Акуловский водоканал
Источник: Калининградская правда № 89 от 13.08.2013
По территории нашего города проходит Акуловский водоканал — одно из самых любимых мест отдыха горожан. Летом — на велосипеде, зимой — на лыжах, детки — в колясках, взрослые — пешком. Сотни королёвцев ежедневно проходят таким привычным маршрутом.
Строительство канала началось в 1933 году — ровно 80 лет назад.
Общая длина канала составляет 28 км, из которых 9,3 км проходят в железобетонных трубах. Канал выполнен где в одну, где в две, а местами и в три нитки. Он подаёт волжскую воду из Учинского водохранилища на первый подъём Восточной (бывшей Сталинской) водопроводной станции.
Проблемы водоснабжения, постоянно нараставшие в Москве в 1920—1930-е годы, требовали кардинального решения. Одним из элементов планируемого обводнения Москвы был Восточный канал, который должен был стать частью большого водного кольца к северу и востоку от Москвы, начинаясь от Клязьминского водохранилища, проходя через Мытищи, Кусково и соединяясь через систему шлюзов с рекой Москвой в районе Южного порта. Этот проект не был реализован полностью и нашёл своё уменьшенное воплощение при строительстве подводящих коммуникаций Сталинской насосной станции.
Строительство канала завершилось в 1937 году. Оно унесло множество жизней. Данной публикацией мы открываем тему Акуловского водоканала. В следующих выпусках планируем рассказывать как о гидротехнических сооружениях и их архитектуре, так и о судьбах людей, чья жизнь пересеклась с этой стройкой. Мы приглашаем читателей к этому непростому разговору. Если у вас сохранились какие-либо документы или фотографии, если вы или ваши близкие можете рассказать о строительстве водоканала, то ваши материалы будут опубликованы в нашей рубрике. А сегодня мы расскажем о документе 1941 года, регламентирующем создание и защиту охранных зон этого стратегического объекта.
23 мая 1941 года Совет народных комиссаров РСФСР выпустил постановление №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения». В данном постановлении были утверждены положения о зонах санитарной охраны Сталинской насосно-очистной станции и источников её питания и Мытищинской насосной станции и источников её питания.
В частности, устанавливались размеры первого, второго и третьего поясов зоны охраны. Первый пояс — это непосредственно гидротехнические сооружения и скважины.
Второй пояс зоны включал в себя площадь бассейна грунтового питания вод заборных сооружений станции: «На юге граница зоны начинается от пересечения с каналом Москва — Волга в сторону г. Мытищи, от г. Мытищи граница пересекает Ярославское шоссе, Перловку, Ярославскую ж.д. рядом с платформой Перловка, пересекает реку Яузу и проходит через селения Ядреево, Высоково, северную границу кирпичного завода №4, пересекает в обратном направлении Ярославскую ж.д., Ярославское шоссе, вдоль канала Москва — Волга, направляется на восток, пересекает Болшевское шоссе, ж.д. ветку на Щёлково, подходит к селениям Костино, Оболдино и от селения Оболдино к исходной точке пересечения канала Москва — Волга».
Общие правила санитарного режима второго пояса распространялись на следующие населённые пункты Мытищинского района: посёлок бывшей трудовой коммуны НКВД, посёлок завода имени Калинина, посёлок Старый Большевик, мытищинские торфоразработки, Самаровку, хутор «Красный совхоз», городок ИТР лесничества, Куракино, Костино; Щёлковского района: Оболдино.
Здесь, в частности, запрещалось: загрязнение рек, ручьёв и других водоёмов мусором, нечистотами, навозом; спуск в водоёмы сточных вод без очистки; свалка или выбрасывание мусора, нечистот и отбросов, выливание помоев вне отведённых для этого санитарным надзором мест; устройство кладбищ и скотомогильников на берегах рек, водохранилищ и оврагов. Существующие скотомогильники и кладбища на берегах рек, водохранилищ и оврагов должны были быть в течение 1941 года закрыты, и вместо них устроены новые на расстоянии не менее одного километра от берегов рек, водохранилищ и оврагов, с разрешения в каждом случае Госсанинспекции. В отдельных пунктах могли быть запрещены водопой скота в реках и водохранилищах и пастьба его на их прибрежных участках.
Расположенные во втором поясе зоны санитарной охраны все промышленные предприятия, железнодорожные станции, учреждения и т. д. должны были быть оборудованы за счёт хозорганизаций и учреждений надлежащими сооружениями по водоснабжению, удалению и обезвреживанию нечистот и отбросов, согласно указаниям Госсанинспекции.
В пределах второго пояса воспрещались возведение всякого рода новых строений и сооружений без разрешения Госсанинспекции, а также всякая рубка леса и лесных насаждений и раскорчёвка лесных площадей, кроме рубки, производимой в порядке ухода за лесом. Предписывалось, что лесное хозяйство должно было иметь исключительно водоохранное направление. Планы лесного хозяйства на территории пояса обязательно должны были согласовываться с инспекцией зоны санитарной охраны.
Выдача разрешений на всякого рода земляные и строительные работы, горные разработки, на изыскания, планировку, возведение, перестройку, капитальный ремонт или иное переустройство промышленных предприятий, учреждений, дорог и сооружений, на отвод земельных и лесных участков производилась лишь при наличии предварительного разрешения Госсанинспекции зоны санитарной охраны.
В третий пояс входила смежная со вторым поясом территория Мытищинского района с населёнными пунктами: город Бабушкин, селения Малые Мытищи, Пирогово, Каргашино, Высоково, Тарасовка, Болшево.
Источник: Калининградская правда № 89 от 13.08.2013