Учимся рисовать: об уроках рисования в Воскресной школе при храме в Костино
Автор: преподаватель Закона Божьего Екатерина Бочарова,
hramvkostino.ruКаждое воскресение у ребят средней и
старшей групп нашей
воскресной школы проходят уроки рисования под
руководством молодых и талантливых педагогов Казымовой Тамары Юрьевны и
Дьячковой Нины Юрьевны.
Для многих учащихся час, поведенный в
кабинете изобразительного искусства, является любимым уроком из всех
предметов в школе. И это не удивительно. Ведь одна из главных
особенностей рисования заключается в его направленности на результат.
Ребята имеют возможность видеть плоды своих трудов и показать их своим
близким, получить похвалу и доброжелательную критику, что для ребенка
очень важно.
Значимым фактором успешного творческого процесса
является психологическая обстановка, в которой воспитанники воскресной
школы самовыражаются и совершенствуются. На занятиях маленьким
художникам позволяется свободно общаться друг с другом, советоваться,
делиться впечатлениями — все это создает дружественную атмосферу, в
которой ребята ищут ответы на свои вопросы, учатся быть внимательными,
замечать красоту Божьего мира и человека. В процессе рисования у юного
человечка развиваются необходимые в дальнейшей жизни навыки и умения:
видеть, наблюдать, сосредотачиваться, анализировать, в конечном итоге —
чувствовать. У рисующих ребят развивается образное мышление, они
начинают видеть всю картинку «в целом», не отдельные предметы или
человека, а в окружении, в среде.
Особый интерес представляет
разнообразие видов и форм проводимых занятий. Один урок не похож на
предыдущий, в каждом есть своя неповторимая изюминка:
—
коллективная работа. На большом формате бумаги дети по заданной или
выбранной теме разрабатывают композицию, делают рисунок и начинают
работать красками. Часто они друг с другом не согласны, тогда
преподаватели и «подмастерья» все вместе учатся разрешать непонимания,
прислушиваться друг к другу, уступать и приходить к общему решению.
Часто такие совместные работы впоследствии являются украшениями
спектаклей, фрагментами декораций на праздниках в воскресной школе.
—
рисунки на отдельном листе. Такой вид творчества характеризуется
большей концентрацией художника на своих эмоциях, чувствах и желаниях.
Здесь ярче просматривается индивидуальность каждого ребенка, его личные
предпочтения, взгляды на отдельные вещи и мир в целом. Чем меньше формат
полотна, тем больше внимания требуется от юного живописца к мелким
деталям и тонким нюансам будущего шедевра.
— работы по
стихотворению. Ребята стараются воспроизвести на бумаге свои ассоциации
от услышанного поэтического произведения. Это может быть стихотворение,
связанное с временем года или с состоянием природы, с праздником или,
например, с оттенками одного цвета:
С. Черный
Зеленые стихи (фрагмент)
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка — сноп зеленых свечек,
Мох — зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Поэзия
заставляет ребенка задуматься, и дает начало его творческой мысли,
которая найдет свое отражение в будущем рисунке. Интересно, что конечный
результат может быть никак не связан со стихотворением, он становится
красочным выражением эмоционального настроя ребенка, сформированного под
воздействием услышанных рифм.
— иллюстрация стихов. В данном
виде художественной работы ребята делают зарисовки на услышанную тему.
Особенно хорошо получается воспроизводить цветом те стихотворения, в
которых ярко и подробно описана красота природы, например:
И. Бунин
Листопад (фрагмент)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
—
рисунок с натуры. Чаще всего это тематические натюрморты. Выполняя
такие задания, дети учатся сравнивать оттенки и формы, пытаются
правильно передать пропорции предметов и их цвет, знакомятся с азами
перспективы.
— выполнение работ по воображению на темы:
«доброта», «что бы я хотел видеть из окна весной», «мир, освещенный
Божиим светом». В таких работах педагоги ставят ученикам разнообразные
художественные задачи, например, — работа с ограниченным количеством
красок, использование оттенков одного цвета и т. п.
— портреты.
Наверное, один из наиболее трудных и интересных изобразительных жанров.
Иногда перед ребятами ставится задача нарисовать портрет в образе.
Например, портрет соседа по парте в образе времени года или сказочного
героя. Это делается для того, чтобы было интереснее рисовать и маленький
художник научился сопостовлять формы, размеры, настроение.
—
поделки из бумаги, аппликации, работы в смешанной технике с
использованием интересных материалов и инструментов. Благодаря
творческому подходу педагогов, у ребят есть возможность получить навыки
живописи не только карандашами и красками, но и мелками, пастелью,
графитом. Выполняются работы с использованием гофрированной и сжатой
бумаги, разнообразных тканей.
В классе всегда царит атмосфера
творчества и взаимного интереса ребят друг к другу. Фундамент занятий —
самовыражение и свободная воля ребенка. Никто никого не принуждает и не
заставляет. У преподавателей индивидуальный подход к каждому из ребят,
основанный на уважении к ребенку, как неповторимой личности. Часто
работа проходит под классическую музыку. Произведения известных
композиторов способствуют концентрации внимания и более чуткому
восприятию окружающего мира. Музыка обычно задает настроение,
соответствующее теме урока, и позволяет детям находить более интересные
решения.
Тамара Юрьевна: Стараемся занятия проводить таким
образом, чтобы ребята в процессе рисования обучались не только навыкам
работы с формой, цветом, перспективой, но и развивали в себе добрые
качества: трудолюбие, внимание друг к другу, умение доводить начатое
дело до его логического завершения, воспринимать авторитет старших,
чувствовать гармонию и красоту. Ведь рисование — это замечательный
способ, позволяющий посмотреть другими глазами на Божий мир, попытаться
изменить себя к лучшему.
Нина Юрьевна: Главной целью наших уроков
является встреча детей с Богом. Мы стремимся к тому, чтобы ребята через
восприятие прекрасного научились замечать проявления Божественных
любви, заботы и милосердия к людям. Надеемся, что наши занятия помогут
учащимся и их родителям стать добрыми, отзывчивыми, чуткими людьми,
членами Церкви, истинными христианами.
Автор: преподаватель Закона Божьего Екатерина Бочарова,
hramvkostino.ru