- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «08» ноября 2012 г. № 2065 Об утверждении Долгосрочной целевой программы города Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013-2015 годов»
- ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА города Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013 – 2015 годов»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОРОЛЁВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «08» ноября 2012 г. № 2065
Об утверждении Долгосрочной целевой программы города Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013-2015 годов»
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Основами законодательства Россий-ской Федерации о культуре, утверждёнными Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1, Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования «Город Королёв Московской области», их формирования и реализации, утверждённым поста-новлением Администрации города Королёва Московской области от 05.11.2009 №18, в целях сохранения и развития культурного потенциала и культурного наследия города, повышения роли культуры в воспитании, просвещении и обеспечении досуга населения города, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Королёва Московской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу города
Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013-2015 годов» (далее - Программа).
2. Опубликовать настоящее постановление и приложение к нему в газете «Калининградская правда» и разместить на официальном сайте Администрации города Королёва Московской области «Наукоград Королёв» (www.korolev.ru).
3. Управлению по информационной политике и общественным связям Администрации города (Тюмин Г.И.) обеспечить выполнение п.2 настоящего постановления.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города Гринько Н.П.
Руководитель
Администрации города Е.И..Логвиненко
УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации города Королёва Московской области
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА города Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013 – 2015 годов»
1. Паспорт Программы
Наименование Программы: Долгосрочная целевая программа города Коро-лёва Московской области «Развитие и сохране-ние культуры на период 2013 – 2015 годов»
Основание для разработки Программы: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы-полнение работ, оказание услуг для государст-венных и муниципальных нужд»; Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 09.10.1992 №3613-1 «О порядке введения в действие основ законодательства Российской Федерации о культуре»; Основы законодательства Российской Федера-ции о культуре, утверждённые Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1; Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; Федеральный закон от 26.05.1996 г. №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музе-ях в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного соци-ально-экономического развития Российской Фе-дерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011г. №1019 – р «О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации»;Закон Московской области от 30.04.2009 г. №41/2009-03 «Об образовании»; Постановление Администрации города Королё-ва Московской области от 05.11.2009 г. №18 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования «Город Королёв Московской области», их формирования и реа-лизации»; Постановление Администрации города Королёва Московской области от 18.09.2012 №1717 «О разработке Долгосрочной целевой программы го-рода Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013-2015 годов»».
Муниципальный заказчик Программы: Администрация города Королёва Московской области, Комитет по культуре Администрации города Королёва Московской области
Разработчик Программы: Комитет по культуре Администрации города Королёва Московской области
Цели Программы: Обеспечение единого культурного пространства для представителей разных социальных групп в целях получения доступа к культурным ценно-стям, повышение привлекательности учрежде-ний культуры для жителей и гостей города, со-хранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия города, оптимизация и модернизация культурной среды города.
Задачи Программы
1. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, модернизация работы учреждений культуры.
2. Совершенствование форм поддержки творче-ской деятельности, создание благоприятных ус-ловий для развития и реализации имеющегося потенциала творческих сил города; наращивание межрегиональных и международных культурных связей города в целом и прямых связей творче-ских коллективов и учреждений культуры.
3. Методическое и организационное обеспече-ние деятельности музеев, включая реставраци-онные работы, создание современных экспози-ций, внедрение в деятельность музеев совре-менных форм и методов работы.
4. Обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры, модернизация деятельности образовательных учреждений от-расли и образовательных технологий.
5. Обеспечение свободного доступа к информа-ции и знаниям посредством создания качествен-но новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения города.
6. Развитие кадрового потенциала сферы культуры.
Сроки реализации Программы: 2013 – 2015 годы
Исполнители Программы: Комитет по культуре Администрации города Королёва Московской области, муниципальные учреждения культуры и муниципальные учреж-дения дополнительного образования детей горо-да Королёва Московской области, подведомст-венные Комитету по культуре Администрации города Королёва Московской области
Объемы и источники финансирования Программы: Общий объем средств, направляемых на реали-зацию мероприятий 156 182,20 тыс. руб.
В том числе по годам:
2013 год – 14 775,20 тыс. руб.
2014 год – 114 817,00 тыс. руб.
2015 год – 26 590,00 тыс. руб.
Из них по источникам:
Средства бюджета города Королёва Московской области
Всего – 66 513,20 тыс. руб.
В том числе по годам:
2013 год – 12 668,20 тыс. руб.
2014 год – 29 295,00 тыс. руб.
2015 год – 24 550,00 тыс. руб.
Другие источники:
Всего – 89 669, 00 тыс. руб.
В том числе по годам:
2013 год – 2 107,00 тыс. руб.
2014 год – 85 522,00 тыс. руб.
2015 год – 2 040,00 тыс. руб.
Финансирование затрат на реализацию меро-приятий Программы производится за счёт средств федерального бюджета, бюджета Мос-ковской области, бюджета города Королёва Мо-сковской области, внебюджетных источников.
Объёмы финансирования из бюджетов выше-стоящего уровня определяются при формирова-нии бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год в соответствии с пропорциями, устанавливаемыми исходя из концепции межбюджетных отношений и из на-логовых доходов, собранных на территории го-рода Королёва Московской области и посту-пивших в соответствующий бюджет в преды-дущем году.
Планируемые результаты Программы
(количественные и качественные показатели эффективности реализации Про-граммы) Качественные показатели:
- устойчивое динамичное развитие сферы куль-туры города Королёва Московской области;
- обеспечение доступности учреждений культу-ры, культурных благ для всех категорий населе-ния путем равномерного развития социально-культурной инфраструктуры во всех районах города, а также за счет льготного и бесплатного посещения учреждений культуры учащимися, создания необходимых условий для лиц с огра-ниченными возможностями;
- расширение культурной среды города за счет укрепления культурных традиций;
- расширение и улучшение качества услуг, со-хранение культурных ресурсов, создание усло-вий и предпосылок для удовлетворения расту-щих культурных потребностей, запросов и ин-тересов различных групп населения;
- формирование позитивного образа города Ко-ролёва, повышение его международного автори-тета за счет интеграции культуры города в ми-ровое и общероссийское пространство;
- создание условий для эффективного сохране-ния культурного наследия;
- укрепление материально-технической и техно-логической базы учреждений культуры и учре-ждений дополнительного образования детей;
- сохранение и укрепление кадрового потенциа-ла сферы культуры, повышение социального статуса работников культуры.
Количественные показатели - увеличение:
- мероприятий на 1,2 %;
- посещений на 1,2%;
- спектаклей на 6,8%;
- числа посетителей музеев на 19,5%;
- книжного фонда на 2,4%.
2. Характеристика проблемы в рассматриваемой сфере и прогноз развития ситуации с учётом реализации Программы
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ве-дущая роль в формировании человеческого капитала.
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регу-лирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.
Город Королёв Московской области обладает развитой культурно - досу-говой инфраструктурой. Сеть подведомственных Комитету по культуре учреж-дений города включает в себя:
16 муниципальных учреждений культуры – юридических лиц.
6 учреждений клубного типа:
- МБУК «Центральный Дворец культуры им.М.И.Калинина»;
- АУК города Королёва Московской области «Деловой и культурный центр «КОСТИНО»;
- МБУК «Центр культуры и досуга «Болшево»;
- МБУК Дом культуры «Текстильщик»;
- МБУК «Молодёжный культурный центр»;
- МБУК «Бурковский Дом культуры».
3 муниципальных музея:
- МБУК «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве»;
- МБУК «Мемориальный Дом-музей С.Н.Дурылина»;
- МБУК «Королёвский исторический музей».
2 школы дополнительного образования детей:
- МБОУ ДОД «Детская школа искусств»;
- МБОУ ДОД ДШИ «Хоровая школа «Подлипки» им Б.А.Толочкова».
2 концертные организации:
- МБУК «Королёвский духовой оркестр»;
- МБУК «Ансамбль народной музыки «Сувенир».
МБУК «Театр Юного Зрителя»
МБУК «Централизованная библиотечная система», объединяющая 14 библиотек.
МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре».
В настоящее время сеть учреждений культуры клубного типа представля-ет собой систему, позволяющую в рамках города получить полный объём культурных услуг, отвечающих принципам доступности, в т.ч. территориаль-ной, удовлетворяющих потребности жителей города.
Из года в год возрастает уровень и качество потребностей граждан в культурных услугах. И именно клубным учреждениям, с их демократично-стью, максимальной приближенностью к месту жительства, возможностью для индивидуальной работы, под силу удовлетворение этих потребностей.
Создание и организация работы клубных формирований, таких, как кол-лективы, студии и кружки любительского художественного творчества, народ-ных театров, любительских объединений культурно-познавательного, истори-ко-краеведческого, научно-технического и иного характера, является одним из основных видов деятельности учреждений культуры клубного типа.
Основной целью создания и функционирования клубных формирований является удовлетворение потребностей населения в реализации творческой инициативы, сохранение любительского творчества, развитие социально-культурной активности жителей города. Занятия в творческих коллективах яв-ляются одной из самых действенных форм борьбы с вредными привычками в молодёжной среде.
Задачей учреждений клубного типа является не только создание новых творческих коллективов и привлечение большого количества участников в них, но и обеспечение населения наиболее востребованными, пользующимися попу-лярностью клубными формированиями.
Девять коллективов самодеятельного народного творчества имеют
Почетные звания:
- 4 коллектива звание «Народный»: цирковой коллектив «Энергия» (МБУК «ЦДК им.М.И.Калинина»), Драматический театр (МБУК «ЦДК им.М.И.Калинина»), Академический хор «Подлипки» им. Б.А.Толочкова (МБУК «ЦДК им.М.И.Калинина»), Хор русской песни (МБУК «ЦКиД «Болше-во»);
- 5 коллективов звание «Образцовый»: вокальный коллектив «Цветы Рос-сии» (МБУК «ЦДК им.М.И.Калинина»), коллектив АЭСТ «Созвездие» (МБУК «ЦДК им.М.И.Калинина»), ансамбль эстрадного танца «Арлекино» (АУК «ДиКЦ «КОСТИНО»), цирковой коллектив «Каскад» (АУК «ДиКЦ «КОСТИНО»), хор «Поток» (МОУ ДОД ДШИ «Хоровая школа «Подлипки» им. Б.А.Толочкова»).
Большое внимание уделяется организации участия творческих коллекти-вов и отдельных исполнителей муниципальных учреждений культуры в кон-курсах и фестивалях различного уровня. Это предоставляет коллективам воз-можность показать свои достижения, поделиться накопленным опытом, позна-комиться с новыми направлениями в творческой деятельности.
Недостаточность бюджетного финансирования требует активных поисков новых форм работы, приносящих доход. Досуг населения всё более становится платным, увеличивается доля мероприятий на платной основе, в том числе и для детей.
Деятельность отдельных клубных учреждений, направленных на инте-грацию в общество людей с различными возможностями, интересами, а также на пропаганду здорового образа жизни, народного творчества, уже сейчас на-ходят поддержку населения города.
Следует отметить, что наиболее высокие показатели работы учреждений клубного типа тесно взаимосвязаны с состоянием материально-технической ба-зы, наличием необходимого специализированного оборудования, реквизита, инструмента.
Большой объем ремонтных работ выполнен в здании Автономного
учреждения культуры города Королёва Московской области «Деловой и куль-турный центр «КОСТИНО» по капитальному ремонту кровли, помещений, сан-технические работы и т.д.
Одну из ведущих позиций в организации досуга в нашем городе занимает кинопоказ, осуществляемый в кинотеатре на базе АУК «ДиКЦ «КОСТИНО».
Ежемесячно репертуар кинотеатра пополняется художественными и ани-мационными фильмами для разной аудитории.
Проблемой учреждений клубного типа города является не соответствую-щая современным требованиям материально-техническая база, требующая дальнейшего развития, а также увеличение полезных площадей для хранения реквизита и декораций. Для проведения уличных мероприятий необходимо приобрести сборно-разборную площадку (мобильную сцену). В целях оптими-зации сети планируется присоединение МБУК «Бурковский Дом культуры» к МБУК «МОЛОДЁЖНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР» в качестве филиала.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию в городе, Программа нацелена на сохранение клуба, как массового и демократичного уч-реждения, реально обеспечивающего всем категориям населения доступность к культурному досугу.
Муниципальная музейная сеть города Королёва включает в себя 3 музея: МБУК «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве», МБУК «Мемориальный Дом-музей С.Н.Дурылина» и МБУК «Королёвский историче-ский музей», состоящий из 2-х отделов:
• отдел «Усадьба «Костино»
• отдел «Новейшей истории».
Работа музеев проводится по направлениям: научно-фондовая, экскурси-онно-лекционная, научно-исследовательская, выставочная, издательская дея-тельность.
Основной фонд муниципальных музеев в 2011 году насчитывал 35 016 тысяч единиц хранения, в постоянных экспозициях представлено 11 % основ-ного фонда, в выставочной деятельности ежегодно используется 4 % основно-го фонда.
Экскурсионно-лекционная работа является одним из основных направле-ний деятельности муниципальных музеев.
К сожалению, в нашем городе не существует муниципальной картинной галереи или выставочного зала. Основная выставочная деятельность осуществ-ляется на базе муниципальных музеев. Самым активным в этом направлении является Королёвский исторический музей (отдел «Усадьба «Костино»). Музей организует и проводит выставки произведений художников и мастеров декора-тивно-прикладного искусства нашего города.
Муниципальные музеи ведут активную издательскую деятельность, вы-пускают буклеты, календари и другую печатную продукцию.
Вместе с тем необходимо отметить, что материально-техническая база муниципальных музеев не соответствует современным требованиям.
В настоящее время здания, в которых располагаются музеи, требуют ре-ставрации.
Настоятельно назрела необходимость в обновлении основных экспозиций музеев, в связи с этим требуется реставрация музейных экспонатов и приобре-тение музейного оборудования.
В 2012 году в соответствии с долгосрочной целевой программой города Королёва Московской области «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящих-ся в собственности города Королёва Московской области, на 2012-2014 годы» выделены денежные средства в размере 31 миллиона рублей на производствен-ные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального зна-чения «Дача, где в 1939 году жила поэтесса М.И. Цветаева» (МБУК «Мемори-альный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве»).
Проблемой музеев города является нехватка молодых специалистов: на-учных сотрудников, хранителей фондов, экскурсоводов.
Мероприятия Программы направлены на сохранение культурного насле-дия города, развитие и совершенствование деятельности музеев, использование новых информационных технологий в работе по учёту, хранению и популяри-зации музейных предметов, создание и расширение современных экспозиций.
Программа предусматривает сохранение традиционно сложившейся сис-темы художественного образования, обеспечение через школы дополнительно-го образования возможности раннего выявления таланта и создание благопри-ятных условий для его профессионального становления, а также широкого ху-дожественно-эстетического просвещения.
Анализируя состав учащихся за последние годы, можно отметить, что контингент школ не уменьшается, он стабильно высокий.
Большое внимание в школах уделяется художественно-эстетическому воспитанию и реализации творческих способней учащихся.
Учащиеся школ дополнительного образования детей принимают активное участие в фестивалях и конкурсах различных уровней, в том числе междуна-родных.
Именные стипендии Губернатора Московской области для детей и подро-стков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта получили учащиеся Детской школы искусств Илья Леленков и учащиеся Хоровой школы «Подлипки» им.Б.А.Толочкова Ксения Угольникова и Алек-сандр Воробьёв.
Следует отметить, что Детской школе искусств и Хоровой школе «Под-липки» им.Б.А.Толочкова по результатам государственной аккредитации уста-новлен государственный статус учреждения – Школа высшей категории.
Хоровая школа стала методическим центром для всех хоровых школ об-ласти. На её базе проводятся лекции, семинары, областные открытые уроки преподавателей хора и хоровых коллективов Хоровой школы «Подлипки» им.Б.А.Толочкова в рамках курсов повышения квалификации на уровне Науч-но-методического центра Московской области.
Преподавание в школах ведут опытные высококвалифицированные пре-подаватели, дающие качественное, системное образование детям в области му-зыкального и художественного искусства.
В число наиболее актуальных проблем школ дополнительного образова-ния детей города Королёва входят такие как: устаревшая материально-техническая база; нехватка музыкальных инструментов, учебной литературы; необходимость капитального ремонта части зданий.
Хочется обратить внимание на то, что территориально школы дополни-тельного образования детей находятся в одном районе. В перспективе необхо-димо рассмотреть вопрос о создании новой школы дополнительного образова-ния детей, либо филиала уже имеющихся в новой части города в районе про-спекта Космонавтов.
МБУК «ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ» является без преувеличения одним из самых посещаемых учреждений культуры нашего города. Репертуарная по-литика театра ориентирована главным образом на детей и юношество, но по-степенно расширяется и обогащается спектаклями, предназначенными для пуб-лики старшего возраста.
Для улучшения качества обслуживания зрителей, создания наиболее бла-гоприятных условий их пребывания, популяризации театра, перед началом дет-ских спектаклей в фойе проходят игровые программы.
В 2011 году было проведено 117 мероприятий, которые посетило более
13 100 человек. Среди премьер театра 2011 года:
- «Правда хорошо, а счастье – лучше» (по Островскому А.Н.) в постанов-ке Н.Ермаковой – классическая комедия для школьников и взрослых;
- «Лубяная избушка» (в постановке Я.Ермакова) - сказка – нескладушка по мотивам русских народных сказок для дошкольников и младших школьников.
В рамках проведения городского праздника День Победы творческий коллектив театра уже традиционно проводит полюбившуюся ветеранам музы-кальную программу «На солнечной поляночке». Также артисты театра прини-мают участие в митинге и музыкальной программе в День памяти и скорби у Мемориала Славы.
В стадии обсуждения находятся предложения по постановкам новых, премьерных спектаклей для детей и взрослых. Впервые за существование теат-ра были выделены денежные средства на постановочные расходы (реквизит, декорации, костюмы).
Настоятельно назрела проблема хранения декораций, реквизита, костю-мов, в связи с этим необходимо строительство пристройки к зданию театра.
В городе функционируют 2 концертные организации: МБУК «Королёв-ский духовой оркестр» и МБУК «Ансамбль народной музыки «Сувенир». Чис-ло художественного и артистического персонала двух учреждений составляет 47 человек.
За 2011 год концертными организациями проведено 147 мероприятий. Основной аудиторией МБУК «Королёвский духовой оркестр» и МБУК «Ан-самбль народной музыки «Сувенир» являются люди пожилого возраста, вете-раны. В 2011 году число зрителей составило 66 300. Организации тесно сотруд-ничают с клубами ветеранов, расположенными в МБУК «ЦДК имени М.И.Калинина» и АУК «ДиКЦ «КОСТИНО», принимают активное участие в общегородских праздниках.
МБУК «Централизованная библиотечная система» объединяет 14 биб-лиотек-филиалов.
Ежегодно Централизованная библиотечная система получает субсидии из федерального бюджета на комплектование фондов в размере:
2010 год – 409,00 тыс.руб.;
2011 год – 410,00 тыс.руб.;
2012 год – 451,00 тыс.руб.
Однако число приобретаемых книг и других документов на 1000 жителей ещё не соответствует стандартам, принятым РБА (Российской библиотечной ассоциацией).
Так в 2011 году ЦБС получено 14 350 экземпляров, а в соответствии со стандартом РБА должно быть 27 450 экземпляров.
Современная библиотека – это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном ре-жимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг. Это единственное ме-сто, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Это центр работы с книгой и информацией, центр общения и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.
Таким центром должна стать новая центральная библиотека в строящемся помещении на проспекте Космонавтов общей площадью 1 500 кв.м.
Открытие этого библиотечного центра приведёт к оптимизации сети биб-лиотек города. В новом здании будут объединены 3 филиала ЦБС, находящиеся сейчас в неудобных для библиотечного обслуживания помещениях: Центральную городскую библиотеку, размещающуюся сейчас на 11 этаже одного из зданий МЖК на проспекте Королёва, библиотеку-филиал №6, занимающую квартиру по адресу проспект Космонавтов дом 16А, библиотеку-филиал №10, расположен-ную в здании ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ на ул.Калининградской, дом 12.
В результате городу будет передана освободившиеся квартира на про-спекте Космонавтов, а ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ получит дополнительное помещение для занятий театральной студии и проведения мероприятий.
Новый библиотечный центр поставит библиотечное обслуживание в Ко-ролёве на качественный новый современный уровень в соответствии с концеп-цией развития библиотечного дела в Российской Федерации.
В библиотеке, оснащённой в соответствии с современными требованиями планируется открыть новые отделы, которые отсутствуют в ЦБС в настоящее время:
- центр краеведения,
- центр правовой информации,
- молодёжный информационный центр,
- детское отделение (игровая комната),
- конференц-зал,
- отдел организации и использования единого фонда ЦБС.
Фонды библиотеки будут представлены на книжных выставках.
При читальном зале будут работать:
- любительское объединение “Литературная гостиная”
- любительское объединение “Библиотечный Киноклуб” для детей и юношества.
- любительские литературные объединения по интересам.
Всё вышеперечисленное позволит максимально удовлетворить растущие информационные, культурные и социальные потребности жителей густонасе-ленного жилого района города, находящегося вдали от других учреждений культуры. Во многом библиотека будет способствовать более высокому куль-турному уровню жизни жителей города, особенно детей и юношества. Кроме того значительно расширится сфера платных услуг, что позволит увеличить за-работную плату и привлечь в библиотеку молодых специалистов.
Болшевская библиотека им. С.Н. Дурылина была создана в начале ноября 1959 г. и основой ее книжного фонда стало собрание в 2 тыс. книг профессора С.Н.Дурылина. Расположена библиотека в двухэтажном здании, построенном в 1862-1863 гг., где ранее размещалась Церковно-приходская школа. Здание биб-лиотеки является объектом культурного наследия (памятником истории и куль-туры) регионального значения. Последний ремонт библиотеки был в 1988 году. В настоящее время здание библиотеки находится в аварийном состоянии.
К сожалению, в настоящее время библиотека не может принимать чита-телей в своих стенах. Читальный зал библиотеки расположен на втором этаже и из-за риска обрушения доступ читателей в него закрыт. Здание постепенно раз-рушается и требует капитального ремонта.
После ремонта Болшевская библиотека им. С.Н.Дурылина станет библио-течно-информационным и культурным центром искусства, в котором планиру-ется открытие мультимедийного читального зала по искусству.
В сфере культуры города число работников составляет 908 человек. Ра-ботают люди, отмеченные высокими званиями и наградами: Почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» - 6 человек, Почёт-ное звание «Заслуженный работник культуры Московской области» - 12 чело-век, Почётный знак Министерства культуры Российской Федерации «За дости-жения в культуре» - 8 человек.
Одной из проблем является состояние кадрового потенциала, который ха-рактеризуется большой долей работников старше 50 лет. Например, в музеях число сотрудников данной возрастной категории составляет 50 %. Невысокий уровень заработной платы, снижение авторитета профессий социально-культурного профиля не привлекают значительного числа молодых специали-стов. Большинство работников сферы культуры трудятся на своих местах на протяжении многих лет, что, с одной стороны, позволяет говорить о высоком уровне профессионализма, а с другой стороны, вызывает опасение отсутствие достойной смены и резерва кадров.
За последние годы объём бюджетных средств, выделяемых на культуру, от расходной части городского бюджета, заметно снизился.
Сравнительный анализ объёмов бюджетных средств, выделяемых на культуру, от расходной части городского бюджета
Несмотря на экономические сложности и проведение ремонтных работ в муниципальных учреждениях культуры, суммарный доход от приносящей до-ход деятельности достаточно высок и сохраняется за счёт увеличения объёма платных услуг, оказываемых учреждениями культуры.
Сравнительный анализ уровня доходов от приносящей доход деятельности
Вместе с тем необходимо отметить, что материально-техническая база многих муниципальных учреждений культуры не соответствует современным требованиям и требует дальнейшего развития. В настоящее время из 32 зданий и помещений, в которых располагаются учреждения культуры, 19 требуют ка-питального ремонта. Комитетом по культуре продолжена работа по укрепле-нию материально-технической базы учреждений культуры и школ дополни-тельного образования детей.
Для более полного объема восстановления, ремонта и переоснащения учреждений культуры необходимо:
- дополнительное выделение финансовых средств на проведение обследо-вания зданий и помещений учреждений культуры и получения технического заключения для выполнения работ по реконструкции, реставрации, капиталь-ному ремонту и эксплуатации;
- дальнейшее проведение работ по изготовлению проектно-сметной до-кументации и получения заключений по ней ГУ «Мособлэкспертиза» в соот-ветствии с техническими заключениями по каждому объекту;
- дополнительное финансирование работ по капитальному ремонту зда-ний учреждений культуры, благоустройству территорий, прилегающих к зда-ниям;
- дополнительное финансирование на приобретение специализированного оборудования, оргтехники, музыкальных инструментов, костюмов и мебели для муниципальных учреждений культуры и школ дополнительного образования детей.
Обеспечение общей безопасности учреждений культуры и школ дополни-тельного образования детей остаётся важнейшим направлением деятельности Комитета по культуре Администрации города Королёва Московской области.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций повышается в связи с недостаточным оснащением учреждений средствами обеспечения безопасности.
Не все учреждения оснащены системой автоматизированной пожарной безопасности, системой видеонаблюдения, не во всех учреждениях напольные покрытия соответствуют требованиям пожарной безопасности, в ряде учрежде-ний требуется замена электропроводки.
В 2011 году на решение вопросов безопасности учреждений культуры и школ дополнительного образования детей было направлено 2820,61 тысяча рублей из средств городского бюджета и средств поступивших от приносящей доход деятельности.
Практически во всех учреждениях культуры и школах дополнительного образования детей установлены кнопки тревожной сигнализации для мобиль-ного вызова спецслужб УВД города.
На 14 объектах культуры города имеются технические системы охраны с выводом сигнала на пульт вневедомственной службы ОВО УВД.
В школах дополнительного образования детей: Детская школа искусств, Хоровая школа «Подлипки» им.Б.А.Толочкова, и в учреждениях культуры: Центр культуры и досуга «Болшево», Дом культуры «Текстильщик» заключе-ны договоры на оказание услуг сторожевой охраны со специализированными организациями.
В настоящее время из 30 объектов культуры города только в 14 (в т.ч. 2 - школы дополнительного образования детей) установлены системы пожарной сигнализации.
В 2011 году за счет средств бюджета города были установлены системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при по-жаре в муниципальных бюджетных учреждениях культуры: МОЛОДЁЖНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР и Центр культуры и досуга «Болшево». Установлена охранно-тревожная сигнализации в помещениях отдела «Усадьба «Костино» МБУК «Королёвский исторический музей».
В 2012 году запланировано выполнение работ:
- по капитальному ремонту пожарной сигнализации в помещениях отде-ла «Усадьба «Костино» МБУК «Королёвский исторический музей»;
- по капитальному ремонту системы пожарной сигнализации и управле-ния эвакуацией людей при пожаре библиотеки – филиала №12 МБУК «Центра-лизованная библиотечная система г. Королёва».
Во всех муниципальных учреждениях культуры и школах дополнитель-ного образования детей проводится плановая работа по перезарядке огнетуши-телей, противопожарной пропитке огнезащитным составом деревянных эле-ментов сцены, конструкций здания и помещений, замерам сопротивления изо-ляции систем электроснабжения.
Выполнение работ по вопросам укрепления безопасности учреждений культуры требует больших капиталовложений, поэтому планируется поэтапное оснащение объектов специализированными техническими средствами на про-тяжении нескольких последующих лет.
Сложность и многозначность приоритетов развития сферы культуры го-рода Королёва, наличие масштабных проблем, необходимость больших ресурс-ных затрат делают очевидным то, что только часть задач, стоящих перед горо-дом в этой сфере, могут быть решены в рамках настоящей Программы. Ее ме-роприятия являются важным этапом в развитии сферы культуры на отдаленную перспективу.
Практика последних лет подтверждает эффективность решения проблем-ных вопросов развития сферы культуры путем разработки и реализации про-грамм. Программный подход позволяет с максимальной социальной и экономи-ческой эффективностью решать задачи культурного развития города Королёва, сохранения и приумножения культурных ценностей, приобщения к культурным благам и творческой деятельности различных категорий населения города.
Реализация программных мероприятий позволит добиться:
- повышения социальной роли культуры;
- сохранения и развития культурного наследия муниципального образо-вания «Город Королёв Московской области»;
- создания системы сохранения, поддержки и развития профессионально-го и самодеятельного искусства;
- увеличения доступности для жителей города произведений искусства, дополнительного образования в сфере культуры, музейного и библиотечного фондов;
- укрепления материально-технической базы учреждений культуры, даль-нейшего её развития.
Фундаментальная особенность культуры заключается в том, что важней-шие результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по време-ни социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потен-циала, изменении ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества.
Главный социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры в жизни граждан города Королёва и, соответственно, в повышении качества жизни. Этот эффект, отло-женный во времени, будет выражаться, в частности:
- в укреплении единства при местном разнообразии культурного про-странства города;
- в создании благоприятных условий для творческой деятельности, раз-нообразия и доступности предлагаемых населению культурных благ и инфор-мации в культуре и искусстве;
- в освоении новых форм и направлений культурного обмена;
- в развитии эстетического воспитания молодежи.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования объектов муниципальной собственности в культуре.
3. Сведения о муниципальном заказчике Программы, о разработчике Программы и её исполнителях
Муниципальными заказчиками настоящей Программы являются Админи-страция города Королёва Московской области, Комитет по культуре Админи-страции города Королёва Московской области.
Разработчиком Программы является Комитет по культуре Администра-ции города Королёва Московской области.
Исполнителями Программы являются:
- Комитет по культуре Администрации города Королёва Московской
области;
- Подведомственные Комитету по культуре Администрации города Коро-лёва Московской области муниципальные учреждения культуры и учреждения дополнительного образования детей города Королёва Московской области.
4. Цели и задачи Программы
Цели Программы: обеспечение единого культурного пространства для представителей разных социальных групп в целях получения доступа к куль-турным ценностям, повышение привлекательности учреждений культуры для жителей и гостей города, сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия города, оптимизация и модернизация культурной среды города.
Задачи Программы:
1. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, пре-доставляемых в сфере культуры, модернизация работы учреждений культуры.
2. Совершенствование форм поддержки творческой деятельности, созда-ние благоприятных условий для развития и реализации имеющегося потенциа-ла творческих сил города; наращивание межрегиональных и международных культурных связей города в целом и прямых связей отдельных творческих кол-лективов и учреждений культуры.
3. Методическое и организационное обеспечение деятельности музеев, включая реставрационные работы, создание современных экспозиций, внедре-ние в деятельность музеев современных форм и методов работы.
4. Обеспечение доступности дополнительного образования в сфере куль-туры, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли и об-разовательных технологий.
5. Обеспечение свободного доступа к информации и знаниям посредст-вом создания качественно новой системы информационно-библиотечного об-служивания населения города.
6. Развитие кадрового потенциала сферы культуры.
5. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы
Оценка Программы проводится по количественным и качественным по-казателям эффективности реализации Программы, выраженным через систему показателей, соответствующих целям и задачам Программы, указанным по форме согласно приложению №1 к настоящей Программе.
6. Методика расчёта значений показателей эффективности реализации Программы
Для расчёта значений показателей эффективности реализуемой Програм-мы (при расчёте увеличения количества проведённых мероприятий, посещений всего спектаклей, увеличения числа посетителей музеев, увеличения книжного фонда) применяется следующая формула:
W = R1/Rx100%, где
W – достигаемый числовой показатель (%);
R – базовый показатель на начало работы Программы;
R1 – планируемый числовой показатель при завершении действия Программы.
7. Сведения о ресурсном обеспечении, источниках и способах финансирования Программы
Финансирование затрат на реализацию Программы производится за счёт средств Федерального бюджета, бюджета Московской области, бюджета города Королёва Московской области, средств от приносящей доход деятельности.
Общий объём средств, направляемых на реализацию мероприятий – 156 574,00 тыс. руб.:
8. Порядок взаимодействия муниципального заказчика Программы, ответственного исполнителя и исполнителей Программы
Общее управление реализацией Программы осуществляется муниципаль-ными заказчиками Программы – Администрацией города Королёва Москов-ской области и Комитетом по культуре Администрации города Королёва Мос-ковской области.
Координацию работы по реализации Программы осуществляет исполни-тель, ответственный за выполнение мероприятий Программы – Комитет по культуре Администрации города Королёва Московской области.
Полномочия муниципального заказчика и исполнителя, ответственного за выполнение мероприятий Программы, определены Постановлением Админист-рации города Королёва Московской области от 5 ноября 2009 года № 18 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования «Город Королёв Московской области», их формирования и реализации».
9. Перечень Программных мероприятий по разделам Программы
Перечень мероприятий Программы по разделам и объёмы финансирова-ния по годам представлен в приложении № 2 к настоящей Программе.
10. Состав, форма и сроки предоставления отчетности о ходе реализации мероприятий Программы исполнителями мероприятий муниципальному заказчику Программы
Ответственность за реализацию Программы и обеспечение достижения значений количественных и качественных показателей эффективности реализа-ции Программы несёт муниципальный заказчик Программы.
Ответственные исполнители, принимающие участие в ходе реализации Программы, представляют в Комитет по культуре Администрации города Ко-ролёва Московской области отчёт о выполнении соответствующего мероприя-тия в течении 10 рабочих дней после его завершения, содержащий следующие сведения:
- перечень выполненных мероприятий настоящей Программы, с указани-ем объёмов и источников финансирования;
- анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий Программы.
С целью контроля за реализацией Программы Комитет по культуре Ад-министрации города Королёва Московской области ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, направляет в отдел анализа, прогнозирования и планирования Администрации города Королёва Мос-ковской области оперативный отчёт, который содержит в себе:
- перечень выполненных программных мероприятий с указанием объёмов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы;
- анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприя-тий.
Муниципальный заказчик Программы ежегодно, до 1 марта года, сле-дующего за отчётным, представляет подготовленный Комитетом по культуре Администрации города Королёва Московской области годовой отчёт о реали-зации Программы, с заключением отдела анализа, прогнозирования и планиро-вания Администрации города Королёва Московской области об оценке эффективности реализации Программы, на рассмотрение руководителя Администрации города Королёва Московской области.
После окончания срока реализации Программы Комитет по культуре Ад-министрации города Королёва Московской области обеспечивает подготовку не позднее 1 июня, года следующего за последним годом реализации Програм-мы, итогового отчёта о её реализации в целях утверждения Администрацией города Королёва Московской области.
Оперативный, годовой и итоговый отчёты о реализации Программы представляются по форме, установленной Порядком принятия решений о раз-работке долгосрочных целевых программ муниципального образования «Город Королёв Московской области», их формирования и реализации, утверждённым постановлением Администрации города Королёва Московской области от
5 ноября 2009 г. № 18.
- Приложение 1 к Программе: Планируемые результаты реализации Долгосрочной целевой Программы города Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013 – 2015 годов»: скачать по ссылке выше
- Приложение 2 к Программе: ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий Долгосрочной целевой Программы города Королёва Московской области «Развитие и сохранение культуры на период 2013 – 2015 годов»: скачать по ссылке выше. UPD 2013: приложение 2 было изменено постановлениями 2126 от 16.11.12, 979 от 29.05.13, 1371 от 23.07.13