Вернуться к Первомайской школе-интернату
Программа развития Первомайской школы-интерната для слепых и слабовидящих до 2010 г.
Концепция модернизации образования, принятая Правительством РФ, определяет три приоритетные задачи: качество образования, общедоступность образования, эффективность образования.
Система обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих детей является неотъемлемой частью всего общеобразовательного процесса в стране и решает кроме общих проблем специфические задачи социальной адаптации и трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения.
Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре основных компонента:
- обученность учащегося, выраженная в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии;
- воспитанность, предполагающая овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме;
- развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей;
- здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие.
Задачи
- обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, разработки средств поддержки и сопровождения продвижения учащихся с нарушениями зрения (Пошаговая система обновления);
- подготовка педагогических кадров, способных использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, выстраивать собственную траекторию профессионального развития;
- предоставление ребенку равных реальных возможностей для самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности;
- создание и внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических комплексов, учебных пособий;
- создание образовательной модели, обеспечивающей духовно-нравственные компоненты в содержании образования и воспитания;
- развитие системы коррекционной помощи учащимся, строящейся на принципах комплексного подхода с учетом законов, закономерностей и принципов целостности тифлопедагогического процесса
Приоритетными являются следующие проблемы
- Создание системы предпрофильной подготовки и гибкой системы профильного обучения на третьей ступени школы.
- Проблема отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень обучающихся и воспитанников при адекватной охране и укреплении здоровья.
- Проблема отсутствия целостной системы, направленной на сохранение и укрепление здоровья ученика, формирование у него потребности в здоровом образе жизни, здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей грамотности по отношению к себе и к окружающим.
- Проблема формирования компетентности социального взаимодействия как способности адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия и успешной социальной адаптации и трудовой реабилитации учащихся с нарушением зрения.
- Проблема духовного возрождения личности и России. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
- Проблема обновления методической работы в школе с целью создания условий, обеспечивающих повышение профессионализма педагогов, способных реализовывать инновационные преобразования в образовании.
Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, для духовно-нравственного воспитания учащихся, для формирования эстетически развитой личности, для формирования социально грамотной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, способы реализации себя в социуме, для подготовки к полноценному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Основное направление образования в школе – адаптация учащихся с нарушениями зрения к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.
Содержание социальной компетентности учащихся с нарушениями зрения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, восприятие их как важнейших жизненных критериев;
- активная гражданская позиция,
- соблюдение правил, норм поведения и законов общества;
- ориентация в мире профессий, знание своих профессиональных возможностей;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни (выбор витаминно-минеральных комплексов и лекарственных препаратов, продуктов питания, обращение с химическими веществами, выбор косметических средств и т.д.);
- способность брать на себя ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих,
- эстетическая культура тела,
- саморегулирование своего физического состояния,
- знания о современном информационном обществе,
- владение технологией обработки различных видов информации с помощью компьютера,
- толерантное отношение к действительности (в суждениях, поведении, оценке событий);
- способность к самооценке,
- умение работать в компьютерных сетях и владеть Интернет-технологиями,
- умение выбрать адекватную модель своего поведения.
I этап
2008/2009 г.
Организация и внедрение
в образовательный процесс школы-интерната предпрофильной подготовки
и профильного обучения учащихся
с нарушениями зрения
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
1.1. Элективные учебные курсы выполняют три основные функции:
- надстройка профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленный.
- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена.
- удовлетворение познавательных интересов
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке:
- предметно-ориентированные курсы. Задачи курсов данного вида:
- создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов,
- уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне,
- создать условия для сдачи экзаменов по выбору.
- межпредметные (ориентационные) курсы. Задачи курсов данного вида:
- формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий,
- поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.
1.2. Профильное обучение
В 2007/2008 учебном году была пересмотрена действующая программа.
Измененная программа: «Общий гигиенический (оздоровительный) массаж» служит для реализации профильной специализации обучения по основной содержательной линии: углубленное изучение анатомии (9, 10 классы, 1 час в базисном учебном плане) и массаж (11, 12 классы, 2 часа в базисном учебном плане).
1.3. Проект:
«Информационно- коммуникационные технологии в образовательном процессе. IT- подготовка учащихся 9-12 классов в области информатики в форме предпрофильной подготовки и профильного обучения»
- 2008/2009 г.- внедрение.
- 2009/2011 г.- систематизация работы IT-классов.
(на основе отслеживания процесса внедрения, наблюдений, рейтинга, результатов обучения (административные срезы), анализа, выявления проблем и корректировки).
Организация совместного учебного процесса
- Организация набора -УМК для учащегося
- Организация обучения -УМК для учителя
- Сопровождение учебного процесса -Сопровождение учебного процесса
- Промежуточная и итоговая аттестация учащихся -Сертификация
- Участие в конкурсах и мероприятиях -Внеучебная ОЦ деятельность
Образовательное учреждение - Школьный университет
Учащийся школьного университета
- Получение УМК
- Обучение в IT- классе
- Получение сертификатов: «Пользователь ПК», «Оператор ПК», «Программист»
- Участие в конкурсах и мероприятиях ОЦ
II этап
2008/2010 г.
Качество обучения.
Внедрение в образовательный процесс новых моделей преподавания учебных дисциплин, интерактивных и интеллектуальных технологий.
2.1 В системе образования России сегодня происходит активное внедрение интерактивных досок в учебный процесс.
С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.
2.2 Проект: Внедрение инновационных разработок в области учебной техники в образовательный процесс школы-интерната.2008/2009 г.
Школа, изучив предложения, остановила свой выбор на комплекте специализированной учебной мебели и оборудования для создания здоровьеразвивающей среды обучения.
Этот комплект учебной мебели и оборудования обеспечивает успешное внедрение здоровьеразвивающих технологий в учебных классах, которые предусматривают:
- организацию учебного процесса на основе телесной вертикали,
- активизацию учебного процесса,
- профилактику нарушений в развитии позвоночника, зрения и нервно-психических процессов,
- улучшение здоровья учащихся в целом.
2.3 Развитие творческих способностей учащихся:
- привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, выставкам вне стен школы;
- продолжать работу по созданию творческой атмосферы в школе (кружки, музейно-экскурсионная работа, танцевальный коллектив, хоровое пение);
- модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности,
- проводить диагностику склонностей учащихся 4, 10 классов,
- мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 ; 5, 7 классах,
- привести в систему работу с одаренными детьми,
- осуществить перевод итоговой аттестации в 4, 10, 12 классах в условия независимой оценки знаний наряду с существующей традиционной формой итоговой аттестации,
- обеспечить уверенное участие учащихся в ЕГЭ по русскому языку, математике.
2.4 Создание условий в процессе обучения для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса.
При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития.
В 2008/2009 учебном году пройдет апробацию проект «Я – исследователь!»
Возможные презентации:
- «Мы хотим жить в здоровом мире! А вы?»
- «Земля – наш общий дом. Будьте аккуратными хозяевами!»
III этап
Учебно-воспитательный блок
Воспитательный процесс в школе
3.1 Внедрение новых моделей сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса.
2008/2010 г.
3.2 Проект «Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности, воспитание патриота и гражданина».
2008/2009 г. – разработка программы «Духовно-нравственное развитие учащихся». (Разработать методические рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры учащихся в классе, сформировать пакет материалов по изучению уровня воспитанности учащихся; изучить степень сотрудничества воспитателя с классом, уровень взаимного доверия и взаимодействия; степень включенности родителей учащихся в дела класса).
IV Этап
Коррекционный блок
образовательного процесса
На 2008/2009 учебный год выявлена следующая потребность в проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися начальной школы:
- коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности,
- коррекционные занятия по формированию социально-коммуникативных навыков общения,
- коррекционные занятия по коррекции речевого развития,
- коррекционные занятия по развитию мелкой моторики,
- коррекционные занятия по развитию общей моторики,
- коррекционные занятия по социально-бытовому обучению,
- коррекционные занятия по физическому развитию и укреплению здоровья,
- коррекционные занятия по формированию навыков пространственной ориентировки,
- коррекционные занятия по формированию и развитию зрительного восприятия.
2009/2010 г. – внедрение программы «Духовно-нравственное развитие учащихся».
Скачать программу в PPT