКО Б.Н.,БУРДЕЙНЫМ О.М., ИЛЬИНСКИМ В.В., КАЛАШНИКОМ Г.И., КОДАМЕВЫМ А.П., МАТЮШИНЫМ Л.И, ПЕТРОВЫМ А.М., ПЕЩЕРОВЫМ И.А., САМОЙЛОВЫМ Б.А., СЕДОВЫМ В.И., СОСНИНЫМ И.Н., ТЯРОСОВЫМ А.И., ФОМИНЫМ В.Г., ШАМАРДИНЫМ В.И., ШАТОХИНЫМ П.И.и др.
Наличие средств измерения, управления и связи вдоль всей трассы полёта корабля «Восток-1» предоставлял возможность координационно-вычислительному центру НИИ-4 и руководителям полёта на космодроме Байконур возможность оперативно принимать решения на случай возникновения нештатных ситуаций.
В процессе баллистического обеспечения был произведён расчёт полётного задания ракеты-носителя 8К72 корабля «Восток-1», отработаны алгоритмы и методы получения прогноза точки приземления спускаемого аппарата и космонавта с целью выдачи данных целеуказаний средствам поисково-спасательного комплекса.
Для гарантированного возвращения космонавта на Землю в случае отказа систем управления спуском учёными Института были обоснованы и выбраны такие параметры орбиты корабля «Восток-1», которые обеспечивали время существования в неуправляемом режиме не более 10 суток. Это обеспечивалось орбитой с апогеем 327 км и перигеем 181 км. При таких параметрах орбиты возможен самопроизвольный спуск корабля в течение указанного времени за счёт естественного его трения об атмосферу Земли.
При головной роли НИИ-4 МО была решена сложная задача по разработке проекта поисково-спасательного комплекса (ПСК) кораблей «Восток». Для этого коллективом учёных и сотрудников Института был определён необходимый дополнительный состав бортовой аппаратуры средств связи и пеленгации корабля, а также требуемый состав сети радиолокационных станций страны и других наземных средств и служб поиска и спасения космонавта. В ходе первых шести беспилотных пусков кораблей-спутников «Восток» учёными и сотрудниками Института была предложена и отработана сама система организации, а также методы и средства поиска и спасения космонавтов. Проведение этих работ и непосредственное участие в обеспечении заключительной фазы полётов кораблей «Восток-1» осуществлялось под научным руководством А.И. СОКОЛОВА и его заместителя Ю.А. МОЗЖОРИНА. Непосредственное участие в этих работах принимали сотрудники Института: Н.Н. КУДЕЛЯ, Г.П. ПЕРМИНОВ, М.А. ЧЕРНЯВСКИЙ, Ю.А. НИКОЛЬСКИЙ, Е.Ф. АТАЧКИН, ГАРЕБЯН, В.М. ПЕКИН, В.А. КУЗНЕЦОВ, А.А. ИСАКОВ, А.А. ЛЕСОВОЙ.
Следует отметить, что в процессе подготовки и запуска первого пилотируемого корабля «Восток-1» большое количество сотрудников Института обеспечивали не только ввод в строй аппаратуры наземных комплексов с проверкой их работоспособности, но и непосредственно участвовали в работе на НИПах в качестве инструкторов, научных консультантов и основных операторов.
По предложению генерал-лейтенанта А.И. СОКОЛОВА начальниками ряда научно-измерительных пунктов были назначены сотрудники Института, опытные офицеры-фронтовики, которые обеспечили в сложнейших условиях того времени эффективное решение задач, возложенных на НИПы, по управлению полётом, измерению параметров орбиты корабля «Восток-1» и другим видам информационного обеспечения. Первыми начальниками пунктов были полковники Н.А. БОЛДИН, В.Я. БУДИЛОВСКИЙ, Б.Н. ДРОЗДОВ, В.И. КРАСНОПЁР, В.В. ЛАВРОСКИЙ, М.А. НИКОЛЕНКО, М.С. ПАТСТЕРНАК, Н.Г. ФАДЕЕВ, подполковник Ф.А. КРУПЕЦКИЙ.
В составе расчётов подготовки и запуска корабля «Восток-1» группа офицеров НИИ-4 МО во главе с генерал-лейтенантом А.И. СОКОЛОВЫМ находилась на Байконуре, где принимала непосредственное участие в обеспечении этих работ. Офицеры Института входили в группу представителей Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), которую возглавлял генерал-лейтенант СЕМЁНОВ Анатолий Иванович. Среди сотрудников Института, входивших в состав этой группы на космодроме Байконур, были: ЛЕВИН Г.И., ЖУРИН Б.Л., КАЗАКОВ В.И., КЛИМОВ С.А., МАНУХИН Б.С., МИРОШНИЧЕНКО В.Г., САФРОНОВ С.И., СТЕПАНОВ А. С.
Инженер-подполковник Григорий Исаакович ЛЕВИН и инженер-майор Борис Леонидович ЖУРИН, находясь на 2-й площадке космодрома, обеспечивали контроль и оперативную связь руководства запуском корабля «Восток-1» с Центром управления полётом в НИИ-4 МО.
Инженер-капитан МАНУХИН Борис Сергеевич во время запуска Ю.А. Гагарина в составе прикомандированной
группы НИИ-4 МО участвовал в составе расчёта подготовки корабля «Восток-1» к полёту. В его обязанности входили: разработка и корректировка программы телеметрических измерений на основе новых тарировочных данных датчиков оценки состояния космонавта, полученных на полигоне перед стартом, оценка готовности телеметрических средств к полёту, а также оперативная связь с Центром управления полётом НИИ-4 МО. Кроме того, он осуществлял доклад руководителю Центра управления в Болшево о полученных результатах и всех изменениях в технологическом графике подготовки корабля «Восток-1». В момент старта и в период, предшествующий ему, в его задачу входило ведение репортажа в ЦУП о подготовке корабля к пуску и сам факт запуска.
Инженер-капитан КАЗАКОВ Владимир Иванович во время запуска Ю.А. Гагарина находился на ИП-1 космодрома в качестве ответственного представителя за эксплуатацию наземной приёмно-регистрирующей радиотелевизионной станции «Трал-Т» — «Селигер» и начальника этой станции. Аппаратура станции была в то время собственностью НИИ-4 МО. Она обеспечивала не только приём и кинорегистрацию телевизионного изображения Ю.А. Гагарина во время его полёта в зоне радиовидимости ИП-1, но и участвовала в проведении юстировочных и других видов испытаний бортовой телевизионной аппаратуры корабля «Восток-1» на технической и стартовой позициях. Другие офицеры НИИ-4, командированные на космодром, участвовали в работе оперативных групп баллистического обеспечения.
Важную историческую миссию на Байконуре по киносъёмке запуска перво го в мире пилотируемого космического корабля с Ю.А. Гагариным осуществляла киногруппа НИИ-4 МО под руководством инженер-капитана Маковец В.Т. В состав этой группы входили: режиссёр КОСЕНКО Г.М., операторы СУВОРОВ В.А., ФИЛИППОВ А.М., ПАНКРАТОВ Ю.И., ассистенты оператора ТУЛУШЕВ О.С., ЛАРЧЕНКО А.С., ПЕЧАЛИН Ю.В., ИОНОВ Н.Н., СУРИКОВ М.Я., НИКИТИН В.Е.
Учитывая особую важность подготовки и обеспечения первого пилотируемого полёта, научное руководство всем огромным объёмом работ в НИИ-4 МО осуществлялось начальником Института генерал-лейтенантом А.И. СОКОЛОВЫМ, его заместителем Ю.А. МОЗЖОРИНЫМ, и заместителями по направлениям - Г.И. ЛЕВИНЫМ и В.Т. ДОЛГОВЫМ. Ведущими специалистами и исполнителями этих работ являлись: АГАДЖАНОВ П.А., АРТЕЛЬЩИКОВ И.А., АЛЕКСЕЕВ Э.В., БАЖИНОВ И.К., БРЫКОВ А.В., БАЛАН А.А., ДЕВЯТКОВ Ю.В., ДОЛГОВ В.Т., КУЗНЕЦОВ В.П., ЛЕВИН Г.И., МЕЩЕРЯКОВ И.В., МЕДВЕДЕВ В.Н., НАРИМАНОВ Г.А., ТАЩИЛИН И.Ф., ТУКОВ А.А., ЦЕПЕЛЕВ А.В., ЭЛЬЯСБЕРГ П.Е., ЯКОВЛЕВ Е.В., ЯЦУНСКИЙ И.М.
Творческий труд военных учёных и всего коллектива НИИ-4 МО в области ракетной и космической техники получил высокую оценку. Многие сотрудники Института за активное участие в осуществлении первого орбитального пилотируемого полёта были награждены орденами и медалями, а начальнику Института генерал-лейтенанту СОКОЛОВУ А.И., Г.И. ЛЕВИНУ и В.Т. ДОЛГОВУ была присуждена Ленинская премия.
Сегодня в 4 ЦНИИ МО РФ продолжает трудиться небольшая группа сотрудников, которые принимали непосредственное участие в подготовке и обеспечении запуска первого космонавта планеты Земля. В их числе АЛЕКСЕЕВ Э.В., БОРДЮКОВ М.М., ВОЛКОВ И.И., ГУРКО О.В., ЕСИПЕНКО А.В., ЗЕЛИНСКИЙ Г.И., КАТАРГИН А.П., КУЗНЕЦОВ В.П., ЛЕСОВОЙ А.А., МАСЮК А.Г., МОЛЧАНОВ Б.П., ПЕТРОВИЧ И.Ф, СУЩЕНКО Н.П., ЧАПЛИНСКИЙ В.С., ЧЕРЁМУХИН Н.Н.
Институт гордится и бережно хранит память о М.К. ТИХОНРАВОВЕ, А.И. СОКОЛОВЕ, Г.И. ЛЕВИНЕ, А.И. НЕСТЕРЕНКО, Г.С. НАРИМАНОВЕ, Ю.А. МОЗЖОРИНЕ, Г.А. ТЮЛИНЕ, И.М. ЯЦУНСКОМ, П.Е. ЭЛЬЯСБЕРГЕ, Н.Г. ЧЕРНЫШОВЕ, А.В. БРЫКОВЕ, А.В. ЦЕПЕЛЕВЕ и других учёных, в разное время работавших в Институте и внёсших значительный вклад в решение научных и практических задач отечественной космонавтики вообще и запуска первого космонавта планеты Земля, в частности.
Огромные усилия военных учёных НИИ-4 МО по исследованию и разработке теоретических и практических основ создания важнейших элементов ракетной и космической техники, в значительной степени способствовали успешному осуществлению первого в мире пилотируемого полёта и последующему решению важнейших задач планетарного характера.
Авторы: Э.В. АЛЕКСЕЕВ, С.Е. ТАРАЗЕВИЧ, Б.П. МОЛЧАНОВ, "СПУТНИК" 6 апреля 2011 г.