Понедельник, 02.12.2024, 22:42
 Категории
Город Королёв [32]
история города
ФОТО/ВИДЕО официально [10]
снято для администрации города
Дополнительные статьи [1517]
об учреждениях города
Архив справочной [1487]
заведения, которые уже не существуют
 Реклама

Реклама на сайте
 Справочная
 Сохранить в соцсети



Справочная города Королёв
Главная » Справочная » Хронология и документация » Дополнительные статьи [ Добавить организацию ]

История, приоритеты и программы РКК "Энергия"


Вернуться к РКК Энергия



История

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" - стратегическое предприятие России, головное по пилотируемым космическим системам. Большое внимание уделяет работам по созданию новых космических технологий, включая разработку специализированных автоматических космических систем различного назначения, ракетных систем для выведения космических аппаратов на орбиту. Проявляет активность на зарубежном рынке ракетных и космических услуг. Является лидером по внедрению наукоемких космических технологий для производства продукции некосмического профиля.

Современное название предприятие получило в 1994 г. До этого оно было известно как Особое конструкторское бюро-1 (ОКБ-1), Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), Научно-производственное объединение (НПО) "Энергия".

История Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П.Королева - это рассказ о предприятии и его коллективе, которому в самые тяжелые послевоенные и напряженные годы "холодной" войны суждено было встать у истоков ракетно-космической техники, создать новое оружие, обеспечившее паритет в противостоянии двух военно-политических группировок, и на протяжении многих десятилетий удерживать лидерство в самой передовой и наукоемкой сфере человеческой деятельности XX века - космонавтике.

Развитие и становление отечественной ракетно-космической техники - это история о людях и делах, которые объединили их в стремлении защитить свою Родину и уберечь человечество от самоуничтожения в ядерной войне. Прошло более пятидесяти лет с момента образования нашего предприятия, ставшего первенцем ракетно-космической индустрии, которое в первые же годы своего становления, обгоняя время и достигнутый технологический уровень, в кратчайшие сроки обеспечило разработку самого эффективного средства доставки ядерных боезарядов к цели, ставшего основой создания оружия сдерживания - ракетно-ядерного щита страны.

Бурное развитие и совершенствование этого оружия вынудило государства, обладающие им, искать взаимоприемлемые компромиссы и открыло путь к изучению и освоению человечеством безбрежных просторов Вселенной. В конструкторских залах, в цехах завода, в кабинетах руководителей ОКБ-1 - в настоящее время Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П.Королева - рождалось новое направление человеческой деятельности - исследование и освоение космического пространства, этой новой среды обитания человека.

У истоков предприятия стоял С.П.Королев. И главная заслуга его заключалась в том, что он смог в течение двух десятилетий заряжать тысячи людей, работающих с ним, своим стремлением к познанию неизведанного, постоянно поддерживать в коллективе состояние высокого творческого напряжения, умел находить компромиссные решения, приводящие к цели, и направлять коллективные усилия на решение наиболее важных в данный момент задач.

В разное время предприятие возглавляют члены АН СССР и РАН - С.П.Королев, В.П.Мишин, В.П.Глушко, Ю.П.Семенов, В.А.Лопота, а завод экспериментального машиностроения - П.И.Малолетов, Ф.П.Герасимов, Р.А.Турков, В.М.Ключарев, А.А.Борисенко, А.Ф.Стрекалов.

Рядом с ними их соратники - коллектив ученых, инженеров, рабочих, по своей квалификации соответствующих самому высокому мировому уровню, которых объединяет фанатичная преданность любимому делу, постоянная настроенность на поиск рациональных вариантов решения, системный подход при анализе направлений развития - будь это ракетно-космическая техника в целом либо отдельные специальные вопросы, решаемые в интересах ее развития.

Высокий профессионализм каждого сотрудника в сочетании с коллегиальностью подготовки и выработки решений стали нормой деятельности нашего предприятия и обеспечивали успешное проведение работ по созданию самых сложных образцов отечественной ракетно-космической техники, сохранившей на протяжении многихлет приоритет нашей страны в развитии пилотируемой космонавтики.

Особое место в истории отечественной космонавтики занимают работы коллектива над ракетой Р-7. Созданная в кратчайшие сроки как межконтинентальная баллистическая ракета для доставки ядерного боезаряда в любую точку земного шара, она стала базовой ракетой, модификации которой до сих пор используются для выведения в космос пилотируемых кораблей и аппаратов различного целевого назначения.

История распорядилась так, что ОКБ-1 - первенец ракетной индустрии, постоянно наращивавший свой интеллектуальный и производственно-технологический потенциал, - стало первопроходцем практически на всех направлениях создания космической отрасли в нашей стране, а также сыграло ведущую роль в становлении и развитии мировой космонавтики.

Начало космической переориентации ОКБ-1 было положено докладной запиской "Об искусственном спутнике Земли", отправленной С.П.Королевым в Правительство в мае 1954года. 4октября1957года запуск первого искусственного спутника Земли нашей страной открывает космическую эру в истории человечества. После этого у коллектива ОКБ-1 и его смежников время как бы спрессовалось. Мир еще удивлялся запуску первого искусственного спутника Земли, а на предприятии наряду с созданием боевых ракет уже велись ускоренными темпами работы по межпланетным автоматическим станциям для исследования ближнего и дальнего космоса, Луны и планет Солнечной системы, автоматическим космическим аппаратам для наблюдения за поверхностью Земли, системе космической связи на базе спутников "Молния". Все это делалось одновременно с решением сложнейших научно-технических и организационных проблем и задач в становлении новых производств и обеспечении запуска пилотируемого космического аппарата.

День 12 апреля 1961 года стал торжеством человеческого разума. Впервые рукотворный корабль с человеком на борту вырвался в просторы Вселенной, оттуда был слышен голос гражданина Земли - нашего соотечественника Юрия Алексеевича Гагарина. Это был настоящий подвиг всех участников работ.

В это же время по инициативе С.П.Королева происходит формирование и развитие инфраструктуры новейшего направления отечественной индустрии - ракетно-космической, которая в последующие годы станет одной из самых передовых и перспективных отраслей наукоемких технологий. Характерной чертой этого этапа являлось создание в стране специализированных предприятий по направлениям развития космонавтики, которые зарождались в недрах ОКБ-1 и затем выделялись в самостоятельные организации. В дальнейшем они возглавили эти направления (боевые ракетные комплексы, системы связи, наблюдения и т.д.) и создавали ракетно-космические комплексы и системы, не уступающие мировому уровню, а во многих случаях опережающие его. Развитие ракетно-космической техники потребовало совершенствования государственных структур управления в стране. В структуре Министерства обороны в 1960году создается новый вид Вооруженных Сил - Ракетные войска стратегического назначения, из которых впоследствии выделяются Военно-космические силы. В 1965году образуется Министерство общего машиностроения.

Параллельно и по времени, и по решаемым задачам шло развитие ракетно-космической техники в США, причем в обеих странах работы носили характер соперничества в реализации программ исследований космоса с использованием пилотируемых и автоматических систем и аппаратов.

Царивший в мире дух противостояния двух супердержав привел к тому, что СССР и США приступили самостоятельно к реализации крупнейших дорогостоящих проектов по высадке человека на Луну.

Это соревнование кроме достижения политических целей обогатило науку и промышленность. Наука приобрела достоверные сведения о Луне и ее поверхности в результате исследования материалов, привезенных американскими астронавтами, и данных, полученных с отечественных автоматических космических аппаратов, а промышленность - новейшие технологии.

После завершения этих работ перед учеными и конструкторами встала проблема определения дальнейших основных направлений развития пилотируемой космонавтики. В СССР этим направлением стало создание пилотируемых орбитальных станций и систем их транспортного обслуживания. В США в качестве приоритетного направления принимается создание многоразового пилотируемого транспортного космического корабля.

Общие интересы в космосе заставили отказаться от политических амбиций и подтолкнули руководителей стран к осуществлению совместного советско-американского проекта "Союз" - "Аполлон". Реализация его была успешной. Ученые и инженеры обеих стран сверили уровень своих достижений в области создания космических средств, а политики продемонстрировали знаки взаимного уважения двух великих держав друг к другу.

К сожалению, такое объединение оказалось кратковременным. Снова заговорил дух соперничества. Чтобы продемонстрировать технические и технологические возможности нашей промышленности, принимается решение о создании отечественной многоразовой космической системы, не уступающей по своим характеристикам американскому аналогу. Сжатые сроки, необходимость координации большого числа разноплановых предприятий, новизна и сложность разработки потребовали соответственно неординарного подхода.

НПО "Энергия" на тот момент в нашей стране являлось единственной организацией в космической отрасли, обладающей опытом разработки крупнейших и уникальных по сложности проектов, располагало необходимым научно-техническим потенциалом, поэтому головная роль по решению этой проблемы в целом была отдана нашему коллективу. Несмотря на более позднее, чем в США, развертывание этих работ, сложнейшие научно-технические и организационные проблемы, которые требовалось решить, предприятие совместно с широкой кооперацией смежников (насчитывающей более 1200 организаций) с поставленной задачей справилось. Многоразовый корабль "Буран" был создан и в процессе первого беспилотного полета осуществил впервые в мире автоматическую посадку на Землю космического корабля такого класса. Ракетно-космическая система "Энергия - Буран" по своим возможностям на многие годы опередила свое время, а по ряду характеристик превзошла американские эксплуатируемые многоразовые корабли серии "Спейс Шаттл".

Все работы по созданию МКС "Буран" на предприятии велись одновременно с эксплуатацией станций "Салют", разработкой и началом развертывания орбитального комплекса "Мир", которые также требовали от коллектива самоотверженности и полной самоотдачи в работе.

Пройденный путь в освоении космического пространства нельзя измерить ни глубиной теоретических исследований, ни количеством запущенных ракет, ни восторгами свидетелей космических полетов. Только представив себе весь путь, который прошло человечество, чтобы открыть космос, охватив мысленным взором все многообразие научных, технических и организационных проблем, которые пришлось решать, воссоздав "драму идей" и роль человеческих личностей, можно понять все величие научного подвига и важность научной миссии людей, открывших новое направление в истории развития цивилизации - практическое использование космического пространства во имя жизни на Земле.

Развитие космонавтики потребовало участия сотен тысяч людей, сотен и тысяч институтов, конструкторских бюро и заводов, их тесного взаимодействия и кооперации. Коллективные усилия на пути создания ракет и космических аппаратов - это не только решение научных, технических и организационных проблем, но и тяжелый, беззаветный и во многом бескорыстный труд их создателей, которые превращают отдельные идеи, проекты, чертежи в безукоризненно действующие конструкции, агрегаты и системы, это - величайшая ответственность руководителей и исполнителей за подготовку и принятие конкретных технических решений.

Сегодня еще не все задуманное реализовано, хотя космическая связь и телевидение, контроль погоды и поверхности Земли из космоса органично вписалось в нашу повседневную жизнь и являются ее неотъемлемой частью. Дальнейшее продвижение человечества вперед по пути поиска наиболее рациональных сфер освоения и использования космического пространства не может осуществляться без всестороннего развития космонавтики, и в этом процессе пилотируемым космическим программам принадлежит решающая роль. Логика мирового развития космонавтики неизбежно привела Россию и США к сотрудничеству в создании нового поколения пилотируемых станций во имя развития научно-технического прогресса и обеспечения деятельности человека в космосе. Взаимодействие в этой области обеими странами рассматривается как одно из важнейших направлений, отвечающее одновременно интересам России и США, а также всего мирового сообщества.

Человечеству предоставляется шанс объединить свои усилия в исследовании и освоении космического пространства, обратив это во благо всей земной цивилизации. Это объединение делает реальным не только осуществляемый сегодня план развертывания Международной космической станции, но и более грандиозный проект - работа человека на поверхности планеты Марс!

Иcтория ракетного производства

На предприятии в середине 40-х - начале 50-х годов ХХ века были созданы первые отечественные баллистические ракеты различных типов - от мобильных сухопутных комплексов тактического назначения до баллистических ракет подводных лодок и стратегических межконтинентальных носителей термоядерного оружия. Здесь разработаны 14 стратегических ракетных комплексов, 11 из которых сданы на вооружение и переданы в серийное производство на другие заводы, в том числе комплексы первых жидкостных и твердотопливных ракет, включая ракеты на высоко- и низкокипящих компонентах жидкого топлива. Первая космическая ракета Р-7 до настоящего времени остается одной из самых надежных космических ракет в мире. Этими проектами были заложены основы дальнейшего развития ракетного вооружения страны.

С начала 50-х годов предприятие инициировало и возглавляло работы практически по всем направлениям развития космонавтики. Первый искусственный спутник Земли (1957) и первая ракета космического назначения типа Р-7 ("Спутник"), доставившая его на орбиту, первый полет человека в космическое пространство, осуществленный гражданином нашей страны Ю.А. Гагариным (1961), первые автоматические аппараты, запущенные к Луне и планетам Солнечной системы - Венере и Марсу (1959-1969), первые спутники для научных исследований (с 1957), первая "мягкая" посадка на Луну (1966) - все это было создано и осуществлено благодаря гениальной мысли и инициативе талантливого инженера и организатора, главного конструктора отечественных ракетно-космических систем, основоположника практической космонавтики академика С.П. Королева.

При головной роли предприятия созданы и эксплуатировались:
  • отечественные пилотируемые космические корабли "Восток" (1960-1963), на одном из которых совершил полет Ю.А. Гагарин, "Восход" (1964-1968), "Союз" (1966-1981), "Союз Т" (1979-1986),"Союз ТМ" (1986-2002);
  • отечественные грузовые космические корабли "Прогресс" (1978-1989), "Прогресс М" (1989-2009);
  • орбитальные станции "Салют" (1971), "Салют-4" (1974-1977), "Салют-6" (1977-1982), "Салют-7" (1982-1991) и многомодульная станция "Мир" (1986-2001), ставшая первым Международным исследовательским космическим центром, на котором выполнялись проекты "Евромир", "Мир-Шаттл", "Мир-НАСА";
  • космическая орбитальная обсерватория "Гамма" астрофизического и геофизического направлений (1990-1992);
  • космические аппараты "Зенит" для детальной фотосъемки земной поверхности (1962);
  • первые отечественные спутники связи "Молния-1" (1965), современные спутники связи "Ямал-100" (1999-2011), "Ямал-200" (с 2003), созданные на базе универсальной космической платформы "Виктория";
  • многоразовая космическая система "Энергия-Буран" с крупнейшей в мире ракетой-носителем "Энергия" (1987), которая до настоящего времени не имеет технических аналогов в мире, и многоразовым орбитальным кораблем "Буран" (1988);
  • а также разработаны другие проекты, направленные на развитие перспективных средств ракетно-космической техники (пилотируемые лунные комплексы Л1, Л3, ракета-носитель сверхтяжелого класса Н1, многоцелевой орбитальный комплекс, марсианский пилотируемый комплекс, спутник дистанционного зондирования Земли "БелКА" и др.).
Предприятие являлось активным участником международных космических программ: "Союз-Аполлон", "Интеркосмос". В 1991-1998 гг. впервые в мире в рамках транснациональной компании осуществлена разработка комплекса "Морской старт".

Основные направления деятельности

Пилотируемые космические системы
  • разработка (с 1993) и эксплуатация (с 1998) Российского сегмента (РС) Международной космической станции (МКС), включая координацию работ по нему российских и зарубежных предприятий, участие в создании и эксплуатации функционально-грузового блока "Заря", создание и эксплуатация служебного модуля "Звезда" (2000), стыковочного модуля-отсека "Пирс" (2001), малых исследовательских модулей "Поиск" (2009), "Рассвет" (2010);
  • изготовление и обеспечение полетов по программе МКС кораблей "Прогресс М", "Прогресс М1", "Союз ТМ" (с 2000). Разработка, изготовление и эксплуатация в рамках программы МКС грузового корабля "Прогресс М-М" (с 2008) и пилотируемых кораблей "Союз ТМА" (с 2002), "Союз ТМА-М" (с 2010);
  • обеспечение проведения программ фундаментальных и научно-прикладных космических экспериментов и исследований с использованием средств РС МКС, кораблей типа "Союз" и "Прогресс";
  • разработки по развитию РС МКС, включая проекты многоцелевого лабораторного, энергетических и узловых модулей с максимальным использованием достижений робототехники;
  • разработка перспективного пилотируемого транспортного корабля нового поколения с использованием новейших достижений в области кибернетики, нанотехнологий, микроэлектроники и др.;
  • создание и поставка российских систем для европейского грузового корабля ATV (система дозаправки, система стыковки, стыковочный узел и система управления российскими системами), обеспечение интеграции корабля с РС МКС.
Автоматические космические системы
  • разработка, изготовление и эксплуатация (с 1999) спутников связи на базе универсальной космической платформы "Виктория" собственной разработки;
  • создание на базе этой платформы специализированных спутников для решения задач в интересах государственных и коммерческих заказчиков, в том числе спутников дистанционного зондирования Земли.
Ракетные системы
  • разработка и производство разгонных блоков типа ДМ (с 1969), ДМ-SL (с 1998), используемых в качестве космических ступеней ракет-носителей типа "Протон" и "Зенит-3SL", включая разработку и производство современных модернизаций этих блоков, в том числе разгонного блока ДМ-SLБ для проекта "Наземный старт";
  • создание и эксплуатация (с 1999) совместно с компаниями США, Украины и Норвегии ракетно-космического комплекса морского базирования "Морской старт" для запусков коммерческих спутников на высокие околоземные орбиты с помощью ракет-носителей "Зенит-3SL", создание, оснащение и интеграция в состав комплекса его ракетного сегмента в целом;
  • участие в создании ракетно-космического комплекса наземного базирования "Наземный старт" как варианта развития комплекса "Морской старт" применительно к возможностям космодрома Байконур;
  • разработка предложений по модернизации и повышению энергетических характеристик российских ракет-носителей в интересах решения задач выведения на околоземные орбиты космических аппаратов различного назначения.
Перспективные программы
  • дальнейшее освоение околоземного пространства на базе развития РС МКС и его потребительских свойств, создание транспортной пилотируемой космической системы нового поколения;
  • разработка пилотируемых космических систем для осуществления межпланетных экспедиций;
  • разработка и создание космических телекоммуникационных и энергетических систем на базе крупногабаритных космических антенн и рефлекторов.
Оказание услуг
  • обеспечение технической подготовки и полетов космонавтов и астронавтов в рамках контрактов с зарубежными космическими агентствами и организациями;
  • размещение полезных нагрузок зарубежных агентств и организаций на борту РС МКС, кораблей типа "Союз", "Прогресс", использование в их интересах российской научной аппаратуры;
  • проектирование, изготовление, испытания и эксплуатация ракетно-космической техники для российских государственных ведомств и коммерческих заказчиков из России и других стран по согласованию с Роскосмосом, в том числе создание спутников связи и наблюдения;
  • инжиниринговые услуги, консультации в области разработки, создания и эксплуатации наукоемких и сложных инженерных космических систем орбитальной и наземной инфраструктуры по обращениям сторонних организаций и согласованию с Роскосмосом.
Награды

Предприятие награждено четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, имеет две Благодарности Президентов Российской Федерации.

Сотрудники

В различные периоды работы организации ее возглавляли академики С.П. Королев (1946-1966), В.П. Мишин (1966-1974), В.П. Глушко (1974-1989), Ю.П. Семенов (1989-2005). В настоящее время деятельностью Корпорации руководит член-корреспондент РАН В.А. Лопота.

В Корпорации работают три действительных члена и два члена-корреспондента Российской академии наук, 197 кандидатов и 29 докторов наук. Ведущие ученые наряду с производственной деятельностью занимаются педагогической работой, в их числе 20 человек имеют ученое звание профессора. За выдающиеся достижения в создании уникальных образцов ракетно-космической техники и освоении космического пространства 25 сотрудникам предприятия было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а С.П. Королев и В.П. Глушко дважды удостоены этого звания. Лауреатами Ленинской, Государственных премий и премии Правительства Российской Федерации стали более 200 работников предприятия. Многие сотрудники награждены орденами и медалями. Дважды Героями Советского Союза стали 16 сотрудников, Героями Советского Союза - семь сотрудников предприятия (космонавты). Звания Героя Российской Федерации удостоены 17 сотрудников Корпорации (космонавты).

Структура:
  • Головное конструкторское бюро;
  • Филиал "Байконур";
  • ЗАО "Завод экспериментального машиностроения РКК "Энергия";
  • ЗАО "Волжское КБ";
  • ЗАО "ПО "Космос" РКК "Энергия";
  • Развитая социальная инфраструктура.
В собственности государства 38% акций Корпорации.



Банковские реквизиты

Банковские реквизиты р/с и размер расходов по изготовлению копий документов по запросу заинтересованных лиц
Полное наименование организации: Открытое акционерное общество «Ракетно - космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва»
Юридический адрес: 141070, Моск. обл., г.Королёв, ул.Ленина, д.4А
Фактический полный почтовый адрес: 141070, Моск. обл., г.Королёв, ул.Ленина, д.4А
Идентификационный номер:5018033937
КПП:509950001
Код вида деятельности по ОКВЭД: 73.10
Код организации по ОКПО:07530238
Банковские реквизиты:
расчетный счет 40702810240170101544
корр/счет 30101810400000000225
БИК 044525225
ОКАТО 46434000000
Полное наименование банка: ОАО "Сбербанк России"
Адрес банка:141070, г.Королёв, пр-т Космонавтов, д.6А
Назначение платежа: Оплата расходов по изготовлению копий документов
Размер расходов на изготовление одного листа копии документа: 13,44 руб. (Тринадцать рублей сорок четыре копейки).

Дата государственной регистрации 06.06.1994
Номер Государственной регистрации (ОГРН) 1025002032538
Зарегистрировавший орган Администрация г. Калининграда Московской области

Юридическая оговорка

Справочно:
Контактный телефон: 513-82-03.
Для заказа копий документов необходимо направить в Открытое акционерное общество «Ракетно - космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва» письмо о предоставлении копий документов с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества заказчика, места нахождения или адреса заказчика, названий и количества экземпляров документов, а так же необходимых реквизитов для выставления счета или иметь при себе квитанцию об оплате.

Приоритеты РКК "Энергия"

1948 г. - успешный пуск первой отечественной баллистической ракеты Р-1 главного конструктора С.П. Королева.

1955 г. - запуск первой мобильной баллистической ракеты с подводной лодки (Р-11ФМ).

1956 г. - запуск первой стратегической баллистической ракеты со специальной головной частью (Р-5М).

1957 г. - запуск первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли.

1959 г. - запуск автоматической межпланетной станции "Луна-1", осуществившей первый пролет Луны.

1959 г. - автоматическая межпланетная станция "Луна-2" впервые достигла поверхности Луны и доставила на нее вымпелы СССР.

1959 г. - автоматической межпланетной станцией "Луна-3" получены и переданы на Землю фотографии обратной стороны Луны.

1961 г. - запуск первой автоматической межпланетной станции "Венера-1" к планете Венера.

1961 г. - первый в истории полет человека в космос - полет Юрия Алексеевича Гагарина на космическом корабле "Восток".

1962 г. - первый в истории групповой полет в космическом пространстве двух пилотируемых космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4".

1963 г. - первый полет в космос женщины-космонавта - полет Валентины Владимировны Терешковой на космическом корабле "Восток-6".

1964 г. - вывод на орбиту одной ракетой-носителем космической системы, состоящей из двух спутников Земли "Электрон-1" и "Электрон-2". Впервые спутник ("Электрон-1") отделен на активном участке полета.

1965 г. - первый выход человека в открытый космос - Алексея Архиповича Леонова - и свободный полет его в космическом пространстве.

1965 г. - запуск автоматической межпланетной станции "Венера-3", которая в 1966 г. впервые достигла Венеры, доставив на ее поверхность вымпел с гербом СССР.

1966 г. - первая мягкая посадка на Луну (автоматическая станция "Луна-9") и телепередача изображения ее поверхности.

1966 г. - первый искусственный спутник Луны (автоматическая станция "Луна-10").

1967 г. - первая автоматическая стыковка и расстыковка двух беспилотных космических кораблей.

1968 г. - впервые в мире совершен полет по трассе Земля -Луна - Земля - автоматическая станция "Зонд-5", облетев Луну, возвратилась на Землю со второй космической скоростью.

1969 г. - впервые осуществлена стыковка пилотируемых космических кораблей ("Союз-4" и "Союз-5") и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос.

1969 г. - первый групповой полет трех пилотируемых космических кораблей "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8", в процессе которого выполнено их взаимное маневрирование, при этом наземный комплекс работал одновременно с тремя кораблями.

1971 г. - запуск первой долговременной орбитальной пилотируемой станции "Салют".

1975 г. - первая стыковка на орбите космических кораблей ("Союз-19" и "Аполлон") разных государств (СССР и США).

1978 г. - полет первого грузового корабля "Прогресс-1", впервые осуществившего заправку топливом двигательной установки орбитальной станции ("Салют-6").

1978 г. - начало широкой международной интеграции по выполнению совместных космических программ (Чехословакия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Румыния, Франция, Индия, Сирия, Афганистан, Япония, Великобритания, Казахстан, Австрия, Германия).

1984 г. - первый выход в открытый космос женщины-космонавта (С.Е. Савицкая).

1986 г. - начало развертывания орбитальной станции "Мир" - международной космической лаборатории.

1986 г. - впервые осуществлен межорбитальный перелет космонавтов с одной орбитальной станции на другую и обратно (на корабле "Союз Т-15" по маршруту: "Мир" -"Салют-7" - "Мир") с доставкой груза массой 400 кг на комплекс "Мир" для дальнейшего использования.

1988 г. - создание универсального ракетно-космического комплекса "Энергия - Буран". Впервые осуществлена автоматическая посадка на аэродром крылатого корабля при возвращении с орбиты ("Буран").

1995 г. - установление космонавтом Валерием Владимировичем Поляковым абсолютного мирового рекорда продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета - 437 сут 17 час 58 мин.

1995 г. - длительный полет женщины-космонавта -169 суток (Е.В. Кондакова).

1995 г. - первая стыковка аппаратов больших масс "Мир" (105 т) -"Шаттл" (104 т).


1995 г. - впервые создан орбитальный пилотируемый комплекс "Мир -Шаттл" с объединенным экипажем численностью 10 человек.

1995 г. - впервые осуществлены рекордные для иностранных космонавтов длительные пилотируемые полеты на станции "Мир": НАСА - 115 суток (Н. Тагард) и ЕКА -179 суток (Т. Райтер).

1996 г. - эксплуатация в космосе уникального сооружения XX века - станции "Мир" - перешагнула 10-летний рубеж.

1996 г. - обеспечено установление астронавтом Шеннон Люсид (США) абсолютного мирового рекорда продолжительности непрерывного пребывания женщины в условиях космического полета - 188 сут 4 ч 00 мин, в том числе на станции "Мир" - 183 сут 23 ч 00 мин.

1996 г. - пристыкован к орбитальному комплексу "Мир" и введен в эксплуатацию модуль "Природа", не имеющий аналогов в истории освоения космического пространства по оснащенности различной исследовательской аппаратурой и разнообразию возможностей ее комплексирования. Полная конфигурация станции "Мир" определила классическую схему построения пилотируемых орбитальных центров в ХХI веке.

1996 г. - станция "Мир" стала первым международным орбитальным исследовательским центром, на борту которого, начиная с 1996 г., непрерывно работали астронавты различных государств.

1996 г. - впервые апробирована и получила развитие в составе станции система ее обслуживания с использованием многоразового транспортного корабля "Шаттл" (США).

1996 г. - впервые проведена отработка орбитальных операций по отстыковке, длительному автономному полету с последующей повторной стыковкой корабля "Прогресс М" к станции, которые будут реализовываться на пилотируемых исследовательских космических центрах при эксплуатации в их составе автоматических периодически обслуживаемых платформ.

1996 г. - выведение космического аппарата "Астра-1F" с использованием разгонного блока ДМ3 по заказу Европейской организации SES ознаменовало выход России на международный коммерческий космический рынок средств выведения.

1997 г. - космонавт А.Я. Соловьев, совершив в пяти полетах 16 выходов в космос, установил рекорд общей продолжительности работы в открытом космосе - 77 ч 46 мин.

1997 г. - в экстремальных условиях и в кратчайший срок проведены ремонтно-восстановительные работы на орбитальном комплексе "Мир" после столкновения с ним грузового корабля "Прогресс М-34", что позволило сохранить не только комплекс, но и престиж российской космической техники.

1997 г. - впервые проведен летный эксперимент по отработке космического малого аппарата телеоператорного наблюдения и контроля "Инспектор", предназначенного для обслуживания будущих орбитальных комплексов и космических систем.

1998 г. - завершена крупномасштабная четырехлетняя российско-американская программа "Мир-НАСА", включившая в себя девять стыковок корабля "Шаттл" к станции "Мир"; американские астронавты около двух лет работали на орбите вместе с российскими экипажами.

1998 г. - запуском функционального грузового блока "Заря" - первого модуля Международной космической станции - начато осуществление крупномасштабного международного проекта XXI века.

1999 г. - начало летных испытаний ракетного сегмента РКК МБ по программе "Морской старт". Демонстрационный старт ракеты-носителя "Зенит-3SL" с разгонным блоком ДМ-SL.

1999 г. - выведен на целевую орбиту космический аппарат связи нового поколения "Ямал-100". Через 35 лет коллектив РКК "Энергия" на качественно новом уровне продолжил работы в области космических средств связи.

1999 г. - проведен эксперимент "Рефлектор" на борту орбитального комплекса "Мир" по совместной российско-грузинской программе, положивший начало новому направлению работ в области создания антенн (рефлекторов) большого диаметра.

1999 г. - впервые в мировой практике экипаж двадцать седьмой экспедиции (ЭО-27) орбитального комплекса "Мир" наблюдал и фиксировал с орбиты полное затмение Солнца.

1999 г. - международное жюри в Лондоне присудило самую престижную в области авиации и космонавтики премию имени Франсуа-Ксавье Баньо орбитальному пилотируемому комплексу "Мир".

1999 г. - установление космонавтом Сергеем Васильевичем Авдеевым абсолютного мирового рекорда суммарного времени пребывания в условиях космического полета - 747 сут 14 час 12 мин (за три полета).

2000 г. - впервые в мировой практике осуществлена полностью на коммерческой основе длительная российская пилотируемая экспедиция (ЭО-28) в составе С.В. Залетина и А.Ю. Калери на орбитальный комплекс "Мир", длившаяся 75 суток. Этот полет заложил основы и подтвердил жизнеспособность дальнейшей коммерциализации космических исследований.

2000 г. - завершен один из важнейших этапов строительства Международной космической станции - стыковка на орбите служебного модуля "Звезда" со связкой модулей "Заря-Юнити", ознаменовавшая готовность станции к эксплуатации в пилотируемом режиме.

2000 г. - корабль "Союз ТМ-31" доставил первый международный экипаж в составе: российские космонавты - командир корабля Ю.П. Гидзенко и бортинженер С.К. Крикалев; руководитель экспедиции - астронавт НАСА (США) У. Шеперд, что положило начало постоянной эксплуатации Международной космической станции в пилотируемом режиме.

2000 г. - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева в течение года осуществила выведение 22-х различных космических аппаратов на рабочие орбиты, установив своеобразный рекорд для одной организации. Таким образом, был продемонстрирован высочайший уровень организации работ и научно-технического потенциала коллектива, достигнутый к концу ХХ столетия.

2001 г. - преодолен 15-летний рубеж функционирования орбитальной станции "Мир" на орбите.

2001 г. - впервые выполнена уникальная операция - свод с орбиты 140-тонной конструкции орбитальной станции "Мир" с затоплением ее в заданном районе акватории Мирового океана.

2001 г. - впервые осуществлен полет космического туриста - американца Д. Тито в составе первой экспедиции посещения (Ю.М. Батурин, Т.А. Мусабаев) на корабле "Союз ТМ-32" на Международную космическую станцию, положивший начало новому направлению работ в области пилотируемой космонавтики.

2002 г. - введен в эксплуатацию новый модифицированный транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА».

2002 г. - за 25 лет со дня запуска первого транспортного грузового корабля «Прогресс» выведены на орбиту 100 кораблей, которые полностью выполнили задачи своих полетов.

2003 г. - впервые одним запуском успешно выведены на геостационарную орбиту в расчетные точки два телекоммуникационных спутника «Ямал-200», принятые после летных испытаний в штатную эксплуатацию.

2003 г. - ракета-носитель среднего класса «Зенит-3SL» с разгонным блоком ДМ-SL («Морской старт») впервые вывела на геостационарную орбиту КА, по массе соизмеримый с аппаратами, выводимыми тяжелыми ракетами-носителями «Протон» и «Ариан-5».

2008 г. - осуществлен первый пуск ракеты космического назначения "Зенит-3SLБ" по программе "Наземный старт". Разгонный блок ДМ-SLБ — новая модификация РБ типа ДМ — вывел космический аппарат AMOS-3 на заданную орбиту.

2008 г. - осуществлен старт первого транспортного грузового корабля "Прогресс М-01М" новой серии с модернизированными отдельными бортовыми системами.

2009 г. - малый исследовательский модуль №2 (МИМ2) "Поиск" введён в состав Российского сегмента Международной космической станции.

2010 г. - малый исследовательский модуль №1 (МИМ1) "Рассвет" введён в состав Российского сегмента Международной космической станции.

2010 г. - осуществлен старт транспортного пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-М" новой серии с модернизированными отдельными бортовыми системами.

См. также:
Источник www.energia.ru
Показать Скрыть карту

Категория: Дополнительные статьи | Представитель организации: Vitayana | Автор: РКК Энергия
Добавлено: 13.11.2009 | Обновлено: | Просмотров: 5300 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Уточните данные об организации или оставьте отзыв
omForm">
avatar

Похожие статьи:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Справочная
  Статистика
  ЮБиК рекомендует