Поход выходного дня: ст. Челюскинская – Акуловский водопровод – Лосиный остров – г. Королев
Источник: quest-geo.livejournal.com/13279.html
Маршрут практически весь проходит вблизи населенных пунктов, но он хорош тем, что это рядом с Москвой и на дорогу тратится мало времени, да и сам он не очень протяженный. Кроме того, его, почти весь, можно пройти по асфальтовым и бетонным дорогам. Мы обычно гуляем здесь поздней осенью и ранней весной, когда дни еще не очень длинные, грязи и воды в лесу много, а снега мало - то есть когда на лыжах ходить уже не комфортно, а для пеших прогулок по лесам еще рано (или наоборот ;) ). Кстати, зимой практически на всем протяжении маршрута есть лыжня и его можно пройти на лыжах. Единственное неудобство заключается в необходимости периодически снимать лыжи, чтобы пересечь дороги.
Протяженность маршрута 12-17 км.
Начинается путь от ст. Челюскинская, куда мы приезжаем электричкой с Ярославского вокзала (расписание). Переходим направо по ходу движения поезда. Дальше есть два варианта пути. Можно пройти через разрушенный КПП санатория к пруду, известному как оз. Шоколадка и дальше дорожками через Челюскинский лес в юго-восточном направлении к Акуловскому водоканалу, здесь он проходит под землей в широкой котловине. Немного не доходя до Ярославского шоссе, надо перейти водоканал (местные называют его просто «канал») и выйти на шоссе, ведущее вдоль него. Этот путь хорош, если тропинки в лесу не слишком грязные.
Если же по лесу идти не комфортно, то сойдя с электрички мы идем вперед вдоль путей до переезда и поворачиваем направо по шоссе, идущее вдоль «канала».
Ярославское шоссе переходим по надземному переходу, который расположен левее (по ходу) нашего пути, примерно в 150 м. Перейдя шоссе, возвращаемся к «каналу».
Немного истории: Восточный водопроводный канал (также — Акуловский водоканал; канал Акуловского гидроузла) предназначен для подачи волжской воды из Учинского (Акуловского) водохранилища на первый подъём Восточной (бывшей Сталинской) водопроводной станции. Построен в 1933—1937 годах в ходе сооружения Сталинской насосной (насосно-очистной) станции.
Проблемы водоснабжения, постоянно нараставшие в Москве в 1920—1930-е годы, требовали своего кардинального разрешения. Разработанный и принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы сопровождался также Планом обводнения Москвы. В этом же году Отдел планировки Моссовета подготовил и издал «Схему основных магистралей, обводнения и озеленения г. Москвы».
Одним из элементов планируемого обводнения Москвы был Восточный канал, который должен был стать частью большого водного кольца к северу и востоку от Москвы, начинаясь от Клязьминского водохранилища, проходя через Мытищи, Кусково и соединяясь через систему шлюзов с рекой Москвой в районе Южного порта. Этот проект, оставшийся нереализованным, нашёл своё уменьшенное воплощение при строительстве подводящих коммуникаций Сталинской насосной станции.
Основной причиной, по которой десятки лет ничего не сообщалось о судьбе сотен тысяч людей, занятых на строительстве сооружений Москва-Волгостроя (МВС), был особый режим секретности, соблюдавшийся на этих объектах. Это касалось не только заключённых, но и вольнонаёмных работников, специалистов, поступающих на работу в эту систему. За нарушение предписаний предусматривалась уголовная ответственность, что в то время было почти равносильно смерти.
В 1990 году Московская археологическая экспедиция проводила комплексное исследование Государственного природного национального парка (ГПНП) «Лосиный Остров». В ходе его были записаны рассказы местных жителей-старожилов из сёл Щитниково, Оболдино, связанные со временем строительства канала. Лагерные бараки находились в 1,4 км к северо-западу от села Оболдино, в посёлке Оболдинском. Заключённых местные жители называли «канальщиками». Их захоронениями были усеяны леса вокруг канала.
С началом Великой Отечественной войны были предприняты серьёзные меры по защите сооружений московского водоснабжения от налётов вражеской авиации. Особую опасность представляла Акуловская плотина высотой 24,3 метра, сдерживающая напор воды в 23 метра. С первых дней войны все сооружения гидроузла были перекрашены в маскирующий цвет. Для защиты Акуловской плотины были направлены курсанты Болшевского военно-инженерного училища. Первые авиабомбы были сброшены на плотину уже в 1941 году, одна из них попала прямо в канал. Яму засыпали мешками с песком и канал продолжал функционировать.
Дальнейший путь можно продолжить по шоссе, но гораздо интереснее и приятнее идти по самой насыпи водопровода. Раньше это было запрещено – здесь были постоянные посты и патрули милиции, но сейчас запреты сняли и можно гулять вдоль всего «канала» за исключением территории насосных станций.
Справа от нас будет лес со странным официальным названием «45 квартал», а слева шоссе, за которым расположены коттеджные поселки.
Примерно в середине этого отрезка пути мы пересекаем Дулев ручей, более известный как «Речка-Говнотечка». Сейчас это грязная канава, но в начале ХХ в тут ловились язь и лещ, даже раки встречались.
Через 1,4 км мы подходим к Болшевскому шоссе. Переходить его надо аккуратно – пешеходного перехода нет, движение довольно активное и из-за рельефа местности водителям плохо видно пешеходов.
Продолжаем наш путь вдоль «канала». Слева Комитетский лес, справа Завокзальный район г. Королев. Если мы идем по насыпи водопровода, то следует сойти с нее на пешеходном переходе и продолжить путь по дороге слева – скоро будет насосная станция.
По шоссе подходим к Монинской ветке Ярославской ж/д. Справа, примерно в 600 м видна ст. Подлипки-Дачные. При необходимости можно здесь закончить маршрут, но это не рационально, так как самые красивые и интересные места еще впереди.
За железной дорогой начинается территория г. Королев.
Немного истории: Королёв (основан 26 декабря 1938 года; до 8 июля 1996 года — Калининград) — город областного подчинения в Московской области России, наукоград (с 12 апреля 2001).
Посёлок Подлипки возник как дачный в конце XIX века, с тех пор его название менялось три раза: посёлок Калининский (после 1928 г.), город Калининград (после 1938 г.), Королёв (после 1996 года). Название «Королёв» было дано в честь конструктора ракетно-космических систем С. П. Королёва, возглавлявшего Отдел 3 Специального конструкторского бюро НИИ-88 (затем ОКБ-1), находившееся в этом городе, а Калининский и Калининград — по фамилии государственного и партийного деятеля М. И. Калинина, принимавшего активное участие в деятельности артиллерийского завода № 8 в 1920-х — 1930-х годах. Имя Калинина было присвоено заводу в 1922 году.
В XII веке на территории города, по берегам реки Клязьмы существовали поселения славянских племён, предположительно, через этот район проходил древний торговый путь из Московского во Владимиро-Суздальское княжество. В начале XVIII века здесь было организовано одно из первых промышленных предприятий России — полотняная и суконная мануфактура.
В 1918 году на территорию дачного посёлка Подлипки из Петрограда был переведён Орудийный завод. В 1928 году посёлок Подлипки был отнесён к категории рабочих посёлков и получил новое название — Калининский. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 1458/7 26 декабря 1938 года посёлок городского типа Калининский был преобразован в город Калининград.
В 1960 в состав Калининграда включён город Костино, с 1963 городу административно подчиняются посёлки Болшево, Первомайский и Текстильщик. В 1992 из состава Калининграда выделен город Юбилейный. В 2014 году он вновь включен в состав Королёва.
8 июля 1996 года город переименован из Калининграда в Королёв.
В 2005 году был образован городской округ Королёв — муниципальное образование, включающее в свой состав город Королёв и близлежащие территории.
Королёв — один из крупнейших научно-производственных центров Московской области, в довоенные годы был центром развития артиллерии, с 1950-х началось создание ряда НИИ, конструкторских бюро, заводов, ставших основой ракетно-космической отрасли страны, а также, в той или иной мере, градообразующими. В городе также расположены деревообрабатывающие, приборостроительные и текстильные предприятия.
Вдоль насыпи водопровода доходим до проспекта Королева, переходим его и сворачиваем вправо в Сквер Победы, где можно осмотреть часовню Александра Невского, а также мемориал Победы.
За сквером начинается небольшой, но самый скучный участок пути – надо свернуть вправо на Октябрьский бульвар, дойти по нему до ул. Пионерская, перейти на другую строну и, повернув налево, дойти до территории Акуловского водопровода. Если погода сухая, то можно не делать этого обхода, а идти прямо вдоль «канала» или через небольшой лесок за Мемориалом Славы мимо храма Святителя Владимира.
Дальнейший путь отходит от трассы водопровода, поскольку здесь очень скоро начинается охраняемая территория, где вода течет в открытом канале.
Продолжаем наш путь, повернув направо от ул. Пионерская, и идем вдоль длинного бетонного забора. Слева посадки березы, сосны и ели. Дойдя до конца забора продолжаем путь в южном направлении по широкой просеке в лесу – это уже территория заказника «Лосиный остров».
Немного истории: «Лосиный остров» расположен на северо-востоке Москвы и ближнего Подмосковья, начинается от парка «Сокольники» и продолжается за МКАД до Мытищ, Королева, Щелкова и Балашихи, образуя своего рода зеленый клин между Ярославским и Щелковским шоссе. Наибольшая протяженность с запада на восток 22 км, с севера на юг 10 км. Чуть меньше 1/3 территории парка находится в черте г.Москвы. Это один из первых национальных парков в России.
Лосиный Остров известен с 1406 г. C XV по XVIIΙ вв. угодья входили в состав Тайнинской дворцовой волости, земли которой с древних времен служили охотничьими угодьями для русских князей и царей. Так, в 1564 г. здесь охотился на медведей Иван IV. В целом, для Лосиного Острова сохранялся заповедный режим. В 1799 году леса передаются в ведомство казны и проводится первая топографическая съёмка; лес разбивается на кварталы, площадь каждого равняется квадратной версте. Первое лесничество было основано здесь в 1842 году, тогда же старшим таксатором Егором Гримме и младшим таксатором Николаем Шелгуновым завершается первое лесоупорядочивание. По его результатам в лесном фонде отмечено доминирование ели (67%), которая впоследствии сменилась сосной и берёзой.
В 1844 году лесничим Василием Гершнером было положено начало созданию в Лосином Острове рукотворных лесов. Активные лесокультурные работы, причём преимущественно посевы и посадки сосны, велись на протяжении 115 лет. Эти посадки до сих пор оказываются стойкими к интенсивному антропогенному воздействию.
В середине XIX века была организована Лосиноостровская лесная дача (Погонно-Лосино-Островское лесничество), начинался период систематического лесного хозяйствования.
Идею создания национального парка ещё в 1912 году выдвинул заведующий лесничеством коллежский советник Сергей Васильевич Дьяков. В 1934 году Лосиный Остров включён в 50-километровый «зеленый пояс» вокруг Москвы.
Большая часть лесного массива была срублена во время Великой Отечественной войны. В 1979 году объединённым решением Московского городского и областного Советов народных депутатов Лосиный Остров был преобразован в природный парк, а 24 августа 1983 года решением Совета Министров РСФСР был образован национальный парк.
Географически парк приурочен к стыку Мещерской низменности и Клинско-Дмитровской гряды. Он состоит из шести лесопарков: два из них, Яузский и Лосиноостровский, находятся в черте города, остальные — Мытищинский, Алексеевский, Лосинопогонный, Щелковский — в области.
На сравнительно небольшой территории Национального парка (около 12 тыс. га) можно встретить хвойные леса таежной зоны, березняки, заболоченные луга, болота разных типов, а также созданные человеком посадки разных пород деревьев, поляны, луга, пруды. На территории парка находятся истоки рек Яуза и Пехорки.
Фауна насчитывает более 230 видов позвоночных животных, в том числе более 160 видов птиц, 38 видов млекопитающих; 15 видами представлены рыбы, 10 — земноводные и 5 — пресмыкающиеся. По сведениям сотрудников службы содержания и благоустройства национального парка, в начале 2013 г. на территории Лосиного Острова обитали 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев; встречаются также лисицы, американские норки, енотовидные собаки, белки, орешниковые сони, бобры, ондатры, рыжие полёвки, лесные мыши, ястребы-тетеревятники, орланы-белохвосты и многие другие.
А. Саврасов "Лосиный остров в Сокольниках"
Идем лесной дорогой мимо большой вырубки и далее через лес в направлении на юг.
Через 1 км пересекаем заросшую просеку и в 200-300 м за ней выходим на дорогу.
Можно пойти по ней направо и через 1,2 км выйти на широкую просеку СЮ по которой проложена дорога. Повернув направо (на С) мы вскоре выйдем в г. Королев, на ул. Пионерская. Если же продолжать маршрут, то нам следует продолжать идти по ней в южном направлении. Через 700 м пересекаем широкую заболоченную долину Нехлюдова рукава.
Немного истории: На старинных картах это место называлось урочище Нехлюдова Поляна, местные жители чаще называют - Первая Торфянка. Возможно, название пошло от границы владений монастырских и княжеских. "Княжая Хлудневская земля" и нехлудневская. Упоминание о "княжой Хлудневской земле" встречается в Разъезжей грамоте около 1477-1484гг.
После Нехлюдова рукава проходим еще около 900 м лесом и выходим к озеру Торфянка. Оно образовалось на месте старого карьера. Сейчас здесь зона отдыха с пляжем и кафе, в теплое время года можно искупаться и перекусить.
От озера можно дойти до расположенного рядом пос. Торфопредприятие, откуда ходят автобусы к ст. Болшево Ярославской ж/д.
Наш же путь лежит на запад, краем леса мимо Верхнеяузких болот – истока р. Яуза. Здесь удивительным образом сочетаются классические болотные пейзажи средней полосы с участками почти что северной тундры.
Через 1,6 км от озера поворачиваем на север по просеке (можно свернуть и на предыдущую просеку, но этот путь более приятный). Пройдя по ней 2 км выходим на дорогу, идущую в направлении ЗВ, переходим ее и продолжаем путь в северном направлении по лесной тропинке.
Через 460 м пересекаем просеку теплоцентрали и по просеке в березовом лесу (на С) выходим на окраину г. Королев.
Проходим небольшой участок пути между заборами и выходим к парковому комплексу «Коржевские культуры».
Если есть время, то можно свернуть направо и прогуляться по этому красивому ландшафтному парку.
Немного истории: Парк носит имя знаменитого архитектора Михаила Петровича Коржева, который является автором этого удивительного по красоте рукотворного участка природы. Совместно с лесничим Д.Н. Марининым, в начале 1950-х был заложен ландшафт паркового типа с радиально расположенной системой аллей и дорожек, чередующихся с декоративными полянами. Секрет этого парка в том, что если сравнивать его карту со знаменитым парком "Сокольники", можно заметить тот же стиль ландшафтного проектирования: радиально исходящие лучевые просеки от центральных полян… Это и не удивительно, ведь у этих парков один автор — М.П. Коржев. Кстати, он принимал участие и в проектировании ЦПКиО им. Горького. Данный парк - неотъемлемая часть Национального Парка "Лосиный Остров", он является рекреационной зоной, играющей буферную роль. На сегодняшний день это устойчивая биосистема, ареал обитания и гнездования редких птиц и животных.
А можно продолжить путь краем парка, оставляя слева территорию КБ «Химмаш». Через 500 м мы выходим на небольшую улочку, по которой мимо корпусов ЦНИИМАШ и Центра управления полетами (ЦУП) мы выходим на ул. Пионерская.
Долее по ул. Терешковой идем 700 м до центральной площади г. Королев. Здесь в здании ДК можно посетить Музей истории г. Королев.
От площади, по ул. Калинина выходим на Привокзальную площадь (600 м от центральной площади). Отсюда можно уехать в Москву на автобусе до м. ВДНХ (расписание) или перейти по подземному переходу через железнодорожные пути к ст. Подлипки-Дачные, на электричку до Ярославского вокзала (расписание).
Источник:
quest-geo.livejournal.com/13279.html