У всех на слуху ночная трагедия в Москве, когда мотоциклист, летевший
со скоростью 200 километров в час, отправил на тот свет четверых
пешеходов и сам последовал за ними. Происшествие — из ряда вон, но за
ним высвечивается проблема не одной только Москвы: резкое повышение
аварийности, связанной с движением двухколесного транспорта —
мотоциклов, мотороллеров, мопедов, скутеров.
21 августа с 18.30 до 20.30 на улице Пионерской при въезде в
Королёв проходил очередной рейд по воспитанию водителей двухколесного
транспорта. В нем участвовали сотрудники
ОГИБДД совместно с членами
МотоДНД. Есть такая дружина в Королёве!
Время было выбрано неслучайно: в этот период плотность движения автотранспорта с Ярославского шоссе весьма высока.
Я познакомился с членом мотоциклетной добровольной дружины, который
представился скромно по имени — Павел. Надо отметить, что сотрудники
ГИБДД считают его лучшим дружинником. Павел рассказал, что их
мотодружина создана летом прошлого года. Каждый из ее членов дежурит на
своем мотоцикле, имеет большой стаж вождения, а часто и высокий разряд,
вплоть до мастера спорта. От таких дружинников нарушителям не уйти, не
спрятаться в подворотне, как это бывает при преследовании милицейской
автомашиной дорожнопатрульной службы (ДПС). Тем более, если попытка
уйти от преследования пресекается не одним, а несколькими
мотодружинниками, да еще в сопровождении автомашины ДПС.
Дежурят они в основном по выходным дням и ночью, когда на дорогах — большое число любителей ночных гонок.
Задача мотодружинников — образумить именно мотоциклистов, и делают
они это всегда совместно с экипажами ОГИБДД. Они вправе остановить
нарушителя и проверить документы. Дальнейшее решение — за сотрудником
ОГИБДД. Я, естественно, поинтересовался у Павла, какие были случаи
задержания с преследованием. Таких эпизодов на его памяти несколько, и
все они связаны с задержанием мотоциклистов в состоянии… наркотического
опьянения. Трудно даже представить, какую опасность для окружающих
представляет такой «двухколесный наркосимбиоз»! К счастью, дальше
трехсот метров нарушителям при задержании уйти не удавалось.
В день рейда до десятка водителей мотоциклов, мотороллеров и
мопедов, вопреки правилам дорожного движения, отважно двигались в город
не по проезжей части, а по… тротуару вдоль забора ЦНИИмаш: так им было
значительно удобнее, чем юлить в плотном потоке автомашин. Удобнее, но
лишь до дружинников, стоявших напротив дома №1 на улице Пионерской.
— Как же так, — говорит одному из нарушителей сотрудник ОГИБДД, —
вы, имея средство, легко маневрирующее на проезжей части, «дуете» по
пешеходной дорожке, рискуя сбить человека! За это ведь полагается
большой штраф.
— А я готов его заплатить, — отвечает лихой наездник, — это будет моя плата за возможность быстрее добраться до дома!
Такая возможность стоила ему штрафа в 2000 рублей.
Попадаются и большие оригиналы. Пользуясь тем, что двухколесные
транспортные средства с объемом двигателя меньше 50 куб. см не подлежат
регистрации, а их водители могут передвигаться без водительских прав,
они маскируют свои мощные мотоциклы под безобидные мопеды и
мотороллеры. Разоблачение таких ловчил — дело непростое, но в случае
выявления наказывают их сурово.
Вот очередной мопед движется вдоль забора, причем «наездник» без шлема.
— Почему движетесь по пешеходной дорожке? А если задавите когонибудь?
— Я еду тихо!
— Тихо сейчас движутся автомашины по проезжей части, а вы едете по
пешеходной дорожке, чтобы было быстрее! И при этом нарушаете ПДД!
— В правилах такого запрета нет!
Когда же выясняется, что такой запрет в правилах есть, изворотливый
водитель мопеда заявляет, что, когда он покупал мопед, такого запрета
не было.
Такая вот, с позволения сказать, логика!
Два часа пролетели незаметно. Такие рейды проводятся, по словам
начальника ОГИБДД, подполковника милиции С. В. Кравцова, не реже двух
раз в неделю. За рейд останавливают, как правило, 15–20 мотоциклистов.
Основные нарушения ПДД — превышение скорости движения, езда без шлемов
и по пешеходным дорожкам. Основной контингент водителей — молодые люди
в возрасте от 20 до 25 лет.
Популярные места нарушений в городе — въезд
с Ярославского шоссе, проспекты Королёва и Космонавтов. По мнению С. В.
Кравцова, резкое повышение размеров штрафов (со 100 до 2 000 рублей)
подействовало на многих потенциальных нарушителей отрезвляюще. Увы, не
на всех!