Воскресенье, 17.11.2024, 23:15
 Блоги
Наблюдатель [69]
Городские наблюдения
Заметки горожанина [19]
Обо всем понемногу
Антиспам [85]
достала навязчивая реклама? - давайте вместе :)
Записки горожанина [2]
За жЫзнь
Заметки простого жителя [10]
О том, что вижу
Дмитрий Александрович [44]
житель Королёва
Елена Романова [19]
мои заметки
Лахматик [7]
Житель Мира, а родина в Юбилейном
Viva voce [4]
Житель Королева о городе
 Реклама

Реклама на сайте
 Блог
 Сохранить в соцсети



Блог организаций и жителей города Королёв
Главная » Блог жителей » Авторская колонка » Заметки простого жителя

Весёлая компания за печкою сидит… или День Домового

Ну, вот и конец рабочего дня, пятница. Впереди два выходных. Немного отойдём от текущих проблем и поговорим о наших «домочадцах». Про домашних насекомых речь здесь пока не пойдет. А, наша тема коснется того, во что верили древние славяне  –  о домовых и кикиморах.  Да, да… наши предки верили, что кикимора обитает в жилищах человека. А Вы не знали?  Вам что-нибудь говорит «Кудесы», «Бубны», «Велесичи»?  Так по-разному называют День Домового.  В народе говорят, что Домовые отмечают Новый год с 10 на 11 февраля. Правда, в некоторых областях этот день отмечают 28 января. Не могу точно сказать, знают ли домовые про разные  календарные «стили». Однако, в эти дни надо обязательно поздравить своего домового и его семейство с праздником. А вообще, как говорят «домоведы»,  домовые зимой спят. Но, в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят. Подробнее об этом Вы прочтёте ниже.
 
Один из старейших и  авторитетнейших  изданий Энциклопедический словарь товарищества «Бр. А. и И. ГРАНАТЪ и Ко» дает описание домового. «Домовой один из самых популярных персонажей в крестьянских верованиях, дух, смотрящий, по народному поверью, за домом. Он обыкновенно относится доброжелательно к людям и скотине, смотрит за порядком в доме, Ходит за лошадьми, заплетает им гривы и пр., но в то же время любит почет и порядок и не прочь мстить людям, относящихся к нему недостаточно уважительно; иногда же он без всякой причины начинает проказничать над людьми, душить их, гонять лошадей, путать им гривы и т.п. Перебираясь из одного дома в другой, хозяйка берет горшок, в котором никогда ничего не варили, кладет в него уголья и вызывает вместе с собою домового на новое жилье. Домового можно видеть во хлеву в ночь на Светлое Христово Воскресенье, видевшие его запоминают только то, что он космат, так как он отшибает память.»  

В старинном издании, "Большой энциклопедии" под редакцией С.Н. Южакова, написано, что "Домовой, олицетворенное понятие огня, хранимого на домашнем очаге. Это доказывается доныне уцелевшими обрядами. При переходе на новоселье хозяйка топит печь в старой избе: как только прогорят дрова, она выгребает весь жар в чистый горшок и со словами: "милости просим, дедушка, на новое жилье" переносит горящие угли в новую избу. В Польше домовой называется "выгорище" (от "выгорать"), а у беллорусов - "подпечка". Великоруссы думают, что Домовой живет за или под печкой, но  кроме избы, домовые поселяются в банях, овинах, словом - везде, где устроена печь. Домовой - малорослый старик, весь покрытый косматой шерстью. Ему приписывается страсть к лошадям; по ночам он любит разъезжать верхом, так что не редко по утру видят лошадей в мыле. У Домового есть всегда любимая лошадь, которую он холит и чистит, приглаживает ей шерсть, и заплетает хвост и гриву. Домовой охотно ездит на козле, которого и держат на конюшне. С культом домашнего очага связывалось поклонение душам усопших предков. Некоторые исследователи видят "культ предков" и в названиях "род", "роженица" и "чур" (в восклицании "чур меня"). На Руси в лице Домового чествуется основатель рода, первый устроитель домашнего очага.Это подтверждается некоторыми обрядами: в Малороссии невеста дает своё согласие пойти замуж тем, что слезает с печи. Это символически означает, что она передается как бы самим "дедушкой", покровителем семьи. Вообще в свадебных обрядах стараются возбудить расположение чужого "дедушки" к невесте, потому что проводят резкое различие между Домовым своим  и чужим: свой Домовой большей частью добр, а чужой Домовой непременно лихой. Но иногда Домовой становится злым в отношении к семье своего хозяина, в особенности когда не исполняется обычных ему жертвоприношений, состоящих из хлеба, соли, пирогов и др. яств. См. Афанасьев, "Поэт. воззрения славян"; исследования Буслаева; "История" Соловьёва т.I."

Заглянем в нашу современную информационную электронную паутину. Вот, что ещё удалось найти. И. Попович, целитель, г.Кривой Рог, Днепропетровская обл. пишет, что крестьяне на Руси не признавали домовых за нечистую силу вообще и считали их отдельной доброй породой. Некоторые маги считают, что возраст домового может исчисляться 500-600 годами. Домовые отмечают Новый год с 10 на 11 февраля. В эти дни надо обязательно поздравить своего домового и его семейство с праздником. А вообще домовые зимой спят. Но в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят.Увидеть домового практически не возможно. Он представляет собой некий сгусток энергии высотой около метра. Иногда можно услышать голос домового, его тихий плач и глухие стоны, его мягкий и ласковый, а иногда глухой и отрывисто-краткий отвечающий голос. Домовому под силу уничтожать всю мелкую энергетическую грязь в доме, но, к сожалению, уничтожить серьезную порчу он не в состоянии. Если домовой по ночам временами стучит, шуршит, возится или гремит посудой, то делает он это просто от скуки, забавляется. Домовой - вообще большой шутник: может щекотать спящих, запрятать нужную вещь в самое неожиданное место или утащить и запутать моток ниток, словно котенок. При этом никому не причиняет существенного вреда, а если ласково и почтительно попросить его вернуть вещь на место - не откажет в помощи. Скромным, бедным и трудолюбивым может помочь доделать их работу, опять же ночью. Поселяясь на постоянное житье в теплой избе, домовой так приживается, что охраняет свои хозяйские права весьма ревниво. Стоит ему заметить покушение на его территорию со стороны «Нафани» - соседского домового, например, уличить его в краже у лошадей овса или сена, — он вступает в драку и ведет ее с таким ожесточением, какое свойственно только могучей незримой силе, а не слабой людской. Чуткие на слух люди могут слышать этот шум в хлевах и конюшнях и всегда сумеют отличить возню домовых от лошадиного топанья и шараханья овец.
Если ваши отношения с домовым налажены, если он на вас не обижен, то в его силах уберечь и вас, и ваш дом и от вора, и от незваных гостей, и от нечистой силы. Но во власти домового пустить в дом и недобрых энергетических «гостей»: злыдней, перекати-поле и т.п. Хотя к подобным крутым мерам домовой прибегает нечасто. Уж если только очень рассердится. Или в случае, если у него отвратительный характер, или если другой домовой пытается вселиться в ваш дом, а вашего хозяюшку прогнать.Домовой настолько привыкает к своему жилищу, что его почти невозможно выселить или выжить, а сманить на новое место чрезвычайно трудно. Тут недостаточно заговоров и обычных приемов, надо обладать особыми притягательными добрыми свойствами души, чтобы он не принял ласковые заговоры за лицемерный подвох, а предлагаемые жертвы - за насмешку. И никакие насильственные действия не помогут. Если же при переезде не суметь переманить домового в новое жилье, он останется на старом месте в грусти и тоске. Оставшись из упрямства или оставленный по забывчивости недогадливых людей, домовой предпочитает страдать, томясь и скучая, плакать и стонать в пустой избе, как это делали, между прочим, те домовые, которых забыли пригласить с собой во второй половине XIX века переселенцы в Сибирь.
Зазывать домового на новое место можно горшком каши, а переносить в мешке (куда он залезет, когда никто не смотрит). Но главное, — все это нужно делать с добрым сердцем, от всей души, приговаривая: «Дом- домовой, пойдем со мной, веди и домовиху- госпожу, как умею, награжу». На русском Севере считалось, что домовой может иметь семью - жену (Доманю или Домовиху) и детей (Шушканов или Шуршончиков).
Второй вариант того, как забрать с собой домового на новое место. Перед тем, как переехать на новую квартиру, встаньте на колени в коридоре бывшей квартиры у входной двери, постелите на пол полотенце и скажите заклинание: «Хозяин-батюшка, бери свои пожитки, поедем вместе, жить будем как прежде, дружить». После этого аккуратно сложите полотенце вчетверо и положите за пазуху. Придя на новую квартиру, первым делом, войдя в коридор, встаньте снова на колени, разложите полотенце на полу и скажите: «Хозяин мой, с новосельем тебя!».

От ваших отношений с домовым зависит и ваша жизнь в вашем доме: либо она будет спокойная и счастливая, либо вас будут постоянно преследовать всяческие домашние неприятности, а вы и знать не знаете, что причина этому (верите вы в это или нет) - обиженный или рассерженный на вас домовой.

А, разозлиться на вас Домовой может по таким причинам:
1. Домового сильно раздражает табачный дым.
2. Он просто ненавидит тайные измены супругов.
3. Если в доме постоянный беспорядок.
4. Если домовой считает, что вы ведете себя по отношению к домочадцам не так, как следует.
5. Ему не нравится приготовленная вами пища.
6. Если вы забыли накормить хозяина (а делать это надо каждый месяц 1-го числа).
7. Излишняя расточительность хозяев дома. Помочь же домовой может во многих житейских проблемах.

История о шотландском сородиче нашего Домового.
Как-то давным-давно один очень проказливый домовой вздумал поселиться у одного фермера. Фермер был хозяйственный: водились у него и стада коров, и отары овец, были у него луга и поля, и все это процветало. Да вот беда - домовой не давал ему покоя: шумел ночи напролет, бил посуду, опрокидывал бутыли с молоком и сливками, швырял в стены маслобойни свежеизготовленные куски масла и щипал во сне работниц, да так, что они с криком просыпались. Не мог фермер избавиться от домового в доме и решил сам его покинуть, переехать со всем добром в другой принадлежавший ему дом - на дальнем краю его владений. Задумано - сделано: вот уж фермер и его жена пакуют вещи, а работники нагружают телеги и перевозят все имущество в новый дом. К концу недели с переездом было почти покончено, старый дом смотрелся пустым и заброшенным. И вот ярким весенним утром фермер и его жена сели в повозку, нагруженную всяким добром, включая маслобойку, и отъехали от своего старого дома, а он в это время весело полыхал, потому что разгневанный фермер поджег его.
Итак, они тронулись в путь, и когда они находились на вершине холма, фермер высунулся из повозки посмотреть, как горит старый дом, и погрозил кулаком домовому, которого он, по правде говоря, и в глаза не видывал:
— Можешь теперь веселиться вволю на этих руинах! Можешь кидаться головешками, сколько душе угодно!
— Да, думаю, оно и к лучшему, — согласилась жена фермера, утирая слезу. - А все же горько мне это видеть, хороший был дом.
 
И они замолчали, глядя на пожар, она — в слезах, он - в ярости. А навстречу им ехал сосед и постучался в стенку повозки:
— Никак переезжаете? - спросил он.
— Да вот, — откликнулся скрипучий голосок из маслобойки...
 
 
Теперь поищем то, о чем пишут про жену домового. Не все знают, что женой домового является кикимора.
В уже упомянутой старой "Большой энциклопедии" под редакцией С.Н. Южакова, есть следующая запись про кикимору. "Кикимора, по рус. поверьям, своего рода домовой (см.) только женского пола и карликового роста. Кикимора в противоположность домовому мужчине, вечно юная и всегда недоброжелательна к хозяевам дома, которые её задабривают разными приношениями."

Кикиморой древние славяне ночное божество сонных мечтаний. Такой дух-хранитель дома в женском обличье, маленького росточка девушка или старушка, которая умеет быстро бегать, далеко видеть и много знает. Очень весёлая, любила незлобливые шутки и часто помогала хороши хозяевам по дому. Жила в подполье, любила сидеть за печкой прясть пряжу.  Кикимора может испечь  хлеб, покачать дитя, помыть посуду, при этом обязательно что-нибудь разобьёт. Но, всё же чаще всего играет роль мелкой пакостницы, так старается напроказничать, досадить хозяевам дома. Наши далёкие предки старались не гневить «хозяйку» своего дома. И второго марта (по старому стилю) отмечали день её рождения. До появления христианства – в день именины богини Морены, а Кикимора – одна из представительниц её свиты. В этот день обязательно перемывали всю посуду и утварь в воде, в которую добавляли настойку папоротника. Папоротник – самое любимое растение Марены. Также тщательно выметали дорожку от дома до перекрёстка или до колодца. Без сожаления расставались со старой разбитой посудой, потрёпанную одежду сжигали, а обходили дом с факелами. Кикиморы не любят кошек и собак. Первоначально появилось слово «мора», а затем к нему прибавилось «кики», что означало горбатая. У домашней кикиморы есть  родная сестра - болотная (лесная) кикимора. В чем-то они схожи и внешне, и по характеру, и по поведению, но есть и определенные отличия. Кикимора болотная – это жена лешего, которые живут глубоко в топях. В отличие от домашнего духа они имеют зеленый цвет кожи и очень длинные волосы, покрытые тиной. Кикимора болотная редко показывается людям на глаза, а так же очень боятся солнечного света, потому что под ярким светом их кожа приобретает зеленый оттенок. Так и живут они в глухих топких местах и морочат головы проходящим по лесу путникам. Как выглядят болотные кикиморы Так же как и домашние духи, болотные принимают образ некрасивой женщины с маленькими глазами, тонкими губами и крючковатым носом. На ее лице могут быть бородавки. Волосы такой кикиморы очень длинные. В них она вплетает тину и болотные растения. Одеваются болотные кикиморы, обычно, в подобие сети. Так же она очень сильно любит различные меха, которые тоже использует как наряд. Простой человек это существо видит крайне редко. Обычно кикимора болотная появляется перед теми, кого сами и заманили в топкие болота. Они показываются, чтобы испугать и окончательно дезорганизовать тонущего человека. Очень часто можно услышать, что кикиморой называют женщин со скверным ворчливым характером, которые постоянно всем недовольны. Такое сравнение появилось неслучайно. У этой нечести действительно очень скверный нрав. Откуда же появились болотные кикиморы? По этому поводу выдвигается несколько версий. Болотными кикиморами могут стать младенцы, которых ненавидела и проклинала мать, а так же утонувшие и некрещеные дети женского пола. Так же к вдовам и тоскующим по возлюбленному девушкам прилетал огненный змей, который превращался в юношу и соблазнял несчастную. От таких отношений получались дети, которые и становились кикиморами. Запустить в дом вредное существо могут плотники и печники, которым не заплатил хозяин за работу. После того, как оплата производилась, все становилось на свои места, и никто уже не стучал и не гремел ухватами.

На Урале бытует поверье, что детей, которые зашли в топкие места, воруют кочки – это болотная нечисть. Она весь день прячется в тине, показывая только свои пушистые волосы. Ближе к вечеру болотные охотники – кочки выходят и выискивают свою жертву. Заметив ребенка, они обвивали его руками-веревками и затягивали в трясину. После этого появлялась еще одна болотная кикимора. В глухих деревнях до сих пор происходят странные встречи людей с болотной нечистью, особенно в тех местах, где топи страшные и непроходимые. Обычно такие истории связаны с исчезновением детей. В уральском селе исчезнувшая в болоте девочка появилась только через несколько лет. Она продолжала жить нелюдимо, и с ней никто не хотел общаться. Когда представилась возможность спасти заплутавшего в болоте человека, она это сделала. Но у спасенного возникло ощущение, что с ним случилось, нечто мистическое и нереальное. Он потерял счет времени, остался без корзинки с грибами и ягодами, а так же прямо возле деревни. В то время как минуту назад тонул в трясине. Такие загадочные истории происходят с людьми достаточно часто, но они редко бывают озвучены. Связь болотной кикиморы с богами У болотных кикимор и их домашних сестер есть свой день рождения, который связан с появлением богини Мары. Часто лесных кикимор путают с русалками.
Второго марта зима заканчивается и приходит весна. С этим событием были связаны особенные ритуалы. В первую очередь необходимо сделать в жилище уборку. В качестве ритуальной использовалась старая метла, которой прометали по всем углам. Затем ее заворачивали и выкидывали подальше от дома, а иногда сжигали дотла. Помимо дома необходимо было вымести весь двор и дорожки до колодца или водоема, а так же как ориентир использовался перекресток. Старая одежда и битая посуда выкидывалась из дома как можно дальше. Чаще всего ее оставляли на перекрестке или у колодца. Некоторые хозяева вынуждены были бросить свой дом и уйти жить в другое место, когда кикиморы начинали их выводить и выживать. Люди иногда пытались выгнать этого навязчивого духа из жилища. В этом случае не обходилось без церковного ладана. Им кропили шерсть животных и засовывали оберег между досок. На этот случай существовал магический заговор. Вывести болотных кикимор из их родных топей невозможно, да никто и не стремился это делать, так как даже у самых гиблых мест должен быть свой хозяин. Болотные кикиморы очень скрытные, они никогда специально не показываются на глаза людей, но их присутствие ощущается. Когда человек оказывается на болоте, то он нередко слышит характерные звуки. Бульканье, треск, плачь ребенка или крик женщины, вой собаки и так далее очень часто слышится с болот. Кто может издавать такие звуки? Ученые утверждают, что из болотных глубин выходят газы, которые могут издавать определенный звуковой фон, но не все можно оправдать данным явлением. Плачь человека трудно перепутать с выходом метана. Обычно, человек, услышавший призывный крик себе подобного старается оказать помощь, не задумываясь об опасности, которая таится под зелеными мхами. Наступив на такое место, спаситель начинает погружаться в топкую жижу, из которой практически нет спасения, при этом плачь и стоны могут превратиться в демонический хохот. В этот момент утопающий видит страшное зрелище. Из разверзшихся мхов и топей появляется непонятное существо с зеленой кожей, длинным, спутанным волосом и одетое в сплетенный из водорослей наряд. Кикимора болотная появляется в последний момент, чтобы увидеть агонию умирающего и испугать его так, чтобы сил на сопротивление трясине уже не осталось. Помощники болотного духа У коварной и страшной для человека болотной кикиморы есть несколько помощников и слуг, которые боятся ее и устраивают людям различные пакости. Болотницы и хмыри, крыксы и злыдни представляют для людей опасность. Неудивительно, для тех, кто бывал на болотах, такое явление, как появление огней. Синие огонечки, мерцающие и вспыхивающие неоткуда, пугают путников и манят их. Так как те, кто не знает, что впереди болото, идут на свет, как к человеческому жилищу. Вот эти самые огни, по поверьям, зажигают болотные кикиморы и их ближайшие помощники. По не до конца доказанным и исследованным данным, болота считаются колыбелью всего живого на земле. В них найдено уже около двух тысяч мумий. А в глубинах торфа можно найти отпечатки существ, которые ранее существовали в природе. Человек себя чувствует в этих местах очень неуютно. Он начинает испытывать ужас, чувство страха и слабость. Возможно, это происходит из-за многочисленных тайн, скрываемых болотом, а может из-за присутствия там нечисти.

Источники:
http://mistich.ru/kikimora-bolotnaya/
 http://www.anubis-sub.ru/oborotni/277-domovoy.html
http://www.onelegend.ru/kikimora.html

 
    
Фотографии: фото 1 | фото 2 | фото 3
Блог: Заметки простого жителя | Добавил: aqwaaqwa (27.01.2017) | Подписаться:
Просмотров: 1739 | Рейтинг: 4.3/12

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar

Похожие записи:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Блог
  Статистика
  ЮБиК рекомендует