Суббота, 05.10.2024, 21:31
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Рассказы о городе » 2011 » Август » 25

Воспоминания ветеранов предприятия РКК "Энергия"

16:30

Воспоминания ветеранов предприятия РКК "Энергия" (к 65-летнему юбилею Корпорации)

А.А. Федосов на предприятии с 1957 года, прошёл путь от регулировщика аппаратуры до начальника группы. Ныне Алексей Александрович — ведущий инженер отдела 240. Заслуженный изобретатель РФ (автор более 100 изобретений).

— На работу в «Энергию» я поступил после трёх лет службы в армии на полигоне Капустин Яр, который, как потом оказалось, стал началом моего пути, связанного с ракетной тематикой. И очень полезным началом.
Между днём демобилизации и первым моим рабочим днём прошло больше трёх месяцев. В этот период был запущен первый спутник. И без моего участия... Но за последующие годы я наверстал упущенное. Начинал работу в цехе, где изготовлялись и настраивались приборы для следующих спутников и кораблей и, как оказалось, для гагаринского тоже.

К моменту начала работы на предприятии у меня уже был опыт радиолюбителя. А после окончания техникума и распределения в институт связи я приобрёл опыт разработчика и настройщика достаточно сложной аппаратуры. И наконец, служба в армии, где сразу стал радиомастером. После усовершенствования схемы управления мобильной радиостанцией командир части приказал мне написать заявление на рационализаторское предложение. За него я получил аж пятнадцать рублей, и это при трёх рублях «оклада»!

А в цехе в течение первых двух-трёх лет мне удалось «расшить» не одно узкое место, и по второму рационализаторскому предложению получить 170 рублей при окладе 70 руб. Потом – ещё… Видимо, оценив мои технические возможности, руководство цеха предложило мне быть мастером на участке настройки. А я отказался... Не знаю, какой бы вырос из меня начальник, что я лично успел бы сделать, но я не горюю по «упущенной перспективе», поскольку сейчас практически во всех изделиях предприятия есть мои разработки и изобретения.

Е.А. Селуянов работает на предприятии с 1961 года, прошёл трудовой путь от инженера до ведущего инженера, сменного руководителя группы целевых нагрузок ГОГУ (главной оперативной группы управления). Ныне Евгений Алексеевич — инженер второй категории отдела 323. Имеет восемь правительственных наград.

— Полёт Гагарина ошеломил всех. Думали, что человек полетит в космос не ранее чем через 10 лет. И вдруг такое! Я тогда был студентом 5-го курса МАИ и делал курсовой проект громадного двигателя с использованием выбранного мною сжиженного метана в качестве горючего. Мне было интересно попробовать в ракетной технике дешёвый природный газ. Удивительно, но учёные заговорили о его перспективности только недавно. С интересом работал над проектом, и вдруг по радио: «…на борту космического корабля «Восток» гражданин Советского Союза майор Юрий Гагарин». Это была сногсшибательная новость…

По распределению я и несколько моих друзей попали в Подлипки в п/я 651 — секретную космическую организацию, в комплекс М. В. Мельникова, где проектировали плазменный двигатель для марсианской экспедиции. Но постепенно марсианская тема стала тормозиться в пользу лунной, и в октябре 1964 года Сергей Павлович Королёв издал приказ о создании 33-го отдела, куда направил большинство молодых специалистов, предварительно собрав всех нас в своём большом кабинете. Многие были недовольны, так как увлеклись марсианской темой.

— Вы что? — сказал Королёв. — Или хотите, чтобы американе были первыми на Луне? (Он так и говорил — американе). Ну хорошо, если через год кому-то станет невмоготу, приходите ко мне, я вас направлю, куда захотите.

К сожалению, через год Королёва не стало. А мы продолжали заниматься лунной программой. Нашей группе выпала задача обеспечить многократный запуск ракетного двигателя в условиях невесомости. Задача была совершенно новой. Но нам удалось разработать способ гидродинамического моделирования в наземных условиях, позволяющий имитировать условия запуска двигателя в невесомости.

Этот способ дал экономический эффект в 20 миллионов рублей. Тех, советских рублей, когда рубль был дороже доллара. Нас было пять авторов этого изобретения, стало быть, на одного приходилось по 4 миллиона рублей. Годовой фонд зарплаты большинства из нас составлял в то время примерно 2000 рублей. Получается, что мы отработали свою зарплату на 2000 лет вперёд!

Сейчас от лунной программы остался лишь разгонный блок Д (ДМ), который успешно летает уже 40 лет, и ни разу не было в нём отказа по вине системы обеспечения запуска.

С.В. Денисов проработал на предприятии с 1953 по 2000 год, прошёл путь от техника до начальника конструкторского сектора отделения 2. Заслуженный изобретатель РКК «Энергия», автор более 200 изобретений, из них более 150 внедрено. Имеет пять государственных наград. В настоящее время Сталь Викторович — преподаватель КККМТ, читает курс механики, является заведующим лабораторией гидравлики, аэродинамики и испытаний космических аппаратов.

— Середина 50-х годов, я трудился инженером-конструктором в конструкторском отделе 04, который возглавлял Эдуард Иванович Корженевский. Мы работали над созданием ракеты-носителя Р-7. «Великолепная семёрка» создавалась в атмосфере безудержного энтузиазма, царившего в коллективе, которым руководил Сергей Павлович Королёв. Будучи признанным «локомотивом», он увлекал за собой всех. Никто не считался со своим личным временем, работая допоздна.

Вспоминается эпизод из того далёкого времени, когда шла работа над головным обтекателем. На этом примере видно, как С.П. Королёв умел сжимать события и размещать их в единицу времени. Такое умение не снилось многим руководителям и до него и после него.

В апреле 1958 года в моей рабочей тетради появились исходные данные, нарисованные моей рукой: схема сброса и крутящий момент для створок (половинок) головного обтекателя, завизированные проектантами С. Ф. Пармузиным и П. И. Ермолаевым. А в сентябре того же года опытный образец головного обтекателя стоял на ракете, стартующей в сторону Луны. Пуск оказался неудачным из-за начавшихся резонансных автоколебаний в системе подачи топлива, но факт остаётся фактом: за такое короткое время были выполнены проектные разработки; выпущены рабочие чертежи, изготовлена материальная часть весом более 200 кг, проведены конструкторско-доводочные испытания отдельных узлов и испытания конструкции в целом в наземных условиях.
Эпизод, о котором я хочу рассказать, связан с тем моментом, когда полностью изготовленный обтекатель лежал на технологической подставке в горизонтальном положении. Технолог, проектирующий эту оснастку, совершенно не учёл неустойчивость такого положения. Нижний край торцевого шпангоута находился в полуметре от пола. Я решил осмотреть замки и тяги продольного стыка головного обтекателя. Но стоило мне только коснуться его края, как он с грохотом опрокинулся, и я оказался внутри его конуса. Вытирая со лба холодный пот, я ощупал себя: вроде цел, ни одной царапины. Край обтекателя лежал на подставке, а противоположный с разбитым кронштейном оси вращения — на полу, образовав треугольную щель. Через эту щель я вылез на свет Божий ни живой ни мёртвый. Коленки дрожали в течение получаса. Эпизод замяли. Обтекатель и подставку срочно доработали — и вперёд, к новым свершениям!

А.В. Голландцев
работает на предприятии с 1962 года. Прошёл путь от техника, инженера-конструктора до начальника конструкторского отделения. Ныне Анатолий Викторович — главный специалист предприятия. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженный конструктор РФ.

— Когда в 1962 году мы пришли на предприятие на преддипломную практику, Сергей Павлович Королёв поставил нас на должности техников, чтобы мы быстрее «влезали в работу», и платил нам 50% от зарплаты техника. У нас сразу удвоилась наша стипендия!

Запомнились мне и времена лунной гонки с американцами, это были 1963 — 1968 годы. Я тогда был представителем главного конструктора на ленинградском заводе «Большевик». 1964 год, мы возвращались из командировки из города Верхняя Салда Свердловской области. И в поезде мы услышали сообщение ТАСС о том, что наша автоматическая межпланетная станция «Зонд-1» облетела Луну, вернулась на Землю и приводнилась в Индийском океане. И конечно, мы тут же провозгласили тост за этот успех — свидетельство того, что мы обходим американцев в лунной гонке как минимум на год… А потом трагедия — уход из жизни Сергея Павловича, и лунная тема была закрыта.

Но наши усилия даром не пропали, был накоплен определённый опыт. Следующим нашим триумфом стал проект «Энергия» - «Буран». Это было удивительное время, работали, что называется, «взахлёб», как при лунной гонке. Апогей настроения — это когда мы наблюдали за автоматической посадкой беспилотного орбитального корабля «Буран». И тяжёлым ударом для нашей страны, для коллективов свыше полутора тысяч предприятий, которые трудились по этой программе, стало предательство Горбачёва, который за-крыл тему «Энергия» - «Буран». Впоследствии в мемуарах он напишет — «чтобы показать наше миролюбивое отношение к американцам»…

Е. Ю. Родникова работала на предприятии с 1957 по 1991 год, прошла трудовой путь от инженера до старшего инженера, не раз исполняла обязанности начальника сектора. Закончила работу в РКК в лаборатории 241. Заслуженный специалист РКК «Энергия», ветеран труда, автор более 10 изобретений. Ныне Елена Юрьевна — пенсионерка, литератор, автор нескольких книг о людях нашего города.

— На предприятие я пришла по распределению после окончания Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (МИИГАиК). 1957 год открыл эпоху освоения космоса. Можно представить тот энтузиазм, с которым молодёжь на предприятии тогда работала! Ощущение сопричастности к началу великой эпохи осталось в памяти навсегда.

Я занималась системами прицеливания. Не буду вдаваться в технические характеристики, да к тому же много стёрлось в памяти, но воспоминаниями о некоторых эпизодах моей практики хотелось бы поделиться.

Первый научный отчёт. Доказываю, что угловые наклоны изделия, вызванные ветром, влияют на точность прицеливания, а потому должны быть заложены в общую точность системы. Даже вывожу формулу и радуюсь, что начертательная геометрия, ненавидимая в институте, наконец-то пригодилась. Получаю премию. Приятно!

Командировка в Киев. Участвую в заводских, в частности в климатических, испытаниях аппаратуры. Температурный диапазон от –40 °С до +50 °С. В тропической камере ещё куда ни шло, а вот –40 °С — это, как говорится, кошмарная жуть. Тёплый комбинезон не спасает, всё время потеют очки, под носом иней и трудно говорить. В результате схватила воспаление лёгких.

Предприятие приходит на помощь своим специалистам и создаёт первый в городе жилищно-строительный кооператив, давая возможность самой отчаянной части молодёжи самостоятельно решить жилищную проблему. Мы — первые в городе собственники, ответственные за судьбу свою и своих детей. По инициативе С.П. Королёва строится новая школа с хорошо оборудованной учебно-производственной базой, в которой учатся наши дети. Благодарная память хранит эти события.

Подготовил Валерий Соколов
Источник: gazetakoroleva.ru
Категория: Рассказы о городе | Просмотров: 3548 | Добавил: Vitayana | Рейтинг: 3.7/3

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar

Похожие заметки:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует