А.П. Чехов в ЛюбимовкеК 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.П. ЧЕХОВА
Дом, где жил А. П. Чехов. Фото из путеводителя 1956
Не будь подмосковной
Любимовки, А.П. Чехов, наверное, никогда бы не написал свою, пожалуй, самую знаменитую пьесу «Вишневый сад». Она настолько была пропитана Любимовкой, что когда К.С. Станиславский осенью 1903 г. получил присланную в Москву из Ялты рукопись, то, прочтя её, говоря его же словами, «сразу всё понял и написал свои восторги Чехову».
На высоком берегу Клязьмы...Усадьба Любимовка в 30 км от Москвы на высоком берегу Клязьмы напротив старинной деревни Тарасовки, издавна притулившейся к Ярославскому тракту, была приобретена купцом первой гильдии, потомственным почётным гражданином коммерции, советником С.В. Алексеевым у дворян Туколевых в 1869 г. С этого времени и начался отсчет её новой истории, которая оказалась прочно связанной с увлечением этой семьи театром.
Летом в Любимовке было весело. По живописной Клязьме ходила целая флотилия лодок Алексеевых и их соседей. Часто кавалькадой верхом или в экипажах ездили в Пушкино, где был ресторан, или к соседям в Листвяны, Звягино, Мамонтовку.
Нередко устраивались музыкально-театральные представления и семейные спектакли. Первоначально они проходили в небольшом павильоне. В 1877 г. в Любимовке организовался так называемый Алексеевский драматический кружок, просуществовавший до 1887 г. Первый спектакль состоялся 5 сентября 1877 г. и был подарком хозяйке усадьбы - Е.В. Алексеевой. Постановщиком спектакля стал И.Н. Львов — студент Московского университета, репетитор юных Владимира и Константина Алексеевых. Спектакль состоял из четырех коротких водевилей, в двух из них впервые в жизни играл 14-летний гимназист Константин Алексеев (с 1885 г. по сцене Станиславский).
Увлечение театром крепло, и несколько позднее К.С. Станиславский вступил в Общество искусства и литературы, а в 1890 г. на посту руководителя сменил режиссёра и актера Малого театра А.Ф. Федотова. Общество объединяло талантливых, глубоко преданных искусству и хорошо образованных актёров-любителей.
Создание Художественного театраВ июне 1897 г. К.С. Станиславский получил записку от руководителя одного из курсов филармонического училища В.И. Немировича-Данченко, в которой тот просил его приехать для переговоров о создании Общедоступного театра в популярный в Москве ресторан на Никитской улице «Славянский базар». Встреча состоялась 22 июня и длилась 18 часов, начавшись в ресторане и закончившись Любимовкой.
Став вместе с Немировичем-Данченко в 1898 г. основателем Московского художественного театра, К.С. Станиславский был в нём одновременно актёром и режиссёром-новатором, значительно повлиявшим на развитие русского и зарубежного театра ХХ века. К.С. Станиславский открыл миру А.П. Чехова, поставив в театре все его пьесы, в том числе написанные специально для Художественного театра «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Указал К.С. Станиславскому на Антона Павловича В.И. Немирович-Данченко, увидевший в нём представителя новой, передовой литературы. У себя на курсе с группой будущих актеров Московского художественного театра И.М. Москвиным, О.Л. Книппер, В. Э. Мейерхольдом он начал работать над пьесами Чехова, и в первую очередь над «Чайкой». А с образованием МХТа включил её в репертуар на 1898 г., несмотря на то, что А.П. Чехов после провала пьесы 17 октября 1896 г. в Александринском театре в Петербурге сначала на это не соглашался.
В каретном сараеЗахваченный идеей вновь поставить «Чайку», К.С. Станиславский в августе 1898 г. уехал в имение брата Андреевку Харьковской губернии писать режиссёрский план этой пьесы, а Немирович-Данченко предложил А.П. Чехову присмотреться к актёрам, которые будут задействованы в спектакле. Для этого он пригласил драматурга в Пушкино, где на даче, а точнее, в каретном сарае присяжного поверенного, друга отца К.С. Станиславского Н.Н. Архипова, труппа ещё не открывшегося Художественного театра репетировала пьесу А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». На ночлег алексеевский кучер отвозил А.П. Чехова и В.И. Немировича-Данченко в Любимовку на дачу К.С. Станиславского.
Осенью начались репетиции «Чайки». А.П. Чехов очень волновался и ненадолго приехал в Москву, но из-за плохой погоды вынужден был отбыть в Ялту. К счастью, публика встретила спектакль с восторгом. С этого времени между А.П. Чеховым и Московским художественным театром установились доверительные отношения, и на его сцене с успехом прошли «Дядя Ваня» и «Три сестры».
В конце мая 1901 г. А.П. Чехов обвенчался с ведущей актрисой театра О.Л. Книппер, а уже через год супруги пережили самую тяжелую полосу в своей жизни: дала о себе знать легочная хроника Антона Павловича и серьезно заболела перитонитом Ольга Леонардовна. В начале июня 1902 г. ей, сильно ослабевшей после неудачного хирургического вмешательства, врачи рекомендовали абсолютный покой. Нуждался в отдыхе и Антон Павлович.
На это время К.С. Станиславский отправил жену с детьми за границу, а сам много времени проводил в доме Чеховых. Судя по всему, собеседники много говорили о будущей пьесе, которая нужна была Художественному театру к новому сезону. К.С. Станиславский пригласил А.П. Чехова к себе в Любимовку.
Дачная жизнь А.П. ЧеховаЧеховы приехали в Любимовку 5 июля 1902 г . Распорядок дня в Любимовке был самый что ни на есть дачный. За обедом, чаем и ужином Антон Павлович был в центре внимания, много рассказывал, шутил. «От такой хорошей жизни сделаюсь, пожалуй, оптимистическим автором и напишу жизнерадостную пьесу», — говорил он.
В письмах Чеховых нередко упоминается, что они ели белые грибы, собранные прямо на территории дачи, уху из водившихся в Клязьме щук, плотвы, ершей и окуней, мятные лепёшки - фирменное блюдо Алексеевых, деревенское молоко, от которого Антон Павлович, к радости всех, заметно прибавлял в весе, а также печенье, сливки, малину, кофейное мороженое.
В августе фруктовый сезон начался Яблочным Спасом. В Любимовке его отметили водосвятием, для чего напротив церкви Покрова Пресвятой Богородицы, известной с 1843 г . и ровесницы любимовского дома, над Клязьмой соорудили деревянный помост.
Об этой церкви О.Л. Книппер писала родственникам в Ялту: летняя, славненькая, и слышно пение, когда сидишь в саду или на террасе. Антон Павлович каждую субботу и каждый церковный праздник приходил к церкви, садился на скамейку и слушал благовест. Друг семьи Чеховых актёр Художественного театра А.Л. Вишневский как-то спросил, почему он так любит колокольный звон и так много говорит о нём, на что А.П. Чехов, помолчав, ответил: «Это всё, что у меня осталось от религии».
Дачным развлечениям в Любимовке А.П. Чехов предпочёл уединение. Писатель уходил на берег Клязьмы с нехитрыми приспособлениями для ловли рыбы.
«Антон Павлович в отличном настроении, пошучивает и с утра сегодня сидит на реке с удочкой», — сообщала 6 июля О.Л. Книппер К.С. Станиславскому. А 18 июля А.П. Чехов сам написал К.С. Станиславскому о своём дачном быте: «В Любимовке мне очень нравится. Апрель и май достались мне недёшево, и вот мне сразу привалило, точно в награду за прошлое, так много покоя, здоровья, тепла, удовольствия, что я только руками развожу. И погода хороша, и река хороша, а в доме питаемся и спим, как архиереи. Шлю Вам тысячи благодарностей, прямо из глубины сердца. Давно уже я не проводил так лета... Только одно плохо: ленюсь и ничего не делаю. Пьесы ещё не начинал, только обдумываю. Начну, вероятно, не раньше конца августа».
Через три недели такой, казалось бы, беспечной дачной жизни А.П. Чехова, О.Л. Книппер, наконец, обнадёжила Станиславского: «Писатель наш (не сглазить бы) выглядит отлично, прибавил в весе и аппетит прекрасный, и настроение отличное . Пьесу он, по-видимому, всю крепко обдумал и на днях, вероятно, засядет писать. Очень ему здесь нравится шум поезда, и всё думает, как бы это воспроизвести на сцене. Он здесь совершенно другой человек. Так ему здешняя природа по вкусу».
У А.П. Чехова возникает желание обзавестись имением в Подмосковье, и в этом его поддерживает жена. Однако после нескольких попыток прицениться супруги от этой затеи отказываются. «100 р. за десятину — это сумасшедшая цена, нелепая, — пишет Чехов жене уже из Ялты.— Брось, дусик, осматривать дачи, всё равно ничего не выйдет. Будем ждать случая, это лучше всего, или будем каждое лето нанимать дачу».
Участие К.С. Станиславского в хлопотах по подбору подходящего А.П. Чехову участка под дачу не случайно. В то время режиссёра серьёзно беспокоило, что Антон Павлович не пишет пьесу, которая уже планировалась для постановки в приближающемся театральном сезоне. Он поделился своей тревогой с В.И. Немировичем-Данченко, и тот, по словам А.П. Чехова, буквально «требует пьесы». Речь идет о письме В.И. Немировича-Данченко от 25 августа, в котором он убеждал А.П. Чехова прожить сентябрь снова в Любимовке: «В Любимовке тебе никто не будет мешать. Дачники здесь тают, да и всё равно тебя не тронут и ходить к вам будут реже, чем летом. Приезжай скорей писать пьесу. Без твоей пьесы сезон будет отчаянный!»
Настойчивые уговоры А.П. Чехова не убедили. И он не поехал в Любимовку: для такого путешествия чувствовал себя очень плохо. А затяжка с началом работы над пьесой для него, признававшегося, что умеет писать «только по воспоминаниям, и никогда не писал непосредственно с натуры», характерна. «Мне нужно, чтобы память моя процедила сюжет и чтобы на ней, как на фильтре, осталось только то, что важно и типично», — говорил он. Об этом же и А.М. Горький, писавший ещё в 1900 г., что у А.П. Чехова «...нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изобретает того, чего нет на свете».
Как рос «Вишнёвый сад»Словно подтверждая вывод А.М. Горького, в сюжете «Вишневого сада», выношенного любимовским летом, лишь к январю 1903 г. появилось, как запомнилось К.С. Станиславскому, «окно старого помещичьего дома, через которое лезли в комнату ветки деревьев. Потом они зацвели снежно-белым цветом. Затем в воображаемом Чеховым доме поселилась какая-то барыня».
В Любимовке Чеховы были свидетелями, как готовились родные и слуги к встрече старой хозяйки имения: убирали её комнаты, срезали для гостиной букет, хлопотали в каретном сарае, снаряжая экипаж на станцию Тарасовка к утреннему поезду из Москвы. Эта картина почти в точности повторяет ситуацию первой сцены первого акта «Вишнёвого сада» - приезда из Франции в Россию немолодой помещицы, когда вставшая рано горничная Гаевых Дуняша протопила дом, стерла пыль с книжного шкафа, сняла чехлы со старой мебели и люстры в гостиной, накрыла скатертью стол, поставила в вазу присланные садовником цветы и обмерла, услышав проехавший под окном экипаж: «Едут! Я сейчас упаду... Ах, упаду!»
Но это будет потом. А пока А.П. Чехову потребовалось больше года, чтобы написать пьесу. Работа над пьесой шла, по его словам, «томительно долго, с антрактами», — мешало нездоровье.
В середине октября А.П. Чехов послал пьесу в Москву, а в конце месяца получил от К.С. Станиславского телеграмму: «Сейчас только прочёл пьесу. Потрясён. Не могу опомниться. Нахожусь в небывалом восторге. Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного, Вами написанного. Сердечно поздравляю талантливого автора. Чувствую, ценю каждое слово. Благодарю за доставленное уже и предстоящее большое наслаждение. Будьте здоровы. Алексеев».
Многие чеховские персонажи «Вишнёвого сада» известны, и К.С. Станиславский не без основания утверждал, что А.П. Чехов подсмотрел их в подмосковном имении Алексеевых Любимовке.
Действующие лица в пьесе много рассказывают и вспоминают о прошлом, о вишнях, о балах у родителей нынешних хозяев имения, что по версии К.С. Станиславского, перекликается с происходившим в Любимовке.
ПремьераК постановке пьесы Московский художественный театр приступил осенью 1903 г . А.П. Чехов в письмах из Ялты давал советы, характеристики действующим лицам. Высказывался о кандидатурах актёров на те или иные роли. Неудовлетворившись этим, он, будучи совершенно больным, всё-таки приехал в Москву и присутствовал почти на всех репетициях пьесы, окончательное название которой, впрочем, ещё не было установлено. К.С. Станиславский позже признавался, что «спектакль налаживался трудно», а В.И. Немирович-Данченко отмечал, что «Вишнёвый сад» дошёл до зрителя не сразу.
И всё-таки с момента первой постановки в Московском художественном театре и по сей день эта пьеса неизменно сохраняется в репертуаре многих театров, потому что дает возможность высказаться о таких важных для каждого проблемах, как дом, семья, Родина, о ходе времени, о столкновении красоты и пользы и др.
Любимовка сегодняСо времени написания на местном материале пьесы «Вишнёвый сад» Любимовка сильно изменилась.
В самой бывшей усадьбе Алексеевых-Станиславских утрачено главное - дом, принимавший в своих тёплых стенах многих выдающихся деятелей отечественной культуры, и двухэтажный флигель, в котором жили как дачники А.П. Чехов и О.Л. Книппер-Чехова. В 1980-х гг. эти строения разобрали, а спустя 10 лет возвели примерно такие же на старых фундаментах.
Но цел, слава Богу, так называемый «Павильон Станиславского» с цифрой «1882» на фронтоне.
Оснащённый минимумом театральной машинерии, несколько лет назад он был открыт, а сама Любимовка стала Мемориальным культурным центром К.С. Станиславского, местом проведения семинаров современной драматургии, международных фестивалей имени А.П. Чехова, фестивалей молодой драматургии и еще многих других продюсерских театральных проектов. В апреле 2001 г. участники III Всемирной театральной олимпиады посадили здесь вишнёвый сад, ставший несравненно большим, чем театральная ценность.
Столетний марафон пьесы по театральным подмосткам породил такое понятие, как «сад души». Вот и любимовский вишнёвый сад - это напоминание каждому о том нежном, трепетном, далёком от суетности и грязи, что, собственно, и делает человека Человеком. «Вишнёвый сад» нужно каждому вырастить в своей душе.
В жизни вообще очень много соблазнов, которые могут легко погубить душу, и поэтому счастлив тот, кто вслед за А.П. Чеховым может сказать: «О, сад мой!.. Опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя.».
В. ПАНЧЕНКОВ
Газета "Маяк"
29 января 2010 года