Пятница, 22.11.2024, 16:10
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » ФОТО репортаж » 2010 » Октябрь » 5

К 50-летию ЦУПа: исторические вехи, ЧАСТЬ 1

12:50

К 50-летию ЦУПа г. Королёв: исторические вехи, ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

ЦУП и его возможности

Центр управления полётами (ЦУП) Федерального космического агентства, находится неподалеку от столицы России в городе Королёве.


ЦУП входит в состав Центрального НИИ машиностроения и является наиболее крупным его научно-исследовательским подразделением.

ЦУП предназначен для обеспечения управления полётами российских космических кораблей и орбитальных станций, автоматических межпланетных станций и других космических аппаратов, которые решают задачи в интересах науки и различных отраслей хозяйственной деятельности человека.

Одновременно ЦУП ведёт научные и проектные исследования и разработку методов, алгоритмов и средств решения задач управления, баллистики и навигации космических аппаратов, обработки, анализа и хранения больших объемов информации, создания высокоскоростных сетей для обмена всеми видами информации, создания систем коллективного и индивидуального отображения информации.

Управление полётом современного космического аппарата – сложный технологический процесс, который направлен на обеспечение деятельности экипажа и работы бортовых систем, выполнение научно-исследовательских и практических хозяйственных задач, предусмотренных программой полёта. В этом процессе ЦУПу принадлежит особая роль. Он оперативно анализирует действия экипажа, состояние бортовых систем, координирует и направляет их работу, взаимодействует со службами космодрома, командно-измерительного и поисково-спасательного комплексов, Центра подготовки космонавтов, с академическими и отраслевыми научно-исследовательскими организациями, разработчиками космической техники, а также с представителями средств массовой информации. ЦУП является высшим иерархическим уровнем системы управления, мозговым и оперативно-техническим центром, где сходятся все нити управления космическим аппаратом с момента выведения его на орбиту и до окончания активного функционирования.

ЦУП работает круглосуточно, без выходных. И днём, и ночью он постоянно следит за состоянием бортовых систем, за самочувствием членов экипажа, всегда готов выдать необходимые технические рекомендации. Как говорят сами космонавты, жить и спать спокойно там, на орбите, они могут, прежде всего, потому, что бесконечно верят в тех, кто на Земле несёт вахту за пультами управления. И специалисты ЦУПа просто не имеют права не оправдать доверие тружеников космоса, ведь от них зависит выполнение программы полёта и, главное, безопасность экипажа.

Конечно, ЦУП работает не сам по себе. Его связывает доброе деловое сотрудничество со многими организациями и предприятиями. Практически постоянно он работает с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П.Королёва (г. Королёв Московской обл.) – ведущим предприятием России по разработке, изготовлению, испытаниям, обеспечению запусков и эксплуатации пилотируемых космических аппаратов. Специалисты РКК «Энергия» составляют основу Главной оперативной группы управления (ГОГУ) пилотируемыми космическими полётами. В состав ГОГУ входят представители всех организаций, участвующих в обеспечении управления полётом конкретного космического аппарата. Возглавляет ГОГУ руководитель полёта.

Вначале ГОГУ работала в Центре управления полётом, который находился вблизи города Евпатория в Крыму.

С 1974 года, ГОГУ параллельно начала работать в подмосковном ЦУПе, управляя пилотируемыми полётами по международным программам («Союз–Аполлон» и др.). А с 1977 года ГОГУ стала работать здесь постоянно, поскольку управление всеми пилотируемыми полётами с этого времени перешло в ЦУП ЦНИИмаш.


На протяжении десятилетий развивалось сотрудничество ЦУПа с Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева (г.Москва). Особенно окрепло оно во время полёта орбитальной станции «Мир». Специалисты ГКНПЦ контролировали функционирование входящих в состав станции модулей «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» и «Природа», разработчиками и изготовителями которых они являлись. Для обеспечения этой работы в ЦУПе был оборудован специальный зал управления. А с началом создания Международной космической станции взаимодействие стало ещё более тесным. ГКНПЦ имени М.В. Хруничева является головным разработчиком и изготовителем первого модуля МКС – функционально-грузового блока «Заря».

За готовность экипажа к полёту отвечает Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (Звёздный городок, Щёлковский район Московской обл.), с которым ЦУП давно и плодотворно сотрудничает. И не только до полёта, но и во время его в ЦПК нередко моделируются ситуации, связанные с деятельностью экипажа (особенно не предусмотренные ранее), а затем космонавты получают рекомендации по работе в реальных условиях.

Если полёт пилотируемый, то в ЦУПе постоянно находятся представители Института медико-биологических проблем (г. Москва). Они проводят периодические обследования космонавтов, следят за их здоровьем, делают всё возможное, чтобы поддержать работоспособность и самочувствие экипажа на должном уровне.

Когда автоматические станции совершали полёты в так называемый дальний космос (к планетам Венера, Марс, к комете Галлея), ЦУП постоянно взаимодействовал с головным разработчиком этих аппаратов – Научно-производственным объединением имени С.А. Лавочкина (г. Химки Московской обл.). Технические средства и персонал ЦУПа совместно со специалистами НПО имени С.А. Лавочкина обеспечивали выполнение задач по реализации программ полёта космических аппаратов к другим небесным телам Солнечной системы.

«Глаза и уши» ЦУПа – наземные командно-измерительные пункты – находятся в ведении Министерства обороны. Без этих средств невозможно обеспечить управление космическим полётом. Головной организацией по созданию наземных средств управления космическими аппаратами является Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем (г. Москва). В настоящее время в составе Единого государственного наземного автоматизированного комплекса управления (ГосНАКУ) космическими аппаратами организуется гражданская компонента, максимально адаптированная к задачам и особенностям управления пилотируемыми и автоматическими космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения. Возглавить данную работу поручено ЦУПу ЦНИИмаш, и для этого в его составе создан центр ситуационного анализа, координации и планирования работы средств гражданской компоненты Единого ГосНАКУ. В обязанности создаваемого центра, как видно из его названия, вменяются оперативный ситуационный анализ текущего состояния космических аппаратов, управление которыми осуществляется из ЦУПа, и наземных средств управления.

С развитием сотрудничества разных стран в области совместных пилотируемых полётов, которое стало практически постоянным ещё на станции «Мир» и сейчас продолжается на Международной космической станции, ЦУП начал пользоваться услугами и зарубежных партнёров. Сейчас, например, через американские средства имеется возможность радиосвязи с экипажем и проведения телевизионных передач с орбиты, что особенно важно при выполнении таких ответственных операций, как работа в открытом космосе и стыковка кораблей со станцией.

С космодромом ЦУП взаимодействует ещё до старта, сообщает ему точное время пуска ракеты-носителя, даёт целеуказания для радиосредств. Космодром информирует ЦУП о ходе предстартовой подготовки, о готовности к пуску. Перед стартом в ЦУП начинает поступать телеметрическая информация с космического аппарата. По этой информации специалисты ЦУПа судят о состоянии бортовых систем и аппарата в целом, об их работоспособности на участке выведения в условиях перегрузок и вибраций. За полёт на участке выведения на орбиту, т.е. от старта и до отделения космического аппарата от последней ступени ракеты-носителя, за безопасность экипажа на этом участке несёт ответственность космодром, а после выведения на орбиту – ЦУП.


 
В течение всего полёта, от старта до посадки спускаемого аппарата, с ЦУПом взаимодействует поисково-спасательная служба. ЦУП сообщает ей о районах и времени возможных посадок, данные о траектории снижения, информацию о самочувствии космонавтов и состоянии космического аппарата. Представители поисково-спасательной службы, в свою очередь, сообщают ЦУПу о готовности к работе, о задействованных средствах и метеоусловиях в районе приземления. Поисково-спасательная служба претерпела много изменений в своём названии и сегодня согласно штатному расписанию является управлением организации авиационно-космического поиска и спасания в структуре Федеральной аэронавигационной службы. Но остаётся неизменным её первоначальный позывной – «ПСК» (поисково-спасательный комплекс).


Специалисты организаций – разработчиков бортовых систем совместно со специалистами ЦУПа участвуют в анализе работы космического аппарата. В этих организациях находятся в постоянной готовности математические и аналоговые модели. Соответствующие математические модели имеются в ЦУПе. В случае нештатной ситуации на борту всегда можно смоделировать её, чтобы выяснить причину и отработать мероприятия по выходу из создавшегося положения.

Большое влияние на программу полёта оказывают оперативные оценки результатов научных исследований, проводимых на борту космических аппаратов. Поэтому многочисленные организации – постановщики экспериментов ведут постоянную обработку поступающей целевой научной информации. В периоды проведения этих работ их представители присутствуют в ЦУПе.


При реализации международных проектов в ЦУПе работают группы поддержки из специалистов стран–участниц. Когда-то это было эпизодическим явлением, теперь же их присутствие стало постоянным. Так, например, специалисты НАСА – Национального управления США по аэронавтике и космосу – постоянно присутствуют в подмосковном ЦУПе с 1995 года, когда начались совместные полёты российских космонавтов и американских астронавтов на станции «Мир» и кораблях «Спейс шаттл». В российском ЦУПе развёрнут целый сектор управления американскими модулями, которые входят в состав МКС. Задачей специалистов НАСА, работающих в этом секторе, является проведение операций по управлению полётом американского сегмента МКС в случае выхода из строя их ЦУПа – Космического центра имени Л. Джонсона, который находится в городе Хьюстоне, штат Техас. В этом центре развёрнут аналогичный российский сектор управления. Российский и американский ЦУПы соединены всеми необходимыми линиями связи, и между ними идёт круглосуточный обмен информацией. Так что в принципе каждый Центр может полностью принять всё управление станцией на себя. Процедура передачи управления была изначально оговорена специальными нормативными документами, согласованными российской и американской сторонами.

Надо сказать, что теперь это не только теория, поскольку уже трижды из-за чрезвычайных обстоятельств в США всё управление МКС передавалось в российский ЦУП. Первый случай был, когда американский Центр прекращал свою работу из-за угрозы терактов в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года. Второй раз – 3 октября 2002 года, когда через штат Техас проходил ураган «Лилли». Третий случай был самым длительным – с 22-го по 27 сентября 2005 года. Тогда на Техас надвигался ураган «Рита». Персонал своего Центра американцы эвакуировали, в том числе была эвакуирована и работающая там группа российских специалистов. Всё управление МКС перешло в российский ЦУП.


Что тогда изменилось в российском ЦУПе? Группа американских специалистов с односменной работы перешла на двухсменную, а после прибытия подкрепления из США стала работать в три смены. При такой ситуации дополнительная нагрузка ложится на российские средства связи, приёма и обработки информации, поступающей с МКС, поскольку всё теперь идёт через них. Поэтому для повышения надёжности управления были задействованы те средства, которые обычно привлекаются, когда выполняются наиболее ответственные полётные операции.

Управления российским сегментом эти события практически не коснулись. ЦУП ЦНИИмаш как работал в обычном круглосуточном режиме, так и продолжал работать. И у российской стороны ещё не было ни причины, ни повода передавать свои бразды правления в американский Центр.

К сожалению, для штата Техас ураганы не редкость, правда, далеко не все из них представляют реальную угрозу. Но, тем не менее, обеспечение безопасности полёта Международной космической станции требует, чтобы каждый Центр всегда был готов принять всё управление на себя.

В 2007 году в ЦУПе введён в эксплуатацию сектор управления для специалистов Европейского космического агентства. Это было сделано в преддверии полёта европейского автоматического грузового корабля ATV к МКС для повышения надёжности его управлением, а также запуска европейского научного модуля «Колумбус», предназначенного для постоянной работы в составе МКС.


У подмосковного ЦУПа давние хорошие деловые связи с космическими агентствами Франции, Германии, Китая, Японии, Индии и других стран.

ЦУП оснащён самой современной техникой. Он располагает мощным узлом связи и средствами сбора информации. На базе передовых технических и вычислительных средств созданы специализированные высокопроизводительные информационно-вычислительные комплексы, позволяющие автоматизировать баллистико-навигационное, телеметрическое и командно-программное обеспечение процессов управления, решать задачи моделирования и информационного сопровождения космических полётов, а также отображения информации для коллективного и индивидуального пользования. В своей работе ЦУП использует, в основном, собственные программные продукты.




Вся информация от космических аппаратов – командно-программная, телеметрическая, баллистическая, телевизионная, речевая – поступает в ЦУП через командно-измерительные пункты по наземным и спутниковым каналам связи. Обработка, анализ и отображение информации произ­водятся в темпе реального времени. Это означает, что во время сеансов связи с космическим аппаратом все данные о состоянии контролируемых его параметров становятся из­вестны специалистам практически без задержек. Такое стало возможным благодаря наличию в ЦУПе одной из самых современных высокоскоростной корпоративной локальной вычислительной сети, построенной на базе оптоволоконных каналов связи и цифровых систем обработки информации. Эта сеть объединяет между собой все функциональные части информационно-вычислительных комплексов, состоящие из высокопроизводительных серверов, рабочих станций и персональных компьютеров.

Технические возможности ЦУПа, его программно-аппаратное оснащение и квалификация персонала позволяют одновременно работать по нескольким различным программам. С 1999 года ЦУП стал управлять околоземными автоматическими космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения. С того же года он постоянно участвует в обеспечении запусков космических аппаратов по международному проекту «Морской старт».

В 1995 году в составе ЦУПа начал функционировать Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО). Являясь подразделением головного института отрасли, ИАЦ КВНО обеспечивал поддержку Российского космического агентства в научно обоснованном формировании стратегии развития и решении практических задач координатно-временного и навигационного обеспечения (КВНО), создании перспективных средств КВНО, научно-методическом и информационном сопровождении высокоточных средств и систем КВНО в интересах потребителей, а также научное и экспериментальное обоснование программ развития средств КВНО и глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Специалисты ИАЦ КВНО собирали и обрабатывали информацию с более чем 300 навигационных станций и около 50 станций лазерной локации мировых сетей, осуществляли информационное взаимодействие с отечественными и зарубежными навигационными центрами, международными службами геодинамики (IGS), лазерной локации (ILRS), вращения Земли (IERS).

В апреле 2007 года ИАЦ КВНО выделился из структуры ЦУПа и стал самостоятельным центром в составе ЦНИИ машиностроения с прямым подчинением его генеральному директору.

В 2000 году ЦУП был определён головной организацией по новому актуальному направлению – созданию автоматизированной системы сбора, обработки, анализа и передачи информации о космических объектах техногенного и естественного происхождения в околоземном космическом пространстве. Главной задачей создаваемой системы является формирование в автоматизированном режиме на основе анализа данных, полученных из отечественных и зарубежных источников, достоверной информации о возникновении в околоземном космическом пространстве опасных и чрезвычайных ситуаций и своевременное доведение этой информации до потребителей.

Широкий спектр разнообразных задач, поставленных перед ЦУПом, невозможно решать без интеграции и эффективной организации интеллектуальной деятельности. Уникальным здесь является то, что в ЦУПе действуют две организационные структуры. Первая – это традиционное административное деление персонала на научно-технические подразделения. Вторая – совокупность оперативных служб, входящих в оперативные группы управления и поддержки. В составе оперативных служб специалисты ЦУПа непосредственно участвуют в тренировках и круглосуточной работе по обеспечению управления полётом космических аппаратов, а также в поддержке этих процессов во время старта космических аппаратов, их стыковки, работы экипажа в открытом космосе, спуска с орбиты, некоторых космических экспериментах и нештатных ситуациях. В составе научно-технических подразделений ведущие специалисты и научные сотрудники участвуют в анализе проблем управления, разработке аппаратно-программных средств и информационных материалов. Многолетняя практика показала, что работа специалистов параллельно в двух таких организационных структурах позволяет успешно решать проблемы, возникающие при быстрой трансформации облика управляемых объектов и изменении их задач.


В ЦУПе созданы все условия для круглосуточной работы Государственных и межведомственных комиссий, Главных оперативных групп управления, служб Главных конструкторов, представителей организаций – разработчиков бортовых систем, а также организаций – потребителей космической информации. В настоящее время ЦУП располагает двумя Главными и пятью (при необходимости их количество может быть увеличено) малыми залами управления, которые оснащены современными средствами связи, автоматизированными рабочими местами, средствами коллективного и индивидуального отображения. Кроме того, имеются свыше 300 комнат для групп управления и поддержки. ЦУП стал местом частых сборов руководителей кооперации исполнителей и заказчиков космических программ. Здесь в свободной атмосфере непосредственного общения обсуждаются текущие проблемы реализации отдельных проектов и космической деятельности в целом, планируются дальнейшие совместные действия отраслевого и межотраслевого уровня.

Таков ЦУП ЦНИИмаш сегодня.

От зарождения до мирового признания

Без преувеличения можно сказать, что Центр управления полётами в подмосковном городе Калининграде (нынешнем Королёве) начинался вместе с космической эрой, которую открыл запущенный в Советском Союзе 4 октября 1957 года первый в мире искусственный спутник Земли. Уже в то время остро встал вопрос об оперативной обработке информации, получаемой наземными командно-измерительными пунктами с борта космических аппаратов. Обработка её тогда велась буквально вручную. Логарифмические линейки да настольные арифмометры – вот и вся вычислительная техника, которая тогда имелась на этих пунктах.

Космические аппараты усложнялись, более сложными становились и решаемые ими задачи. А это требовало существенного повышения скорости обработки телеметрической информации. Требовало создания специализированных вычислительных центров, оснащённых электронным оборудованием, позволяющим автоматизировать эти процессы. Именно таким центром стал ВЦ НИИ-88 – вычислительный центр Государственного союзного научно-исследовательского института № 88 в подмосковном Калининграде. НИИ-88 впоследствии был переименован в ЦНИИмаш – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, в состав которого и теперь входит ЦУП, родившийся как ВЦ НИИ-88.

Официальная дата рождения – 3 октября 1960 года, когда было утверждено первое штатное расписание вновь созданного ВЦ. В том же месяце его приняли в эксплуатацию, и вскоре он начал участвовать в управлении космическими полётами.

Основателем ВЦ НИИ-88 по существу является Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук, профессор Георгий Александрович Тюлин, который в 1959–1961 годах был директором института. При нём заложили первый камень, при нём ВЦ приняли в эксплуатацию.


Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук, профессор Георгий Александрович Тюлин

Ещё в то время, создавая ВЦ, Г.А.Тюлин строил далеко идущие планы преобразования его в координационно-вычислительный центр. И уже, будучи первым заместителем Министра общего машиностроения СССР, генерал-лейтенант Г.А.Тюлин приложил немало усилий, чтобы ЦУП создавался на базе КВЦ ЦНИИ машиностроения.

31 июля 1961 года институт возглавил Юрий Александрович Мозжорин и руководил им на протяжении почти тридцати лет. Ю.А.Мозжорин к тому времени уже имел практический опыт работы в организации управления космическими полётами. В 1956–1961 годах под его научным руководством был создан первый в мире космический командно-измерительный комплекс, представляющий собой сложную совокупность наземных средств обеспечения полётов различных околоземных и межпланетных аппаратов. На посту директора института он, по сути, стал преемником и продолжателем дел, начатых Г.А.Тюлиным. Ему принадлежит большая заслуга в становлении и развитии ВЦ и КВЦ. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Ю.А.Мозжорин активно содействовал созданию полноценного Центра, способного взять на себя решение всех задач, связанных с управлением полётом космических аппаратов.


Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Юрий Александрович Мозжорин

Руководителем ВЦ НИИ-88 был назначен Михаил Александрович Казанский. В 1966 году он был удостоен звания лауреата Ленинской премии.


лауреат Ленинской премии, Михаил Александрович Казанский

В начале 60-х годов НИИ-88 поручается образовать дублирующий баллистический центр (БЦ-2) ракетно-космической отрасли. Головной баллистический центр (БЦ-1) уже был в НИИ-4 Министерства обороны. Ещё один дублирующий центр (БЦ-3) создавался в Институте прикладной математики Академии наук СССР. В НИИ-88 эти функции были возложены на ВЦ и подразделение баллистики и навигации. Руководителем баллистического центра стал Игорь Константинович Бажинов, лауреат Ленинской премии, получивший это звание за обеспечение полёта первого спутника. Впоследствии И.К.Бажинов стал доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации. А возглавляемое им направление работ стало службой баллистико-навигационного обеспечения ЦУПа. В настоящее время этой службой руководит член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор Николай Михайлович Иванов.


член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор Н.М. Иванов

Первыми космическими аппаратами, в управлении которыми участвовал ВЦ НИИ-88, стали автоматическая станция «Луна-4», запущенная в 1963 году, и пилотируемые корабли «Восток-5» и «Восток-6», на которых в том же году совершили полёты космонавты Валерий Быковский и Валентина Терешкова.


Лауреат Ленинской премии, И.К. Бажинов

В 1964 году в ВЦ НИИ-88 был введён в эксплуатацию первый зал управления, соединённый каналами связи с космодромом и наземными пунктами командно-измерительного комплекса.

В 1965 году ВЦ НИИ-88 преобразовывается в КВЦ – координационно-вычислительный центр по информационному обеспечению государственных комиссий, обработке и отображению информации при лётно-конструкторских испытаниях пилотируемых кораблей и автоматических станций, спутников научного и народнохозяйственного назначения. В перечень функций КВЦ включается выполнение всего комплекса работ, определяющих процесс управления полётами космических аппаратов. А баллистический центр, вошедший в состав КВЦ, становится головным по обеспечению полётов автоматических межпланетных станций («Венера», «Марс»), спутников народнохозяйственного и научного назначения («Метеор», «Протон», АУОС и др.) и выполняет функции дублирующего баллистического центра по пилотируемым программам (корабли «Союз», станция «Салют»).

Возглавить КВЦ было поручено Альберту Васильевичу Милицину, кандидату технических наук. Под его руководством проектируется и строится новый корпус Центра, оснащённый самой передовой на то время вычислительной техникой, средствами связи и уникальным комплексом отображения информации в главном и малых залах управления. За эту деятельность в 1970 году А.В. Милицин был удостоен звания лауреата премии СССР.


Государственной лауреат Государственной премии, кандидат технических наук СССР А.В.Милицин

В 1972 году между СССР и США было подписано соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Этим соглашением предусматривалось проведение в течение 1975 года совместного полёта советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с их стыковкой на орбите и взаимными переходами космонавтов и астронавтов. Так родился экспериментальный проект «Союз–Аполлон» (ЭПАС).

Для обеспечения реализации этого проекта в 1973 году на базе КВЦ создаётся Советский центр управления полётом с новым комплексом технических средств. Непосредственно руководил работами по развитию КВЦ и преобразованию его в ЦУП А.В. Милицин.
 

заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР и премии Российской Федерации в области науки и техники, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, доктор технических наук, профессор В.И. Лобачёв

Первыми космическими аппаратами, управление которыми полностью осуществлялось из подмосковного ЦУПа, стали беспилотные корабли «Союз», модернизированные для программы ЭПАС. Они проходили лётно-конструкторские испытания под названием искусственных спутников Земли «Космос-638» и «Космос-672». Потом была генеральная репетиция – полёт пилотируемого корабля «Союз-16» в декабре 1974 года (экипаж – Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников). И, наконец, в июле 1975 года – заключительная фаза проекта. «Рукопожатие на орбите» – так назвали тогда встречу в космосе Алексея Леонова и Валерия Кубасова с американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом. Программа совместного полёта обоими экипажами была выполнена полностью.

Работа по обеспечению полёта по программе ЭПАС по существу была для ЦУПа ЦНИИмаш экзаменом на зрелость. Тогда впервые отрабатывалось взаимодействие наземных служб управления разных стран (СССР и США), которое нашло своё продолжение при выполнении совместных полётов российских космонавтов и американских астронавтов на станции «Мир» и ныне успешно реализуется при совместном управлении Международной космической станцией.

С 1984-го по 2009 год ЦУПом руководил заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР и премии Российской Федерации в области науки и техники, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, доктор технических наук, профессор Владимир Иванович Лобачёв.

В апреле 2009 года начальником ЦУПа был назначен доктор технических наук Виктор Михайлович Иванов. Одновременно он является заместителем генерального директора ЦНИИ машиностроения.


заместитель генерального директора ЦНИИ машиностроения, начальник ЦУПа, доктор технических наук В.М. Иванов

Орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7», «Мир»

С 1977 года на ЦУП возлагаются задачи по управлению полётами пилотируемых и автоматических космических кораблей, пилотируемых орбитальных и автоматических межпланетных станций. И в сентябре того же года он приступает к работе со станцией «Салют-6».


дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР А.С. Елисеев

Главную оперативную группу управления возглавлял Алексей Станиславович Елисеев, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, совершивший три космических полёта. Он был назначен на эту должность в 1973 году, т.е. с момента образования в НПО «Энергия» (ныне РКК «Энергия») службы управления космическими полётами. А.С. Елисеев руководил полётом кораблей «Союз» по автономным программам, по программам ЭПАС и «Алмаз», полётом станции «Салют-4». По программе «Алмаз», которая осуществлялась в интересах министерства обороны СССР, он отвечал только за корабли «Союз», а пилотируемыми станциями «Салют-3» и «Салют-5» (открытые названия станций серии «Алмаз») управляла ГОГУ, сформированная в основном из специалистов НПО машиностроения – головной организации по разработке этих объектов (город Реутов, Московская область). Всё управление полётом по программе «Алмаз» производилось из ЦУПа под Евпаторией. Отсюда же обеспечивалось управление и долговременной орбитальной станцией «Салют-4» (головной разработчик – НПО «Энергия»).

«Салют-6», оснащённый двумя стыковочными узлами, был долговременной орбитальной станцией нового поколения. Для дозаправки её двигательной установки топливом, доставки на борт научного и служебного оборудования, продуктов питания и других грузов были созданы автоматические грузовые корабли «Прогресс», что стало новым шагом в обеспечении обживания человеком околоземного космического пространства. На станцию «Салют-6» совершили полёты первые международные экипажи. Эти полёты осуществлялись в рамках программы «Интеркосмос». Вместе с советскими космонавтами в них участвовали представители Чехословакии, Польши, Германской Демократической Республики, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии и Румынии.

К станции «Салют-6» было запущено 33 космических аппарата, в том числе 18 пилотируемых кораблей, 2 из которых не смогли состыковаться, но экипажи благополучно вернулись на Землю. За время активной эксплуатации станции на ней работали 27 человек, включая 8 иностранных космонавтов.


дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР В.В. Рюмин

В 1982 году руководителем ГОГУ стал Валерий Викторович Рюмин, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, совершивший тоже три космических полёта.

В апреле 1982 года на смену «Салюту-6» выводится на орбиту усовершенствованная станция «Салют-7». Её полёт вписал свою незабываемую страницу в летопись пилотируемой космонавтики. После трёх лет эксплуатации со станцией была потеряна связь, и она осталась на орбите обесточенной и неуправляемой. Для реанимации станции была разработана новая методика стыковки, не имеющая аналогов в мировой практике, – стыковки с пассивным космическим объектом. Эта задача была успешно реализована 8 июня 1985 года. Экипаж корабля «Союз ТМ-13» – Владимир Джанибеков и Виктор Савиных перешли на борт станции «Салют-7» и, работая в постоянном контакте со специалистами ЦУПа, последовательно, шаг за шагом, полностью восстановили её работоспособность.

К станции «Салют-7» было запущено 25 космических аппаратов, в том числе 10 пилотируемых кораблей (стыковка одного из них не удалась, и экипаж после двухсуточного полёта вернулся на Землю). На станции побывал 21 человек, включая двух иностранных космонавтов (Индии и Франции).

Орбитальная станция «Мир» стала логическим продолжением программы поэтапного обживания околоземного космического пространства. Первый элемент станции – её базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Он имел шесть стыковочных узлов и уже сам по себе был пригоден к эксплуатации, мог обеспечивать необходимые условия для длительной работы экипажей. Но этот запуск стал лишь началом уникального строительства – создания на околоземной орбите многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса модульного типа.

В состав станции «Мир» вслед за базовым блоком вошли модули «Квант» (1987 г.), «Квант-2» (1989 г.), «Кристалл» (1990 г.), «Спектр» (1995 г.), стыковочный отсек (1995 г.) и завершающим был модуль «Природа» (1996 г.). Масса станции с двумя пристыкованными кораблями достигала 140 тонн.


Станция «Мир» стала настоящим лётным полигоном для испытаний в реальных условиях многих технических решений и технологических процессов, используемых на Международной космической станции.

Впервые в мировой практике именно на станции «Мир» был реализован модульный принцип строительства на орбите космических сооружений больших габаритов и масс, который лёг в основу создания МКС. И только в России к тому времени была практически решена проблема длительных пилотируемых полётов, в том числе и её медико-биологические аспекты, что позволяло космонавтам без ущерба для здоровья переносить многомесячное воздействие невесомости. И только Россия имела в своём распоряжении действующую постоянно обитаемую орбитальную станцию «Мир», на которой можно было в реальных условиях осуществлять практическую подготовку экипажей к будущей работе на МКС.

Совместные полёты на станции «Мир» российских космонавтов и иностранных астронавтов позволили приобрести опыт одновременного выполнения нескольких международных научных программ интегрированным экипажем. В ходе выполнения программ «Мир–Шаттл» и «Мир–НАСА» была проведена отработка технологии совместного управления пилотируемыми космическими объектами двух стран из двух Центров управления – российского в г.Королёве (Московская обл.) и американского в г.Хьюстоне (штат Техас).

Всего к станции «Мир» совершили полёты и успешно состыковались с ней 100 российских космических аппаратов, в том числе 30 пилотируемых кораблей. 10 полётов и 9 стыковок выполнили американские корабли системы «Спейс шаттл». В первом полёте шаттла стыковка не предусматривалась, было осуществлено только сближение до 11 метров.

Станция «Мир» эксплуатировалась 15 лет. За этот период на ней побывали 104 человека, в том числе 62 иностранных космонавта – представители США, Франции, Европейского космического агентства, Германии, Сирии, Болгарии, Афганистана, Японии, Великобритании, Австрии, Канады и Словакии.

Экипаж первой основной экспедиции на станции «Мир» – Леонид Кизим и Владимир Соловьёв – выполнил уникальный межорбитальный перелёт на станцию «Салют-7». После выполнения там запланированных работ, завершающих программу научных исследований на этой станции, космонавты вернулись обратно на станцию «Мир».

Использование корабля «Союз Т-15» в качестве межорбитального парома позволило экипажу взять с собой не только материалы выполненных экспериментов, но и часть аппаратуры из арсенала научного оборудования станции «Салют-7», чтобы использовать его на новой станции. Так, в «Союз-15» загрузили фотокамеры, спектрометры, медицинские приборы и другое научное оборудование. В их числе были полуавтоматическая электрофоретическая установка «Робот», ультразвуковой кардиограф «Аргумент», многозональный спектрометр МКС-М, широкоформатный топографический фотоаппарат КАТЭ-140, видеокомплекс «Нива», технологический прибор «Пион-М», биотермы – всего около 300 килограммов груза.


дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР В.А. Соловьёв

С 1989 года ГОГУ возглавляет Владимир Алексеевич Соловьёв, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР. До своей экспедиции на станцию «Мир» он вместе с Леонидом Кизимом и Олегом Атьковым совершил самый длительный в то время 237-суточный космический полёт, во время которого шесть раз выходил на внешнюю поверхность станции «Салют-7» (а всего на его счету восемь выходов в открытый космос). В настоящее время В.А.Соловьёв является руководителем полёта российского сегмента Международной космической станции.

В течение пяти лет (от запуска базового блока «Мира» до схода «Салюта-7» с орбиты) ЦУП обеспечивал параллельное управление обеими станциями. Причём на этот же период пришлась заключительная фаза полёта автоматических межпланетных станций «Вега» к комете Галлея, потом были полёты автоматических межпланетных станций «Фобос» и корабля многоразового использования «Буран». И управление всеми этими объектами также осуществлялось из ЦУПа ЦНИИмаш.

После запуска первого модуля МКС ЦУПу снова пришлось работать одновременно с двумя орбитальными станциями, поскольку «Мир» ещё был на орбите, и полёты космонавтов к нему продолжались. Работа по двум пилотируемым программам продолжалась более двух лет и 23 марта 2001 года завершилась уникальной операцией – осуществлением управляемого схода с орбиты такого массивного и крупногабаритного объекта, как станция «Мир», в заданный район акватории Тихого океана.

За время полёта станции «Мир» по российской и международным программам выполнено более 23 тысяч научных экспериментов и исследований. Многие из них не имели аналогов в мире, например, наблюдение в рентгеновском диапазоне вспышки Сверхновой в Большом Магеллановом Облаке, регистрация всплесков заряженных частиц – предвестников землетрясений, длительное (до 10 лет) экспонирование конструкционных материалов на внешней поверхности станции, исследование низкотемпературной плазмы в условиях микрогравитации на установке «Плазменный кристалл» (этот эксперимент продолжается в настоящее время на МКС) и т.д.

Перейти к ЧАСТИ 2

(c) www.mcc.rsa.ru
Категория: ФОТО репортаж | Просмотров: 1842 | Добавил: tirinayana | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar

Похожие заметки:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует