«Вишнёвый сад» отцвёл в Любимовке
Корреспондент «ЕНП» увидел, что
усадьба, где рождался замысел великой пьесы, сегодня позабыта-позаброшена.
Иду в Пушкино по Некрасовской улице и вижу на тротуаре у дома № 2 щит с объявлением: «Выставка-экспозиция: 110 лет со времени пребывания А.П. Чехова на пушкинской земле. Читальный зал библиотеки». Надо зайти.
- Многие наши посетители с удивлением узнают, что любимый ими писатель жил в Любимовке - усадьбе Константина Станиславского – с 5 июля по 24 августа 1902 года. Здесь обдумывал новую пьесу «Вишнёвый сад», отбирал среди местных жителей колоритных персонажей для своего гениального творения. И как тут не вспомнить отзыв Максима Горького о Чехове: «Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывал от себя, не изобретал того, чего не было на свете», - рассказывает заместитель директора Межпоселенческой библиотеки Пушкинского района Людмила Рудакова (кстати, она работает в ней уже 34 года).
Сотрудники библиотеки подобрали интересную и богатую экспозицию о пребывании великого русского писателя на пушкинской земле. На стенде - редкие фотографии и книги, как маститых исследователей его творчества, так и местных краеведов, журнальные и газетные публикации более чем за полвека, старые театральные афиши, извещавшие о спектаклях «Вишнёвого сада» в Художественном театре. Кроме того, посетителям предлагают посмотреть несколько папок с ксерокопиями документов из истории памятника культурного наследия регионального значения «Усадьба
К.С. Станиславского «Любимовка», уникальную коллекцию снимков, запечатлевших двухэтажный флигель, где нашли кров тем далёким летом Антон Павлович с Ольгой Книппер-Чеховой. И, конечно же, можно взять в руки том собрания сочинений Чехова с его комедией в четырёх действиях, о которой легендарный режиссёр писал автору с восторгом: «Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного, Вами написанного».
Библиотекари предлагают почитателям Антона Павловича воспользоваться также компьютерами, благо они под рукой, чтобы узнать подробности его житья-бытья в Любимовке. Рекомендуют, в частности, непременно зайти на сайт: «История Пушкино и района – А.П.Чехов в Любимовке».
Несмотря на ранний час, в библиотеке многолюдно. Почти все столы в читальном зале заняты.
- А здесь всегда так, - свидетельствует воспитанница кадетской школы № 9 Марина Шушлякова, стоящая у стенда с книгой Галины Бродской «Вишнёвосадская эпопея». – Благодаря этой выставке-экспозиции я неожиданно открыла для себя, что, оказывается, именно на пушкинской земле вызревал у писателя замысел «Вишнёвого сада», а его будущих героев он подсмотрел в Любимовке. Теперь обязательно поеду с родителями в мемориальную усадьбу.
Марина уже не один день читает книги с полок библиотечной выставки-экспозиции. Просвещает меня:
- Студент Петя Трофимов из «Вишнёвого сада» не выдуман писателем, а взят им из жизни: списан с сына кухарки, служившего в конторке имения. Любимовка в трёх километрах от Тарасовки, где проходит железная дорога, и шум проходящего поезда тоже стал «героем» пьесы. Антон Павлович назвал своё творение комедией, а по-моему, это – драма или даже трагедия. Как же: гибнет дворянское гнездо, вишнёвый сад продан, Лопахин вырубит его и отдаст землю в аренду под дачи. И потом послушайте, как гордо восклицает новый собственник: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню... Вишнёвый сад мой!» В общем, из грязи – в князи. Прямо-таки современный сюжет...
...Любимовка – имение известного русского фабриканта и промышленника Сергея Алексеева. Семья увлекалась театром. Был создан даже домовой кружок – Алексеевский. В нём осваивал актёрское и режиссёрское мастерство юный Константин (ставились комедии, оперетты и водевили). В 1885 году взял сценический псевдоним – Станиславский, и он стал затем его фамилией. В 1898 году совместно с Немировичем-Данченко основал Художественный театр. В нём шли творения Чехова. В первый же год XX столетия Станиславский попросил писателя создать для будущего театрального сезона новую пьесу. А Немирович-Данченко, утверждал Чехов, «требовал пьесы»: «Без твоей пьесы сезон будет отчаянный».
Летом 1902-го Станиславский уехал с женой на отдых за границу, а чете Чеховых предложил пожить в двухэтажном флигеле в Любимовке. Зазывая их, предвосхищал такие события: «Скромное подмосковное сельцо Любимовка, будь оно отмечено пребыванием Чеховых, не уступит в будущем по популярности туристическому мемориалу пушкинского Царского села. На стенах дома мы поместим две мраморные доски. Одна из них будет гласить: «В сем доме жил и писал пьесу знаменитый русский писатель А.П. Чехов (муж О.Л. Книппер). В лето от Р.X.1902». На другой доске будет написано «В сем доме получила исцеление знаменитая артистка русской сцены (добавим для рекламы: она служила в труппе Художественного театра, в коем Станиславский был актёром и режиссёром)
О.Л. Книппер (жена А.П. Чехова)». Потом в саду появятся «берёзка Чехова», «скамейка Книппер», и все эти реликвии будут огорожены решёткой».
Это письмо именитого режиссёра-реформатора заканчивалось иронично: «Когда же мы провалим с театром, мы будем пускать за деньги осматривать наши места».
5 июля Антон Павлович и Ольга Леонардовна приехали в имение Алексеевых.
А уже 18 июля дачник Чехов шлёт во Франценсбаден благодарственное послание благодетелю: «В Любимовке мне очень приятно. Так много покоя, здоровья, тепла, удовольствия, что я только руками развожу. И погода хороша, и река хороша... Рыбу ловлю каждый день, по пяти раз в день, ловится недурно (вчера была уха из ершей), и сидеть на берегу так приятно, что и выразить не могу словами, всё хорошо... Пьесы ещё не начинал, только обдумываю». Ответ пришёл 11 августа: «Мы счастливы, Антон Павлович, что Любимовка Вам нравится, что Вы нашли ту реку, которую искали, и покой, который Вам так необходим».
Позже и Ольга Леонардовна напишёт Константину Сергеевичу: «Пьесу он, по-видимому, всю крепко обдумал и на днях, вероятно, засядет за неё. Очень ему здесь нравится шум поезда, всё думает, как бы это воспроизвести на сцене».
В своей книге «Моя жизнь в искусстве» гениальный режиссёр, народный артист СССР описывает тех, кто послужил в Любимовке прообразом героев будущей пьесы. «Рядом, в семье соседа, жила англичанка, гувернантка, маленькое худенькое существо с двумя девичьими косичками, а в мужском костюме. Благодаря такому соединению не сразу разберёшь её пол, происхождение и возраст... Все, кто видел «Вишнёвый сад», узнают в этом оригинале прототип Шарлотты Ивановны».
Роль Епиходова, свидетельствует режиссёр, создавалась из многих образов. Основные черты взяты со служащего Егора. В Любимовке увидел писатель и «модель» Яши.
Чете Чеховых так понравилось в Любимовке, что они решили купить поблизости имение. Начали было подыскивать, прицениваться. 24 августа писатель уехал в Ялту. Пишет оттуда Ольге Леонардовне: «100 р. за десятину – это сумасшедшая цена, нелепая, - Брось, дусик, осматривать дачи, всё равно ничего не выйдет».
Немирович-Данченко зовёт писателя приехать в Любимовку и на сентябрь, чтобы писать новую пьесу. А Чехов не едет. Ждёт, когда увиденное в усадьбе Алексеевых будет осмыслено, взойдёт в душе. Завершит он «Вишнёвый сад» в 1903 году, а первые зрители увидят спектакль 17 января 1904-го.
Судьба усадьбы Алексеевых в Любимовке – судьба страны. В 1918-м её национализировали. Здесь сначала был дом отдыха, потом – приют для испанских детей. В Великую Отечественную в зданиях располагался военный госпиталь. Затем они стали общежитием рабочих столичной кондитерской фабрики имени Бабаева. Позже памятник культуры регионального значения перешёл к Союзу театральных деятелей России. Сегодня «Усадьба
К.С. Станиславского «Любимовка» находится в федеральной собственности, передана в безвозмездное пользование Международному общественному благотворительному фонду К.С. Станиславского.
Не ищите на Ярославском шоссе и ближних дорогах указателей «Усадьба «Любимовка». Их нигде нет. И на картах не отыщите это название. Будто нет уже на белом свете любимой обители Чехова. Как проехать к ней, мне рассказал в Пушкино шофёр автобуса: «От Ярославки не будет и километра. Как переедете мост через Клязьму, слева увидите колокольню домашнего храма Алексеевых, могучие липы в саду и вязы на берегу – значит, вы у цели».
Вот и появился из-за крутого поворота мост через зелёную от густых зарослей водорослей Клязьму, а следом всплыла кирпичная колокольня летней церкви Алексеевых. Сразу вспомнились строки из только что просмотренного в библиотеке второго тома «Вишнёвой эпопеи». Автор цитирует актёра Московского художественного театра Александ-ра Вишневского: «Весь месяц в Любимовке он каждую субботу и каждый церковный праздник приходил к ограде, садился на скамейку и слушал благовест. На вопрос: «Скажите, Антон Павлович, отчего Вы так любите колокольный звон и так много говорите о нём?», ответил, помолчав и посмотрев на густую листву: «Это всё, что осталось у меня от религии».
Подъезжаю к воротам. На них – амбарный замок и цепь. Высокая металлическая ограда коричневая – от ржавчины. Судя по ней, много лет не знает, что такое краска. Памятник культуры? А где же вывеска? «Нет тут её, - говорит жительница деревни Оксана. – Видите, как всё запущено - кругом тлен и разруха».
Невероятно, но факт: нет в Любимовке музея Чехова и его «Вишнёвого сада». Горько, уму непостижимо!
Приехавшие на «Тойоте» туристы из Москвы громко кричат, надеясь, что кто-нибудь услышит их зов, подойдёт, может, разрешит пройти на усадьбу, сфотографировать «Дом Алексеевых», флигель, где ровно 110 лет назад, Чехов обдумывал «Вишнёвый сад», определял, как выразилась одна из мос-квичек, образы своей комедии. Никто не откликнулся, одно эхо аукнулось над Клязьмой... «Меркнущая память» - верно написал о чеховской Любимовке один из публицистов.
Вдоль высоченной ограды иду по берегу реки к вязам, что напротив двухэтажного флигеля. Здесь, наверное, и сидел с удочками Антон Павлович. Помнят удачливого рыбака? Наверняка помнят: стволы хранят в себе, судя по их мощи, далеко за сотню годовых колец. Достаю фотоаппарат, снимаю. Вот они – Клязьма и старые-престарые вязы.
Вековые липы шумят кронами и перед двухэтажным флигелем в усадьбе. Снимок - увы! - пришлось делать издалека, протиснув фотоаппарат между прутьев ограды, потому что, странно, памятник культуры сегодня недоступен. Ехал, чтобы побывать в усадьбе «Любимовка», а побыл лишь у ржавой ограды...
Источник: enp-mo.ru, №128 24.07.2012, Юрий МАХРИН, фото автора