Столетию со дня рождения академика В.П. Глушко, дважды Героя
Социалистического Труда, кавалера пяти орденов Ленина, орденов
Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, лауреата Ленинской
и Государственных премий, генерального конструктора НПО «Энергия» в
1974 — 1989 годах, Почётного гражданина города Королёва, было посвящено
заседание Научно-технического совета РКК «Энергия», состоявшееся под
председательством академика РАН В.П. Легостаева.
Виктор Павлович напомнил собравшимся основные вехи жизни и деятельности
выдающегося учёного и организатора отечественной ракетно-космической
техники и предложил вниманию аудитории документальный фильм «Мастер
огня». Закадровый текст и видеоряд убедительно показали масштаб
личности великого ракетчика. Затем своими воспоминаниями о Валентине
Петровиче Глушко поделились его коллеги и соратники. Ниже приводятся
фрагменты их выступлений. Более подробно о великом ракетчике можно
узнать в в любой поисковой системе Интернета.
Академик Б.И. Каторгин: «В.П. Глушко с самых юных лет был
увлечён идеей освоения космического пространства. Одновременно с учёбой
в реальном училище руководил кружком при одесском отделении Русского
общества любителей мироведения. Вот строки его письма 1924 года к К.Э.
Циолковскому: «Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными
сообщениями, я вам скажу только то, что это является моим идеалом и
целью моей жизни». К этому времени шестнадцатилетним космистом уже была
написана книга «Проблема эксплуатации планет», а в газетах и журналах
опубликованы его научно-популярные статьи о космических полётах
«Завоевание Землёй Луны» и другие».
Докладчик напомнил, что под руководством В.П. Глушко до 1988
года были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на
высоко- и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и
космических ракетах. По его проекту и под его непосредственным
руководством была создана многоразовая космическая система «Энергия» —
«Буран» и постоянно действующая многомодульная станция «Мир». Он
возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических
кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ»,
грузового корабля «Прогресс», реализации программы пилотируемых
полётов, в том числе и международных.
Академик Б.И. Каторгин, отдавая должное значительной роли
руководителей страны и отрасли, назвал имена Л.И. Брежнева, Д.Ф.
Устинова, С.А. Афанасьева, О.Д. Бакланова, В.Х. Догужиева, Л.В.
Смирнова, О.Н. Шишкина, Б.В. Бальмонта. Завершая выступление, докладчик
сказал: «Огромный задел, созданный В.П. Глушко, позволил РКК «Энергия»
не только выжить в трудные времена, но и добиться значительных успехов.
Академик Глушко был великим сыном России и всей планеты Земля».
О.Д. Бакланов, министр общего машиностроения (1983 — 1988
гг.): «В.П. Глушко был фундаменталистом. Если многие великие ракетчики
пришли к космонавтике через другие увлечения (авиация, планеризм,
радиотехника, двигателе¬строение и т. д.), то он с самого детства был
заряжен идеей освоения космического пространства». Олег Дмитриевич
отметил характерные черты В.П. Глушко: «Он не входил в мелочи, но все
основные этапы разработки «Энергии» — «Бурана» держал в голове. Умел,
выходя на самые верхи власти, добиваться поставленной цели. Это было
очень важно, так как в перестроечное время система «Энергия» — «Буран»
была создана не благодаря, а вопреки действиям высшего руководства в
лице Горбачёва и его команды. Не уложись мы в эти сжатые сроки,
программа «Энергия» —«Буран» была бы вообще закрыта». Напомнил О.Д.
Бакланов и о своём предшественнике на посту министра С.А. Афанасьеве,
которому сейчас исполнилось бы 90 лет: «Благодаря его усилиям и
активной позиции нам удалось создать ракетно-ядерный щит, обеспечив
этим паритет с США, и пробить постановление о создании «Энергии» —
«Бурана».
Говоря о современном состоянии ракетно-космической отрасли России, О.Д.
Бакланов сказал, что группа коллег готовит обращение к руководству
страны: «В результате перестроечных и последующих изменений мы, с точки
зрения освоения космического пространства, потеряли 20 лет. Необходимо
коренным образом переоценить происходящее и произошедшее со страной и
отраслью и сделать выводы. Финансирование нашей отрасли по остаточному
принципу определяет наше стратегическое отставание. Если отношение
останется прежним, мы через 5-10 лет отстанем окончательно».
Академик Ю.П. Семёнов подчеркнул, что В.П. Глушко был
настоящим академиком-учёным, а не так называемым практиком, которых
предостаточно было в АН СССР и сейчас в РАН: «Это был человек-эпоха. Я
знаю о его работах с дней учёбы в Днепропетровском университете, где
было организовано КБ по созданию ракетных двигателей, в работе которого
я участвовал. А увидел его впервые в ОКБ М.К. Янгеля. Подтянутый,
подвижный, энергичный, элегантно одетый, в глазах светился незаурядный
ум. Таким он оставался всегда. Я работал с ним в НПО «Энергия» 15 лет.
Это был удивительный человек. Поразительные знания во всех областях
науки и техники. Принципиальность, нетерпимость к болтовне. Прекрасное
знание русского языка и неприятие его искажений. Конечно, великое
детище Валентина Петровича — «Энергия» — «Буран». Любимым делом его
была пилотируемая космонавтика. Он оставил неповторимый след в
отечественной и мировой космонавтике».
Академик Б.Е. Черток: «В.П. Глушко и С.П. Королёв отличались
от других талантливых учёных и руководителей. О них можно сказать
словами Честертона: такие люди попадают в цель, которой другие просто
не видят. Впервые я увидел фамилию Глушко на обложке его с Лангемаком
книги 1935 года издания, а в 1942 году узнал, что Болховитинов вместе с
Исаевым встретились с ним при посещении спецтюрьмы НКВД на заводе №16 в
Казани, где заключённый Глушко был главным конструктором этой «шараги».
Исаев восторженно рассказывал мне об этой встрече. За два дня общения с
Глушко и его сотрудниками они узнали о ЖРД больше, чем за весь
длительный период общения в РНИИ. Но Исаев сказал, что живут эти зэки
лучше нас. У них есть лаборатории и производство, о каких мы можем
только мечтать. Охраняют так, что откровенного разговора о жизни не
получилось. Но зато кормят намного лучше, чем нас, свободных. Самое
главное: двигатели у них работают куда надёжнее, чем те, которые мы
получили из РНИИ. Это свидание определило и судьбу А.М. Исаева.
Инженер-самолётостроитель решил стать разработчиком надёжных ЖРД и
оставался верным этому решению всю жизнь».
Сам Б.Е. Черток впервые увидел В.П. Глушко в начале 1944 года,
на заводе №293 в Химках: «На этой встрече заключённый Глушко резко
выделялся на фоне всех свободных специалистов. В хорошем костюме и
белоснежной сорочке с галстуком, он очень детально и доброжелательно
отвечал на вопросы, высказывал мысли и советы, которые для нас были
откровением. А в сентябре 1945 года я встретил в Германии уже
полковника Глушко».
Как вспоминает Борис Евсеевич, какое-то время В.П. Глушко и
С.П. Королёв были близкими друзьями и единомышленниками: «Творческое
взаимодействие двух коллективов, руководимых ими, было одним из главных
факторов начала работы по созданию отечественной ракетно-космической
техникии прежде всего носителя пилотируемых космических кораблей Р-7,
этого уникального произведения РКТ… Историки космонавтики уклончиво
пишут о разногласиях между двумя корифеями нашей космонавтики. Даже
живые свидетели, сотрудничавшие с ними, до сих пор окончательно не
разобрались в причинах сложности их отношений».
Речь о Валентине Петровиче Глушко патриарх отрасли завершил
словами: «Мы все ему обязаны тем, что наша страна является
первопроходцем в космонавтике».