Пятница, 19.04.2024, 11:54
 Категории
ВИДЕО события [226]
события в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО спорт/отдых [55]
спорт в Юбилейном и Королёве
ВИДЕО другое [85]
природа, объекты Юбилейного и Королёва
ВИДЕО избранное [22]
видео о Юбилейном и Королёве хорошего качества и профессиональной обработки
ВИДЕО фотонарезка [21]
красивое слайдшоу о городе
ФОТО репортаж [510]
факты и события
Рассказы о городе [275]
заметки о фактах, событиях, людях города
Замечательные Люди [24]
таланты Юбилейного и Королёва
 Реклама

Реклама на сайте
 Заметки
 Сохранить в соцсети



Заметки жителей Юбилейного и Королёва
Главная » Заметки » Рассказы о городе » 2013 » Апрель » 19

От Королёва до Москвы на электричке

01:23
Многие жители Королёва, начиная свой ежедневный путь от любой из четырех станций нашего города, не задумываются об истории создания постоянного сообщения Москва-Королёв. А жаль. История создания Ярославской дороги, в частности первого отрезка пути, имеющего название Московско-Троицкая железная дорога весьма поучительна в историческом плане. Это не только первая  частная российская дорога, принадлежавшая гражданам Российской Империи, но и первая железная дорога, полностью построенная силами российских рабочих и инженеров.

Начиная с 1857 года строительство железных дорог в России полностью перешло в руки иностранного капитала в лице «Главного общества российских дорог», принадлежавшего иностранным банкирам, преимущественно французам. Все  высококвалифицированные работы проводились преимущественно высокооплачиваемыми французскими рабочими и инженерами. Их непомерные аппетиты и требования приводили к тому, что ни одна из построенных ими дорог не уложилась в первоначальную смету, а результатом французской монополии и отсутствием контроля стало низкое качество произведенных работ.

Идея создания первой отечественной частной дороги от Москвы до Ярославля  принадлежит профессору Московского университета, ученому, механику Фёдору Васильевичу Чижову. План  создания отечественной железной дороги, построенной на деньги русских купцов, предполагал поэтапное строительство железнодорожного сообщения Москва-Ярославль. Первым отрезком этого направления стала Московско-Троицкая железная дорога, частью которой и является трасса Москва-Королёв.

У Ф.В. Чижова нашлись сторонники, поддержавшие его и ставшие компаньонами в таком рискованном начинании. Главным акционером проекта, внесшего основной капитал в дело, стал мещанин Калужской губернии Иван Фёдорович Мамонтов, известный купец и меценат.

Примечателен такой исторический факт. Для доказательства выгоды строительства этой дороги Чижов с помощью сформированных и обученных им шести групп молодых людей, расставленных на протяжении всей дороги,  сумел за два месяца  достаточно точно подсчитать весь пассажирский и грузовой поток по этой трассе.

По приведенным подсчетам по дороге Москва-Ярославль ежегодно проезжало около 150 тысяч человек, провозилось 4 миллиона пудов груза. Помимо этих пассажиров Троице-Сергиеву Лавру ежегодно посещали 500 тысяч паломников, прибывающих преимущественно с московского направления.

В 1958 году акционерное общество Московско-Троицкой железной дороги , основанное Чижовым, получило Высочайшее согласие и благословение на проведение изыскательских работ. Все  изыскательские работы, проектирование и строительство предполагалось совершить за счет средств акционеров без дотаций и помощи из государственного бюджета. Ориентировочный срок проведение работ был определен в четыре года.

В мае 1859 года российские газеты сообщили об учреждении «Общества Московско-Троицкой железной дороги». Первое заседание акционеров прошло 25 февраля 1860 года. На этом заседании впервые в истории акционерных общество (по настоянию Чижова) было принято решение об открытом опубликовании  шесть раз в год состояния кассы акционерного общества с раскрытием всех произведенных расходов.

Строительство дороги началось в мае 1860 года со стороны Сергиева Посада. Всего в строительстве было задействовано около 6 тысяч рабочих. Досрочно, за два года были произведены все работы, включая строительство путепровода на пересечении железной дороги с Ярославским шоссе. 22 июля рабочие и инженеры совершили пробный проезд в составе одного вагона и паровоза, а  18 августа 1862 года произошло торжественное открытие Московско-Троицкой железной дороги. Первоначально на трассе было четыре промежуточные станции (не считая Москвы и двух конечных в Троицке-Сергиеве): Мытищи, Талицы, Пушкино и Хотьково.

 Билет от Москвы до конечной станции стоил два рубля серебром первым классом и 80 копеек третьим классом, немалые по тем временам деньги. С 3 октября  1862 года по этой железной дороге пошли грузовые поезда.

Со временем, по мере возникновения необходимости и развития железнодорожного сообщения на этой ветке стали появляться новые станции, а дорога приобретать современный вид. Отправляясь от платформы Ярославского вокзала, мы последовательно проезжаем:


Станция Москва-3, 1929 год

Эта станция была основана  в 1929 году для улучшения сообщения со столицей Экспериментального института путей сообщения, который сейчас переименован во Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).

Платформа Маленковская, 1934 год

 Платформа была открыта в 1934 году и названа   именем Емельяна Михайловича Маленкова (1890-1918 гг.), урожденного города Богородска (ныне Ногинск Московской области), рабочего-металлиста, большевика, активного участника Октябрьской революции. Погиб в 1918 году  в ходе Гражданской войны. Награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Платформа Яуза, 1915 год

Была открыта под названием «Платформа 6-я верста» в 1915 году для обеспечения железнодорожного сообщения с Москвой  строившейся  здесь это же время больницы Северной железной дороги по проекту и при личном участии архитектора Шехтеля Фёдора Осиповича. Современное название получила в 1929 году во время реконструкции и электрификации отрезка дороги Москва - Мытищи.

Платформа Северянин 1929 год

Платформа была построена  во время реконструкции и электрификации участка Москва-Мытищи в 1929 году. Названа в честь поселка рабочих и служащих Северной железной дороги «Красный Северянин». В 1932 году получила современное название.

Станция Лосиноостровская 1893 год

Открытая в 1893 году эта платформа первоначально носила  простое название «10-я верста». В 1902 году была переименована в сортировочную станцию Лосиноостровская. В 1911 году была реконструирована с целью доставки большого потока пассажиров в дачные поселки жителей Москвы: Дубняки, Красная сосна, Торговых служащих, Лосиноостровск. В 1960 году Лосиноостровск был переименован в город Бабушкин в честь известного полярного летчика Бабушкина, название платформы при этом осталось прежним. Чуть позже Бабушкин вошел в состав Москвы.

Платформа Лось, 1929 год

Как и многие платформы и станции этого направления эта платформа была построена в 1929 году для сообщения с Москвой дачного поселка Джамгаровка и деревни малые Мытищи.

Платформа Перловская, 1898 год

Это одна из самых старых платформ этого направления, построенная для обеспечения сообщения дачного поселка Перловка, основанного в 1864 году представителем известного купеческого семейства чаеторговцем Перловым Василием Семеновичем. Место было привлекательно тем, что здесь протекает река Яуза. После революции дачи национализировали, превратив их в жилые дома для рабочих Москвы и Мытищ.

Платформа Тайнинская, 1897 год

Была открыта в 1897 году также, как и Перловская, для обеспечения сообщении дачной местности с Москвой. Благодаря строительству платформы прилегающий дачный поселок сильно расширился. В 1930 году здесь был выстроен целый городок дачного  кооператива «Пролетарий».

В 1932 году окружающая местность и платформа вошли в состав города Мытищи.

Станция «Мытищи» 1862 год

Станция была введена в строй вместе с железной дорогой Москва-Сергиев Посад  18 августа 1962 года. Вокзал был построен позднее, в 1896 году по проекту архитектора Кекушева Льва Николаевича. Участок Москва-Мытищи был первым, переведенным на электрическую тягу в 1929 году.

Станция Подлипки-Дачные 1911 год

Полустанок «Подлипки» был открыт для обслуживания дачных поселков «Сапожниково» и «Ново-Перловка» на месте пустоши, носившей историческое название «Подлипки» и принадлежащее В.С. Перлову. В 1972 году платформа была перестроена. Тогда же она была переименована в станцию «Подлипки-Дачные».

Станция Болшево 1886 год

Остановка «Пост Болшево» появилась как железнодорожный разъезд, предназначенной для снабжения бумагокрасильной фабрики «Товарищества Франц Рабенек» дешёвым топливом – торфом, привозимым по узкоколейке с торфоразработок в Костино. Современная станция была открыта в ноябре 1967 года с началом беспересадочного сообщения Москва – Фрязино.

Платформа Фабрика 1 Мая 1951 год

После национализации товарищества «Ф. Рабинек» в 1919 году работа на фабрике остановилась. После ее пуска  1 мая  1925 года она была переименована в  фабрику «Им И.В. Сталина». В 1928 году был образован рабочий посёлок Сталинский. Остановочный пункт был открыт в 1951 году. В 1961 году фабрика была переименована в  «Имени Первого Мая», поселок в Первомайский, а платформа получила современно название.

Источник: ЮБиК
Категория: Рассказы о городе | Просмотров: 3927 | Добавил: Джин | Рейтинг: 4.6/15

Всего комментариев: 2
avatar
[ Материал ] 2Спам
2 pavelvd • 19:56, 19.04.2013
Замечательный текст!
Еще бы без нравоучений вначале... Но много нового узнал!
avatar
[ Материал ] 3Спам
1 ГАВ • 16:36, 19.04.2013
Какая клевая статья! Интересно.
omForm">
avatar

Похожие заметки:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Заметки
  Статистика
  ЮБиК рекомендует